Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к выпускнику, проверяемые в ходе государственного экзамена






ПРОГРАММА

Итоговой государственной аттестации

Выпускников по направлению подготовки

 

21.03.01 «Нефтегазовое дело»

 

Профиль подготовки 121.03.01.02а «Бурение нефтяных и газовых скважин»

Квалификация (степень) – бакалавр

Очная и заочная форма обучения

 

Ижевск 2015


Общие положения

 

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО), разработанной в Удмуртском государственном университете.

 

1.1 Итоговая государственная аттестации по направлению подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело»

включает:

а) государственный экзамен;

б) защиту выпускной квалификационной работы.

1.2 Виды профессиональной деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности.

 

1.2.1 Виды профессиональной деятельности выпускников.

Основной образовательной программой по направлению подготовки (специальности) 21.03.01 «Нефтегазовое дело» предусматривается подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности:

– производственно-технологическая деятельность (ПТД);

– организационно-управленческая деятельность (ОУД);

– экспериментально-исследовательская деятельность (ЭИД);

– проектная деятельность (ПД).

 

1.2.2 Задачи профессиональной деятельности.

Производственно-технологическая деятельность (ПТД):

- осуществлять технологические процессы строительства, ремонта,

реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и

на море;

- эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, ис­пользуемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин на суше и на море;

- осуществлять технологические процессы добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции;

- эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, ис­пользуемое при добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной про­дукции;

- осуществлять промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов;

- осуществлять технологические процессы трубопроводного транс­порта нефти и газа, подземного хранения газа;

- эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, ис­пользуемое при трубопроводном транспорте нефти и газа, подземном хра­нении газа;

- осуществлять технологические процессы хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

- эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, ис­пользуемое при хранении и сбыте нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов.

Организационно-управленческая деятельность (ОУД):

- планировать, организовывать и управлять работой первичных произ­водственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение сква­жин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извле­чения углеводородов на суше и на море, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

- документировать процессы планирования, организации и управления работой первичных производственных подразделений предприятий, осуще­ствляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепро­дуктов и сжиженных газов;

- анализировать деятельность первичных производственных подразде­лений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хране­ние и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов.

Экспериментально-исследовательская деятельность (ЭИД):

- анализировать информацию по технологическим процессам и тех­ническим устройствам в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных га­зов;

- проводить регламентированные методиками экспериментальные ис­следования технологических процессов и технических устройств в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регули­рования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта неф­ти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

- выполнять статистическую обработку результатов экспериментов, составлять отчетную документацию.

Проектная деятельность (ПД):

- собирать и представлять по установленной форме исходные данные для разработки проектной документации на бурение скважин, добычу неф­ти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводоро­дов на суше и на море, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных га­зов;

- выполнять с помощью прикладных программных продуктов расче­ты по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысло­вому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

- составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы;

- участвовать в составлении проектных решений по управлению ка­чеством в нефтегазовом производстве.

 

1.2.3 Требования к результатам освоения основной образовательной программы.

1.2.3.1 Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения (ОК-1);

- быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифферен­цировать различные формы его освоения (ОК-2);

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и пись­менную речь (ОК-3);

- быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-4);

- вести переговоры, устанавливать контакты, урегулировать кон­фликты (ОК-5);

- проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (ОК-6);

- использовать нормативные правовые документы в своей деятельно­сти (ОК-7);

- осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);

- стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- уметь критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостат­ков (ОК-10);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельно­сти (ОК-11);

- критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необхо­димости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-12);

- использовать основные положения и методы социальных, гумани­тарных и экономических наук при решении социальных и профессиональ­ных задач (ОК-13);

- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значи­мые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции (ОК-14);

- понимать и анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-15);

- понимать многообразие социальных, культурных, этнических, ре­лигиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций (ОК-16);

- осознавать ценность российской культуры, ее место во всемирной культуре уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям (ОК-17);

- быть готовым к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности (ОК-18);

- быть готовым к реализации прав и соблюдению обязанностей граж­данина, к граждански взвешенному и ответственному поведению (OK-19);

- адаптироваться к новым экономическим, социальным, политиче­ским, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и про­фессиональной деятельности (ОК-20);

- владеть одним из иностранных языков на уровне, достаточном для

- изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов на элементарном уровне (ОК-21);

- владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельно­сти (ОК-22).

 

1.2.3.2 Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Общепрофессиональные способности:

- самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ПК-1);

- использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического ана­лиза и моделирования, теоретического и экспериментального исследова­ния (ПК-2);

- понимать сущность и значение информации в развитии современно­го информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникаю­щие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-3);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средст­вом управления информацией (ПК-4);

- составлять и оформлять научно-техническую и служебную доку­ментацию (ПК-5).

производственно-технологическая деятельность (ПТД) способность:

- применять процессный подход в практической деятельности, соче­тать теорию и практику (ПК-6);

- осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-7);

- эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, ис­пользуемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-8)

- оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве (ПК-9);

- применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-10);

- обоснованно применять методы метрологии и стандартизации (ПК-11 );

организационно-управленческая деятельность (ОУД) способность:

- организовать работу первичных производственных подразделений, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов для достижения поставленной цели (ПК-12);

- использовать методы технико-экономического анализа (ПК-13);

- использовать принципы производственного менеджмента и управле­ния персоналом (ПК-14);

- анализировать использование принципов системы менеджмента ка­чества (ПК-15);

- использовать организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности (ПК-16);

экспериментально-исследовательская деятельность (ЭИД) способность:

- изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию по направлению исследований в области буре­ния скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирова­ния извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транс­порта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов (ПК-17);

- планировать и проводить необходимые эксперименты, обрабаты­вать, в т.ч. с использованием прикладных программных продуктов, интер­претировать результаты и делать выводы (ПК-18);

- использовать физико-математический аппарат для решения расчетно-аналитических задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-19);

- выбирать и применять соответствующие методы моделирования фи­зических, химических и технологических процессов (ПК-20);

проектная деятельность (ПД) способность:

- осуществлять сбор данных для выполнения работ по проектирова­нию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопро­водному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов (ПК-21);

- выполнять отдельные элементы проектов на стадиях эскизного, тех­нического и рабочего проектирования (ПК-22);

- использовать стандартные программные средства при проектировании (ПК-23);

- составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы (ПК-24).

 

Требования к выпускнику, проверяемые в ходе государственного экзамена

 

В рамках проведения государственного экзамена проверятся степень освоения выпускником следующих компетенций.

Код Содержание
Компетенции, регламентированные ФГОС ВПО и ООП ВПО
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК-1 Обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения
ОК-3 Логически верно, аргументировано и ясно строить устную и пись­менную речь
ОК-7 Использовать нормативные правовые документы в своей деятельно­сти
ОК-9 Стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
ОК-11 Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельно­сти
ОК-12 Критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необхо­димости профиль своей профессиональной деятельности
ОК-15 Понимать и анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности
ОК-19 Быть готовым к реализации прав и соблюдению обязанностей граж­данина, к граждански взвешенному и ответственному поведению
ОК-20 Адаптироваться к новым экономическим, социальным, политиче­ским, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и про­фессиональной деятельности
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК-2 Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического ана­лиза и моделирования, теоретического и экспериментального исследова­ния
ПК-4 Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средст­вом управления информацией
ПК-6 Применять процессный подход в практической деятельности, соче­тать теорию и практику
ПК-7 Осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море, транспорте и хранении углеводородного сырья
ПК-8 Эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, ис­пользуемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья
ПК-13 Использовать методы технико-экономического анализа
ПК-17 Изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию по направлению исследований в области буре­ния скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирова­ния извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транс­порта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов
ПК-19 Использовать физико-математический аппарат для решения расчетно-аналитических задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности

 

2.1. Перечень вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене.

1. Классификация скважин (по назначению, по глубине, по расположению на поверхности Земли, по профилю ствола и т.д.).

2. Типы буровых установок. Нормальный ряд буровых установок, их шифры. Основные параметры буровых установок. Типы буровых вышек.

3. Физико-механические свойства горных пород. Влияние параметров бурового раствора на механические свойства горных пород.

4. Назначение и классификация буровых долот.

5. Классификация и конструкция лопастных долот.

6. Классификация и конструкция шарошечных долот.

7. Конструкция твердосплавных и алмазных долот, особенности их применения.

8. Назначение, типы и конструкция колонковых снарядов. Особенности режима бурения с отбором керна.

9. Классификация долот специального назначения.

10. Назначение, элементы и условия работы бурильной колонны.

11. Назначение, классификация и расчёт утяжелённых бурильных труб.

12. Трубы бурильные стальные. Конструкция, группы прочности, расчёт при различных способах бурения.

13. Легкосплавные бурильные трубы (ЛБТ). Конструкция, материалы, особенности применения.

14. Назначение и конструкция ведущих бурильных труб.

15. Назначение и типы переводников для бурильных колонн.

16. Турбобуры. Конструкция, принцип действия, характеристики турбин. Типы турбобуров. Правила эксплуатации турбобуров.

17. Винтовые забойные двигатели. Классификация, конструкция, принцип действия. Правила эксплуатации винтовых забойных двигателей.

18. Электробуры. Конструкция, особенности эксплуатации.

19. Понятие о режиме бурения и его параметрах. Контроль параметров режима бурения.

20. Назначение, классификация и состав буровых промывочных жидкостей.

21. Свойства промывочных жидкостей: плотность, фильтрация, реологические характеристики. Приборы контроля параметров промывочных жидкостей, единицы измерения.

22. Классификация химических реагентов, применяемых для регулирования параметров промывочных жидкостей.

23. Оборудование, применяемое для приготовления и очистки промывочных жидкостей.

24. Искривление скважин. Причины, последствия и борьба с самопроизвольным искривлением.

25. Типы профилей наклонно-направленных и горизонтальных скважин.

26. Виды отклоняющих устройств при бурении наклонно-направленных и горизонтальных скважин. Приборы контроля за положением оси скважины в пространстве. Телесистемы, их назначение, каналы связи.

27. Кустовое бурение. Преимущества и недостатки.

28. Бурение горизонтальных скважин. Параметры, компоновки, режимы бурения.

29. Технология бурения боковых стволов. Многозабойное бурение.

30. Методы вхождения в продуктивную залежь.

31. Методы заканчивания скважин.

32. Особенности вскрытия пластов с АВПД.

33. Особенности вскрытия пластов с АНПД.

34. Особенности вскрытия пластов при бурении горизонтальных скважин.

35. Особенности вскрытия пластов, содержащих сероводород.

36. Порядок проектирования конструкций скважин. График совмещённых давлений.

37. Требования к цементированию обсадных колонн.

38. Конструкция обсадных труб. Типы резьбовых соединений.

39. Способы повышения герметичности резьбовых соединений обсадных труб.

40. Подготовка труб, оборудования и скважины к спуску обсадной колонны.

41. Элементы технологической оснастки обсадных колонн, назначение.

42. Особенности спуска обсадных колонн секциями. Спуск хвостовиков.

43. Классификация тампонажных материалов по ГОСТ 1581-96.

44. Свойства цементных растворов, цементного камня. Способы их регулирования.

45. Виды коррозии цементного камня.

46. Специальные тампонажные материалы. Особенности применения.

47. Классификация способов цементирования. Достоинства и недостатки. Оборудование для цементирования.

48. Основные факторы, влияющие на качество цементирования скважин.

49. Методы проверки качества первичного цементирования, достоинства и недостатки каждого.

50. Цементирование при ремонте скважин. Классификация ремонтно-изоляционных работ. Технологические схемы проведения работ.

51. Методы проверки герметичности обсадной колонны, заколонного пространства и устьевой обвязки.

52. Способы вторичного вскрытия продуктивного пласта. Достоинства и недостатки. Выбор состава жидкости для заполнения колонны при перфорационных работах.

53. Методы воздействия на призабойную зону продуктивного пласта.

54. Способы вызова притока пластового флюида в скважину. Их достоинства и недостатки.

55. Способы ликвидации скважин. Оборудование устья при ликвидации.

56. Классификация аварий, инцидентов и осложнений при строительстве скважин. Их место в балансе календарного времени.

57. Причины разрушения пород стенок скважин. Предупреждение и ликвидация осложнения.

58. Поглощения. Классификация поглощений, причины их возникновения. Методы исследования зон поглощения. Способы предупреждения и ликвидации.

59. Классификация газонефтеводопрявлений. Их причины и признаки.

60. Классификация открытых фонтанов. Оборудование для герметизации устья скважин.

 

2.2 Критерии оценки итогового государственного экзамена.

В критерии оценки, определяющие уровень и качество подготовки выпускника, его профессиональные компетенции, входят:

- уровень готовности к осуществлению основных видов профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой;

- уровень освоения выпускником материала, предусмотренного учебными программами дисциплин;

- уровень знаний и умений, позволяющий решать типовые задачи профессиональной деятельности;

- обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

- уровень информационной и коммуникативной культуры.

Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах должен соответствовать уровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру для соответствующего научного направления.

Оценка «отлично» выставляется в том случае, если студент обнаруживает: глубокое, полное знание содержания учебного материала, понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, принципов и теорий; умение выделять существенные связи в рассматриваемых явлениях, давать точное определение основным понятиям, связывать теорию с практикой, решать прикладные задачи. Он аргументирует свои суждения, грамотно владеет профессиональной терминологией, связно излагает свой ответ.

Оценка «хорошо» - студент обнаруживает достаточное владение учебным материалом, в том числе понятийным аппаратом; демонстрирует уверенную ориентацию в изученном материале, возможность применять знания для решения практических задач, но затрудняется в приведении примеров. При ответе допускает отдельные неточности.

Оценка «удовлетворительно» - студент излагает основное содержание учебного материала, но раскрывает материал неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет доказательно обосновать свои суждения.

Оценка «неудовлетворительно» - студент демонстрирует разрозненные бессистемные знания, не выделяет главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, беспорядочно, неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач в соответствии с требованиями программы или вообще отказывается от ответа.

Оценка ответа на вопрос (выполненного задания) выставляется членами Государственной экзаменационной комиссии. Оценки ставятся по четырехбалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

2.3 Порядок проведения государственного экзамена.

Государственный экзамен проводится в письменной форме.

Перед государственным экзаменом проводятся обязательные консультации выпускников по вопросам утвержденной программы государственного экзамена.

При проведении государственного экзамена по направлению подготовки в письменной форме студенты получают экзаменационные билеты, содержащие четыре вопроса, составленные в соответствии с утверждённой программой государственного экзамена.

На государственный экзамен в письменной форме выделяется четыре академических часа. При подготовке ответов на вопросы в билете студент может пользоваться справочной литературой и нормативной документацией. Ответы студент излагает в письменной форме на специально подготовленных листах (имеющих штамп кафедры или деканата), аккуратно оформляет и подписывает.

По завершении государственного экзамена экзаменационная комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты ответов каждого студента и в случае необходимости члены экзаменационной комиссии могут вызвать студента и задать дополнительные вопросы.

Затем комиссия выставляет каждому студенту согласованную итоговую оценку в соответствии с утвержденными критериями оценивания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.