Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четвертая четверть






ПОСТРОЕНИЕ (ФОРМЫ) МУЗЫКИ

 

Первый урок*

 

На этом уроке закрепить в сознании ребят понимание того, что смена частей в произведениях прежде всего связана с изменением характера музыки.

Песни без припева, так же как другие любые сочинения, построен- ные на одном музыкальном материале, «на одной музыке», не содер- жащие контрастных частей, мы ещё в первом классе называли сочи- нениями одночастными. «Песня о пограничнике» – пример одно- частности, где нет ясного разграничения на запев и припев. «Пастушью песню», несмотря на то что 1-й и 3-й восьмитакты одинаковы, а сред- ний, 2-й, отличается от них, ребята воспринимают целостно из-за отсутствия в ней мелодических контрастов.

В заключение урока прозвучит фрагмент из 3-й части Шестой сим- фонии П. Чайковского (маршевый эпизод); ребята, очевидно, скажут, что он одночастный.

«Песня о пограничнике» – исполнение.

Главная тема «Песни Сольвейг» Э. Грига (из музыки к драме

Г. Ибсена «Пер Гюнт») – разучивание.

«Пастушья песня» (французская народная песня) – разучивание.

Главная тема 3-й части Шестой симфонии (маршевый эпизод) П.Чайковского – слушание.

Второй урок**

 

Рассмотреть уже известные и новые сочинения, построенные в двух- частной форме: инструментальные пьесы типа «Неаполитанской песенки» Чайковского, состоящей из двух совершенно разных, ярко контрастных частей; песни с отчётливым членением на запев и припев, например «Дружат дети всей Земли» Д. Львова-Компанейца (которая начинается с припева). Рассмотреть текст куплетных песен: припев, как правило, одинаков по словам, а запев различен в каждом куплете.

Прослушав «Песню Сольвейг» целиком, ребята обнаружат, что с изменением характера музыки – появление танцевальности – воз- никла вторая часть (припев). Обратить внимание на выразительность, певучесть скрипок.

Ария Сусанина на этом уроке прозвучит трёхчастно: после вступле- ния и главной мелодии Сусанина, которую споёт весь класс, учитель сыграет всю среднюю часть арии, а ребята, внимательно вслушавшись

 

* Вход на урок под «Песню о пограничнике» С. Бугославского, выход из класса после урока под «Марш» из 3-й части Шестой симфонии П. Чайковского.

** На этом уроке и в дальнейшем на протяжении всей четверти вход на урок под

«Марш» из 3-й части Шестой симфонии П. Чайковского, выход из класса под музыку

Дм. Покрасса «Москва майская».


в эту музыку, несомненно, почувствуют, где им надо опять вступить и снова спеть главную мелодию. (Взглядом или лёгким движением голо- вы учитель поможет понять момент их вступления – дирижёрского жеста рукой здесь надо избежать: ведь самое главное, чтобы ребята услышали, почувствовали момент своего вступления!) Всё это позво- лит ребятам прийти к выводу, что смена частей в музыке всегда связа- на со сменой различных элементов музыкальной речи (контрастом)*.

«Пастушья песня» – исполнение.

«Песня Сольвейг» – исполнение главной темы и слушание.

Ария Сусанина – участие в исполнении.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.