Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прочие проблемы






83) Личности и власти

М. Замятин «Мы»

Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на

запрограммированных людей.

84) Господства зла в мире (справедливого возмездия)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его

разоблачить и наказать, а наказать, по Булгакову, надо: писатель явно

не является сторонником идеи непротивления злу насилием,

напротив, по его мнению, привести в чувство людей, закосневших в

зле, возможно только силой и даже насилием, страхом, потому что

эти люди ведут себя по – человечески лишь тогда, когда боятся вести

себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе

принцип справедливости, возмездия.

85) Добра и зла

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том

или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди

человечески слабы, ничтожны, трусливы, они не могут быть

счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего

утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть

неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма,

недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако

окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие:

именно их призывает положить в основу человеческих отношений и

общественного устройства Булгаков.

В. Тендряков «Суд»

Охотник Тетерин, человек мужественный. совершает нравственное

предательство. Он уничтожает единственную улику, которая

свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено

крупным начальником Дудыревым, а не фельдшером Митягиным.

Суд оправдывает Митягина, но убил человека Дудырев, и

единственно, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не

сказал правду и приговорил себя к мукам собственной совести

86) Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей

(опасности непродуманных экспериментов)

М. Булгаков «Собачье сердце»

Главный герой повести - профессор Преображенский - задумывает

своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент

фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части

человеческого мозга. В результате сложнейшей операции появляется

безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый

должен быть ответственен за свой эксперимент, должен видеть

последствия своих действий, понимать разницу между

эволюционными изменениями и революционным вторжением в

жизнь.

М. Булгаков «Роковые яйца»

Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова,

использованные в практической деятельности Рокком, дали

непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к

жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и

пожирающих его.

87) Бесчеловечности и бессмысленности войны

В. Быков «Одна ночь»

Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в

подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение

сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро

пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них

оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье,

ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась

утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и

Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял

войну.

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

«Война — противное человеческому разуму и всей человеческой

природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и

зле.

 

88) Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории)

А.П. Чехов «Студент»

Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии,

рассказывая случайно встреченным женщинам евангельский эпизод о

предательском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция

женщин необычна: они плачут о том далеком событии. Семинарист

понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим

непрерывной цепью событий.

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые

фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в

саду, который они возделывали, в вещах, которые им

принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит

старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие,: — значит у него

нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам

истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей

стране».

89. НТР и будущее

Р. Брэдбери «Электрическое тело пою!»

Электрическая бабушка — это машина, созданная, чтобы нести добро,

заботу. Она оказалась нравственнее живых людей, борясь с

действительностью, откровенно враждебной гуманизму.

Р. Брэдбери «451 ° по Фаренгейту»

В книге изображены два символа «механизации» человечества.

Первый — «механический пёс» — кибер, предназначенный для

вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй —

модернизированное телевидение, символ людского безразличия,

атрофии души и интеллекта человека будущего. Люди в этом

техническом мире разучились думать. И это состояние приводит к

душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам агрессии.

90) Социальной ответственности ученых за их изобретения

Г. Уэллс «Человек-невидимка»

Физик Гриффин открыл состав, с помощью которого человеческое

тело становится невидимым. Но это открытие не приносит счастья ни

ему, ни окружающим его людям. Гриффин сделал изобретение,

помышляя не о благе человечества, а о власти и могуществе. Попытка

Гриффина реализовать свое открытие сразу же привело его к

конфликту с окружающими, в результате которого ученый погибает.

91) Важность процесса познания в жизни человека

И.А. Гончаров, «Обломов»

Примером неотделимости познания от человека может служить

произведение русского писателя, члена-корреспондента Академии

Наук, И.А. Гончарова «Обломов». Герой произведения Андрей

Штольц с самого раннего детства упорно совершенствовал свои

знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту. Познание

мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать

человеком действия, который может без проблем найти решение

любого вопроса.

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Ещё одним наглядным примером может стать образ Базарова в

произведении «Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его

увлечение наукой, постоянный процесс познания в области медицины помогли герою сформироваться как личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Безусловно, человек должен развиваться, постоянно быть в процессе познания, а не делать вид «познающего мир» как это представлено в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» Главный герой Митрофан

представлен перед светским обществом человеком, который учится и познает мир. А на деле он лишь находился под постоянным

покровительством своей матери госпожи Простаковой, оберегающей

его от проблем окружающего мира.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.