Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! В выборе методов практических решений
Раскрывая содержание этого вопроса, необходимо отметить, что практически все осуществленные за последние годы крупные прикладные исследования базировались в основном на проблемно-ориентированной методологии либо на нормативно-рациональной методологии. Рассмотрим эти методологические направления, определив их различие, точки соприкосновения и взаимодополнения. Проблемно-ориентированная методология в социологическом анализе конкретных социально-экономических проблем в основном исходит из поведенческого подхода. В чем специфика социологического исследования поведения? Обычно определяют поведение «как субъективную сторону деятельности, т.е. совокупность поступков и действий, отражающих внутреннее отношение людей к условиям, содержанию и результатам деятельности».[179] С этой формулой трудно согласиться из-за перекоса в сторону субъективного акцента в определении. В таком случае для развертывания социологических исследований о дефектах функционирования и развития социального механизма экономики достаточно операционализировать следующие понятия: управленческие группы, управленческое сознание, положение групп в иерархии управления, управленческая деятельность, управленческое поведение и, наконец, управленческие взаимодействия. Причем характер этих взаимодействий (руководство — подчинение) определяет, как ведут себя субъекты разных уровней, а также каким оказывается их управленческое сознание. Отношение работников к системе управления обычно анализируется исходя из тех позиций (ролей), в которых выступают руководители и подчиненные. В основе подобной схемы анализа лежит представление об управлении как о субъективно-объективных отношениях. Из подобного анализа получаются очевидные, крайне наивные выводы: управлять людьми становится все труднее, деятельность руководителей не заслуживает одобрения, управленческие ориентации и поведение разньк субъектов рассогласованы и др. Отсюда и практические рекомендации: «усилить требовательность руководителей», «установить строжайший контроль», «использовать передовой опыт», «провести разъяснительную и воспитательную работу»[180] и т.п., которые малоинформативны и малоэффективны в практике управленческих отношений. При использовании такого субъективного метода исследования ошибочная, нежелательная деятельность преподносится как поведение людей, которое не подчиняется объективным законам и зависит от субъективных причин. Поведение — это лишь определенная субъективная окраска деятельности человека по виду, по характеру ее, на самом же деле оно представляет собой строгую объективную реальность, подобно самой деятельности. Авторы исследования «Типология потребительского поведения» показали, что фундаментальной основой конкретных действий, поведения людей служат их потребности. Потребности — это непременные (неустранимые) и осознанные условия деятельности, осуществляемой в различных сферах. Несмотря на все многообразие и индивидуальность человеческих устремлений к обладанию теми или иными благами, несмотря на многообразие субъективных мнений и желаний, потребительское поведение людей объекгавно предопределено состоянием и уровнем развития общественного производства. Конечно, эта связь не прямая, она опосредована интересами, целями, ценностными ориентациями человека, которые, однако, тоже являются продуктами материальной жизни общества. В этом состоит объективный в своей основе характер потребительского поведения.[181] Все действия людей объективно обусловлены и не являются ни индивидуальным актом, ни полностью однородным процессом. Это действия отдельных социальных групп, различающихся между собой по роли, которую они играли в системе производственных отношений, по условиям производства и, следовательно, по условиям их жизненной обстановки. Сказанное, конечно, нс означает, что не нужно изучать поведение отдельных субъектов. Речь идет о том, что без обращения к производственным, социально-классовым отношениям как сущности жизнедеятельности общества нельзя понять и объяснить поведение людей. В ролевых функциях персонифицируются производственные отношения. Именно через анализ производственных отношений социолог постигает деятельность, субъективное поведение лиц, из которых и складываются общественные отношения. В этом суть социологического метода изучения поведения, нс исключающего других, например психологического, подходов к его исследованию. Поведенческий подход, лежащий в основе проблемно-ориентированной методологии, имеет ограничения и недостатки. Во-первых, зная лишь внешние проявления поступков и возможности удовлетворения потребностей людей, нельзя сделать однозначный вывод об их действительных намерениях, целях и потребностях. Надо вскрыть за внешним, доступным для изучения поведением людей их действительные цели и потребности, которые обнаруживаются, исходя из глубокого теоретического понимания этого явления. Во-вторых, индивидуальное потребительское поведение зачастую предстает внеэкономической и внесоциальной стадией, исключаемой из системы общественных, прежде всего производственных отношений. Потребление, представленное в форме целевых отношений или субъективных предпочтений, не включается в материальные экономические отношения. В этом случае все общественные отношения предстают в виде контактов личностей, их поведения и являются результатом их свободного выбора. Между тем потребление завершает процесс материального производства, превращая продукт в действительный продукт. Объективный, материальный процесс делает его тем самым продуктом для человека и одновременно наделяет свойством полезности. Но и здесь вне реальной потребительской деятельности полезность может оказаться субъективным отношением, открывающим возможность для сведения ее к субъективной полезности, определяемой только потребностями, интересами и целями человека.[182] В-третьих, поведенческий подход при выборе тех или иных социально-экономических проблем, определений их содержательности и остроты по сути своей произволен и субъективен. Он не может обнаружить объективную целостность социального организма и непосредственно способствовать решению проблем с позиций социальной эффективности. Если социологи идут «от проблем», если у них нет целостной концепции об объекте и методах его преобразования, то их рекомендации не более чем набор не связанных между собой мероприятий. Отмеченные недостатки поведенческого подхода отнюдь не означают его отрицания, тем более, что некоторые представители этой методологической ориентации пытаются их преодолеть и повысить уровень объективного рассмотрения и практического решения конкретных социально-экономических проблем. Так, они утверждают, что, изучая действительные потребности населения, нельзя абстрагироваться от его объективно обусловленной социальной дифференциации. Важнейшей задачей изучения потребностей населения (а следовательно, и поведения) объявляется определение его социальной структуры, т е. выявление типов потребителей. Причем структура населения, социально-демографические характеристики потребителей считаются объективно сложившимся под влиянием всего комплекса производственных отношений явлением. А отсюда делается вывод о том, что управление этими процессами возможно только путем целенаправленного изменения социально-экономических условий труда и быта семей различных социальных групп.[183] Данная методологическая позиция реализовалась и в методах прикладного социально-экономического исследования «Типология потребительского поведения», авторы которого, учитывая методологические трудности получения информации о стаже и заработной плате работников из анкетных опросов, указывают на особую ценность объективных сведений, содержащихся в учетных документах на предприятии. Именно эта информация, присутствующая в показателях результатов труда, оплаты труда и в данных об использовании рабочего времени, косвенно отражает различные стороны производственной ситуации и деятельности. Кроме того, в процессе этого прикладного исследования было осуществлено преобразование единовременного обследования в многошаговый исследовательский процесс, в ходе которого осуществлялось сотрудничество с руководством предприятий по разработке конкретных практических мероприятий, направленных на улучшение организации производства и условий труда, и, в частности, по внедрению коэффициентно-долевой системы оплаты труда линейного персонала цехов. Само исследование было проведено в Таганроге в 1977-1983 гг. (проект «Таганрог-2»). Оно позволило получить конкретную, детализированную картину объективных процессов, происходящих в социальной сфере, выявить назревшие социально-экономические проблемы, требующие первоочередного решения, оценить эффективность социальных программ и сформулировать практические предложения, направленные на повышение результативности социальной политики среди населения промышленного центра. Такой поворот в проблемно-ориентированной методологии уже приближает ее к нормативной. Она выступает как социальный ориентир для управления и планирования социальными процессами на строгих научных принципах. Накопленный за последние годы опыт теоретической и практической работы в области социального планирования позволяет говорить о том, что особого внимания заслуживает нормативно-рациональный подход к оценке уровня социального развития, к определению перспективных задач и конкретных показателей социального развития коллективов, регионов, страны в целом. Так, некоторые социологи подчеркивают, что социальные показатели, играющие столь важную роль в социологических исследованиях, обретают реальный смысл только в сопоставлении с социальными целями и социальными нормативами: они ставят вопрос о разработке системы нормативов социального развития, различных вариантов типологии социальных показателей, о критериях социальной эффективности; настаивают на действенном внедрении нормативного метода в практику планирования социального развития на всех его уровнях, Методология нормативного планирования, основанная на конструировании системы типичных требований, эталонов, имеет бесспорное преимущество: научно обоснованные нормы задают целевую ориентацию социальной деятельности по повышению жизненного уровня и совершенствованию образа жизни населения. Заметим, что потребность в социальных нормативах возникает только тогда, когда имеет место взаимодействие социальных объектов или процессов. Например, при взаимодействии трудового коллектива и общества по поводу распределения прибыли возникает необходимость разработки нормативов образования фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и др. По мнению многих специалистов, социальные нормативы, прежде всего, «количественно выражают типичный уровень требований (предъявляемых друг к другу социальными объектами или процессами), определяемый общественно необходимыми условиями», которые обычно закрепляются в нормативных документах, инструкциях, разработках и т.п.[184] Принятие социальных нормативов предполагает, что общество выработало определенную позицию относительно своего развития. Отсюда возможность использования нормативных социальных показателей для прогностических целей. В методологическом плане здесь опять-таки встают вопросы: может ли быть такое целеполагание объективно возможным, что составляет субъективный и что — объективный его моменты? Если видеть в целеполагании только способ реализации практических задач в социальном управлении, то идея нормативности оказывается узко-технической задачей — поиском средств для выражения нормативных представлений общества, относящихся к любой сфере его жизни. С этой точки зрения любопытно было обнаружить разработки о нормативной природе социальных показателей. В них показатели выводятся из нужд социологической исследовательской практики, а не из потребностей социальной практики. В этом случае применяется известная схема П. Лазарсфельда по переводу теоретических знаний на «доступный измерению» язык через нахождение их эмпирических референтов.[185] В такой методологической ориентации заложено неявное стремление как бы заблаговременно, до реально сложившихся запросов практики перевести содержание научных разработок в той или иной предметной сфере социологии на «язык» социальных показателей. На этом пути возникают большие теоретико-методологические трудности, которые прежде всего связаны с отражением в нормативности показателя объективной стороны социальной практики. На самом деле исходным методологическим принципом поиска объективных истоков социального показателя и норматива выступает принцип общественного развития. Его методологическая роль заключается в том, что содержание любой проблемы, ставшей объектом социального управления и планирования, может быть относительно однозначно оценено с точки зрения закономерностей общественного развития, которым подчиняется конкретно-исторический тип общества и объективизация которых приводит к их осознанию как задач социального управления и планирования. Известно, что марксизм признает объективный и субъективный моменты общественной практики как две взаимосвязанные стороны, различающиеся между собой. Объективный момент как социальная детерминированность общественной деятельности вводится в конкретную проблем) в виде существенных черт развития в изучаемых типах явления. А соединение идеи общественного развития и конкретной практики общества в форме управления и планирования происходит через субъективный момент социальной практики, т.е. через содержание практических задач социального управления. Таким образом, объективизация моментов общественного развития в сфере социального управления отражает выбор обществом определенных задач и целей. И хотя он всегда задан объективно (каждый конкретно-исторический тип общества существует в диапазоне присущих ему социальных возможностей), тем не менее, этот выбор отражает и субъективную ориентацию общества относительно активного воздействия на ход своего социального развития.[186] Если мы не используем принцип социального развития, то нормативность представлений относительно социальных явлений порождается в основном субъективными оценками реально протекающих в обществе процессов (плановые и эталонные уровни их развития). Будучи же соотнесенной с принципом социального развития, нормативность проблемы хотя и выражает по-прежнему субъективный момент социальной практики, в то же время обнаруживает и объективные истоки формирования соответствующих нормативов относительно изучаемых социальных явлений. Таково методологическое основание нормативных возможностей социального показателя, как инструмента социального управления и планирования. Очевидно, что при подобном методологическом подходе главными и совокупными методами получения данных для всей системы социальных показателей будут прежде всего методы сбора объективных данных (социальная статистика, социальный эксперимент, социальный анализ). В то же время многочисленные исследования подтверждают существенные недостатки нормативно-рациональной методологии, обусловленные несовершенством нормативной базы. Во-первых, говорить о нормативах развития социальной структуры общества и личности, общения в коллективе и других можно весьма условно. Попытки все богатство социальной жизни и развития общества и его элементов выразить в виде плановых нормо-заданий безуспешны. Во-вторых, отсутствует единый методологический подход к определению нормативной базы планирования социального развития, многие нормативы не учитывают дифференциацию по социально-классовым, социально-демографическим, профессионально-квалификационным и территориальным группам населения. В-третьих, все еще существует практика социального нормирования на основе накопительной информации предпланового периода, «от достигнутого». Социальные нормативы нередко представляют собой систему консервативных представлений в силу быстро меняющихся условий экономического, социального и политического характера. Учитывая эти и другие недостатки нормативного подхода, его пытаются усовершенствовать. Так, Ж. Т. Тощенко считает, что анализ социальной инфраструктуры, способствующий решению задач социального развития, должен опираться на следующие нормативы: 1) опытные — опирающиеся на сложившиеся в предшествующий период условия и индивидуальную оценку их; 2) опытно-статистические — учитывающие прежний опыт и опирающиеся на статистическую оценку множества объектов нормирования; 3) аналитически-расчетные — определяемые на основе анализа научных данных и опыта передовиков. В то же время нормативный подход должен быть дополнен анализом вкусов, желаний, потребностей и ценностных ориентации людей, без чего невозможно совершенствование социальной инфраструктуры.[187] Отсюда ясно, что невозможно получить субъективные сведения (об оценках опрашиваемых объективных процессов, намерениях и т.д.) без использования методов социологических опросов. Ведь нельзя отрицать, что по целому раду вопросов сведения можно получить только таким путем. Именно сочетание сбора объективных данных о социальных процессах со сбором мнений, оценок, самооценок людей позволит наиболее полно и всесторонне раскрыть диалектику динамичных, сложных социальных процессов в сфере социального управления и планирования. Тем самым представляется, что жесткое противопоставление нормативного и поведенческого подходов не является эффективным. Действительная задача состоит в создании таких методов исследования и прогнозирования, которые основывались бы на использовании как нормативного, так и поведенческого подходов. Очевидно, что разработка такой методологии — принципиально новая научно-исследовательская задача. Элементы проблемно-целевой и нормативной ориентации своеобразно сочетаются в «объектно-ориентированной» методологии социального проектирования. Этот подход вырос из практики социального планирования, представители которого обнаружили противоречие между логикой социального проектирования объектов и логикой социального прогнозирования, между условным (вероятностным) характером социального прогноза и жестким привязыванием к нормам «долгосрочного действия» социальных проектов объектов с социальными функциями. Проблемно-целевой (прогнозный) социальный проект, ориентированный на выработку нормативов решений перспективных социальных проблем, исходя из целей общественного развития, по замыслу авторов этого методологического подхода призван взять на себя функцию интеграции научного знания с практикой (социальным управлением и планированием). Иными словами, речь идет о выделении предпланового звена единого социально-управленческого цикла, необходимость которого объективно задается диалектикой взаимосвязи поисковых и нормативных прогнозных разработок.[188] Методология и методы социального проектирования предусматривают отработку эффективного механизма использования результатов социально-прогнозных и прикладных социологических исследований в практике принятия управленческих решений по комплексу взаимосвязанных социальных проблем. В основе социального проектирования также лежит методология инновационного социологического исследования, ориентированного на обоснование и конструирование новых средств и методов социального управления. Таким образом, прогнозное социальное проектирование, во-первых, является существенным элементом перехода от поискового прогноза к нормативному и состоит: а) в анализе выявленных поисковым прогнозом значимых социальных проблем; б) в анализе возможности корректировки социальных процессов, влияющих как на методы, так и на средства, избираемые для целей решения выявленных проблем. Во-вторых, соответствует всем этапам поискового и нормативного прогноза, обеспечивая анализ естественного и управляемого хода социальных событий, анализ факторов, допускающих и недопускающих корректирующие или инновационные управленческие воздействия. В-третьих, завершает разработку нормативного прогноза выработкой различных вариантов решений перспективных проблем и анализом возможных последствий (в ряде случаев и расчетом социального эффекта) от тех или иных корректирующих и инновационных управленческих мероприятий. Разработка проблемно-целевых социальных проектов осуществляется при соблюдении ряда методологических принципов, к числу которых можно отнести: — принцип обоснования нормативной модели решения, опирающийся на знание об оптимальном состоянии управляемого объекта; — принцип социальной целесообразности, предполагающий соответствие ожидаемых эффектов нормативным целям общественного развития; — принцип «критического порога» модификации, предполагающий учет меры управляемости процессов и социально значимых следствий; — принцип комплексности и условной равнозначности всех направлений взаимодействия человека с его природным, культурным и социальным окружением; — принцип реалистичности и реализуемости, опирающийся на учет ресурсов и на наличие организационных форм для экспериментальной проверки и внедрения наиболее эффективного в социальном отношении варианта имеющихся проектных решений; — принцип социально-воспроизводственной ценности и адекватности проектируемых перемен природе человека. Необходимость принципов и процедур объективизации эмпирических фактов, их «уплотнения» с помощью научных «твердых» критериев социального познания не только имеет познавательное значение, но и находит широкое применение в практике социального управления и планирования. Этим обусловлена исключительно важная методологическая проблема — определение достоверности результатов социологического исследования для принятия управленческих решений. Перевод социального знания на язык социальной информации, пригодной для целей социального управления и планирования, предстает особым видом прикладного социологического исследования. Соответственно, принципы функционирования социальной информации предстают модификацией познавательных принципов, характеризующих движение социального знания под углом зрения удовлетворения практической потребности общества. Объективность знания в терминах информации приобретает значение качества информации, ее достоверности. Достоверное знание — это, прежде всего, истинное знание, знание об объективной действительности. В своей информационной форме объективность (объективная истина) наделяется признаками результативного управления. Оценивая эффективность управления соотношением результатов и затрат, мы, тем самым, создаем возможность количественного подхода к социальной информации и через нее — к оценкам истинности знания, используемого в качестве информации. Сказанное позволяет утверждать, что нерешенность проблемы достоверности социологической информации есть производная недостаточной разработанности теории и методологии социального познания. Большинство монографий, посвященных проблемам достоверности результатов социологических исследований, являются, по преимуществу, методолого-методическими изысканиями описательного, экстенсивно-ассимиляционного характера, которые лишь увеличивают количествo трактовок понятий «достоверность», «точность», «надежность», «правильность» и др. В них слабо просматривается ориентация на интегрирование методологического опыта, не наблюдается качественного изменения в методических поисках и теоретического осмысления получаемых результатов, ограниченно используются методы математической обработки и моделирования при обобщении информации.[189] Проблема достоверности социологической информации может быть решена не на одном из этапов прикладного исследования, а только в процессе получения достоверного знания об исследуемом объекте, где все этапы прикладного социологического исследования представляют органические составные части единого целостного познавательного процесса. В традиционной схеме построения программы социологического исследования внимание акцентируется на функциях, выполняемых теми или иными методологическими средствами. Проблемы, связанные с обоснованием выбора тех или иных конкретных методов исследования или оценки достоверности полученных данных, при таком подходе остаются открытыми. Целостный подход к анализу проблемы достоверности социологической информации возможен лишь при наличии четкой логической структуры прикладного социологического исследования, в основе которой лежит метод восхождения от абстрактного к конкретному. Здесь важнейший фактор достоверности информации — это конкретная теоретическая модель объекта и предмета исследования. В программе прикладного социологического исследования модель предмета включает качественные характеристики, отражающие его типичное состояние, адекватность метода регистрации объективных факторов и соответствие проекта выборки объекту и предмету исследования. Основными параметрами достоверности служат объективность предварительной информации об объекте и предмете исследования, выбор надежного инструментария и логическое обоснование исследовательских этапов целостного процесса прикладного социологического исследования. В методологическом отношении здесь также важно исключить те ошибки в анализе фактов, которые «вкрадываются» из-за неверной теоретической концепции, неверного выбора основания группировки данных, неадекватного использования методов исследования и других погрешностей. Важнейшим критерием достоверности социологической информации являются также результаты внедрения в практику выработанных на ее основе рекомендаций. К сожалению, о достоверности данных большинства прикладных исследований трудно судить именно потому, что их конечным «выходом» служит только публикация, а не практическое внедрение. Итак, итогом применения принципов и правил научных методов в прикладном социологическом исследовании является не получение нового теоретического вывода, а приспособление теории к специфике объекта ее приложения. Эта особенность прикладного анализа не совпадает с процедурами эмпирической и теоретической интерпретации. В процессе прикладного исследования мы получаем знание того, в какой мере социальный объект подчиняется известным объективным законам и принципам социологической науки и какие новые обстоятельства и факты в реальной действительности надо учесть, чтобы более точно установить условия успешного применения теории к решению практических задач. Растущие потребности в использовании методов практической деятельности, в проведении крупномасштабных социологических исследований на уровне социально-экономического развития как коллективов, так и страны в целом могут успешно реализоваться при условии существенного усиления внимания к разработке теоретико-методологических и методических вопросов прикладного социального анализа как метода практической деятельности. В этом видится необходимая предпосылка доведения результатов прикладного социологического исследования до «технологического уровня».
ЛИТЕРАТУРА 1. Липский Н.И. Практическая природа истины. Л., 1988. 2. Нормативные и дескриптивные модели принятия решений. / Ред. кол.: Б.Ф. Ломов и др. М., 1981. 3. Овсянников А. А.. Петтай И.И., Римашевская Н.М. Типология потребительского поведения. М., 1989. 4. Прогнозное социальное проектирование: Методологические и методические проблемы. / Отв. ред. Т.М. Дридзе. М., 1989. 5. Прогнозное социальное проектирование и город. / Отв. ред. Т.М. Дридзе и др. М, 1995. 6. Райт Э. Происхождение капитализма. // Рубеж. 1996. № 8-9. 7. Стандартизация показателей в социологическом исследовании. / Отв. ред. Г.В. Осипов, Э.П. Андреев. М., 1981. 8. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.
|