Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенство СВ. Антония и слава на небе 6 страница






(124) Вопрос. Если Господь сокрушил врага, то кто теперь с нами воюет бесчисленными нападениями, и толкает во грех?

Ответ. Хотя Господь и вполне мог истребить и погубить врага, но Он не захотел, чтобы не оставить нас без почета [за доблесть] в будущей вечной жизни, раз у нас здесь не будет никакого противника. Мы двинемся на него в этой жизни, как на войне, чтобы получить венок награды. Уязвив главу змея, Он умертвил в нем всю силу, но осталось движение зла, являющееся на нашу духовную брань и делание добра. Много раз и мы, уязвляя главу змея, позволяем вьющемуся за ней телу существовать и опять на нас подниматься. Ибо бесы не имеют власти даже над свиньями, как учит Писание Божественного Благовествования: они прежде Божественного Христова попущения не дерзали подойти к стаду свиней. И Господь им повелевает так, что они не вместе с пастухами топят стадо, но пропустив тех, бросаются бежать, устремившись в свиней. Это явно показывает нам, что если бы мы не были хранимы Его Божественной и все вместе держащей силой и милостью, то бесы нападали бы на нас яростнее, чем на свиней, когда мы были бы в волнах или плыли по морю.

(125) Вопрос. Бог ведал, что Адам обязательно преступит заповедь, почему Он ему ее дал? И опять, когда Адам преступил, почему Бог осудил его на смерть?

Ответ. Если бы Бог не положил ее, как венок для него победителю в борьбе, и позволил, чтобы он был самовластным борцом, то не увенчал бы его и не прославил. Если бы Он запретил хранить заповедь и не пообещал преступнику смерть, то тогда бы вполне мог быть обвинен Тот, Кто его осу­дил. Если Адам упал и ослушавшись, пал, то вини осужденного, а не Дарователя подвига. Говоря дру­гими словами: как Бог знал, что Адам преступит заповедь, так и знал наперед, что его потомки ис­полнением заповеди будут Им прославлены и увен­чаны: одни во времена мирные — тем, что явят добрую жизнь, а другие во времена гонения за Него, сопротивляясь до смерти. Бог наперед ведал Авеля, который будет оправдан, Сифа, который также будет оправдан, Еноха, который преставле­нием не видел смерти, Ноя, который будет оправ­дан, Авраама, который стал корнем веры и отцом многих стран. И Он ведал, что Исаак явится ра­бом, добрым Ему нравом, что Иаков будет бороть­ся с Ним, как с человеком, и станет несгибаемым, когда дотронется до ткани огромных мышц. Что Иосиф будет за целомудрие брошен в темную яму, что он за свои дела получит царство. Что Моисей вырастет, что станет настоящим предводителем и законодателем; что Иисус Навин победит в бою и поработит Гаваонитян. Что Давид иноплеменного воина, облаченного латами, покрытого гигантским шлемом, держащего щит и копье и с головы до ног покрытого железом, одним камушком из пращи разобьет о землю, а вскоре станет царем, и много проречет о Нем. Ведал Бог наперед Апостолов, Пророков, мучеников, учителей и других, от Него прозябающих (произрастающих) церковных святых. Говоря кратко, не должно, чтобы от худости и падения одного для всех закрылась беговая дорожка, и труд прошел напрасно, как сгорел, и мужество кануло, и плата была пустой.

(126) Вопрос. Почему Спаситель говорит, что Отец воскрешает мертвых и творит их живыми; так и Сын, кого хочет, того животворит. Но Сын, придя и став над Лазарем, не властно воскрешает его, но молит Отца, говоря: " Отче, прославь Сына Своего", — и так вызывает из мертвых Лазаря.

Ответ. Ничего из этого не отделяет от Него часть власти или господства. Ибо Он сказал: " Я произнес это ради стоящего здесь народа, чтобы они приобрели веру". Зачем нужно еще прибавлять: " и чтобы Сын Твой был прославлен". Нуж­дается ли Отец в славе Сына? Никак. Но Отец про­славил Сына, и Сын Отца, делая нам явным единство в воле и славе. Так что Сын — владыка и над большим — просит Отеческого [изволения] в более худом, как ты говоришь, выпрашивая пове­ление и помощь и благодействуя. Он не призывает Отца, когда говорит: «...приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». А на другую сторону: «...идите от Меня, проклятые, в огонь вечный...» Он сказал расслабленному: «встань, возьми постель твою и ходи». И другой раз опять: «юноша! тебе говорю, встань!» Так и дочери старейшины, после смерти, Он сказал: «девица... встань». И прокажен­ному, который нарывал гноем с макушки до ног, Он простер руку и сказал: «...хочу, очистись». И еще и страсть убегает, когда ее прогоняет Божие веле­ние. Он запретил, сказав: " Тебе говорю, лукавый бес, выйди из него". И запрещением Он умиротво­ряет вздымающуюся бездну. За грехи Он осужда­ет грады и говорит со властью: «...горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!.. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься...» И очи­щая древний грех, Он сказал Иерусалиму: «...не ос­танется здесь камня на камне», — что мы видим сбывшимся. И в этих больших случаях Он никог­да не призывал Отца и не нуждался в Его силе, а о меньшем берет у Отца благодать и врачует боля­щих самих? Отойди, почтеннейший друг, от такой мысли о Христе. Не в случае потери власти или силы Он обращается к Отцу, но Своим подходом учит нас всегда смиренномудрствовать, отказы­ваясь от нашего величественного презрения. И ни в коем случае не повелевать от себя действу преж­де этого самого " повеления", но чтобы Он был началом любого слова или действия.

(127) Вопрос. Тогда почему Апостол явно выс­казывает, что Сын покорен Отцу как большему, когда говорит, что Ему покорится все, и тогда Он Покорится Покорившему Ему все? И как Он мо­жет быть равен Отцу? Ведь явно, что Он как мень­ший покоряется большему.

Ответ. Нужно увидеть самого этого великого проповедника Божия, что здесь он в плотском смысле говорит к молодым и еще обнаженным душам, которые слишком ранние для обдумывания возвышенных учений. " Обнаженные" — " те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись". Церковное собрание — носитель Христа, а теперь в вере покоряются Ему страны. Не до конца еще покорены страны, которые готова принять Церковь, и еще не достигнуто полное число стран, как говорит Апостол, но ежедневно Церковь становится покоряющей благодаря тому, что к ней прибавляются верующие, то есть Христос становится покорителем, и полнота стран будет тогда, когда Церковь примет покорение в совершенстве и без остатка, что есть Христос по плоти — тогда и она во всем покорится Покорившему ее, как здесь сказано, Самому Христу по плоти во всем. Бывает, что письмо прикровенное, и открывает не всю Хри­стову власть и Божественность, чтобы не думали, что Он противоположен Богу, не делали Его про­тивоположным Отцу. Одно дело, когда общаются с теми, кто совершенен чувствами — для тех пища тверже, чем молоко. Младенческая пища дается со­сункам. Если повествование начинается с Боже­ственных вещей, потихоньку совлекаются покро­вы на владычности Христа, и указуется, что Он равен по славе, по силе, по самовластности Богу, велегласным восклицанием: " Чаем Сына Его с небес, «Который уничиженное тело наше преоб­разит так, что оно будет сообразно телу» славы Его". Действием власти Своей Он мощен, и Ему покорно все. И в другом месте сказано: " Бог был во Христе, Который подчинил Ему весь мир". Предстает, что все в совокупности покорно Ему. Отойди от ребячества, когда сам Апостол указует, что все учатся не теми же самыми книгами, но каж­дому послано по подобию и как за руку каждый ведом к совершенству.

(128) Вопрос. Если Христос — Бог и равен Отцу, то почему тот же Апостол письменно имену­ет Отца Богом, а Сына — Господом? Апостол яв­ляется согласным не в меньшей степени и мне, ког­да говорит, что Бог был во Христе, к Себе примеряя весь мир: не Христос, но живущий в Нем Бог?

Ответ. Силы и господства, что превыше все­го, равны по славе Богу и Отцу. Я скажу, что вели­кий Апостол, когда Христа называет не Богом, а Господом, не отделяет Его от Божества, и не пока­зывает опять же, что Бог в Него вселился. Нас это­му учит сам тот, кто был пред Ним — великий Исайя. Он в древности прорицал о Христе и ска­зал: " И Саваинские мужи возвышенные придут к Тебе, и будут Твоими рабами, и пойдут вслед за Тобой, связанные по рукам узами, ибо в Тебе Бог". И исключая смысл " вселения в Тебя", Исайя при­бавил: " И нет Бога кроме Тебя". " Ибо Ты — Бог наш, а мы не ведали, что Бог — Спаситель Израи­ля". И опять он же за пятьсот лет произнес: " Отрок родился у нас, и по имени Он зовется Бог, мощный властитель". Возвышенный разумом Павел сказал: " Христос — Он над всеми Бог, благословен во веки, аминь". Святой песнопевец Давид указует, что Господь не вне Божества, когда говорит накануне хвалу богочеловеческому во плоти прише­ствию Бога Слова: «Благословен грядущий во имя Господне: Бог Господь, и явися нам». Во всех писа­ниях Ветхого Завета богословные Пророки называли Отца Господом. Так, много страдавший Иере­мия, говорит «Господь Вседержитель». Иезикия, херувимский сказатель, говорит " Адонаи Господь". Подобным образом говорит и Даниил, и другие Пророки. И Павел, когда говорит, что один Бог Отец, не утверждает, что у Него нет Господства. И опять же, когда он говорит, что один Господь Иисус Христос, не утверждает, что у Него нет Божества. И Сын, когда Он богословил, что " на Камне этом созижду Церковь Мою", указал на при­частного Церкви Отца — ибо сказал: " Все Мое — Твое, Отче, и Твое — Мое". Святые Книги везде вкупе берут имена Бог и Господь. С тем же име­нем и с той же славой и божественный Пресвятой Дух, как мы научены из послания, отправленного святым Апостолом: " Господь Дух есть". Те, кто ясно разумеют, что написано в Священном Писа­нии, не подумают никогда разноголосить, или спо­рить о нем (Писании), проповедуется ли здесь о божественных вещах или о смиренных, а они при­падают к смыслу того, что заслуживает слушания. Подобно тому, как чадолюбивая мать, кормя детей, когда они еще маленькие, при сосце, поит их молоком, а когда они вырастают из младенче­ства, то кормит зеленью, а дорастут — питает хлебом. К обоим сказал великий Апостол: " Я на­поил вас млеком, а не едой, вы не могли, но и те­перь не можете". А к другим он в гневе сказал: " Немощен тот, кто ест траву, и осмысляет, следуя Моисею; вы не можете питаться хлебом, следуя за теми, кто уже стал совершенным в обучении. Потому что ты слаб разумением, которое не утвердилось (не окрепло)".

(129) Вопрос. Как же Апостол отдает Христо­ву Царствию конечность, когда пишет: " Подобает Ему царствовать, пока не бросит врагов Своих под ноги Себе"? Те, кто это толкуют, повествуют, что с концом мира кончится и Христово Царствие, ког­да Он пойдет к Отцу, будет во всем и над всеми Бог, как говорит Апостол.

Ответ. Мне думается, что этих людей опла­кивает Иеремия, говоря: " Кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез», чтобы пла­кать «день и ночь» о страдающем и покрытом язва­ми моем народе, который заткнул уши, и не тво­рит ни одного слова богословия". Ведь Христос громким гласом возвещает: " Сын пребывает во­век". Горькому безумию этих людей сопротивляет­ся обличитель Даниил, муж, который охотно ска­зал: " Видел Я в ночных видениях, что вот, с облаками небесными шел как бы Сын человече­ский..." И потом сказал: " Власть Его — власть веч­ная, непреходящая, и царство Его не разрушится". Так говорит и божественный песнопевец Давид " Престол Твой, Боже, во век века. Посох (скипетр праведности — посох Царствия Твоего". И затем " Сначала Ты, Господи, основал землю, и небеса —создания Твоей руки. Они погибнут, а Ты пребываешь, и Тот же, и годы Твои не уменьшатся". То, что о Господе говорит высокий разумом Павел, то он говорит повсюду в своих посланиях, показывая, что Творец, Царь, Бог — Он прежде веков и; навечно. И еще то же самое боговидец и божественный законодатель Моисей поет: " Господь царствует вовек", и навечно мы исповедуем Гос­пода нашего Христа. Поэтому не думай " отколе" и " доколе"; что мол когда-то обретет конец Хри­стово Царствие. Из-за заблуждающихся дурно понимается то, что хорошо сказано. Сам апостоль­ский глас обличает их суетное понимание. Сказано, что смерть царствовала от Адама до Моисея. Но разве тем самым она только до времени Моисея царствовала, не распространив свою власть над множеством людей; и ее, по всем возрастам про­ходя, Христос запял (запнул), увенчав людей над ее властью, Сам для смерти став смертью. И сей­час о Моисее иудеи измышляют, но могилы его не найдено до сих пор. И когда Христос преобразил­ся, Моисей вместе с Илией пророком стоял на вер­шине горы, так что не нужно думать, что Моисей преставился плотью, а было точно как с Илией, который преставился плотью, хороня их мысль о возвеличивании, и поиск неразумной славы мужа: говоря, что он мертв, иудеи величаются. И опять тот же Апостол сказал, обличая их: " До сегодняш­него дня — когда это читается — на их сердцах лежит покров Моисея". Как тогда Апостол сказал в послании Коринфянам: " И до вас дошел Еванге­лием Христовым", — только ли до Коринфа? Раз­ве не доходил он в своей проповеди, обегая по кру­гу землю в скорости от востока до запада, и до Илирика, и до самого Рима? И он же сказал: " Уте­шая себя во все дни, пока день этот не наречется". Но предсказал и богословный Давид: " Если сегод­ня услышите Его голос, явно Божий, не делайте жесткими ваши сердца, гневя Его, как во дни ис­кушений в пустыне". Только ли для бывших до Да­вида полезно слушание Божия гласа? Увы безу­мию, которое измышляет в пустоту! Ибо Христовы создания с наступлением этого времени встанут нетленными и бессмертными, и будут всегда. Раз­ве изначальный Искусник и Созидатель, взойдя к Отцу не будет? Разве Он не обещает людям, что будет царствовать вместе вечно и бессмертно? Неужто Он этого лишится, и Царствие отойдет в прошлое с окончанием, если следовать суемысленным? Но отойди от этого безумия, умоляю тебя. Таких людей обличит среди древних бывший Да­вид, который поет о Христовом Царствии: " Про­славляйте Господа все создания Его". А создания­ми Христа является все. Ибо сказал великий Иоанн: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово родилось плотью". И все­лился в нас Христос, ибо все стало благодаря Нему. И опять Давид: " Царство Твое, Христе, царство на все века, и владычество Твое — владычество во все роды". Весьма в согласии с ними вопиет Гавриил, слуга бесконечному Царствию Христову: «...и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца...» Ведь неужто не установлено, что обычно говорится в святых книгах " до тех пор пока" или " сегодня"? Ведь у Бога день не знает вечера, и один день — это вся вечность, наподобие умных и словесных сил, ведь ночь не покрывает вышемирный свет.

(130) Вопрос. Если Сын равен Отцу, то почему Он собственными словами говорит, что ничего! Сын не может творить от Себя, если не видит Отца творящего?

Ответ. Нет ничего горше, чем думать так о Единородном Сыне Божий; и мыслить все творе­ния раздвоенными: Отцом созданными в совер­шенстве и Сыном до сих пор делаемыми, по час­тям вводимыми, и творимыми наподобие Отца. Тогда безумие Ария покажет нам два солнца, и две луны, и разделит, что создано Отцом, а что созда­но Сыном; подобным образом можно соответ­ственно поступить со всеми творениями на земле и в море. Истинно говорит сын грома Иоанн, что Слово воплотилось. Иоанн почерпнул в возлежа­нии на груди, наполнившись как божественная ча­ша от вечно текущего Источника, и оросил мир под солнцем словами: «Имже вся быша». Ибо ни в од­ном древнем прообразе или указании не было вид­но, что Сын все творит. Но кто иной, кто стал совокупен с нашей природой в утробе Приснодевы? Только Сам единственный Ее ребенок — Сын Бо­жий, Сын, посланный Отцом чтобы быть рожден­ным от женщины. Ибо, учит божественный Апос­тол: " Где и когда видели Отца, воплотившегося, и рожденного, и распятого, и погребенного, и подоб­ное этому сотворившего? " Где Родитель в обще­нии подобным образом сказал: " У Меня есть власть положить душу Мою и вновь ее взять"? И что " никто не возьмет ее от Меня, но Я полагаю Сам по Себе"? Где Отца видели сидящим в стой­ле... говоря просто, там виден, на что пущен Сын сотворить сказанное? Кто созидает Адама и от него Еву, или иное разумное существо мужеского пола, по Его образу все искусно обрабатывающее? Вла­дыка, Содетель, Самовластный Бог всех, и прежде воплощения, и по воплощении, может Сам все де­лать по Собственной воле. Чтобы не думали, что Сын противоположен Богу Своему, или разруша­ет то, что принадлежит Отцу, что сказали против Него слепые. Ничего не может творить Сын Сам по Себе, если не видит Отца творящего. Вместе с этим Он учит нас любить Отца.

(131) Вопрос. Как же, когда Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, просили сесть с Ним, Он им ска­зал: " Сесть по правую и по левую руку от Меня не Мне даровать, но даруется это тем людям, кому Уготовано Отцом Моим"? Почему Он не сказал, как Владыка: " Кому Я уготовал", или: " Кому хочу", но отпускает это Отцу, и это не оказывает­ся самовластно?

Ответ. Он отказался не потому, что немощен; но по благой причине, возражая на их намерения и их величание перед другими, тем самым умудряя и других, и в них угашая гнездившееся бессмысленное желание старшинства, сразу ответил не что " вам все дарует Отец", но " тем, кому уготовано труженикам", понуждая их на делание добра и мужество, чтобы они показали правое усердие и сошли на труды и на подвиг до смерти, до казней. " Если вы Мое не проповедаете, то почему вы желаете проповедовать самих себя". Вы по щеке уже ударены ради Меня, и скиньте одежду для течения трудов. Спуститесь на страдание по собственной воле. Оставайтесь неподвластными, когда разберет себя театр века сего, то Я как плату дам вам тотчас престолы. А теперь благоприличным образом отвечаю, что Отцу принадлежит даровать престолы. Ибо иначе никак невозможно отторгнуть вашу мать, которая заставляет вас так говорить. Даровать просящим что-либо преждевременно не в пользу, хотя во власти это допустить. Ибо как ленивые будут в приязни, как будут приняты как мужественные, получив даром довольство, за которое не пожелали потрудиться? Так обычно делают и земные цари, если кто их умоляет о месте и о сане, а властители им даровать не хотят прежде времени; тогда, претендуя на власть, рабы в чаянии сана совершают друг перед другом подвиги для царства и, соревнуясь друг с другом, крепнут и становятся храбрыми, готовясь к сра­жениям. И еще. Поскольку Иаков и Иоанн думали, что Он будет царствовать земным и времен­ным царствованием, Господь сказал им: " Вы не знаете, чего просите". Тем самым Он сказал: Поднимитесь на ноги, войдите мыслью в Мое Царствие, а не летайте, подобно ночным снови­дениям, не стремитесь к земному — когда услы­шите, что и Отец Мой не просто так Мне дает. Вам надлежит получить то, что вы заработали трудом и потом. Я должен быть приязненным, но и не делать того — не побуждать к лености. Не мне принадлежит даровать, но Отцу: тем людям, кто прямо просит. Если бы они были разбойника­ми и любодеями, лжецами, злодеями и не настав­ленными, то они бы, то же самое попросив у Меня, сели [на престолы]? Не нам это — даровать без­думно, преступая правду правдивого суда ради сана, кому какой дать; оскорбляя тружеников, да­ровать ленивым. И если вы уже любите престолы, то почему не разумеете трудов и подвигов? На них вы должны обнажиться. Не величаться саном, по­ясом и скипетром, но выкупить престолы трудами и сделаться милостивыми судиями.

(132) Вопрос. Если Он самовластен и могуще­ствен, как Отец, то как же Он боится Креста и мо­лится Отцу, говоря: " Отче, если возможно, то пусть чаша эта пройдет мимо Меня"? А это не принад­лежит власти или знающей себя воле прибегать в беде к другому, требовать от него помощи.

Ответ. Мне думается, что и это наносит смертельную рану тем, кто суетно мыслит, ибо то, что здесь, именно являет Сына, равным по силе Родителю. Ведь Его обращение к Отцу было именно об этом. Не принято бы было Его Божественное пришествие, если бы не было утверждено сильным смирением и человеколюбием. А Промысл у Него — не силой Божества мстить гонителю, не владычески разбить его войско, но скорее кротостью и долготерпением совершить суд над противником. Если бы Он пришел и был, имея Свою природную выдержку, то думалось бы, что ничего нет поразительного в том, что Он совер­шает чудеса, что Бог борется с ангелом-отступни­ком. Но это диавол безумно превознесся, как бо­гоборец, и потому прекрасно, что Бог воспринял человеческую слабость, и разрушает гордыню диавола, даруя нам победу-одоление. Не человек прельщенный в древности, тем самым видимый, но Бог, умом постигаемый, был бы взят в плен, и думается, трудным было бы исправление рода нашего. Но святое Слово пришло в Божией природе, и Лик погиб, победил противоборца. И против него Он как Бог даст нам властительство, богословя: " Вот, дал Я вам власть наступать на змея и скорпиона, и всю силу врага".

(133) Вопрос. Но почему Распинаемый скорее отрекается, раз говорит: " Отче, если возможно, пусть мимо пройдет чаша сия"?

Ответ. Не может быть иначе. Просто человек не может спасти. А Бог как таковой не причастен страсти. Но Он - Бог и человек — един из двух, ибо природа та и другая соединились и стали единым: Он рожден богочеловечески от Приснодевы, сохранив Ее невредимой; Он же Бог – Он же человек. Когда Он восходит на Крест, то не становится причастен какой-то другой при­роде, поэтому иногда и говорит, как полагается Богу, а иногда — как человеку, как случается вре­менно. Тогда враг (диавол) не может ничего поде­лать, по причине слов и знамений. И Бог Себя по­казывает способным быть покоренным, и когда при этом диавол приходит и смотрит, воистину ли Тот — Бог, тогда, возглашая и вызывая его на бит­ву, Бог опять таит Свою человеческую природу — и противник, испугавшись, бежит. Так Господь со­вершает подвиг до распятия и смерти, в котором осуществилась вся Божественная победа.

(134) Вопрос. Почему Господь, когда пришел, не был явлен во всей Своей силе? Но Он был и нищим [на проповеди], и светлым [на Фаворе]. Неужто Он в страхе сомневался, Бог ли Он?

Ответ. Потому что и враг не явным образом соприкоснулся с нашим прадедом, не в своей по­роде. Ибо тогда Адам и Ева сохранили бы себя от наваждения (наведения) и падения. Тогда в змее скрывает свою природу диавол, который связался с Адамом, и сказал несчастной Еве: " В тот день, когда вы съедите от запретного, будете как боги". И говоря коротко, лживо отводит их на оставше­еся время от блаженной жизни. Этими лукавыми речами их прельстив, сам был прельщен боже­ственными речами устрашающий враг. И как там был не просто змей и не только диавол, так и здесь был не просто человек и не только Бог. И Он не устрашается, но явным образом порешает мудрость буйного. Как можно видеть Его сильное, по собственной воле сомнение — как страх? Когда к Нему пришли иудеи, чтобы Его взять, Он ослепил их, говоря: " Кого ищете? " Когда они сказали: " Ищем Иисуса", то Он снова показует свободу воли и говорит им: " Это — Я". И сразу вскоре Он отдает Себя в руки тех, которые Его искали. А что останавливало Его улететь от луней, что ме­шало Ему упорхнуть от слепых? Он сказал: " У Меня есть власть положить душу Мою, и вновь взять ее". Поэтому и Петру Он гневно запретил, когда тот «начал прекословить Ему», чтобы Господа не распяли, чтобы как-то избежать того, чему над­лежало быть. «Он же, обратившись... воспретил Петру, сказав: отойди от меня, сатана», ибо ни мыслишь «о том, что Божие, но» мыслишь «человеческое», то есть: иди вслед за Мной, а не обгоняй и не постигай разумом Промысл. И видом плоти сомневался: Как убоюсь смерти Я — бессмертная жизнь? Как отрекусь от страдания Я — разреши­тель страданий, прикосновением руки исцеляющий слепых; сделавший так, что тот расслаб­ленный понес одр свой? Он, иссушивший кровоток подолом плаща своего; прокаженного освободивший от поврежденности; множество бесов про­гнавший проявлением воли Своей; по бездне морской как по суху шедший: когда она вздымалась и ходила волнами, Он сделал, что она утихла и успокоилась — Он для штиля простер руку со стре­мительностью ветра; пятью хлебами до насыще­ния накормил пять тысяч человек, когда остатка­ми хлебов наполнили двенадцать корзин; призвал Лазаря четверодневного смердящего опять к жи­тию из могилы без повреждений — Создатель все­го и Бог, Сам Жизнь и Воскрешение. Намеренно смутился страхом и уничижением, желая уловить змея приятием плоти: " Мною" поруган над чело­веком ругающийся диавол. Ибо Я рыбак и уда, и опустил Себя в глубину сего жития, и как червяка нанизал погибшую человеческую плоть. Сам Со­бой им подобный был Адам и как рыбарь, а те­перь трясет и тащит в пучину спущенную уду. Теперь тих, когда приближается ожидаемая рыба-человекоубийца, чтобы она от явного шума не от­скочила. Потому Он и сказал через Своего отрока (слугу) Давида: " Червь Я, а не человек". Как червь из земли без всяких примесей обретает плоть и оживает, подобным образом и Я от Приснодевы без примесей каких-либо и схождения с мужчиной воплотился, саморасленным стал Человеком, ос­таваясь Богом. Потому и сказал Иеремия, много­страдальный среди пророков, видевший пророчес­ким оком лжеца-диавола, который будет об­манут. Словно глумясь над гордыней и безумием диавола, более чем за пятьсот лет Иеремия сказал обо Мне: " Человек Он и кто постигает Его". То есть Бог промыслительно нас ради стал человеком, по премудрости, чтобы сделать безумцем премудрого в злобе: совершая пророчество доблестного Иова: " Притащишь змея удой". И еще он же: " Пришел Ты по морю жития моего, являя непроходимое, и никак ногу не осквернил". Опять Ты же по бездне ходил, и проходил преисподние, там сущих пленных освобождая. И еще он же сказал: " Открываются от страха ворота смерти" — врата ада, увидев Тебя, испугались.

(135) Вопрос. Тогда ты утверждаешь, что Христос — поругатель, что Он ложью победил диавола?

Ответ. С таким же успехом можно сказать и святому в речах Моисею: посмотри, как он поругался над Египтянами. Так же [затем] поругается Воплотившийся над понимаемым разумно Фарао­ном; и побил его всевоинство египетских бесов. И потопил его тем, что сказал: " Отче, если возмож­но, да прейдет эта чаша от Меня". О чаша, рана диаволу, прогнание бесов, рассыпание грехов, омытие грешников, дарование вечной жизни. Ведь Бог Слово воистину стал человеком, и истинно неизменно прошел все человеческое, кроме неподобающего зла. Так и то, что во время страдания. Он отрекается от чаши, не страшась Того, что уже вы­брал, а уча, чтобы мы сами не налетали на напасти, а если попали в них, то с терпением мужествен­но их принимали. Потому и после совета о Кресте Он промыслительно отрекался, но когда прибли­зился Крест, Он его взял на плечо как победитель [знамя] и шел, чтобы быть пригвожденным на нем в согласии с Собственной волей. И хорошо всем вместе воскликнуть то, что сказано богословным Давидом: " Ибо величественны создания Твои, Гос­поди, все премудростью Ты сотворил". В согласии с ним велегласно вопиет великий Апостол: " О глу­бина богатства, премудрости и разума (ведения) Божия, ибо неиспытаны судьбы Его, и неисследованы пути Его, ибо кто постиг ум Господа, или кто Ему был советник". Увы безумию, что не разуме­ют богословно, что грубо спорят. Да замолкнет всякий спор, и смута помыслам; и да будем рады почитать Божество верой без опыта.

(136) Вопрос. Во всем хорошо сказанном мы молимся, чтобы мы узнали ко всему о нашей при­роде. Но Давид умаляет человека, и делает его не­годным, когда говорит в восьмом псалме: " Госпо­ди, что есть человек, что Ты помнишь о нем"; в тридцать восьмом псалме: " Но суета всякий чело­век"; в сто сорок третьем: " Господи! что есть че­ловек, что Ты знаешь о нем; что есть сын челове­ческий, что Ты обращаешь на него внимание? ". Так что Давид говорит, что человек уподобился суете. А его сын Соломон возвеличивает человека, чтит его, потому что говорит: " Велик человек и честен". Но если сын не согласен с отцом, то какое согласие может быть между остальными пророками?

Ответ. Ничто из этого не может указать на несогласие повествующих о Боге речей, которые проповедовались с любовью к учению. Кроме грубой жизни, отчетливо видимой, действие — это восхождение видения. Представлена природе почесть, что мы от Бога все прияли эту почесть созданные руками Божиими большими всего творения. Раскрыв (разогнув) правые Моисеевы книги, ты обоюдно будешь научен. Ибо Бог взял прах от земли и создал человека, и вдунул в его личность дыхание жизни. Это " взял и создал" и говорит о том, какова у человека честь. Ни об ном создании это не было сказано, а только об одном человеке. " Взятая персть земная", на ней мы учимся, сколь негодна наша природа. Ибо мы - земля и персть, не стоим никакой вещи, и легко рассыпаемся.

(137) Вопрос. Но как человек тогда велик и чтим, если он тленен и легко рассыпается, и порабощен тьмами страстей и принуждений?

Ответ. Не смотри только на природу прикладывая к ней почесть, но разумей для легко рассы­пающейся и скоро умирающей природы, что это стало у нас после исторжения от древнего блажен­ного жития в раю, по причине преступления. Пос­ле погибельной пищи отречения несчастный (Адам) услышал: " Ты — земля, и в землю пой­дешь", ибо он послушал врага скорее, чем Бога.

(138) Вопрос. Что сказывает Давид, когда об­ращается к Богу: " Руки Твои сотворили меня и со­здали меня"? Указует ли это, что одно — это создание, а другое — сотворение? Разумеем ли мы из этого двойственность, или то же самое подобает говорить — о Боге?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.