Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реферативных работ






Методические указания студентам по выполнению

 

Изучение курсов истории, политологии и социологии осуществляется на протяжении всего срока обучения в университете с I по V курсы. Обучение проводится в условиях реформы российской высшей школы, одним из стержневых направлений которой является гуманитаризация образования. В силу этого данные учебные дисциплины занимают важное место в процессе обучения не только гуманитарным, но и всем остальным специальностям.

Исследование и научное постижение жизни общества, предлагаемые историей, политологией и социологией, стремление понять механизмы, лежащие в основе исторических, политических и социальных процессов, особенно необходимы для того, чтобы осмыслить суть перемен и реформ, происходящих в современном мире и в нашей стране. Систематическая и правильно организованная работа над рефератами формирует у студентов навыки постановки проблемы, самостоятельной работы с литературой, систематизации и обобщения знаний, грамотного оформления работ.

Методические указания разработаны на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, с учетом требований библиографических стандартов, а также традиций, сложившихся на кафедре. Их конкретный адрес – студент любого факультета, самостоятельно работающий над одним из своих первых, скромных научных исследований. Приводимые теоретические положения и примеры должны помочь такому студенту написать свой реферат, правильно его оформить и получить заслуженную высокую оценку.

Что такое реферат? Реферат (от латинского refero – докладываю, сообщаю) – в первоначальном понимании термина есть краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему. В учебном процессе под рефератом понимается изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, научной проблемы, концепции, результатов собственного научного исследования на основе критического изучения документов и определенного круга литературы.

Чаще всего используются опубликованные документы – в книгах, периодической печати, на электронных носителях, представленные в сети Интернет и т.д. Высшим показателем творческого начала в работе по гуманитарным проблемам является обращение к неопубликованным документам, работать с которыми необходимо в архивах – как государственных, учрежденческих (при этом необходимо проконсультироваться с преподавателем и запастись специальным обращением кафедры), так и в личных, семейных. Пополнить последние могут документы, собранные в ходе работы по теме реферата – заполненные анкеты, записанные ответы на вопросы и проч. При изучении социологии проявлением творческого начала можно считать проведение самостоятельного социологического исследования на различные темы.

Цель работы над рефератом – углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания, получить навыки самостоятельной обработки материала, его обобщения и краткого, систематизированного изложения. Реферат представляет собой самостоятельный вид учебной работы, направленный на ориентацию в учебном курсе, более глубокое изучение конкретной проблемы и сознательное усвоение всего курса.

При выставлении оценки за работу над рефератом учитываются:

– актуальность содержания, теоретический уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к теме;

– информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;

– четкость, ясность, структурная организованность, логичность и грамотность изложения;

– убедительность, аргументированность, обоснованность и практическая значимость сделанных выводов и практических предложений автора;

– правильность оформления.

Структура и объем реферативной работы

Работа должна содержать

– введение;

– 2-3 раздела (то, что в школе зачастую называют основной частью, а в курсовых и дипломных работах именуется главами);

– заключение;

– список литературы и источников;

– по желанию автора, приложение (приложения).

Объем реферата составляет, как правило, 18-20 страниц машинописного текста. Возможности сдачи работы в рукописном варианте оговариваются с преподавателем. В любом случае ни один из разделов работы не может быть по объему меньшим, чем введение и заключение вместе. Разделы должны иметь заглавия.

С чего начать? Успех дела во многом зависит уже от самого его начала – выбора темы. Тема реферативной работы выбирается студентом, как правило, из списка тем, предложенных преподавателем. Естественно, прежде всего нужно с этим списком ознакомиться. Целесообразно учесть при выборе темы круг интересов автора, собственный опыт работы, сделать первые попытки проверки доступа к литературе по данной теме, убедиться, что минимальный объем литературы для написания реферата имеется. Тему работы можно изменить или подкорректировать, но обязательно согласовать это с преподавателем. Данный этап можно считать предварительным.

Первый этап работы над рефератом начинается с изучения литературы по теме. Реферат является видом самостоятельного исследования студента, поэтому в нем должны быть изложены личные соображения на основе критического изучения научной литературы и источников. Простое, некритическое изложение прочитанных работ не может считаться самостоятельным исследованием.

Подготовительные материалы представляют собой рукопись на шести машинописных листах (можно больше).

Лист 1. Эскиз обложки. Он полностью должен соответствовать требованиям, изложенным ниже, в специальном разделе.

Лист 2. План работы, т.е. всего предполагаемого реферата. План простой (по фоме), но как можно более подробный. Менее 8-10 пунктов приниматься не будет. В окончтельный вариант реферата план не войдет, на его основе будет определено «Содержание», которое и будет располагаться на этом месте, на листе 2 (в дальнейшем).

Листы 3-5 (можно больше). Введение – полный текст. Любым способом нужно показать интерес и актуальность работы, охарактеризовать литературу по теме. Закончить лучше теми задачами, которые ставит перед собой автор. Обязательное условие для введения – не менее трех ссылок не менее чем на две книги или статьи с грамотным оформлением (внизу страницы) и точным указанием страниц. Хотя бы одно цитирование должно быть прямым, в кавычках, с указанием автора в тексте работы (слова автора – в начале, в конце или в середине цитаты).

Последний лист. Список литературы. Не менее восьми библиогра­фических единиц. Кроме книг обязательно должна быть хотя бы одна статья из журнала или газеты. Оформляется строго по нижеизложенным требованиям или по образцу списка по теме любого семинарского занятия. Допускается включение: любых трех вузовских учебников последних 10 лет издания (но не школьных и не для абитуриентов); любой газетной статьи из современной газеты по общему направлению темы (экономика, политика, культура).

Номера страниц – 3 (начало введения), 4, 5 и т.д. выставляются сверху по центру. Номер страницы – 1 (обложка) не ставится; указание страницы 2 (план, затем содержа­ние) – на усмотрение автора. Все заголовки (План, затем Содержание; Введение; Список литературы; затем заглавия каждого из двух-трех разделов реферата) должны быть выделены, исполнены одинаковым шрифтом и расположены точно в том же месте своей страницы.

От плана к содержанию. С плана начинается вообще любая работа, не только научная. Хотя бы с простейшего. Приведем пример простого плана реферата на тему «Памятники истории Мотовилихинского района г. Перми»:

 

Введение:

а). Мотовилиха и Пермь;

б). обзор литературы;

в). значение исторических памятников;

г). цели, актуальность и практическая значимость работы.

1. Основание Мотовилихи.

2. Мотовилихинский медеплавильный завод.

3. В.Н.Татищев – основатель Перми.

4. Исторические памятники в районе Красной площади и сада Свердлова.

5. Исторические здания улицы Большой (1905 года).

6. История пушечного завода.

7. Г.Н.Славянов – великий ученый и изобретатель.

8. Революционная слава Мотовилихи.

9. Мотовилихинские заводы в советский период.

10. Трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны.

11. Исторические памятники Рабочего поселка.

12. Городские горки.

13. Культурная жизнь современной Мотовилихи.

Заключение:

а). значение исторических памятников Мотовилихинского района;

б). необходимость сбережения историко-культурного наследия города.

 

Подобный план можно представить преподавателю на первой консультации. Но это рабочий документ – в текст реферата в таком виде он не войдет. В итоге вторая страница будет выглядеть примерно так:

 

 

    СОДЕРЖАНИЕ   Стр.   Введение …………………………………………………………………… 3 - 5   1. Исторические памятники старой Мотовилихи ……………………… 5 - 11   2. Памятные места «новой» Мотовилихи ……………………………… 11 - 16   Заключение ……………………………………………………………… 16 - 18   Список литературы ……………………………………………………… 18 - 19   Приложение ……………………………………………………………… 20 - 24  

Содержание введения. Наибольшие трудности вызывает введение к исследованию. В нем должны быть обоснована важность и актуальность темы для современной науки, даны ответы на вопросы: почему необходимо, актуально изучение данной темы на современном этапе? что дает изучение темы науке? В работах по истории следует обосновать хронологические и территориальные рамки исследования.

Особые сложности вызывает обзор литературы (историографическая часть введения). Часто студенты либо рассказывают о том, какие книги им больше понравились, либо просто перечисляют исследования по данной теме. Конечно, для начала это уже немало. Но нужно помнить, что обзор литературы – это тоже исследование: изучение состояния научного знания избранной проблемы. Поэтому необходимо наиболее полно указать предшественников, проанализировать, кем и как данная проблема изучалась ранее. Обзор литературы освобождает студента от повторения уже пройденного, уже изученного ранее другими исследователями. Главной задачей является ответы на вопросы: как данная проблема возникла в науке, какие стадии прошло ее изучение, какие наиболее известные ученые уделяли внимание изучению данной проблемы?

Выводы из обзора литературы (историографической части введения) должны включать ответы на вопросы: во-первых, какие проблемы были поставлены и успешно решены учеными ранее; во-вторых, какие проблемы были поставлены, но не решены, в-третьих, проблемы, которые должны быть поставлены и решены, но учеными не затрагивались.

Из анализа нерешенных проблем вытекает обоснование объекта и предмета, целей и задач исследования. Это особенно необходимо для студентов, выполняющих самостоятельное социологическое или политологическое исследование.

Объектом работы является та сфера социальной действительности, которая требует изучения, это то, на что направлено исследование.

Предметом реферата становится та часть явления, которую непосредственно будет изучать исследователь (студент).

Цель – исследование процесса зарождения, становления, развития того или иного явления.

Задачи исследования зависят от темы исследования, могут включать в себя постановку проблемы, путь ее решения и результаты исследования, а также написание практических рекомендаций по применению и использованию результатов исследования в структурах власти, науке, в педагогической и другой практике.

Важное место в реферате занимает характеристика источников (источниковедческая часть введения). Студенты, пишущие работу по истории, должны рассмотреть историю публикаций, рассмотреть методы, которыми пользовались предшественники. Давая обзор источников важно выделить опубликованные материалы, статистику, периодическую печать, мемуары и архивные источники.

Студенты, занимающиеся самостоятельной работой по социологии или политологии, должны определить вид своего исследования, охарактеризовать методы, которыми они пользовались (контент-анализ, опрос и т.д.).

Завершается введение обоснованием структуры работы.

Образцы введения приведены в приложениях 2 и 3.

Содержание глав (разделов) и заключения

Основное исследование проблемы происходит в главах, которые, учитывая скромные объемы и задачи работы, часто именуются просто разделами. Применение последнего термина тоже не совсем точно: строго говоря, и введение, и заключение, и список литературы – это тоже разделы работы. Неточно и употребление термина «основная часть»: получается, что введение и заключение части «не основные», что вовсе не так. Совсем не годится дублирование заголовка реферата в качестве названия «основной части» (в планах работы, например): получается, что без всего остального вообще можно обойтись.

Так или иначе, а каждая из глав (или пронумерованных разделов, параграфов и т.п.) начинается, как правило, с постановки проблемы, далее в излагаемом материале эта проблема решается. Изложение материала в главах должно быть четким, последовательным, без повторений, перегруженности цифрами, фактами. Не принято завершать главу цитатами, цифрами, таблицами, фамилиями и т.д. Каждая глава должна содержать краткий вывод – возможно более самостоятельный.

Заключение, как правило, также вызывает трудности. Нередко студенты кратко излагают в нем содержание глав. Однако в заключении должны содержаться выводы, т.е. оценки событий, фактов, содержащихся в главах, определение закономерностей исследованных явлений, тенденций развития явлений в дальнейшем. В заключении должны быть также рекомендации по использованию материалов реферата: при дальнейшем изучении данной проблемы, в учебной или воспитательной работе вуза, в преподавании в средней школе и т.д.

Библиографический аппарат

Важную роль в реферативной работе играет библиографический аппарат – библиографические ссылки на цитируемые, рассматриваемые и обобщаемые источники и исследования, а также списки источников и литературы. Использование ссылок является обязательным требованием для написания реферативной работы. Ссылка ставится при цитировании, при использовании конкретного материала (дат, статистических данных, фактов и т.д.), приведенного в исследованиях. Ссылку ставят в конце предложения, если ее трудно отнести к конкретным словам, или в конце абзаца.

Основная информация для описания книги содержится на ее титульном листе. Если у книги один, два или три автора, она описывается под фамилией автора – как правило, первой (см. приложение 4, пример №1). Заглавие книги (не следует путать заглавие с заголовком, коим сегодня у библиографов зачастую является фамилия одного из трех авторов) следует после фамилии с последующими инициалами. Подзаголовки отделяются от основного заглавия знаком: (с пробелом до и после). Подзаголовок начинается со строчной буквы (за исключением имен собственных).

Двух-трех авторов следует перечислить после заглавия и знака /. Эта часть описания называется сведения об ответственности. Если авторов четыре и более – книга описывается по основному заглавию, а авторы перечисляются только в сведениях об ответственности (4 при четырех авторах; 3, затем указывается и др., при пяти и более). Редакторы, составители и т.п. также указываются после заглавия и знака /, если вслед за авторами, то после знака;. Следует подчеркнуть, что здесь инициалы предшествуют фамилиям (см. пример №2). При одном авторе повторяется его фамилия, но в ссылках это можно не делать.

Сокращать слова в основном заглавии не разрешается. В ссылке указываются страницы, с которых взята цитата или информация (см. пример 3). Если речь идет о статье, отдельном небольшом произведении или документе, являющихся составной частью более объемного издания, то после его заглавия ставится знак //, а далее описывается книга (или журнал, газета), где это произведение опубликовано (см. пример 4). Это называется аналитическим описанием.

При описании книги необходимо указывать сведения о повторяемости издания. Делается это так: 3-е изд.; 4-е изд., испр. и доп.; 2-е изд., перераб. (пример 5).

Обязательным элементом библиографического описания является указание выходных данных, называемых ныне «область издания»: город (место издания); издательство или издающая организация и год издания. Названия городов не сокращаются, кроме следующих: Москва – М.; Ленинград – Л.; Санкт-Петербург – СПб.; Петроград – Пг.; Ростов-на-Дону – Ростов н/Д; Нижний Новгород – Н.Новгород. При указании издательства, выпустившего книгу, опускаются сведения о форме собственности издателя (АО, ООО и т.п.), кавычки также не требуются: Наука, Знание, Мысль, Политиздат, РОССПЭН, НОРМА, ИНФРА-М и т.д. (пример 6).

В названии издательства опускается первое слово, если оно образовано от названия города, где расположено издательство (пример 7). Если не удалось определить место и название издательства, год издания, то в описании в сокращенной форме указывается: [Б.м.], [б.и.], [б.г] (пример 8). В последнюю очередь (в нашем случае) указывается том, часть, выпуск многотомных, продолжающихся изданий (см. описания 2 и 3 в примере 4).

Между основными единицами (областями) библиографического описания книги или статьи ставятся знаки. – (точка и тире), но в ссылках тире можно опускать. Также в ссылках, как отмечалось, можно не дублировать фамилию автора за косой чертой после заглавия, хотя двух или трех все-таки лучше указать (как в примере 1). Можно не приводить издательство. Тогда будет: М., 1999; Пермь, 2006 и т.д. Можно также не указывать отдельную статью или материал, а сразу сослаться на книгу, журнал (если будут указаны соответствующие интересующей публикации страницы), газету. Главное – делать все одинаково, в едином стиле.

Цитирование должно быть оправданным в каждом конкретном случае. Не допускаются обширные цитаты. Авторы цитируются по их произведениям. Если цитирование производится по другому изданию (не этого автора), в библиографической ссылке необходимо указать источник цитаты с указанием «Цит. по:» (пример 9).

Цитирование может быть прямым и косвенным. Дословная цитата заключается в кавычки, пропущенные слова заменяются многоточием (…). При цитате обязательно должны быть слова автора (реферата), указывающие автора формулировки (в начале, в середине, или в конце цитаты). Ссылка ставится сразу после кавычек, независимо от расположения слов автора. В тексте такие знаки препинания, как запятая, точка с занятой, двоеточие и точка ставятся после знака (цифры), обозначающей порядковый номер ссылки. Вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, кавычки ставят перед цифрой сноски. Если мысль изложена своими словами, кавычки не ставятся, а в ссылке можно сделать указание См.: (см. ссылки 15 и 16 в приложении 2).

Полное библиографическое описание произведения используется, как правило, при составлении библиографического списка литературы. В ссылках же относительно полное описание нужно дать лишь при первом упоминании или цитировании. В дальнейшем, сколько бы на эту книгу или статью ни ссылались, достаточно краткого указания первых слов заглавия. Далее ставится многоточие и указывается страница (пример 10).

Если в списке литературы содержится лишь одна книга указанного автора, ее заглавие можно заменить словами: Указ. соч. Если книг несколько – приводятся первые слова их заглавия, как в предыдущем случае (пример 11). Когда на одной странице имеется две ссылки подряд на один источник, следующая ссылка заменяется словами: Там же (пример 12).

Ссылки на архивные материалы даются следующим образом. Полное название архива дается в библиографическом списке или при первой ссылке на архив дается его полное название, а в скобках указывается общеизвестное сокращенное название для последующих ссылок (пример 13).

При цитировании общеизвестных газет в ссылках указываются их названия без кавычек, год (только цифра), число и месяц. Если газеты местная, то в первой ссылке на нее указывается, чьим органом она является (как подзаголовок). Страницы при ссылке на газету, как правило, не указываются; если в газете не более 8 страниц – не указываются вообще. В журнале вместо числа и месяца указывается номер (пример 14).

При использовании интернет-ресурсов следует помнить, что каждый материал в Интернете, как и на бумажном носителе, имеет свое заглавие и автора или просто заглавие. При ссылке на них в тексте реферата и при библиографическом описании в списке литературы обязательно нужно указывать автора и полное название материала, а также полный электронный адрес сайта, где содержится данный материал, статья, интервью и т.д. (пример 15). Аудио-, видеоиздания, электронные ресурсы описываются подобно книгам с использованием необходимой информации титульного листа электронного ресурса, этикеток, конвертов, коробок и т.д. После заглавия желательно уточнить (без дополнительных знаков): [Звукозапись], [Видеозапись] или [Электронный ресурс].

В описаниях не допускается произвольное сокращение слов, кроме общеизвестных. Если нет специальных справочников, то в качестве образца для сокращения можно использовать выпущенные в последние годы наиболее авторитетными издательствами труды по рассматриваемому предмету (истории, политологии или социологии). Можно использовать методические материалы кафедры (программы курса, планы семинаров и т.п.), обратив внимание, как в них описаны книги и статьи.

Наличие в работе списка источников и литературы также является обязательным. Список, в данной работе, должен состоять не менее чем из 8 – 10 названий. По мнению редакционно-издательского отдела нашего вуза списки литературы всех студенческих работ должны соответствовать требованиям ГОСТ 7.1–2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание (см. приложение 5). Кафедра не возражает, если список литературы будет оформлен по вышеизложенным требованиям к библиографическим ссылкам, но с обязательным указанием двух и трех авторов за косой чертой (в сведениях об ответственности), указанием издательств и с так называемыми аналитическими описаниями, т.е. с указанием всех статей, документов, в случаях, если речь идет именно о них, а не о всей книге или выпуске периодического издания (как в примере 4 приложения 4).

Если студентом была проведена самостоятельная работа по изучению источников, то в списке должны быть два раздела: первый – «Источники», второй – «Литература». В первую очередь в список источников включаются международные законодательные акты, затем Конституция Российской Федерации, федеральные законодательные акты. Список литературы (весь и в выделенных его разделах) составляется в алфавитном порядке.

Работы могут быть пронумерованы по порядку. В этом случае первые слова заглавий можно не выделять и все набирать единым шрифтом. Или же выделяют основное заглавие (см. приложение 5).

Желательно также указывать общий объем книги или страницы, на которых опубликованы выделяемые вами статьи или документы (это также сделано в варианте 2 приложения 5). Однако в этой области нередко допускают ошибки даже специалисты: например, часто в общую цифру включаются чистые или рекламные страницы в конце книги, а этого делать не нужно (они указываются особо в квадратных скобках); или, наоборот, не указываются непронумерованные листы иллюстраций (порядок таков же, причем в нашем случае это важнее. В общем, будьте внимательны. Указывая объем книги, желательно также указать ее высоту, если она меньше 19 или больше 22 см (согласитесь, что без этого представление о книге будет необъективным).

Оформление реферата

В настоящее время вузовские реферативные работы выполняются, как правило, в операционной программе Microsoft Word через 1, 5 интервала, шрифт Times New Roman, кегль (размер) 14. Работа должна быть напечатана на одной стороне листа стандартной бумаги формата А4. Работа предоставляется без пометок, карандашных и иных исправлений, пятен, загибов. Размер полей текста на странице: с левого, сшиваемого края – 30 мм, сверху и снизу – 20 мм, справа – 15-20 мм.

Таблицы, схемы, рисунки, графики необходимо выполнять в специализированных редакторах и либо встраивать их как объект в текст, либо выносить в конец реферата, в приложение (приложения). Подписи размещаются по центру над таблицами, но под схемами, рисунками.

Титульный лист реферативной работы необходимо оформить в соответствии с общепринятыми требованиями, излагаемыми ниже.

Все страницы реферативной работы, кроме титульного листа, нумеруются по порядку (со страницы 2 или 3) без пропусков, литерных добавлений, повторов. На второй странице указывается содержание работы, со страницы 3 начинается введение. Нумерация производится в середине верхнего поля страницы.

Каждый из разделов работы (включая введение, заключение, список литературы) желательно начинать с новой страницы. На первой странице каждого раздела допускается пропуск до заголовка нескольких строк (до пяти-шести; две строки желательно пропустить в любом случае). Но главное – начало каждого раздела должно быть оформлено одинаково. Это относится к местоположению заголовков, их выделению (заглавные буквы, жирный шрифт, увеличенный размер шрифта и т.п.). После заголовка также пропускается чистая строка. Заглавие глав (разделов) состоит из цифры с точкой (слово «глава», как правило, опускается) и точной формулировки, указанной в «Содержании». Цифра римская: набирается в меню «Вставка», команда «Символ».

Ссылки даются строго внизу страницы в программе Microsoft Word (меню «Вставка», команда «Ссылка» или «Сноска»). В работах, выполняемых вручную, заголовки можно подчеркнуть, а номера ссылок на каждой странице проще начинать с цифры 1.

Оформление обложки и приложений. В приложении 1 приведен вариант оформления обложки, сложившийся по традиции на кафедре. Как правило, в других вариантах чаще всего иначе выглядят первые две строки. Допустимо:

 

 

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ

 

Или даже:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра истории, политологии и социологии

 

Встречаются и другие разночтения, но желательно, чтобы при оформлении работы по общему для всех курсу, на одной кафедре их было меньше.

Если рисунки, схемы, таблицы и прочее выносятся в приложение, то на следующей после списка литературы странице справа вверху ставится соответствующий заголовок Приложение. Если приложение одно, то оно не нумеруется. Нескольким приложениям присваиваются порядковые номера: Приложение 1, Приложение 2 и т.д., и каждое выносится на новую страницу. Далее посередине страницы размещаются таблицы, рисунки, схемы, графики и т.п. – как правило, одна (один) на странице. Таблицы, как уже отмечалось, подписываются сверху, а рисунки (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) – снизу по центру. Ссылки на источник даются со звездочкой обычным порядком (подстрочные).

Защита реферата. Страницы укладываются по порядку, скрепляются в полиэтиленовом скоросшивателе с прозрачной передней корочкой. Все это сдается на проверку в указанные преподавателем сроки и ожидается заслуженная оценка.

Также следует помнить, что устное выступление по теме реферата – это не просто зачтение оного: не забудьте о своем опыте других выступлений на семинарах, об имеющихся навыках общения с аудиторией.

П Р И Л О Ж Е Н И Е 1

ВАРИАНТ ОФОРМЛЕНИЯ СТР. 1 РЕФЕРАТА (обложки)

  Пермский государственный педагогический университет Кафедра истории, политологии и социологии     ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ МОТОВИЛИХИНСКОГО РАЙОНА г. ПЕРМИ Реферат Учебная работа студента I курса факультета физической культуры (гр. 312) АНДРЕЕВА БОРИСА Преподаватель: доц. Викторов Г.Д. Пермь 2007  

П Р И Л О Ж Е Н И Е 2

ВАРИАНТ ВВЕДЕНИЯ

РЕФЕРАТА ПО ИСТОРИИ

(Тема: «Памятники истории Мотовилихинского района г. Перми»)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.