Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

 

Современная бухгалтерская (финансовая) отчетность является информационным инструментом, который постоянно эволюционирует и развивается в направлении своего состава и структуры подачи информации. Обязанность по ее составлению сегодня возникает у любого юридического лица (коммерческого или некоммерческого) и соответственно закреплена в российских нормативных документах.

Рассмотрим основные требования, предъявляемые к составу и структуре годовой финансовой отчетности, ее задачи и назначение, а также, используя конкретные примеры, проанализируем структуру бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах и перспективы дальнейшего развития бухгалтерского учета в России.

Основные представления о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерская (финансовая) отчетность является основным источником учетной информации для внешних пользователей, она позволяет привести разрозненные учетные показатели в универсальную форму, необходимую для принятия обоснованных управленческих решений [2, с. 3].

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета [2].

Таким образом, с 1 января 2013 г. годовая финансовая отчетность экономического субъекта составляется за отчетный год и должна давать достоверное представление о его финансовом положении, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств. Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" [2] годовая финансовая отчетность состоит из следующих частей: бухгалтерского баланса; отчета о финансовых результатах (для некоммерческих организаций - отчета о целевом использовании средств) и приложений к ним: отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах.

Годовая финансовая отчетность должна быть составлена согласно определенным требованиям, которые позволяют определить, насколько правильно она составлена. Основные требования к годовой финансовой отчетности изложены в ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" [2], где, в частности, указано, что бухгалтерская (финансовая) отчетность:

- включает показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта (филиалы, представительства);

- сформирована в валюте Российской Федерации;



- считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта;

- публикуется вместе с аудиторским заключением в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами;

- не устанавливает режима коммерческой тайны.

Понимать основные задачи и назначение годовой финансовой отчетности позволяют ответы на следующие поставленные вопросы:

- насколько состоятельна организация (см. бухгалтерский баланс);

- какая часть активов принадлежит организации (см. бухгалтерский баланс);

- какова задолженность у организации (см. бухгалтерский баланс);

- был ли успешным прошлый финансовый год (см. отчет о финансовых результатах);

- стала организация богаче или беднее, получила прибыль или понесла убыток (см. отчет о финансовых результатах).

Информация, которая содержится в годовой финансовой отчетности, может быть важна и представлять интерес как для внутренних пользователей (владельцев, руководства и работников организации), так и для внешних пользователей (инвесторов, кредиторов, поставщиков, покупателей, государственных органов, общественности). Безусловно, каждый из пользователей годовой финансовой отчетности имеет информационные потребности, которые приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Пользователи годовой финансовой отчетности и их интересы

 

Пользователи Информационные потребности
Внутренние пользователи
Владельцы (собственники) организации Какова капитализация (стоимость) организации и какой доход можно получить в будущем
Руководство организации (может быть наемным или собственником компании) Какие стратегические и тактические управленческие решения необходимо принять
Работники организации и потенциальные служащие Насколько успешна организация и способна ли она обеспечить стабильную заработную плату, социальный компенсационный и конкурентный пакет
Внешние пользователи
Инвесторы Стоит ли вкладывать свой капитал в эту организацию
Кредиторы (банки) Предоставить ли организации кредит и на каких условиях
Поставщики В какой срок получат они свои деньги за отгруженные товары или оказанные услуги
Покупатели (клиенты) Будет ли обеспечено существование компании в будущем, чтобы получить обещанные товары/ услуги вовремя
Государственные органы (налоговые и финансовые органы) Какие налоги взимаются с доходов организации и своевременно ли они уплачиваются
Общественность Каков вклад организации в развитие общества и как деятельность организации влияет на экологию

 



Источник: составлено автором.

 

Назначение и структура бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс (фр. balance, буквально - весы, от лат. bilanx - имеющий две весовые чаши) - это способ экономической группировки имущества организации по составу и размещению и источникам его образования в денежной оценке на определенную дату [1, с. 55].

Годовой бухгалтерский баланс составляется на 31 декабря отчетного года. К этой дате должно быть установлено следующее:

- насколько обеспечена организация необходимыми материальными благами;

- насколько богата организация, какая часть активов принадлежит непосредственно организации или собственнику;

- сколько и какие долги имеет организация.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организация обязана проводить инвентаризацию [2].

Инвентаризация - это проверка фактического наличия имущества и полнота отражения в учете обязательств организации.

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные (активы и обязательства, срок обращения (погашения) по которым не более 12 мес. после отчетной даты) и долгосрочные (активы и обязательства со сроком обращения более 12 мес.) [4].

Баланс состоит из двух частей: в левой части показывается имущество предприятия - это актив баланса (отвечает на вопрос: какие средства были вложены в организацию?), а в правой части показываются источники формирования этого имущества - это пассив баланса (отвечает на вопросы: кто финансировал активы организации; кому принадлежат активы организации). Баланс имеет следующую форму (табл. 2).

 

Таблица 2

 

Структура бухгалтерского баланса

 

Активы Пассивы
Внеоборотные активы - используются организацией длительный срок (более 12 мес.), например земля, здания, сооружения, оборудование, автомобиль, финансовые вложения, нематериальные активы и т.п. Капитал и резервы (собственный капитал) - часть активов, которые принадлежат организации, например уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль
Оборотные активы - используются короткое время (менее 12 мес.) и могут подвергаться дальнейшей обработке, например сырье и материалы, товары, дебиторская задолженность, денежные средства в кассе и на банковских счетах Долгосрочные обязательства (заемный капитал сроком более 12 мес.) - часть активов, принадлежащих третьей стороне, например заемные средства, отложенные налоговые обязательства, резервы под условные обязательства, прочие обязательства
Краткосрочные обязательства (заемный капитал сроком менее 12 мес.) - часть активов, принадлежащих третьей стороне, например заемные средства, резервы предстоящих расходов, кредиторская задолженность, прочие обязательства
Итого активы Итого пассивы

 

Источник: составлено автором с использованием литературы [3].

 

Наглядный пример бухгалтерского баланса показан в табл. 3.

 

Таблица 3

 

Пример построения бухгалтерского баланса

 

┌───────────────────────────┬───────┬─────────────────────────────┬───────┐

│ │ Сумма,│ │ Сумма,│

│ Активы │ тыс. │ Пассивы │ тыс. │

│ │ руб. │ │ руб. │

├───────────────────────────┼───────┼─────────────────────────────┼───────┤

│Внеоборотные активы │ │Собственный капитал и резервы│ │

│Нематериальные активы │ 40 │Уставный фонд │ 10 │

│(патенты, сайт) │ │Нераспределенная прибыль │ 200 │

│Основные средства │ 1100 │ │ │

│(автомобиль, здание) │ │ │ │

├───────────────────────────┼───────┼─────────────────────────────┼───────┤

│Оборотные активы │ │Заемный капитал │ │

│Запасы │ 15 │Долгосрочные обязательства │ 130 │

│Дебиторская задолженность │ 25 │Займы и кредиты │ 730 │

│Денежные средства в кассе │ 60 │Краткосрочные обязательства │ 100 │

│и на банковских счетах │ │Займы и кредиты │ 70 │

│ │ │Кредиторская задолженность │ │

│ │ │Резервы предстоящих расходов │ │

├───────────────────────────┼───────┼─────────────────────────────┼───────┤

│Итого активов │ 1240 │Итого пассивов │ 1240 │

└───────────────────────────┴───────┴─────────────────────────────┴───────┘

 

Источник: составлено автором.

 

Так как активы, вложенные в организацию, должны быть кем-либо профинансированы и за счет каких-либо источников, то сумма активов всегда равна сумме пассивов (капитала и обязательств) - это принцип построения бухгалтерского баланса, который может быть представлен в виде формулы:

 

Активы = Капитал + Обязательства. (1)

 

В свою очередь, из формулы (1) несложно найти собственные средства организации, или собственный капитал, по следующей формуле:

 

Собственные средства (капитал) = Активы - Обязательства. (2)

 

Собственные средства - это средства, образованные за счет уставного фонда, паями и долями в хозяйственных обществах и товариществах, накопленной и нераспределенной прибылью. И, главное, собственные средства (капитал) - это главный критерий оценки стоимости организации.

Таким образом, богатство организации отражено не столько в активах, сколько в собственном капитале. Ведь даже если организация имеет огромные активы, однако большая их часть приобретена за счет заемных средств, то данная организация может считаться состоятельной, но не богатой.

Для того чтобы понимать, насколько работа организации была успешной за прошедший год, требуется провести сравнение собственного капитала на конец и на начало отчетного года, например по следующей формуле:

 

Собственный капитал на конец года - Собственный капитал на начало года = Финансовый результат организации за год (прибыль/убыток). (3)

 

Наглядный пример формулы (3) представлен на рисунке.

 

Анализ финансового результата организации на основе баланса

 

Бухгалтерский баланс на начало года

 

┌────────────────────────────┬──────┬───────────────────────────┬──────┐

│ │Сумма,│ │Сумма,│

│ Активы │ тыс. │ Пассивы │ тыс. │

│ │ руб. │ │ руб. │

├────────────────────────────┼──────┼───────────────────────────┼──────┤

│Внеоборотные активы │ 240 │Капитал и резервы │ 10 ┼─┐

│Оборотные активы │ 105 │Долгосрочные обязательства │ 100 │ │

│ │ │Краткосрочные обязательства│ 235 │ │

├────────────────────────────┼──────┼───────────────────────────┼──────┤ │

│Итого активов │ 345 │Итого пассивов │ 345 │ │

└────────────────────────────┴──────┴───────────────────────────┴──────┘ │

┌────────────────────┴┐

Бухгалтерский баланс на конец года │Прибыль: 40 тыс. руб.│

└────────────────────┬┘

┌────────────────────────────┬──────┬───────────────────────────┬──────┐ │

│ │Сумма,│ │Сумма,│ │

│ Активы │ тыс. │ Пассивы │ тыс. │ │

│ │ руб. │ │ руб. │ │

├────────────────────────────┼──────┼───────────────────────────┼──────┤ │

│Внеоборотные активы │ 240 │Капитал и резервы │ 50 ┼─┘

│Оборотные активы │ 145 │Долгосрочные обязательства │ 100 │

│ │ │Краткосрочные обязательства│ 235 │

├────────────────────────────┼──────┼───────────────────────────┼──────┤

│Итого активов │ 385 │Итого пассивов │ 385 │

└────────────────────────────┴──────┴───────────────────────────┴──────┘

 

Назначение и структура отчета о финансовых результатах. О том, успешна ли была деятельность организации за прошедший отчетный год, можно также узнать и проанализировать по отчету о финансовых результатах.

Информация, представленная в отчете о финансовых результатах, позволяет оценить изменение доходов и расходов организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом и ответить на следующие вопросы:

почему я стал богаче или беднее;

насколько эффективна деятельность организации;

насколько оправданны и выгодны вложения в ее активы [1, с. 88].

Отчет о финансовых результатах составляется на основе хозяйственных операций, которые должны быть подтверждены документами (счетами, договорами и т.д.). Соответственно, хозяйственные операции, которые делают организацию богаче, - это доходы, а которые делают беднее - это расходы.

В упрощенном виде отчет о финансовых результатах организации можно представить следующей формулой:

 

Доходы - Расходы = Финансовый результат за год (прибыль/убыток). (4)

 

В горизонтальном виде в отчете о финансовых результатах прибыль отражается слева, как и расходы, а убыток - справа, как и доходы. Таким образом, итоговые суммы оказываются уравновешенными (табл. 4).

 

Таблица 4

 

Горизонтальная форма отчета о финансовых результатах

 

┌─────────────────────────┬──────────┬─────────────────────────┬──────────┐

│ Расходы │ Сумма, │ Доходы │ Сумма, │

│ │ тыс. руб.│ │ тыс. руб.│

├─────────────────────────┼──────────┼─────────────────────────┼──────────┤

│Себестоимость │ 285 │Выручка от реализации │ 385 │

│реализованной продукции │ │продукции │ │

│Коммерческие расходы │ 25 │Прочие доходы │ 25 │

│Управленческие расходы │ 55 │ │ │

│Прочие расходы │ 5 │ │ │

│Прибыль │ 40 │ │ │

├─────────────────────────┼──────────┼─────────────────────────┼──────────┤

│Итого расходов │ 410 │Итого доходов │ 410 │

└─────────────────────────┴──────────┴─────────────────────────┴──────────┘

 

Источник: составлено автором.

 

В российской практике используется вертикальная форма отчета о финансовых результатах, которая представлена в табл. 5.

 

Таблица 5

 

Вертикальная форма отчета о финансовых результатах

 

Наименование показателя Сумма, тыс. руб.   Комментарии
Выручка Операционные доходы, т.е. доходы от основной деятельности организации
Себестоимость продаж Операционные расходы, т.е. расходы от основной деятельности организации
Валовая прибыль/убыток Результат от основной деятельности организации
Коммерческие расходы Это расходы, связанные с получением заказов от покупателей и реализацией готовой продукции
Управленческие расходы Расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью организации и необходимые для ее управления, например на услуги связи, командировки и другие аналогичные расходы
Прибыль/убыток от продаж  
Доходы от участия в других организациях - Доходы от финансовой деятельности организации
Проценты к получению - Доходы от финансовой деятельности организации
Проценты к уплате - Расходы от финансовой деятельности организации
Прочие доходы Могут возникать от финансовой и чрезвычайной деятельности организации
Прочие расходы Аналогично прочим доходам
Прибыль/убыток до налогообложения  
Текущий налог на прибыль 20% от прибыли до налогообложения
в т.ч. постоянные налоговые обязательства -  
Изменение отложенных налоговых обязательств -  
Изменение отложенных налоговых активов -  
Прочее -  
Чистая прибыль (убыток) Прибыль может быть распределена в виде дивидендов между собственниками организации или остаться нераспределенной для создания резервных фондов

 

Источник: составлено автором с использованием литературы [3].

 

Приведенный выше пример вертикальной формы отчета о финансовых результатах показывает, что определяющим фактором является не только сумма прибыли, но и то, как она была получена. Поэтому собственнику важно вовремя задуматься над вопросом: насколько основной бизнес все еще выгоден, ведь прибыль организации могла быть получена в большей степени от операционной или финансовой деятельности организации или от чрезвычайных событий. В то же время полученный убыток не всегда свидетельствует о кризисе организации, так как он мог быть получен в результате чрезвычайных событий.

Перспективы дальнейшего развития бухгалтерского учета в России. Подводя итоги настоящей статьи, следует отметить, что Минфин России еще в 2011 г. опубликовал проект Плана дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012 - 2015 годы [5]. Среди перечня мероприятий можно отметить следующие:

- введение упрощенных процедур бухгалтерского учета и упрощенной индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности для некоторых категорий хозяйствующих субъектов;

- разработку предложений по осуществлению дифференцированного подхода к ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйствующими субъектами;

- разработку предложений по усилению государственного надзора за своевременностью и полнотой раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующими субъектами;

- разработку рекомендаций по организации и осуществлению хозяйствующими субъектами внутреннего контроля за бухгалтерским учетом и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- разработку предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство по вопросам административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности хозяйствующих субъектов, их руководителей и иных должностных лиц за своевременностью, полнотой и достоверностью раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности

- и др.

Таким образом, перечисленные мероприятия позволяют надеяться, что перспективы развития финансового учета и отчетности в нашей стране путем реформирования бухгалтерского учета, в соответствии с международными стандартами, повысят престиж и привлекут новые кадры в столь сложную, но всегда востребованную профессию бухгалтера.

 

Список литературы

 

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие / Под ред. проф. Ю.И. Сигидова и проф. А.И. Трубилина. М: ИНФРА-М, 2012. 366 с. (Высшее образование: Бакалавриат).

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. 2011. N 50. Ст. 7344.

3. О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99): Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010).

5. План Министерства финансов Российской Федерации на 2012 - 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности: Приказ Минфина России от 30.11.2011 N 440.

 

Г.Н.Гафурова

Кандидат экономических наук,

старший преподаватель

кафедры финансов и кредита

Российский государственный

гуманитарный университет

Подписано в печать

14.08.2013

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Свободное время в Риме (передвижение по городу на общественном транспорте).

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.035 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал