Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие и взаимопроникновение социологии и журналистики.






Социология – совокупность познавательных практик, изучающих общество. Начала складываться с 1840-х годов в европейской традиции. Огюст Конт 1842 год – «Курс позитивной философии».

Причины возникновения направления:

- Определенный кризис метафизической философии. Нужно учение, привязанное к жизненной практике.

- Глубокие изменения в материальной сфере (промышленные революции).

- Развитие демократических идей и институтов.

Задача социологии: ответить на вопрос: что такое общество, и как оно возможно.

Социология и журналистика тяготеют друг к другу на следующих уровнях:

- уровень объекта изучения. У социологии – массово-статистические факты, явления, процессы. У журналистики – социологически косвенная социальная реальность.

- уровень предмета изучения. У социологии – законы, тенденции, параметры, характеристики общественных событий и процессов. У журналистики – проявление этих законов и тенденций в социальной практике.

- уровень целеполагания. Социология исследует прошлое, настоящее и будущее социальных общностей на основе научной парадигмы. Журналистика ориентирована на то же самое, но на основе эмоционально-образного отражения.

Что объединяет социологию и журналистику:

1). Понимание социальности как основного свойства человеческого рода.

Социальность – неразрывное единство фрагментированных единиц человеческого бытия и коллективных форм их существования.

2). Понимание системного характера социальной реальности. Любой социальный объект воспринимается как составная часть системы более высокого порядка – социума. Элементы системы находятся в непрерывном и продуктивном взаимодействии.

3). Представление о закономерности и исторической обусловленности социальных процессов. Например, зависимость СМИ от производственных, экономических отношений и социальных институтов.

4). Верность реальным фактам. (Пятирим Сорокин «Человек, цивилизация, общество).

5). Эти сферы руководствуются общими принципами:

- гуманистическая направленность

- социальная ответственность

- гражданская заинтересованность

- стремление к получению надежной и достоверной информации.

6) Как социология ориентирована на изучение и формирование общественного мнения, так и журналистика взаимосвязана со всеми социальными и политическими институтами.

7) Взаимодополняя друг друга, социология и журналистика создают полную картину мира, в которой статистические значимые факты и закономерности сочетаются с отражением индивидуальных форм жизнидеятельности общества.


2. Предметное и проблемное в социологии журналистики (далее СЖ).

Социология журналистики изучает журналистику как объект, как социокультурный феномен: аспекты производства, распространение, получение сообщений, связана с эмпирическими исследованиями.

Задачи социологии журналистики как научной дисциплины:

- диагностическая – социология журналистики должна понять и объяснить, какие сдвиги в социальной структуре или общественном мнении и каким образом вызывают смещение в представлениях, установках, формах журналистского мышления и поведения, в теории и практике журналистики.

Например, какие жанровые изменения происходят в прессе и почему под влиянием социально-политической ситуации. Как смещаются идеологические акценты.

- прогностическая – исследования, которые помогают понять, определить или предвидеть в каких направлениях должны двигаться СМИ в целом, вектор теоретических поисков, на что следует ориентироваться практическим журналистам. Например, какие издания могут быть популярны в определенных условиях.

- критическая – экспертиза зарубежных доктрин и стандартов перед их внедрением в практику российских СМИ, конкретных программ, моделей.

- социология журналистики должна включиться в решение проблем масс-медийной критики (Корочинский). Социология журналистики поставляет критику результаты исследований.

Эволюция социологической науки, ее развитие привели к формированию трех уровней социологического знания:

1. Социологическая теория – близкое к философии, самые общие идеи.

2. «Теории среднего уровня» - 1947 год – Мертон Роберт ввел это понятие – конкретизируется предметная область: социология журналистики, в начале 20 века – социология СМК. Эти теории делятся на три группы:

- теории социальных институтов (изучают сложные социальные зависимости и отношения): социологии журналистики, семьи, образования, религии, армии и т.д.

- специальные социологические теории социальных общностей: социология организаций, толпы, малых групп.

- теории специализированных социальных процессов (изучают социальные изменения и процессы): социология конфликтов, урбанизации, процессов коммуникации, мобильности и интеграции

3. Конкретные (эмпирические, экспериментальные) социологические исследования – конкретизируется цель и задачи.

Такую же структуру имеет каждая из «теорий среднего уровня».

Социожурналистика – как журналистика понимает сама себя, главное – журналист, как субъект, который осваивает и отражает окружающую действительность определенным образом: вопросы журналистского образования, подачи и интерпретации социологической информации, вопросы структурной организации СМИ.

Социальная журналистика – ограниченный объем произведений определенной социальной направленности.


3. Социологические основания маркетинга и менеджмента СМИ.

 


4. Основные теории массовой коммуникации XIX - начала XX века.

 


5. СЖ в РФ.

Первая половина XX в. с очень кратким промежутком между двумя мировыми войнами была до предела насыщена драматическими социальными коллизиями.

Объединить эмпирический и теоретический подходы к исследованию социальных проблем стремился П. Сорокин: в 1930 г. он стал во главе социологического факультета в Гарварде. Знаменитый Хоторнский эксперимент расширил арсенал социологических методов. Теория «человеческих отношений», теоретические направления «групповой динамики» и «социометрии» усилили прикладной характер социологии, что имело свои позитивные и негативные стороны: социальный заказ начинал превалировать над научной объективностью.

В XX в. проявилась тенденция, обозначившаяся уже в XIX столетии: социология журналистики формировалась как отклик на нужды социальной практики, в ней отразились реальные потребности прессы. Не случайно возникло мнение, что первыми социологами были сами журналисты. Наконец, логика науки о прессе заставляла выявлять сущность эффектов, порожденных «расширяющейся» системой информации и коммуникации.

В годы прошлого столетия наблюдался взлет социологической мысли в Советской России: появились кафедры и отделения социологии в университетах, был учрежден социологический институт. Вышло в свет значительное число работ по социологии, в частности тех, основная направленность которых «состояла в выявлении соотношения истории русской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и определить ее место в системе марксизма». Развернулись эмпирические социологические исследования; многие из них были посвящены изучению условий труда и быта различных групп населения, а также социальных вопросов культуры.

Объектом конкретно-социологического изучения стала и журналистика. Многие исследования проводились партийными комитетами или по их поручению. Но газеты и сами пытались держать руку на пульсе общественного мнения. Например, уездные газеты Петроградской (а затем Ленинградской) губернии 20-х годов не просто печатали письма читателей и заметки рабселькоров, а помещали на своих полосах отклики на них, проводили дискуссии по материалам корреспонденции, поступавшей из самых отдаленных деревень. Они пытались вести более или менее систематизированный анализ различных сторон деятельности редакции. Вот как выглядел «Календарь газеты» от 19 декабря 1925 г., регулярно публиковавшийся в «Волховском труженике».

Первой крупной научной работой, сделавшей попытку воссоздать целостную картину отечественной социологии прессы в контексте ее теоретико-методологических и эмпирических аспектов, стала книга «Социология журналистики» (1981) под редакцией профессора МГУ Е.П. Прохорова. За ней последовало учебное пособие МГИМО «Социология средств массовой коммуникации» под редакцией Ю.П. Буданцева (М., 1991). В 1995 г. вышло еще одно, выполненное сотрудниками МГУ, пособие «Журналистика и социология» под редакцией И.Д. Фомичевой.

В середине 90-х годов в СПбГУ начал работать постоянно действующий межвузовский научно-практический семинар «Журналистика и социология», организованный кафедрой социологии журналистики. Материалы научных дискуссий в рамках семинара публиковались ежегодно. С тех пор увидело свет несколько сборников, каждый из которых был посвящен наиболее злободневным аспектам деятельности журналистики в социальном пространстве. В круг обсуждения органично вписались вопросы взаимодействия СМИ и аудитории, а также социализации журналиста и социальности журналистики.

Таким образом, определенный этап в становлении социологии журналистики как самостоятельной, специальной теоретической дисциплины среднего уровня обозначился. Возникало оптимистическое ощущение, что социологии журналистики уже не нужно «доказывать свое право на существование в системе общественных наук и университетского учебного плана». Акцентировалась и необходимость сохранения, дальнейшего обогащения гуманистической ипостаси журналистской профессии: «Пришла пора и в исследованиях СМИ, и в организации редакционного производства, и в планировании массово-информационной стратегии на национальном уровне утвердить приоритет антропологических в своей основе концепций»].

Вместе с тем не переставали звучать ноты озабоченности по поводу возможной утраты журналистикой ее интеллектуальной составляющей. Вызывали тревогу правовой нигилизм журналистов, а также их профессиональная самодостаточность, выразившаяся, в частности, в недоверии к теоретическим построениям, страдающим, с точки зрения практиков, абстрактностью и умозрительностью.

В конце десятилетия усилилась обеспокоенность научного сообщества положением прессы, радио и телевидения в условиях перехода к рыночным отношениям. Отечественная журналистика столкнулась с последствиями конкуренции, призванной, как предполагалось, выявить лучшее в творческом потенциале плюралистических СМИ, и монополизации, обеспечивающей выживание и успех сильнейшего. Эту ситуацию наши зарубежные коллеги назвали союзом Просперо и Калибана – положительного и отрицательного героев известной шекспировской драмы. Стала явной финансовая и политическая зависимость СМИ.

Опыт изучения российских СМИ заставил петербургских авторов констатировать, что складывается феномен «асоциальной журналистики», которая серьезно больна и находится на краю катастрофы. Но критическая направленность размышлений ученых о бедах отечественной прессы не приобрела самодовлеющего характера. В сложном общественном контексте конца 1990-х годов удалось не только сохранить научную идентичность социологии журналистики, но и развить ее конструктивные, прогностические направления. Аналитический срез состояния социолого-журналистской мысли на переломе десятилетий представлен в книге «Журналистика и социология. Россия, 90-е годы». Она вобрала в себя наиболее интересные материалы, ранее опубликованные на страницах петербургских социожурналистских сборников.


6. Направления и методы исследования аудитории СМИ.

Аудитория – это спец. Социологический термин, кот – й обозначает устойчивую совокупность людей, кот- я возникает на основе общности их информационных интересов, а также форм, способов, каналов удовлетворения этих потребностей.

Аудитория СМИ – совокупность получателей сообщения общего для всех его членов, совокупность индивидов, вступающих в контакт с источником информации.

Аудитория может рассматриваться как объект, на который направленно воздействие СМИ, а может рассматриваться как субъект, если это рекламное воздействие.

Существует два подхода к пониманию аудитории:

1) Советский

Признаки:

- многочисленность

- рассеянность во времени и пространстве

- разнородность (гетерогенность)

- анонимность

- минимальное взаимодействие между членами

2) Лазерсфельдовский подход:

Двухступенчатый поток инф-и.

Ауд-я остается анонимной, но локализована во времени и пространстве.

Имеет внутреннюю структуру.

Предполагает взаимодействие членов аудиторной группы.

Кому и с какой целью нужно знать особенности ауд – и?

1) Государству и его стурктурам (Мин-ву Культуры, Образования, Связи, политич. ТВ и радио).

Помогает решать ряд задач:

- гос-во на основании этих данных принимает соответственные законы и законодательные акты

- гос-во развивает систему коммуникаций

- го-во должно знать какие СМИ и вкаком размере нужно субсидировать

- гос-во должно решать, на каком языке вещать

- чтобы осуществлять контролир. и регулир. Функции

- по ауд-и легко отслеживать социальные, экономические и политические процессы и умонастроения граждан

2) Рекламодатели

Важны маркетинговые исследования ауд-и.

3) Рекламные агентства.

Для получения информации об ауд-и как потребителе, когда товар выводится на рынок.

4)Самим органам СМИ.

Для установления обратной связи.

Что нужно знать об ауд-и?

Потребности – нужды в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности, соц. Группы, общества.

Интерес – осознанная обществом и индивидом потребность, в психологич. смысле проявляется как положительное, эмоционально окрашенное отношение к объекту, кот-й вызывает сосредоточенное внимание, тяготение к нему.

Виды потребностей:

- долгосрочные (долгосрочный прогноз)

- Актуальные потребности.

Предоставить ауд-и информацию с избыточностью, с расчетом на то, чтобы прикрыть широко информационные потребности отдельных групп.

Чтобы успешно изучить ауд-ю надо учитывать ее собственные особенности и признаки:

- объективные хар-ки (соц-но – демограф: профессия, образование и т. д.

- субъективные (информационные потребности и интересы, мотивы обращения к СМИ, запросы, соц-но-психологические черты – симпатия, привычки, ценности, идеалы.


7. Поведение аудитории и количественные методы ее изучения

К числу наиболее распространенных кол.-ных методов относится контент-анализ. Причина его популярности в том, что он не требует глубоких математических знаний. В социологии он используется для изучения документов – то же возможно и для журналистики. В частности он применяется для самонаблюдении в редакционном коллективе (н-р, для изучения содержания публикаций, читательской почты и др.) и подготовке материалов на основе большого массива документов.

Появление контент-анализа связывают с именем американского политолога и публициста Г. Лассуэла. Во время 2 Мировой Войны этот метод широко применялся в США для изучения пропаганды и в целях разведки. Учебник Б. Берельсона «Контент-анализ в ком.-ных исследованиях», вышедший в 50-е годы в США, до сих пор является наиболее полным трудом по практике применения метода.

В основе традиционного изучения документов лежит механизм понимания текста: логическое построение направлено на раскрытие основного содержания изучаемого материала. Однако при этом возникает опасность субъективной интерпретации текста. Контент-анализ (или «формализованный метод») позволяет преодолеть субъективизм трад-го метода. Смысл работы заключается в нахождении таких св-в и черт документа, к-е отражали бы существенные его стороны. Контен-анализ эффективен, когда необходимо обеспечить высокую точность показателей, исследовать обширный несистематизированный материал (н-р, подшивка газеты), требуется суммарная оценка документальной инф-ции.

Процедура формализованного анализа начинается с выделения двух параметров: «смысловых» (качественных) единиц и единиц счета. Главной смысловой единицей счета может стать социально значимая тема или идея. Н-р, при изучении роли газеты в распространении технических знаний к смысловым единицам могут быть отнесены публикации, в к-рых прямо или косвенно говорится о достижениях техники. Выбрав смысловую единицу, определяют единицу счета. Она берется из различных систем – н-р, из с-мы «время – пространство». В этом случае за единицу счета принимают число строк, знаков, сантиметров газетной площади, минут вещания в эфире и т. д.

С помощью контент-анализа можно получать на один или сразу несколько вопросов: что, где, когда, с каким эффектом? Сложность программы зависит от х-ра изучаемого материала, цели и фантазии самого исследователя.


8. Информационная культура аудитории и качественные методы ее изучения.

Качественные методы можно условно разделить на два класса: одни из них используются при сборе эмпирических данных (такие как наблюдение, эксперимент, прогнозирование, интервью и пр.), другие – при анализе полученных сведений (здесь можно назвать классификацию, группировку, типологизацию и т.п.). В качественных методах, как и в количественных, немаловажное значение придается процедурным моментам исследования. Под процедурой обычно понимают последовательность операций, общую систему действий и способ организации исследования.

Среди традиционных методов прежде всего выделяют наблюдение. В его основе, пишет Г.В. Лазутина, лежит «способность человека к восприятию предметно-чувственной конкретности мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним».

Журналистское наблюдение всегда имеет целенаправленный и четко заданный характер. «Именно преднамеренность восприятия и осознанность задач позволяют смотреть – и видеть». В социологии под наблюдением подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем. Это предполагает не только непосредственное восприятие объективной действительности, но нередко и участие в ней журналиста для более глубокого изучения происходящих на его глазах событий.

В структурированном наблюдении журналист фиксирует события по четко заданному плану или, точнее, процедуре, а в неструктурализованном ведет наблюдение в свободном поиске, ориентируясь лишь на общие представления о ситуации. Полевое наблюдение ориентировано на работу в естественных условиях, лабораторное – в искусственно сконструированных. Систематическое наблюдение предполагает обращенность журналиста к той или иной ситуации в определенные периоды времени, а несистематическое – спонтанность в выборе наблюдаемого явления.

Особых комментариев требует классификация позиции наблюдателя. При невключенном наблюдении она заключается в следующем: корреспондент, как правило, находится за пределами ситуации и не входит в контакты с участниками события. Он вполне осознанно занимает нейтральную позицию, стараясь не вмешиваться в происходящее. Данный вид наблюдения чаще всего используется для описания социальной атмосферы (вокруг выборов, общественных акций, социально-экономических реформ и т.д.). Включенное наблюдение предполагает участие журналиста в самой ситуации. Он идет на это сознательно, меняя, например, профессию или внедряясь в некую социальную группу, чтобы «изнутри» распознать объект. «Смена профессии» возможна лишь в случаях, когда репортер уверен, что своими непрофессиональными или неквалифицированными действиями не нанесет людям ни физического, ни морального ущерба. Поэтому сотрудникам СМИ противопоказано представляться врачами, юристами, судьями, работниками государственных служб и т.п. Такого рода запреты предусмотрены как соответствующими нормами журналистской этики, так и определенными статьями законодательства.

Включенное наблюдение в журналистике зачастую отождествляют с методом эксперимента. Для этого есть причины. Во-первых, как и во включенном наблюдении, журналист-экспериментатор поддерживает непосредственную взаимосвязь с объектом изучения. Во-вторых, эксперимент, как и наблюдение, может проводиться скрытно. Наконец, в-третьих, он относится к визуальным средствам изучения социальной действительности. Впрочем, несмотря на общность основных признаков, эксперимент имеет и особенные черты, характеристики. «Под экспериментом понимают метод исследования, базирующийся на управлении поведением объекта с помощью ряда воздействующих на него факторов, контроль за действием которых находится в руках исследователя».

Эксперимент – это наблюдение, сопровождаемое вмешательством наблюдателя в изучаемые процессы и явления, в определенных условиях – искусственный вызов, сознательное “провоцирование” этих последних».

Эксперимент связан с созданием искусственного импульса, призванного проявить те или иные стороны изучаемого объекта. Журналист может провести эксперимент на себе, внедрившись в нужную ему социальную группу, стать «подставной фигурой» и т.п. При этом он не только воздействует на ситуацию, но и стремится привлечь к эксперименту всех интересующих его лиц.

Под формализованным интервью понимают стандартизированное и структуризованное общение. В нем, как и в социологических анкетах, есть открытые, закрытые и полузакрытые вопросы. Интервью имеет четкую структуру, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все они вместе подчинены общему замыслу. В неформализованном интервью вопросы располагаются по иному принципу. В силу того, что оно ориентировано на глубинное познание объекта, его структура задается не так строго. Вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, кругом обсуждаемых проблем и т.д. С.А. Белановский в данной связи пишет: «Стандартизированное интервью предназначено для получения однотипной информации от каждого респондента. Ответы всех респондентов должны быть сравнимы и поддаваться классификации... Нестандартизированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. При использовании нестандартизированного интервью не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, и индивид не является в них учетной статистической единицей».

Интервьюирование представляет собой особый вид коммуникативной деятельности, в процессе которой решаются определенные коммуникативные задачи: обмен идеями, мыслями, размышлениями, переживаниями и чувствами. При этом эффективность общения во многом зависит от коммуникативной компетенции журналиста, которая предполагает развитые умения и навыки общения в профессиональных ситуациях. На когнитивном уровне это знание предмета разговора, на лингвистическом – владение языковыми нормами общения, на эмоциональном – чувствительность к психологическим состояниям других.

Биографический метод, используемый в журналистике, заимствован из смежных областей познания. Кроме социологии, он широко используется в литературоведении, этнографии, истории, психологии. «Обращение к биографиям как методу сбора социально значимой информации является отражением определенных исторических изменений в социальной жизни, – пишут о существе данного метода специалисты. – Биография становится центральным социальным измерением... В центре биографического исследования – изучение течения всей жизни человека, ее внутренней динамики, ее “встроенности” в социум, субъективного управления и приобретенного опыта».

Впервые биографический метод стал применяться американскими учеными в 1920-е годы. Именно тогда в США было положено начало большим исследованиям жизни польских крестьян в Европе и Америке, выполненным чикагским социологом В.И. Томасом и его польским коллегой Ф. Знанецки. К этому методу обращаются и современные исследователи. Сошлемся на финско-российский проект, ориентированный на изучение изменений в повседневной жизни петербуржцев в 1990-е годы, когда совершался переход от социалистического уклада к рыночной экономике. Он построен на основе ста глубинных интервью с горожанами, которые описывали свое поведение и ощущения, приспособление к новой среде обитания.

При обработке данных используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и пр.), так и общенаучные процедуры (систематизация, классификация, группировка, типологизация и т.д.). Рассмотрим такие процедуры анализа данных, как группировка, классификация и типологизация.

Стратегия анализа предполагает обнаружение неких общих закономерностей в различных явлениях действительности, а также выяснение причинно-следственных связей между разнородными фактами

Метод типологизации ориентирован на поиск устойчивых признаков и свойств изучаемых объектов. Этот процесс начинается с момента отбора фактов. Для решения задачи журналисты могут использовать два способа. В первом случае характерные свойства ряда объектов переносятся на отдельное явление. Во втором – найденный в жизни тип (характер, судьба, стиль поведения) становится основой дальнейшей типизации. Журналист настойчиво ищет в жизни такие объекты и явления, в которых, как в неких «самородках», были бы сконцентрированы интересующие его черты. Метод типологизации активно используется в прессе. Именно благодаря ему становится возможным создание портретов героев нашего времени, обобщение социальных явлений.

 


9. Медиаметрия.

 


10. Направления и методы исследования содержания СМИ.

 


11. Контент-анализ материалов СМИ.

Исследование методом контент-анализа (качественно-количественного анализа содержания) конкретного органа информации (желательно в сопоставлении с исследованиями аудитории и ориентаций журналистов) с целью корректировки тематической программы.

Применение метода контент-анализа можно использовать при анализе документов, публикаций своего (например, для обзора на летучке) и чужого издания, теле- и радиопрограмм, редакционной почты и т. П

контент-анализ – это качественно-количественный социологический метод исследования, при котором измеряются характеристики множества текстов однотипных документов по ряду формализованных категорий и признаков. Этот метод позволяет объективно зафиксировать и количественно измерить некоторые характеристики текстов, визуальных или звуковых документов. В журналистике могут анализироваться публикации в прессе, на ТВ и РВ, в Интернете, фотографии и видеоряд, звуковая информация.

Основные требования к контент-анализу:

- систематичность (содержание должно быть упорядочено в категориях, которые будут применены при исследовании),

- измеримость (выраженность результатов в количественных показателях частоты употребления, объема и т. п., согласно проведенной кодификации).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.