Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные модели взаимодействия права и государства.






Праву необходима институциональная поддержка:

1) государство как институт, а в институте нет субъективности, если же будет субъективность, то не будет общезначимости права, а следовательно не будет действовать главный принцип универсальности права, значит и не будет самого права.

2) право гарантируется институтами государства (принуждение, контроль)

Гос-ву также необходимо право: неудобно каждый раз придумывать норму, удобно когда есть закон, чтобы осуществлять свои функции.

Т.о. право и государство взаимодействуют.

Выделяют следующие подходы к соотноешению государства и права:

Проблема соотношения государства и права по существу сво­дится к вопросу о том, что первично: государство или право, зави­сит ли государство от права или, напротив, право зависит от госу­дарства.

1) Первая позиция получила название этатистской. Согласно данной позиции, государство является главным институтом общест­ва, организатором экономической и других сфер жизни общества. Во благо общества государство устанавливает определенный право­порядок, защищает и охраняет общество от нападений извне и т. д. Государство предшествует праву, последнее зависимо от государ­ства, порождено им. Следовательно, право выступает совокупно­стью государственно-властных велений и обеспечивается возмож­ностью применения принуждения.

Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством.

Если мы принимаем закон, то он будет бесполезен без силы (а сила – это государство), государство гарантирует право.

2) Вторая позиция сложилась на основе естественно-правовой теории и предполагает существование права до и независимо от го­сударства. Государство — продукт права, так как утверждается юридическими способами, предшествующим государству правопо­рядком. Государство подчиняется праву, поскольку само государ­ство возникает из потребности обеспечить действие права как систе­мы нормативного регулирования. Из этой позиции возникла идея правового государства, в котором утверждается верховенство (гос­подство) права.

Сторонники так называемой школы естественного права, выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. Оно старше государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

Утверждают право было еще до государства, но в др формах.

С точки зрения утверждающихся в юридической теории и массовом общественном сознании современных подходов к праву такой подход имеет несомненные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права.

3) Третья позиция — дуалистическая и исходит из существова­ния сложной двусторонней функциональной связи между государ­ством и правом: они не могут существовать друг без друга и оказы­вают воздействие друг на друга. Таким образом, связь между государством и правом двусторонняя, связь взаимной зависимости: право без государства бессильно, государство же неспособно суще­ствовать без права как регулятора общественных отношений.

4) Четвертая позиция — позитивистская. Она базируется на фи­лософии юридического позитивизма, которая была распространена в конце XIX в. в Германии и России. Рассматриваемая позиция проповедует идею самоограничения государства: издавая законы, государство тем самым ограничивает себя ими, обязано подчинять­ся законам. Однако такое самоограничение определяется самим го­сударством.

5) Пятая позиция обычно именуется либерально-демократиче­ской. Она обосновывает идею связанности государства правом. Этот подход исходит из различения закона и права, считая право первичным элементом. Данное положение должно учитывать госу­дарство, принимая новые законы и регулируя отдельные стороны жизни общества.

Признается взаимное воздействие права и государства друг на друга.

Рассмотрим сначала воздействие права на государство. В юридической литературе отмечаются два главных направле­ния воздействия права на государство: на внутреннюю организа­цию государства; на деятельность государства. Первое направление характеризуется тем, что право оформля­ет структуру государства, взаимодействие между элементами его механизма. Право создает также гарантии против концентрации го­сударственной власти в одной из ее ветвей, регулирует отношения между отдельными государственными органами, а в федерации — разграничивает предметы ведения между центром и субъектами фе­дерации. Иначе говоря, право упорядочивает внутрисистемные свя­зи и отношения в государстве. Второе направление проявляется в том, что право воздействует на государство при его отношениях с населением, отдельным человеком. Право определяет пределы воздействия государства на лич­ность, ее права и обязанности, правовые гарантии со стороны госу­дарства. Одновременно право придает деятельности государства легальный характер, вводит его деятельность в юридические рам­ки, определяет пределы государственного вмешательства в частную жизнь, пределы, формы и основания для применения государствен­ного принуждения.

Госу­дарство, в свою очередь, воздействует на право, а именно:

1) является непосредственным создателем правовых норм и средством их реализации. Наиболее важное воздействие оказывает государство на право в процессе правотворчества и правопримене­ния. Право формируется государством, придает ему определенную форму, а нормам права — характер государственно-властных веле­ний, участвует в систематизации права и т. д.;

2) обеспечивает реализацию права посредством организации исполнительной власти, судебной, надзорной и контрольной дея­тельности;

3) оказывает праву идеологическую поддержку, воспитывая уважение к праву, закону, обязывая всех следовать правовым пред­писаниям.

Анализируя связь государства и права, следует иметь в виду, что право относительно самостоятельно по отношению к государст­ву, так же как и государство относительно самостоятельно в отно­шении права. Это подтверждает, в частности, тот факт, что законо­дательство государства не всегда соответствует праву. Кроме того, каждое из этих явлений имеет собственные закономерности разви­тия, но они не могут существовать друг без друга и оказывают вза­имное влияние.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.