Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни, формы и методы научного познания.






Научное познание развертывается на двух уровнях – эмпирическом и теоретическом.

Наблюдение – это фундамент эмпирического знания. Можно выделить следующие виды наблюдений: 1) наблюдение, осуществляемое на основе непосредственного, прямого взаимодействия между объектом и органами чувств наблюдателя); 2) наблюдение, опосредованное прибором; 3) наблюдение, при котором прибор в качестве посредника существенно изменяет «поведение» объекта, проявление его количественных и качественных характеристик. Результат наблюдения зависит от: 1) природы наблюдаемых объектов; 2) от состояния наших органов чувств; 3)условий, в которых ведется наблюдение; 4) характеристик и возможностей используемых приборов и инструментов. Затем полученные результаты (собранные сведения) необходимо понять, осмыслить, классифицировать. Это осуществляется путем сравнения. Сравнение, однако, это уже логическая операция и связана она с абстрагирующей деятельностью ума. С наблюдением связан и такой метод эмпирического исследования как эксперимент. Эксперимент предполагает вмешательство ученого в процесс наблюдения путем воздействия на объект изучения. Эксперимент может осуществляться путем: а) изменения условий наблюдения (объект «не трогаем») и б) изменения самого объекта («трогаем»). В эксперименте используются орудия исследования (в наблюдении – приборы). Приборы – лишь часть исследовательского инструментария. Их назначение – повышать восприимчивость органов чувств или преобразовывать одни виды энергии, недоступные человеческому восприятию в другие – доступные (например, трансформировать инфракрасное излучение в волны оптического диапазона). Характерная особенность эксперимента – активное воздействие субъекта научного познания на объект. Научный эксперимент отличает также целенаправленность и планомерность. Еще одна важнейшая особенность эксперимента заключается в том, что он является инструментом подтверждения теории. Однако эксперимент может также открыть такие факты, которые опровергают теорию.

Сама наука начинается с теории. Это понятие является широким по объему и может употребляться для характеристики той или иной системы взглядов, обобщенных представлений, конкретной точки зрения, мышления вообще. Научная теория имеет специфическое значение. Научная теория включает в себя: 1) высказывания (предложения), 2) определенный порядок и последовательность высказываний, 3) отношения логической выводимости между высказываниями. Законы – главная ценность любой теории. Из законов дедуцируются другие высказывания – следствия. Чем их больше, тем эффективнее теория.

Важнейшими функциями теории являются объяснительная и предсказательная. Объяснения представляет собой процесс выведения одних предложений теории из других. И так вплоть до «конечных следствий», т.е. отдельных эмпирических фактов. Предсказательная -зная законы, можно вывести конечное следствие, которое в виде научного факта еще не существует.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.