Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника игры






Классификация техники

По характеру игровой деятельности технику делят на два боль­ших раздела: техника полевого игрока и техника вратаря. По на­правленности деятельности в каждом из разделов можно выде­лить разделы «Техника нападения» и «Техника защиты». В тех­нике нападения выделяют группы перемещения и владения мя­чом, а в технике защиты - перемещения и противодействия вла­дению мячом. Каждая из групп включает приемы игры, которые, в свою очередь, выполняются несколькими способами. В харак­теристику способов выполнения приема входят следующие при­знаки: 1) одну или две конечности игрок использует при выпол­нении приема; 2) положение кисти с мячом относительно плече­вого сустава (сверху, сбоку, снизу); 3) способ разгона мяча (толч­ком, хлестом, ударом).

Способы выполнения приема имеют разновидности, т. е. неко­торые особенности в деталях системы движения. Еще более много­образной делают технику условия выполнения приема, в характе­ристику которых входят расстояние, отношение к опоре, направле­ние, способ разгона и пр.

В каждом приеме игры можно выделить фазы: подготовительную, основную и заключительную. Они отличаются конкретными особенно­стями элементов движений и частными двигательными задачами.

В подготовительной фазе движения спортсмен обеспечивает оптимальное исходное положение для реализации основной дви­гательной задачи.

В основной фазе приема осуществляется главная двигательная задача. Заключительная фаза обеспечивает игроку готовность к дальнейшему участию в игре.

Каждая фаза содержит несколько элементов - суставных движе­ний. Все элементы при выполнении приема взаимосвязаны, поэто­му для изменения результата иногда достаточно изменить опреде­ленный элемент в начале двигательного действия.

Взаимное расположение звеньев тела в момент смены фаз называется граничной позой. Граничные позы служат ориентиром для контроля за техникой выполнения приема.

Техника полевого игрока

Техника нападения

В процессе игры в нападении гандболист применяет определен­ные приемы (рис. 10). Участие в игре обязывает спортсмена быть в постоянной готовности к перемещению, к принятию мяча. Эта го­товность отражается в позе игрока, которую принято называть стойкой. Основная стойка гандболиста - это положение на слегка согнутых ногах, руки согнуты в локтевых суставах под прямым уг­лом для ловли мяча, спина прямая, плечи расслаблены. Этой стой­кой пользуются игроки, разыгрывая мяч. Стойка вратаря отлича­ется тем, что руки вытянуты в сторону мяча, спина круглая, ноги значительно согнуты.

Перемещения. Для перемещения по площадке гандболист исполь­зует ходьбу, бег, прыжки. С помощью этих приемов игрок осво­бождается от опеки защитников, выбирает место для взаимодей­ствия с партнерами.

Ходьба обычная и приставными шагами применяется гандболи­стом для смены позиции. Передвигаются игроки спиной, лицом и бо­ком вперед.

Рис. 10. Техника нападения

 

Бег - основное средство перемещения игрока. Применяется бег на носках и на полной ступне. Бег на носках позволяет, сделав ры­вок, достигнуть максимальной скорости передвижения. Создать устойчивое положение позволяет бег на полной ступне. Для выпол­нения приемов с мячом необходимо усвоить такой бег, когда совершают движения независимо от темпа и ритма работы ног.

В 1928 г. в Амстердаме была создана Международная любители екая федерация гандбола (ИАГФ). Вначале она объединяла все: 11 стран, через два года в нее уже входило 20. Сейчас Международная федерация гандбола (ИГФ) насчитывает более 100 членов.

В 1936 г. гандбол был включен в число олимпийских видов cпорта; В дни первого олимпийского турнира состоялся IV конгресс Международной федерации, который наметил проведение в 1938 в Германии первенств мира среди мужских команд по гандболу 7 х 7 и 11x11. Оба чемпионата выиграли немецкие спортсмены.

Война надолго приостановила развитие мирового спорта. Гандбол не был исключением. Прекратила свое существование и любительская федерация.

Новый подъем в развитии игры начался в послевоенные год с создания в 1946 г. новой Международной федерации гандбол ИГФ. Учредительный конгресс этой федерации внес изменении в правила игры и наметил проведение первенства мира для мужских команд по гандболу 11 х 11. В первенстве мира 1948 г. во Франции участвовало 12 команд, победителем стала команда Швеции.

В истории развития игры можно выделить несколько этапом 1898-1941 гг. - зарождение, распространение и становление игры 1946-1957 гг. - преимущественное развитие игры 11 x 11, 1957- 1972 гг. - распространение игры 7 х 7, с 1972 г. - современный этап широкой популярности игры во всем мире.

Значительное влияние на развитие игры оказывают правил игры, инвентарь и покрытия площадок (табл. 6).

 

Таблица 6 Данные из правил игры в гандбол разных лет
Факторы, влияющие на ход игры Годы
    с 1980
Размер ворот:      
высота (м, см) 2, 25 2, 40 2, 0
ширина (м, см)      
Мяч:      
окружность, см 68-70 64-68 54-56 для женщин
      58-60 для мужчин
вес, г   360-425 325-400 для женщин
      425-475 для мужчин
Покрытие площадки Травяное Земляное Деревянное,
    Глинобитное из тарафлекса и других материалов

 

Чтобы повысить темп игры, Федерация гандбола СССР решилась на смелый эксперимент, введя в 1975 г. во всесоюзные соревнования правило «45 секунд». Все внутренние соревнования стали проводится с учетом этого правила, что и явилось одной из причин резкого подъема мастерства советских гандболистов и побед на международных соревнованиях. Однако ускорение темпа привело к обеднению тактики команд, иное поколение игроков перестало удовлетворять запросам мировых стандартов. И правило «45 секунд», ограничивающее время все-таки, было отменено в 1986 г. сначала на соревнованиях детей, а потом и взрослых гандболистов.

Одним из факторов успеха современной команды является активная защита с далеким до 9-метровой линии выходом вперед и опекой падающих противника с целью перехватить мяч при передаче. При такой защиты команда не может рассчитывать на успех. Нести активную защиту, плотно опекая игроков и не допуская ошибок, - дело сложное. В 1982 г. в международные правила были введены пункты, ужесточающие борьбу с любым проявлением грубости в игре. Это стимулировало мастерство защитников и нападащих, которым запрещено расталкивать обороняющихся в стрем­лении ближе подойти к воротам.

Для изменения направления бега гандболист выставляет ногу, поименную направлению поворота, слегка повернутую стопой внутрь. Отталкиваясь от опоры стопой, он делает поворот.

Препятствия, неожиданно возникшие на пути, игрок преодолевает, передвигаясь зигзагом. Для этого перед препятствием гандболист делает шаг в сторону, а затем продолжает бег в первоначальном направлении. Если на пути нападающего встал защитник, который среагировал на этот шаг, то нападающий тут же возвра­тимся в исходное положение и продолжает бег (рис. 11).

Остановка. В связи с постоянно меняющейся ситуацией на площадке гандболисту приходится внезапно останавливаться. Ос­тановка производится торможением одной и двумя ногами.

Для торможения одной ногой гандболист резко наклоняет туловище назад, стопорящее выставляет ногу вперед стопой, развернув внутрь, и, поворачиваясь боком к направлению движения, другую ногу сильно сгибает.

 

Рис. 11. Бег зигзагом

 

Торможению двумя ногами предшествует прыжок. Он нужен для того, чтобы обе ноги резко вывести вперед и, натолкнувшись та ким образом на опору, погасить продвижение вперед. Туловище наклоняется назад, в воздухе производится поворот на 45-90°. При приземлении необходимо сильно согнуть ноги, чтобы обеспечить себе возможность продолжить бег в любом направлении.

Прыжки применяются гандболистом при ловле высоко и далеко летящих мячей, при передаче мяча, броске в ворота. Осуществить прыжок можно, отталкиваясь одной или двумя ногами. Отталкива­ние двумя ногами производится с места, а одной - с разбега. Призем­ление при всех способах должно быть мягким, без потери равнове­сия, что достигается амортизирующим движением расставленных ног.

Владение мячом

Ловля - это прием, который обеспечивает возможность овладеть мячом и осуществить с ним дальнейшие действия. Ловля произво­дится одной и двумя руками. Выбор способа ловли диктуется осо­бенностью траектории полета мяча и положением игрока по отношению к мячу.

Ловля двумя руками. Для того чтобы овладеть мячом, летящим на среднем уровне (на грудь), гандболист должен вытянуть руки навстречу мячу, кисти не напрягать и чуть развернуть ладони кни­зу, пальцы свободно расставить. Отведенные большие пальцы дол­жны почти соприкасаться, а указательные - быть параллельны. Как только мяч приблизится на необходимое расстояние, ладони сбли­жаются и пальцы охватывают мяч (рис. 12). Руки надо согнуть для амортизации скорости полета мяча. При ловле высоко летящих мячей и мячей с отскока большие пальцы кистей нужно сблизить больше, чем при ловле прямых. А при ловле низко летящих и катя­щихся мячей ладони надо развернуть навстречу мячу так, чтобы мизинцы почти соприкасались.

 

Рис. 12. Захват мяча при ловле двумя руками

 

Мяч можно ловить спереди и сбоку. Для того чтобы поймать мяч спереди, нужно повернуться к нему грудью. При этом обе руки следует вытягивать.

При всех способах ловли необходимо:

1) смотреть на мяч, пока захватываешь его руками;

2) по возможности делать встречное движение к мячу;

3) вытягивать руки навстречу мячу;

4) кисти рук и пальцы держать расслабленно до соприкоснове­ния с мячом;

5) захватывать мяч пальцами;

6) после захвата мяча сгибать руки в локтях (амортизировать удар);

7) поймав мяч, быть готовым укрыть его от близко находящего­ся соперника.

Рис. 13-14. Передача мяча

Передача мяча. Это основной прием, обеспечивающий взаимо­действия партнеров. В гандболе передачи производятся одной ру­кой с места и с разбега (рис. 13, 14).

 

Ведение мяча - это прием, позволяющий игроку передвигать­ся с мячом по площадке в любом направлении и на любое рас­стояние, владеть мячом, пока это необходимо, обыгрывать за­щитника.

Ведение бывает одноударное и многоударное. Одноударное ве­дение выполняется следующим образом. Поймав мяч, игрок де­лает с ним три шага, затем ударяет им в площадку. Поймав от­скочивший мяч, гандболист снова может выполнить три шага с мячом в руках перед тем, как отдать его партнеру, или бросить в ворота.

При многоударном ведении необходимо соблюдать следующие правила:

1) передвигаться на полной ступне на слегка согнутых ногах;

2) толчок мяча производить пальцами;

3) не закрепощать кисть при соприкосновении с мячом;

4) производить толчок мяча вперед в соответствии со скоростью передвижения;

5) производить толчок с таким расчетом, чтобы мяч отскакивал не выше пояса;

6) контролировать мяч периферическим зрением.

Бросок - это прием, позволяющий забросить мяч в ворота. С его помощью достигается результат игры. Все остальные приемы на­правлены на создание усло­вий броска. Основная фаза броска включает движения, сообщающие мячу скорость и направление полета. При­меняются три способа раз­гона мяча: хлестом, толчком и ударом при броске ганд­болист может послать мяч непосредственно в ворота или в площадку вратарской зоны с тем, чтобы с отскока он попал в ворота.

Рис. 15. Траектория полета мяча Рис. 16. Траектория полета мяча: с отскоком от поверхности площадки: а - навесная; б - нисходящая; а - отраженный отскок; б - скользящий в - горизонтальная; г - восходящая отскок; в - отскок при вращении мяча

 

Траектория полета мяча при броске в ворота может быть горизонтальной, нисходящей, восходящей, навесной (рис. 15). До­биться горизонтальной траектории можно, применив любой спо­соб броска. Восходящую траекторию можно получить, применив бросок сбоку, а навесную - использовав толчок.

Отскок мяча бывает отраженный, скользящий и с вращением мяча (рис. 16). При отраженном отскоке угол падения мяча ра­вен углу отражения. Такой траектории полета проще всего добить­ся, применив способ броска сверху. Скользящего отскока, когда мяч на некоторой части пути соприкасается с поверхностью пло­щадки, можно достичь, применив бросок сбоку. Угол отражения вращающегося мяча не соответствует углу падения даже по направлению.

Вращение мячу придает заключительное пронирование или супинирование кисти.

Бросок в опорном положении. При разбеге обычными шагами за­мах и метание производят при опоре на одну ногу (рис. 17). Для увеличения быстроты и точности броска необходимо использовать встречные силы махов бросающей руки и разноименной ноги.

Рис. 17. Контурограмма броска в одноопорном положении с разбега обычными шагами

 

Чаще других применяют разбег со скрестным шагом (рис. 18). Первый шаг спортсмен делает разноименной ногой, не производя никаких подготовительных движений для броска. Далее, отводя руку на замах, гандболист поворачивается боком к направлению разбега и делает второй скрестный шаг, ставя стопу под углом к этому направлению. С постановкой разноименной ноги бросок за­вершается.

Рис. 18. Контурограмма и хронограмма броска в двухопорном положении: а- с разбега скрестным шагом; б-с разбега с подскоком; в - с разбега приставным шагом

Скрестный шаг можно делать легким напрыгиванием и быст­ро производить третий шаг, стремясь принять двухопорное по­ложение.

Рассмотрим еще наиболее часто встречающиеся в игре броски в прыжке (рис. 19) и в падении (рис. 20).

Рис. 19. Контурограмма и хронограмма броска в прыжке: а - отталкиваясь разноименной ногой; б - отталкиваясь одноименной ногой

Рис. 20. Контурограмма броска в падении: - отталкиваясь одной ногой; б - отталкиваясь двумя ногами

а

Техника защиты

Главными задачами игры в защите являются: оборона своих порот дозволенными средствами, нарушение организованного на­падения противника и овладение мячом. Для решения этих задач защитнику необходимо уметь быстро передвигаться по площадке, неожиданно меняя темп и направление. Все приемы игры (рис. 21) можно выполнить успешно, если освоить стойку защитника, пе­ремещения, противодействия владению мячом (блокирование, вы­бивание и другие действия).

Рис. 21. Классификация техники игры в защите

 

Техника вратаря

Не пропустить мяч в ворота и организовать контратаку - вот основные задачи игровой деятельности вратаря. Вся техника игры вратаря делится на технику защиты и технику нападения (рис. 22). Особое значение имеет стойка вратаря, поскольку она обеспечивает готовность к отражению мяча, противодействие и овладение мячом.

 

 

Рис. 22. Классификация техники игры вратаря

 

Тактика игры

Классификация тактики

Тактика имеет два больших раздела: тактика полевого игрока и тактика вратаря. По направленности деятельности различают тактику нападения и защиты. В каждом из этих разделов содер­жится несколько групп, характеризующихся числом действующих троков. Это индивидуальные, групповые и командные действия.

Индивидуальные действия - это самостоятельные действия иг­рока, направленные на решение поставленных перед командой тактических задач, осуществляемых им без непосредственной помощи партнера.

Групповые действия - это взаимодействие двух или трех игро­ков, выполняющих часть командной задачи.

Командные действия - это взаимодействия всех игроков коман­ды, направленные на решение общекомандной задачи.

Каждая группа включает в себя несколько видов действия. Вид действия характеризуется взаимным расположением или взаимным перемещением игроков относительно друг друга. Иначе говоря, появляется система действия. Система игры - это организация взаимо­действия игроков, в которой определены функции каждого игрока н в соответствии с функциями обусловлена расстановка на площад­ке. Каждый вид действия можно осуществить несколькими способами п зависимости от влияния, которое оказывает перемещение игроков на противника: сосредоточивает их или, наоборот, рассредоточивает по площадке. Способы действия имеют дополнительные варианты. Классификация тактики нападения представлена на рисунке 23.

 

Тактика полевого игрока

Тактика нападения

Результат коллективных действий во многом зависит от уров­ня индивидуального мастерства. Чем разнообразнее арсенал средств и способов ведения игры каждого нападающего, тем лег­че команде в целом добиться победы. Знание правил применения приемов игры, умение осуществить их на практике дают преиму­щество нападающему в единоборстве с защитником.

Рис. 23. Классификация тактики нападения

 

Групповые действия являются той основой, на которой строятся взаимодействия всей команды. Зная правила групповых действий и грамотно осуществив их на практике, можно быстро добиться взя­тия ворот.

В групповых действиях могут принимать участие два или три игрока. Вид группового действия определяется тем, как перемеща­ются партнеры относительно друг друга: параллельно, скрестно или применив заслон. Каждый вид группового действия может осуще­ствляться несколькими способами. Способ того или иного вида ха­рактеризуется воздействием, которое оказывает на защитников это передвижение; сводит их или рассредоточивает.

Командные действия делятся на два вида: стремительное напа­дение и позиционное нападение. Стремительное нападение вклю­чает в себя элемент неожиданности, нападающие действуют про­тив неорганизованной защиты противника. Позиционное нападе­ние предполагает опре­деленную запланиро­ванную расстановку иг­роков защиты и нападе­ния, и борьба идет пос­ледовательно на разных позициях. Чтобы осуще­ствить взятие ворот, не­обходимо применять комбинации индивиду­альных и групповых дей­ствий.

Комбинация - это пос­ледовательный ряд индивидуальных и групповых действий, зара­нее обусловленных местом и определенным составом исполните­лей. Комбинации применяются как по ходу игры, так и в процессе применения той или иной системы, так и в стандартных положениях при вбрасывании мяча из-за боковой линии и свобод­ном броске.

Позиционное нападение - это вид командных действий против защиты, организованной в определенную систему. Если быстрая контратака не удалась и противник организовал оборону своих ворот, то нападающие занимают места на площадке вдоль зоны вратаря соответственно своим амплуа. Постепенно ускоряя темп передач мяча, гандболисты разыгрывают различные комбинации в зависимости от выбранной системы нападения, чтобы добиться взятия ворот. Нападение ведется двумя линиями. В первой линии нападения всегда действуют линейные игроки и крайние, во вто­рой - два полусредних и центральный разыгрывающие. При этом крайние игроки могут меняться местами, но функции крайних ос­танутся за ними. Игроки второй линии, меняясь местами и иногда действуя у самой зоны вратаря как на централь­ной, так и на крайних позициях, все же выпол­няют роль разыгрываю­щих, организующих на­падение.

Число игроков, со­ставляющих линии напа­дения, может быть раз­личной. В зави­симости от количества игроков в составе линий нападений существуют две системы нападения - 3: 3 и 4: 2.

 

Тактика защиты

Умелая защита не только закрепляет ус­пех команды, достигну­тый в нападении, но и придает уверенность в дальнейших действи­ях. Защитные действия являются ответом на нападающие действия противника и органи­зуются в зависимости от особенностей такти­ки соперников. Класси­фикация тактических действий представлена на рисунке 24.

Командные действия в защите подразделяют­ся на три основных вида:

личную, зонную и смешанную защиты.

Личная защита - это вид командных действий, при которых каж­дый защитник опекает одного нападающего. При этой защите зат­руднено выполнение нападающими передач и бросков, так как иг­роки находятся под постоянной опекой. Разбор нападающих мож­но произвести двумя способами: 1) тренер распределяет игроков по силам: более быстрых нападающих опекает более ловкий защит­ник; 2) защитники разбирают ближних к ним нападающих. Второй вариант возможен только в случае равноценной подготовленности всех игроков к защитным действиям.

Зонная защита - это вид командных действий, при которых каж­дый защитник выполняет определенные функции в системе пере­мещений игроков и несет ответственность за определенную зону этой системы. Для зонной защиты характерны передвижения иг­роков в зависимости от места и направления атаки противника. Зонная защита может быть организована несколькими системами взаимодействий игроков в зависимости от количества защитни­ков, действующих в первой и второй линиях.

Рис. 24. Классификация тактики защиты

Смешанная защита - это вид командных действий, при которых часть игроков осуществляет функции зонной защиты, а часть опе­кает нападающих персонально. Под персональную опеку попада­ют нападающие, которые обладают особенностями индивидуаль­ной игры, и применения против них зонной защиты недостаточ­но. Чаще всего это сильные бомбардиры и игроки второй линии нападения, от которых зависит организация действий всей коман­ды. Применение смешанной защиты необходимо для того, чтобы выключить из игры наиболее опасных нападающих, нарушить отработанную систему нападения противника. Смешанную защиту можно организовать по двум системам взаимодействия в зависи­мости от количества персонально опекающих игроков.

Тактика вратаря

Исход матча во многом зависит от игры вратаря. Он последний из игроков может повлиять на полет мяча, а следовательно, допус­тить или не допустить взятие ворот. Общая схема тактики вратаря представлена на рисунке 25.

Успешность игры вратаря в защите нередко определяется тем, насколько рационально он выберет способ задержания мяча. При­менять различные приемы, выбирать способ задержания вратарю приходится, считаясь с тем, куда летит мяч. Выбор позиции врата­рем во многом решает исход его поединка с нападающим. Этот вы­бор зависит от того, где находится игрок с мячом.

 

Рис. 25. Классификация тактики игры вратаря

 

Готовность вратаря проходит четыре фазы формирования:

1. Фаза целенаправленного слежения.

2. Фаза прогнозирования наиболее вероятного направления по­лета мяча.

3. Фаза опережающего защитного действия.

4. Фаза коррекции точности защитного действия и оценка его эффективности.

От индивидуальных действий вратаря часто зависит исход мат­ча. Но команда еще более может рассчитывать на успех, если дей­ствия вратаря и защиты взаимосвязаны. Если защитник опекает игрока с мячом, проходящего с края, вратарь не должен суетиться. Главное в его игре - занять позицию у штанги, плотно закрыв ближние углы. В таких ситуациях защитник оттесняет нападающе­го к лицевой линии, поэтому забросить мяч в дальнюю часть во­рот атакующему сложнее, чем в ближнюю. Во всех случаях, когда защитник борется с нападающим при броске, вратарь должен про­явить выдержку. Если вратарь слишком приблизится к очагу борь­бы, то мяч может попасть в ворота по самой непредвиденной тра­ектории, так как нападающий сможет протолкнуть мяч любым спо­собом. Если вратарь мечется, то ему трудно задержать отскочив­ший от рук защитника мяч. При блокировании по договоренности с защитниками вратарь прикрывает дальнюю часть ворот, а защит­ники - ближнюю. Но и тут вратарь должен быть начеку и страховать своих партнеров. При 9-метровом свободном броске вратарь руководит постановкой «стенки».

 

Методика обучения

Структура процесса обучения

Обучение приемам игры и тактическим действиям - процесс тру­доемкий и длительный. Техника игры имеет большое разнообразие способов выполнения приемов, и на их усвоение хотя бы до уровня умений требуется несколько лет.

В процессе обучения приемам игры важна не только постанов­ка рациональных движений с биомеханической точки зрения, но п применение этих движений в игре. Поэтому обучение техничес­кому приему и индивидуальным тактическим действиям должно идти параллельно.

Кроме того, обучение игре осуществляется в тесной взаимосвя­зи с воспитанием физических качеств. Обучение движениям и вос­питание физических качеств имеют общие истоки, так как лежащие к их основе закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей едины. Физические способ­ности ускоряют процесс освоения двигательных навыков. Выпол­няя приемы техники, проявляют физические качества, ускоряют их развитие. Однако для обучения движениям, как правило, облегча­ют условия, а для воспитания физических качеств необходимо по­стоянное увеличение нагрузок.

При изучении каждого приема важно рассматривать его по фа­зам. Причем главное внимание необходимо концентрировать сна­чала на основной фазе движения, а уже потом на деталях и разно­образии подготовительной. При изучении любого приема должна соблюдаться логическая последовательность формирования технико-тактического действия: 1) ознакомление с приемом; 2) изучение приема в упрощенных условиях; 3) совершенствование приема в ус­ложненной, приближенной к условиям игры обстановке; 4) приме­нение приема в игре.

При ознакомлении необходимо дать сведения об изучаемом при­еме или действии с помощью наглядных методов и создать общее зри­тельное и двигательное представление о них. При повторных показах, дополненных демонстрацией наглядных пособий (кинограмм, фото­графий, схем, кинокольцовок и др.), акцентируется внимание на наи­более важных деталях. Показ сопровождается рассказом о месте и зна­чении приема или действия в игре, о наиболее рациональном их при­менении в определенных игровых ситуациях. Для получения эле­ментарного двигательного представления дается пробная попытка.

Разучивание в упрощенных условиях предполагает отсутствие помех для освоения структуры движения. Успех в данном случае во многом зависит от правильного подбора подготовительных и осо­бенно подводящих упражнений. Для прочувствования элементов движения применяются различные приемы принудительного огра­ничения движений и фиксации положений.

При первоначальном разучивании пользуются двумя методами: целостного и расчлененно-конструктивного упражнения. Целостный метод разучивания создает более полное представление и прочную логическую основу для формирования навыка. Методом расчленен­но-конструктивного упражнения (расчлененный метод) пользуются для изучения сложных по структуре приемов и действий. После ра­зучивания отдельных компонентов движения или взаимодействия основной задачей становится усвоение необходимого ритма при объ­единении частей в целое двигательное действие.

Для упрощения или усложнения условий выполнения при разучивании приемов игры изменяют исходное положение, рас­стояние, направление, быстроту движения, вводят помехи. При разучивании тактики изменяют количество партнеров, цель и спо­собы ее достижения, расстановку гандболистов, вводят противо­борства.

Главное на занятиях гандболом - это игра. Если все приемы тех­ники доводить до совершенства в каждой стадии изучения вне игры, то на это уйдет много времени. Поэтому гандболисты применяют приемы в игре, когда те еще мало усвоены, и затем снова продол­жают совершенствовать их в упрощенных и усложненных услови­ях. Последовательность изучения приемов должна быть такой, что­бы постепенное введение их в игру усложняло бы единоборство. Причем при изучении приема нападения рационально приступать и к изучению приема защиты. Изучаются приемы игры параллель­но, но не более двух-трех в занятии.

Обучение технике игры

Обучение приемам игры в нападении

Обучение технике перемещений. При обучении перемещениям не­обходимо изучить каждый прием в отдельности (бег, прыжки, оста­новки) и научиться их сочетать. Долго изучать один прием не сле­дует. Как только освоена структура одного приема, можно перехо­дить к новому и изучать его сочетание с другими в различных ком­бинациях.

Бег изучают в такой последовательности: обычный, с изменени­ем скорости (ускорения, рывки), с изменением направления (с по­воротом, зигзагообразно, челночно), скрестным шагом, с различ­ного рода подскоками, ритмичный и аритмичный бег.

Остановку изучают сначала торможением одной, а затем двумя ногами. Сначала по сигналу останавливаются при быстрой ходьбе, потом при медленном беге и, наконец, при выполнении ускорений и рывков. Преподаватель следит за правильным распределением массы тела после остановки на обе ноги для сохранения равнове­сия. Далее после остановки можно включать перемещения в раз­личных направлениях.

Прыжок изучают, сначала отталкиваясь двумя ногами, а затем одной с места и с разбега. При этом необходимо обращать внима­ние на правильную постановку ноги, степень ее сгибания в связи с выполнением прыжка вверх или в длину и на мягкое устойчивое приземление.

Все приемы перемещения гандболист использует в игре. Совер­шенствовать технику перемещений лучше всего с помощью таких упражнений:

1. Рывки до определенного ориентира с возвращением на исход­ную позицию.

2. Рывки из исходного положения лежа, сидя, приняв любую позу.

3. Бег с перепрыгиванием препятствий, отталкиваясь одной и двумя ногами.

4. Прыжки в чередовании с бегом.

5. Бег от одного ориентира к другому с остановкой у каждого.

6. Бег с обеганием препятствий.

7. Бег с перекладыванием различных предметов.

Все эти упражнения можно проводить в виде эстафет.

Обучение технике владения мячом. Обучение ловле мяча. Прежде чем начать учиться ловить мяч от партнера, необходимо проделать ряд подводящих упражнений, чтобы «привыкнуть» к массе, форме и упругим качествам мяча.

1. Подбросить мяч перед собой и поймать.

2. Подбросить и поймать мяч после отскока от пола.

3. Подбросить мяч левой рукой, а поймать правой.

4. Подбросить мяч над головой, за спиной, под ногой, между ногами и поймать.

5. Подбросить поочередно два мяча и поймать и т.д.

Выполняя подводящие упражнения, занимающийся может ло­вить любым доступным ему способом. Перед ним ставится зада­ча - после овладения мячом быть готовым сразу предпри­нять какие-либо действия (по­смотреть на преподавателя, покатить мяч к определенно­му ориентиру, самому добе­жать до ориентира с мячом в руках и др.).

Обучение передаче мяча. Прежде чем приступить к обу­чению передаче, спортсмена необходимо научить правильно держать мяч. Для этого надо подобрать в соответ­ствии с возрастом и полом занимающихся мяч опре­деленного размера и веса.

При держании мяча кисть не должна быть на­пряжена. Пальцы удержи­вают мяч, а в лучезапястном суставе необходима оптимальная подвиж­ность. Достигается такая подвижность следующи­ми подводящими упраж­нениями:

1. Держа руки перед собой, перекидывать мяч пальцами из од­ной руки в другую.

2. Перекладывать мяч из руки в руку, перемещая его вокруг ту­ловища, сначала стоя на месте, а затем в ходьбе и беге.

3. Из исходного положения мяч в двух руках перед собой вы­полнять поочередно замах вверх, вниз, в сторону с широкой амп­литудой, держа мяч захватом или свободно на ладони.

4. Имитировать передачу, бросок в различных направлениях, держа мяч захватом сначала стоя на месте, а затем во время ходьбы и бега.

Начинать обучение надо с передачи хлестом сверху. В мишень на стене, на уровне поднятой вверх руки, с расстояния 3-4 м занимающийся посылает мяч: из стойки разноименная нога впере­ди, рука с мячом вверху; то же с шагом разноименной вперед; то же с разбега в 3 шага.

Далее занимающиеся, стоя лицом друг к другу, выполняют пе­редачи мяча: с шагом вперед; с отскоком от поверхности площад­ки; с навесной траекторией.

Изучая тот или иной способ передачи, после объяснения движе­ний занимающиеся упражняются самостоятельно. Преподаватель последовательно переключает их внимание вначале на правильное исходное положение, затем на согласованность движений рук и ног, на положение туловища, на правильность движения руки.

Обучение многоударному ведению начинается с упражнений на месте. В этом упражнении осваивается правильное положение руки, вырабатывается навык мягких последовательных толчков мяча, при­обретается удобная стойка. Далее изучается ведение с различными перемещениями по площадке.

Обучение броску. Освоение броска невозможно без предваритель­ной подготовки опорно-двигательного аппарата занимающегося.

С этой целью начинающие гандболисты должны выполнять под­готовительные упражнения с различными предметами. Это прежде всего метания теннисных, детских резиновых, хоккейных мячей, палок различной длины, а также имитация броскового движения с гантелями, амортизатором в руке. Для развития подвижности ки­сти применяются упражнения с гимнастическими булавами, а для подвижности в плечевом суставе - с гимнастической палкой. Мета­ние набивных мячей различного веса одной и в основном двумя руками способствует укреплению мышц рук, ног и туловища и раз­витию координации движений.

 

Обучение приемам игры в защите

Обучение технике перемещений в защите начинают с освоения стойки на согнутых ногах. Степень сгибания ног защитника зави­сит от скорости его передвижения. Для освоения стойки защитни­ка занимающимся надо подбирать посильные упражнения, кото­рые вынуждали бы перемещаться в рациональной позе. Конечной целью этих упражнений должно быть умение гандболиста с любой скоростью передвигаться на согнутых ногах, меняя направление без лишних движений туловища.

Для изучения передвижения в стойке на слегка согнутых ногах упражнения выполняются в невысоком темпе, смена направления происходит по сигналу преподавателя или в заранее обусловлен­ном месте. Освоение передвижения на значительно согнутых ногах требует необходимости двигаться в высоком темпе, наличия пря­мого контакта с противником.

 

Обучение приемам игры вратаря

Освоение техники приемов игры вратаря требует предваритель­ной подготовленности опорно-двигательного аппарата занимаю­щегося. Прежде всего необходимо уделить внимание укреплению мышц и связок рук и ног, поскольку резкие движения с широкой амплитудой, сильные удары мячом требуют определенной эластич­ности мышц и подвижности в суставах.

При обучении вратаря необходимо применять защитные приспо­собления: плотный костюм, перчатки, щитки на голень, наколен­ники, мужчинам - защитную «раковину». При изучении приема от­бивания мяча в «шпагате», а также при выполнении упражнении с падением необходимо пользоваться гимнастическими матами.

Обучение перемещениям начинают вне ворот. По команде препо­давателя занимающиеся передвигаются, меняя направление и со­храняя стойку на согнутых ногах. Обучение вратаря технике пере­мещения в воротах и в своей зоне необходимо сочетать с трениров­кой выбора позиции. Для этого на дуге 6-метровой разметки ста­вятся любые ориентиры. Вратарь передвигается вдоль ворот при­ставными шагами. Оказавшись напротив очередного ориентира, он делает шаг вперед, фиксирует стойку готовности, отступает назад и продолжает передвижение приставными шагами до следующего ориентира. Сначала приставные шаги должны быть мелкими, но постепенно надо приучать вратаря делать как можно меньше ша­гов за счет удлинения шага. Чем меньше ему приходится делать ша­гов во время атаки противника, тем надежнее его готовность к от­ражению мяча.

Техника прыжка вратаря осваивается в имитационных упражне­ниях отбивания мяча, летящего в верхние углы ворот, и в упражне­ниях с ловлей мяча.

Ловля не является основным приемом игры вратаря при защите ворот. Но владеть ею вратарю необходимо в совершенстве. Поэто­му все упражнения, способствующие ловле, вратарь должен выпол­нять с первых занятий. Это упражнения в ловле мяча в различных положениях: стоя, сидя, лежа, в прыжке, после кувырка, перепры­гивания, перешагивания, перелезания под предметами и пр.

Отражая мяч рукой, очень важно напрягать мышцы при сопри­косновении с мячом; должно быть встречное разгибание руки в лок­тевом суставе. Этому нужно уделить внимание при обучении. Тре­нер несильно бросает мяч, а вратарь отбивает его.

Методика обучения тактическим действиям

Обучение тактике полевых игроков

Обучение тактике начинается с общего ознакомления с игрой. Тренер знакомит своих учеников с основными правилами игры, формулирует задачи, которые должны решаться в игре, разучивает с ними основные приемы ведения игры. Чтобы дать более конкрет­ное представление о будущей спортивной деятельности, проводит­ся игра в гандбол по упрощенным правилам. Далее приступают к изучению отдельных тактических действий, сначала индивидуаль­ных, групповых, а затем и командных. В результате все изученные действия составят основу определенных тактических систем веде­ния игры. Такая закономерность перехода от общего к частному и обратно имеет место и при обучении командным действиям.

Разучивание любого тактического действия имеет такую последо­вательность: 1) рассказ и показ на схеме или макете; 2) разучивание схемы действия непосредственно на площадке с пассивным против­ником (противника можно обозначить стойками); 3) то же, но с ак­тивным противником, действующим по определенным заданиям;

4) то же, но с активным противником и в соревновательной форме;

5) закрепление в двусторонней игре.

Обучение индивидуальным тактическим действиям начинается имеете с изучением приемов техники защиты. Причем при объясне­нии особое внимание нужно уделить выбору места относительно нападающего, моменту начала действия. Обучение всегда должно проходить в единоборстве с нападающим, которому даются опре­деленные задания.

Обучение групповым, тактическим действиям защиты начинают вместе с изучением групповых действий нападения. Все обучение строится на противодействии нападающим. Когда нужно уточнить какое-либо групповое тактическое действие защиты, необходимо, чтобы нападающие выполняли только то действие, которое вы­нуждает защитников применить конкретный контрприем. Для изу­чения, например, переключения нападающие могут выполнять зас­лон, скрестное внешнее взаимодействие; для подстраховки нужны параллельные действия; для проскальзывания-личная опека и т.п. Начинают обучение с совместного действия двух игроков, а затем грех и более.

Обучение командным действиям начинают с ознакомления с рас­становкой игроков на площадке и основными задачами игроков различного амплуа в различных системах защиты. Совершенство­вание командных защитных действий нужно вести в соответствии с принципами, которые приемлемы для всех видов и способов за­щиты: создание численного преимущества, пресечение, передачи и принцип противохода.

Обучение тактике вратаря

К обучению тактике вратаря приступают тогда, когда гандбо­лист получит понятие об основных способах задержания при раз­личных уровнях полета мяча. Для отработки тактики применения приемов игры можно использовать специальный щит (в размер во­рот), на котором крупно написаны цифры в квадратах. Вратарь ста­новится лицом к щиту на расстоянии 2-3 м. Тренер, стоя у него за спиной, называет цифры, а вратарь, отыскав квадрат на щите, вы­полняет прием, ориентируясь на названный квадрат (предполага­ется, что мяч летит из этого квадрата).

Постепенно темп выполнения упражнения убыстряется. После каждой имитации приема вратарь снова принимает стойку готов­ности. Далее можно давать ему задания на задержание мячей, сле­дующих один за другим.

Чтобы постепенно подводить вратаря к правильному реагиро­ванию на мяч, можно поставить его за натянутую сетку (наклон­ный батут) и в нее бросать мяч. Вратарь должен соответственно полету мяча выбирать прием задержания. Кроме того, такая пре­досторожность снимает страх перед летящим мячом, приучает сле­дить за мячом, выполняя при этом необходимые движения.

Далее будущий вратарь становится в ворота. Тренер набра­сывает мяч в разные углы, на разной высоте, следит за правиль­ностью выбора способа и уточняет правильность выполнения приема.

Основы методики тренировки.

Задачи, средства и методы тренировки

Обучение и тренировка имеют свои специфические задачи, од­нако в тренировке всегда присутствует обучение новому. Поэтому эти понятия имеют тесную взаимосвязь и рассматривать их надо как единый педагогический процесс в системе подготовки квали­фицированного гандболиста.

Цель тренировки - воспитание целеустремленного, физически развитого, обладающего крепким здоровьем человека, способно­го к защите Родины и высокопроизводительному труду, готового показать наивысшие спортивные результаты в меру своих возмож­ностей.

Задачи тренировки:

1. Воспитание высоких моральных и волевых качеств гандболиста.

2. Укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, вос­питание специальных двигательных способностей.

3. Овладение современной техникой, тактикой и стратегией игры.

4. Воспитание психических свойств личности, необходимых для успешной тренировки и выступления в соревнованиях.

5. Приобретение знаний для научно обоснованного управления тренировкой.

6. Приобретение способности реализовать свои знания, умения и навыки в коллективной спортивной борьбе для достижения победы.

Все средства спортивной тренировки гандболиста подразделя­ются на соревновательные и подготовительные. В свою очередь, в соревновательных средствах можно выделить собственно сорев­новательные и тренировочные формы соревновательных упражне­ний. В подготовительных упражнениях важно различать специаль­но-подготовительные и общеподготовительные.

Собственно соревновательные упражнения - это сама игра в ре­альных условиях спортивного соревнования в полном соответствии с правилами. Соревнования являются действенным средством по­вышения спортивного мастерства. В учебно-тренировочном про­цессе собственно соревновательные упражнения занимают видное место. Без них невозможен процесс совершенствования.

Соревновательные упражнения в тренировке - это тоже целост­ные игровые действия, но выполняются они в других условиях, с меньшим накалом психической напряженности и направлены на решение тренировочных задач. Их можно считать модельными фор­мами собственно соревновательных упражнений.

Специально-подготовительные упражнения включают в себя эле­менты соревновательных действий, а также действия, сходные с со­ревновательными по характеру проявления способностей. Создаются эти упражнения с таким расчетом, чтобы избирательно воздейство­вать на отдельные стороны подготовки гандболиста, усилить это воздействие по сравнению с соревновательным упражнением.

Общеподготовительные упражнения представляют собой комп­лекс для разносторонней подготовки спортсмена и упражнения, которые способствуют спортивному росту гандболиста. К ним от­носятся следующие: а) способствующие становлению технических и тактических навыков и росту необходимых физических качеств; б) повышающие общую работоспособность; в) ускоряющие восста­новление после нагрузок.

Методы спортивной тренировки подразделяются на словесные, наглядные и методы упражнений. Все они представлены конкретно но видам подготовки гандболиста: физической, технической, так­тической, интеллектуальной, морально-волевой и специальной пси­хической и игровой.

Физическая подготовка - это процесс воспитания физических спо­собностей, укрепления систем организма гандболиста для эффектив­ного овладения навыками игры и соревновательной деятельностью. К задачам физической подготовки следует отнести:

1. Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическо­му развитию.

2. Совершенствование жизненно важных умений и навыков.

3. Укрепление основных систем организма, несущих главную на­грузку в игре.

4. Воспитание основных двигательных способностей, силы, бы­строты, гибкости, выносливости, ловкости.

5. Воспитание специфических способностей для игры в ганд­бол. Уровень физического развития и физической подготовлен­ности гандболиста во многом определяет достижение высоких спортивных результатов.

Техническая подготовка. Ее цель - обеспечить совершенное вла­дение двигательными действиями в игре. Задачи: а) расширить вари­ативность действий на основе прочного навыка; б) завершить ин­дивидуализацию техники в соответствии с достигнутой степенью развития индивидуальных способностей и амплуа в команде и др.

Техническая подготовка - многолетний процесс, в течение которого меняется уровень развития физических и психических спо­собностей занимающихся в зависимости от возраста и целенаправ­ленного воспитания. Приобретение гандболистом новых физичес­ких качеств влечет за собой изменение динамической и кинемати­ческой структуры выполнения того или иного приема игры.

Тактическая подготовка ведется с применением всех методов это­го вида подготовки. Но основным является метод моделирования, так как команда постоянно готовится к поединкам с определенным противником. Наигрывая связки групповых действий, создавая комбинации, можно добиться эффективной игры.

Психологическая подготовка ведется по всем направлениям и имеет важное значение для этого этапа. Тренеру должен помо­гать актив команды. Большие нагрузки, оторванность от семьи, постоянная мобилизация на высокий результат утомляют ганд­болиста и могут снизить спортивную деятельность. Для поддер­жания постоянного тонуса и интереса к тренировкам и соревно­ванию необходимо изучить мотивацию деятельности каждого иг­рока и умело регулировать его состояние. Такими мотивами мо­гут быть потребности: а) в самосовершенствовании; б) в дости­жении успеха; в) в социальном одобрении (награды, извест­ность); г) в общении с членами команды; д) в материальном по­ощрении.

Тренер с помощью психолога обязан изучить своих учеников. Только конкретные воздействия на доминирующие мотивы деятель­ности гандболистов дадут ему возможность добиться успеха.

Игровая подготовка. Вся подготовка на этом этапе принимает специализированный характер. Приемы игры совершенствуются в основном в комплексных упражнениях, принимая вид технико- тактических действий. Подводящие игры принимаются как сред­ство восстановления работоспособности. Основными становятся специально-подготовительные средства, тренировочные формы и непосредственно соревновательное упражнение. Соревнователь­ная подготовка иногда приобретает ведущее значение. Без подво­дящих, контрольных соревнований нельзя рассчитывать на успех в основных.

Таким образом, основными задачами тренировочной деятель­ности игрока должны стать:

- достижение необходимого уровня развития двигательных ка­честв, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в гандболе;

- освоение техники и тактики гандбола;

- воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

- обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;

Рис. 26. Средства и методы тренировки

- приобретение теоретических знаний и практического опыта для успешной тренировочной и соревновательной деятельности;

- комплексное совершенствование и проявление в соревнователь­ной деятельности различных сторон игровой подготовленности.

Эти задачи в общем виде определяют основные направления тренировочного процесса. На рисунке 26 представлена схема средств, методов и методических приемов, применяемых в трени­ровке гандболиста с учетом раздела подготовки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.