Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы арт-терапии

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет им. А.М.Горького»

Факультет психологии

Кафедра общей психологии и психологии личности

 

 

 

Основы арт-терапии

Программа специальной дисциплины

Стандарт СД

 

 

Екатеринбург

 

 

©Уральский государственный университет, 2011

©Чаликова О.С., 2011

 

ВВЕДЕНИЕ

Арт-терапия – одно из направлений современной психотерапии искусством, связанное с изобразительной деятельностью клиента. В настоящее время данное направление можно рассматривать как совокупность психологических методов воздействия, которые предполагают использование языка изобразительной экспрессии и психотерапевтических отношений и используются не только с целью лечения, но и психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации, тренинга, психодиагностики, консультирования и развития различных групп населения. Несомненным достоинством арт-терапии является мягкий, экологический подход к человеку, его проблемам, неуспешности или неполной самореализации. Арт-терапия акцентирует свое внимание на присущем каждому человеку потенциале здоровья и силы, не естественном проявлении мыслей и чувств в творчестве, что позволяет рассматривать знакомство с данной областью психологической практики весьма актуальным для студентов психологических специальностей.

Спецкурс «Основы арт-терапии» ориентирован на студентов 5 курса, обучающихся по специальности 030301 «Психология». Основой для содержания спецкурса являются такие дисциплины, как «Общая психология», «Психология развития, возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Психодиагностика», «Консультативная психология», «Основы коррекционной работы», «Основы психотерапии», а также ряда спецкурсов. Знания и умения, приобретенные студентами в процессе прохождения спецкурса, позволяют решить ряд задач дальнейшего профессионального самоопределения студентов.

Цель спецкурса – формирование общих представлений относительно особенностей работы психолога в русле арт-терапевтического подхода. Задачи курса:

1) ознакомление с основными принципами арт-терапевтичесой работы;

2) формирование представлений о роли арт-терапии в современной психологической практике, связи с другими направлениями практической психологии.

3) рассмотрение различных техник и приемов современной арт-терапии;

4) изучение возможностей атр-терапии в оказании психологической помощи населению;

5) развитие профессиональной рефлексии.

Требования к уровню освоения содержания курса:

1. Знание отличительных особенностей арт-терапии как совокупности методов психологического воздействия.

2. Знание основных направлений арт-терапии и их связи с другими областями психологической практики.

3. Знание принципов, подходов, техник современной арт-терапии.

4. Умение рассматривать изобразительную деятельность с позиции арт-терапевтического подхода.

5. Знание сферы использования и возможных последствий арт-терапевтической работы.

6. Умения профессиональной и личностной рефлексии.

7. Начальные умения работы в условиях арт-терапевтической мастерской.

 

Спецкурс «Основы арт-терапии» рассчитан на 24 аудиторных часа, в том числе 12 часов – лекционные занятия, 12 часов – практические занятия.

Методической новизной курса является, в первую очередь, форма организации практических занятий – арт-терапевтическая мастерская. Использование подобной формы работы обусловлено необходимостью дать возможность студентам почувствовать на себе эффект арт-терапевтического воздействия и сформировать собственное отношение к данному направлению профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студентов (22 часа) включает в себя работу с литературными источниками, а также анализ изобразительной продукции, созданной на практических занятиях.

Итоговый контроль осуществляется в виде зачета по дисциплине.

 

 

Содержание курса

Тема 1. Общие положения арт-терапии

Определение и общие принципы арт-терапии. История арт-терапии. Коррекционно-развивающий эффект изобразительной деятельности. Цель и задачи арт-терапии. Подходы в арт-терапии. Особенности индивидуальной и групповой арт-терапии. Системная арт-терапия. Связь арт-терапии с другими видами психотерапии искусством. Направления арт-терапии.

 

Тема 2. Арт-терапевтический процесс

Факторы лечебно-коррекционного воздействия в арт-терапии. Фактор изобразительной экспрессии. Фактор психотерапевтических отношений. Роль обратной связи в арт-терапевтическом процессе. Этапы арт-терапевтического процесса: подготовительной, основной, завершающий. Оценка промежуточных и конечных результатов арт-терапии. Возможные осложнения, связанные с арт-терапевтическим воздействием.

 

Тема 3. Диагностика в арт-терапии

Принципы интерпретации продуктов символической эспрессии (контекст, открытость многозначности, активность, детализация). Особенности интерпретации различных изобразительных форм, композиции. Системы интерпретации цвета. Методы диагностики в арт-терапии (метод «Мандала», рисуночный тест Сильвер, тест «Нарисуй историю» и др.)

 

Тема 4. Использование арт-терапии в различных областях психологической практики

Арт-терапия в образовании и медицине. Арт-терапия в работе с детьми и подростками. Арт-терапия в работе с беременными. Арт-терапия в кризисном консультировании. Возможности арт-терапии в лечении зависимостей, реабилитационной работе, работе хосписов и психиатрических клиник.

 

Тема 5. Новые направления и методы арт-терапевтических исследований

Перспективы психологических исследований с помощью искусства. Обзор арт-терапевтических техник, игр и упражнений. Фототерапия. Арт-терапевтический опыт как вариант профессионального становления практического психолога.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Материально-техническое обеспечение. | ІІ. Критерії оцінювання




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.