Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционное право






1.Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды.
Нормы права – это обще обязательные правила поведения, обусловленные экономической и социально-политической сущностью общества, установленные и санкционированные и охраняемые государством, призванные регулировать общественные отношения в целях их упорядочения.
По сравнению с нормами других отраслей права конституционно-правовые нормы имеют ряд собственностей.
- Нормы определения. В ст. 1 Конст РФ дано определение нашему государству: «РФ – есть демократическое федеративное правовое госуд с республиканской формой правления».
-Нормы принципы в ст. 10 Конст РФ дан принцип разделение властей: «Государственная власть в РФ осуществ на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.
-Нормы правила. По существу вся гл 2 Констит РФ «Права и свободы человека и гражданина» состоит из правил, очевидность которых не нуждается в комментариях.
-Учредительные нормы. Посредством этих норм учреждаются органы государства и федеративное устройство России (ст 71-72, 80-93 Конст РФ)
-Гарантирующие нормы. Играют важную роль. Напр: права и свободы человека и гражданина, во многих ст Консти РФ, не просто провозглашены, а содержат конкретные гарантии их реализации (ст 19, 22, 25 и др. Констит РФ)
-Программно целевые нормы. Их немного. Основной закон провозглашает наше государство правовым и социальным (ст. 1, 7 Конст РФ), каковым Россия еще в действительности не является. Конституция РФ поставила задачу построения правового и социального государства.
Конституционно правовые нормы принято классифицировать по различным основаниям:
Содержанию (закрепляющие основы констит строя, федеративное устройство, избират систему, основы правового статуса депутата)
Территорий действий (на территории РФ, на тер субъектов РФ, нормы местного действия)
По харак-ру содер в них предписаний (управомочивающие (ст. 20, 26, 27 К РФ) обязывающие (ст 58, 57, К РФ) дозволяющие (п. 1 ст. 85 К РФ, закрепляющие (ст. 25, 26 п. 2 ст. 29 К РФ)
Юридической силе (нормы закрепленные в: конституции РФ, ФЗ РФ, ФКЗ РФ,)
Степени определенности содерж в них предписаний (императивные (ст. 24, ст. 29), диспозитивны(ст.ст.33, 34)


1.Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды.
КПН являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.Они отличаются от норм других отраслей права своим содержанием, источниками, в которых они выражены; учредительным характером содержащихся в них предписаний; субъектами, на регулирование поведения которых они направлены; своеобразием вида норм; особенностями их структуры и др.По назначению в механизме правового регулирования КПН разделяются на материальные и процессуальные. Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ). Процессуальные нормы определяют формы, в которых эта норма должна быть реализована (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ). Специальными сводами процедурных норм являются регламенты палат парламентов, в некоторых странах законы о парламентах..Классификация по юридической силе осуществляется в прямой зависимости от того, в каком нормативном акте (конституции, законе, подзаконном акте) выражена норма конституционного права. Наибольшей юридической силой обладают нормы конституций. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции страны.Различают также нормы, действующие на территории всей страны, и нормы, действующие на территории отдельных регионов, субъектов федерации, муниципальных образований.По времени их действия на постоянные и временные. Временными нормами являются такие, которые выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. Постоянные нормы конституционного права не имеют определенного срока действия..Нормы конституционного права объединяются в конституционно-правовые институты.
2.Конституционно-правовые отношения и их особенности.
Конституционно –правовые отношения- это отношения, возник в процессе осуществления государственной власти.
Конституционно-правовые отношения возникли в сфере:
1.остнов конституционного строя
2. прав и свобод человека и гражданина
3.федеративное устройство России
4.избирательной системы.
5. депутатских правоотношений.
6.основ организации и деятельности органов госуд власти
7.местного самоуправления.
Под субъектами констит-правовых отношений понимают их участников, выступающих в качестве сторон. Круг таких участников достаточно широк. Это и народ, и государство, и субъекты федерации и органы государственной власти, и депутаты и партии.
Под объектами констит-правовых отношений следует понимать, то на что направлены конкретные права и соответствующие им обязанности по управлению притязаний управомоченных на то лиц. Объекты делятся на: действия; имущественные блага (эти отношения связаны с закреплением форм собственности, с реализацией гражданами своих констит матер прав); неимущественные блага имеют место в связи с реализацией права избирать и быть избранным.
По своему характеру юридические факты делятся на:
- юридические действия (это обстоятельство связано с деятельностью человека, проявлением его воли. Они могут быть правомерными Пр.: принятие законов и иных актов; и противоправными Пр.: попытка принятия теми или иными органами актов, входящих за пределы их юрисдикции.
-юридические события (не зависят от воли людей и происходят помимо нее. Пр.: рождение и смерть человека, достижение определенного возраста. 18 лет- чел приобретает право избирать, а в 21 – быть избранным в Госу Думу.


2.Конституционно-правовые отношения и их особенности.
Отношения, урегулированные нормами конституционного права, становятся конституционно-правовыми отношениями. Отличия связаны с их содержанием и составом субъектов, они характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека..Носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности (ст. 10 Конституции РФ).Для возникновения конкретных КПО недостаточно только урегулированности конституционно-правовой нормой, необходим также определенный юридический факт, приводящий норму в действие.Регулируемые конституцией общественные отношения являются объектом (предметом) конституционного регулирования. Кроме юридических фактов необходимы еще субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.


3.Субъектами КПО являются:
а) физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства, обладающие конституционными правами и свободами на территории данной страны; правда, права иностранцев и лиц без гражданства ограничены;
б) общности людей: народ данной страны, которому принадлежит вся государственная власть; народы субъектов федерации; население административно-территориальных единиц
в) государство, обладающее суверенитетом на всей своей территории и независимостью в отношениях с другими государствами;
г) государственно-территориальные образования, являющиеся составными частями федераций и обладающие законодательно-властными полномочиями; автономные образования в унитарных государствах, имеющие определенные права в решении национально-культурных вопросов;
д) органы гос власти: центральные, региональные, государственные ОМС;
е) органы местного самоупарв, создаваемые муниципальными образованиями, которые наделяются правом решать все основные вопросы местной жизни;
ж) депутаты парламентов и региональных законодательных собраний, представительных учреждений местного самоуправления;
з) ассоциации граждан: политические партии, одной из функций, которых является участие в формировании представительных органов путем выдвижения кандидатов в депутаты или списков кандидатов, кандидата на должность президента страны и других должностных лиц; массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.

4. Конституция РФ: понятие, юр. свойства, особенности подготовки и принятия.
КОНСТИТУЦИЯ РФ – политико-правовой акт, принимаемый на референдуме или соответствующими полновластными органами в определенном порядке и определяющий сущность и форму правления государства, государственного устройства, полновластие народа, закрепляющий полноту прав и свобод человека и гражданина. Правоведении используют два понятия конституции: Юридическая это определенная система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу. Фактическая это реально сложившиеся основы государственного и общественного строя. По структуре Конституция РФ 1993 г. состоит из Преамбулы, 137 статей, объединенных в первом разделе и состоящем из 9 глав - Основная часть, и " Заключительных и переходных положений", являющихся вторым разделом. Конституция РФ (основной закон государства –закрепляет основные устои государства и общества; основополог источник всех отраслей российского права, юрид база для всего законодательства; имеет высшую юридическую силу; не может противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права, как междун договоры не могут противоречить нормам Конституции РФ; отличается особым порядком принятия, внесения поправок и пересмотра, отличается стабильностью, имеет непосредственные действия на всей тер. РФ, имеет программно целевые свойства).
Конституцию отличают и особые юридические свойства.
- в верховенстве конституции; Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.
В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституций республик Конституции России.
- в ее высшей юридической силе; В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.
Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.
- в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права; Конституция 1993 г. является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
- в особой охране конституции; в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.
Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82). Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.
КонстСуд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.
- в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок. Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, который будет изложен в специальном параграфе.
Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Принятие новой конституции РФ отнесено к полномочиям Констит Собрания, которое может принять ее 2/3 голосов от общего числа его членов или вынести на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участия в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
5. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ.
Посвященная этому гл. 9 носит название " Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Она содержит четыре статьи - 134 - 137.
В ст. 134 впервые в конституционном акте введена новая норма, устанавливающая перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.
Предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Анализ гл. 9 показывает, что в Конституции предусмотрены три различных режима внесения новых положений в ее текст: пересмотр, поправки и изменения в ст. 65.
Пересмотр означает принятие новой Конституции. Его условия определены в ст. 135 Конституции. Пересмотр связан с изменением положений глав 1, 2 и 9: " Основы конституционного строя", " Права и свободы человека и гражданина", " Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Законодательный орган не отстраняется от участия в процессе пересмотра Конституции. Статья 135 предусматривает, что предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 может получить дальнейшее движение только в случае его поддержки тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Только при этом условии в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (к настоящему времени указанный закон не принят).
Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст. 136) допускаются только к гл. 3 - 8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции получает наименование, отражающее суть данной поправки. Под поправкой в соответствии с Законом понимается любое изменение текста гл. 3 - 8 Конституции: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений этих глав.
Изменения. Положения Конституции 1993 г. об изменениях относятся только к нормам ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. Статья 137 Конституции, закрепляющая порядок изменения, распространяет его на следующие случаи: принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта; изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137) и изменения наименования субъекта (ч. 2). Предусмотренные в ст. 137 вопросы не могут решаться в режиме поправки к Конституции в силу их особого характера.


6. Понятие и содержание основ конституционного строя в РФ.
Основы государственного (конституционного) строя – это система конституционных устоев государства и общества и возникающих в сфере и отношений как предмет конституционного правового регулирования.
Основные элементы основ конституционного строя:
-определение государства (ст 1- РФ-Россия есть демократ федеративное госуд с республиканской формой правления; ст. 7-РФ – социальное государство, ст. 14 – РФ – светское государств. Никакая религ не может устанав в качестве госуд или обязательной)
-права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.)
-полновластие народа и формы его реализации (п. 1 ст. 3 – Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народный суверенитет- это верховное неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого ни от чего не зависимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе. Три формы народного суверенитета: -народ; - госуд власть; -органы местного самоуправления. Все они избираются населением и являются разновидностью непосредственной демократии. Один из основополг показателей демократизма госуд – провозглашение его правовым.
-принципы федерализма. Основан в ст. 4 Суверенитет РФ распр –ся на всю ее территорию. Статья призвана предупредить, предотвратить распад РФ. Именно поэтому республики не провозглашаются суверенными, и им не предоставляется право свободного выхода из состава федерации.
-принцип разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Главная цель принципа разделение властей- чтобы каждая власть была сильной, осуществлялось строго в рамках своих полномочий, не позволяла другим властям вторгаться в ее пределы. Только так можно предотвратить возвышение одной власти над другой, установление культа личности и диктатуры.
-социально –экономическая основа государства и общества. В ст. 7 наше государство впервые провозглаш социальным, т.е. госуд берет на себя обязательство создовать необходимые условия для удовлетворения основных потребностей личности во всех социально значимых сферах: охрана труда и здоровья; семьи; материнства; пенсионеров, и т.д. В ст. 8 заложен экономико-правовой фундамент нашего общества – гарантируется экономическое пространство, свободное перемещение товаров, свобода экономической деятельности.
-идеологическое и политическое многообразие (никакая идеология, включая религиозная не может устанавливаться в качестве госуд или обязательной, признается политическое многообразие, многопартийность, Россия –светское государство и др.)

 


7. Конституционное закрепление политической системы в РФ.
Политическая система – совокупность организационных форм, через посредство которых народ осуществляет государственную власть.
-Правовое государство (Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости)
-референдум и выбор (всенародное голосование по наиболее важным государственным вопросам.
-разделение властей (Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны) 10-11 Конституция РФ.
-идеологическое многообразие (п. 1 ст. 13 Конституции РФ)
-Политическое многообразие (п. 3. Ст. 13 Конституции РФ)
-общественно-политические объединения (Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. ст. 13 п. 5 Конститц РФ). Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Ст. 14 Конституции РФ.


8. Понятие, виды и практика проведения референдумов в РФ.

референдум - это всенародное голосование граждан России по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.
На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:
1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;
2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);
3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
6) амнистии и помилования.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.
Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе Российской Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, региона и т.д.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации.
Помимо всероссийских референдумов могут проводиться республиканские (республик в составе Российской Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, реги


9. Конституционные основы правового положения личности в России.

Под основами правового статуса личности следует понимать обусловленные социально-экономической сущностью общества ее права, свободы и обязанности, закрепленные нормами Конституции и ФКЗ и обеспеченные соответствующими гарантиями.
Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности, закрепленный в Конституции РФ 1993 г., основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями, базируется на международно-правовых документах. Конституция РФ содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях государства к человеку и гражданину. Согласно ст. 2 Конституции: " Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства". Это исходное базовое положение определяет содержание и структуру специальной главы 2, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Понятия " права человека" - подчеркивает неотчуждаемость прав личности как таковой, исходя из присущих всем членам человеческого общества свободы и достоинства. " Права гражданина" исходит из характеристики прав личности как гражданина государства, определяет его права и свободы в качестве такового. На лицо отказ в Конституции РФ от классового подхода и переход к закреплению правового статуса личности.Определенные ограничения иностранных граждан и лиц без гражданства установлены в Конституции РФ 1993 г., что означает, что конкретные права и свободы, а также обязанности имеют только граждане РФ. Соответственно иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут служить в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т.д. Правовой статус включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности - Основные:
1) обязанность всех соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (п.2 ст. 15);
2) обязанность платить законом установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанность охранять природу (ст. 58); 4) обязанность защиты Отечества (ст. 59). А также - ст. 17 Конституции РФ, ст. 21, ст. 34, ст. 38, ст. 43, ст. 44.
Юридические элементы правового статуса личности:
-гражданство (устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод гражданина)
-Правосубъектность (правоспособность и дееспособность) При отсутствии правосубъектности нет и личности, разговор о свободе личности лишается смысла. Это формальный юридический элемент наполняет принципы правового статуса конкретным содержанием.
-основные права. Свободы и обязанности характеризуют сущностные отношения между личностью и государством.
-гарантии прав, свобод и обязанностей личности, совершенство их механизма предопределяют подлинный демократизм свободы личности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.