Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория идей Платона неудовлетворительна в качестве теории пер­вого бытия.






Идеи без необходимости удваивают существующее: есть красивые вещи и есть дополнительно идея красоты.

Не для всего, о чем имеется знание, есть идеи: нет идей для отрица­тельного (несладкое), единичного (Сократ), искусственного; всего, что нарушает порядок (катастрофа)...

Идеи неподвижны, и неясно, если они причины, почему природные вещи движутся и изменяются. Непонятна связь вещей с идеями: ведь общее не является состав­ной частью единичных вещей.

Невозможно, «чтобы отдельно друг от друга существовали сущ­ность и то, сущность чего она есть; как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?»

Платон не объясняет, почему вечные и совершенные идеи не пере­дают эти качества своим копиям — вещам.

 

Отвергнув платоновское учение об «идеях» как бестелесных сущ­ностях всего, Аристотель выдвинул представление, согласно которо­му все сущее состоит из двух основных начал — «формы» и «материи». Создал философскую систему научных дисциплин, выделив теорети­ческие (математика, физика, психология), практические (этика), твор­ческие (техника, эстетика). Более того, перед Аристотелем со всей остротой встал вопрос: «А чем, собственно, занимается философия?»

Главные положения философии Аристотеля,

1. Философия - наука об умопостигаемом (т. е, то, что находится за пределами нашего опыта. По Аристотелю, «первая философия» — метафи­зика, букв, «то, что после физики»). По Аристотелю, предмет науки — общее, постигаемое умом. Однако умозрительно постига­емое знание не дано нашему уму от рождения и предполагает деятельность: собирание фактов. Таким образом, общее познает­ся через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира.

2. Учение о категориях. Различные понятия не могут быть обобще­ны в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять категорий, основная из которых «сущность», отождествляемая с бытием. Остальные девять: «качество», «количество», «отноше­ние», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «об­ладание» — соотносятся с бытием через категорию «сущность», отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» То есть категории — есть высшие роды, к которым сводятся остальные.

3. Наука о законах мышления — логика. Аристотель где дал понятие дедуктив­ного метода познания. Формальная логика Аристотеля — сил­логистика — тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, так как в логических истинах философ видел вместе с тем формы бытия.

4. Учение о материи и форме, где материя — пассивная возможность, потенция становления, а форма — активное начало, сущность бытия, действительность, т. е. то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в ак­туальное сущее.

Общая причина движения — лишенность материи формы; следо­вательно, всякое движение — некоторое изменение, вызванное приоб­ретением материей какой-либо формы. Новая форма должна соответ­ствовать потенции вещи.

Все движения делятся на изменения в субстрате, качестве, количе­стве или местоположении вещи.

Цель изучения природы — причины движения, содержащиеся в са­мих вещах. Таких причин четыре — материальная (отвечает на вопрос «Из чего сделана эта вещь?»), формальная (отвечает на вопрос «Что это за вещь?»), действующая (отвечает на вопрос «Кто или что сде­лал эту вещь?») и целевая (отвечает на вопрос «Ради чего сделана эта вещь?»).

 

5. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает спо­собностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа, т. е, че­ловек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе («общественное животное»). Но разум не за­висит от тела, он вечен и неизменен. Его Аристотель называл де­ятельным разумом и отличал от разума пассивного, в основном и присущего человеку. Моральный образец, по Аристотелю, — Бог, или совершеннейший философ, «мыслящее себя мышление».

6. Учение о государстве.

Материальная причина государства — люди с их имуществом и территория проживания; после образования государства его чле­ны наделяются правами законосовещательной и судебной власти и становятся гражданами.

Формальная причина государства — способ общения людей, гаран­тирующий самодостаточность их существования.

Действующая причина государства — его верховная власть.

Целевая причина — счастливая жизнь всех граждан государства.

 

«...Человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаи­мопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству» («Политика»).

«Государство создается не ради того только, чтобы жить, но пре­имущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или из животных, чего в действительности не бывает» (там же).

Государство не может быть единым целым — иметь общую собст­венность, жен, детей (как у Платона); ведь то, что составляет единство, всегда различно по качеству.

Общая собственность станет ничьей; общность жен и детей приве­дет к потере уважения к отцу, исчезнет дружелюбие, разрушится се­мья.

В каждом государстве — три сословия: «очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими»

Кто должен управлять государством, чтобы оно выполняло свое предназначение — богачи, неимущие или средние по достатку? — Ни первые, ни вторые.

Государством должны управлять люди среднего достатка. Полития как регулярно сменяемая власть большинства среднего сословия, под­чиняющаяся только закону, — наилучший способ управления государ­ством. Правители получают решающее значение только в тех случаях, когда законы не дают однозначного решения.

 

Наследие Аристотеля энциклопедично. Он систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью к 1У в. до н. э. Из-под его пера вышло первое систематизированное изложение начал философии, им была разработана основная структура философского знания, введены в оборот и субординированы (выстроены в иерархию) многие категории, которыми наука пользуется до сих пор. Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, существовавшую вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

В отличие от абсолютного идеализма Платона учение Аристотеля содержит материалистические положения. Сущность вещей Аристо­тель указывал в самих вещах, хотя и считал, что форма - идеальное начало вещей, главенствующее над их материальным содержанием. Материальное бытие Аристотель признает реальным существовани­ем, однако причину мира или конечный источник всякого движения он связывает с Богом как «неподвижным перводвигателем всего».

Вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.