Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. В конце XVIII – начала XIX на фоне событий Французской революции стало выделяться консервативное идеологическое крыло






В конце XVIII – начала XIX на фоне событий Французской революции стало выделяться консервативное идеологическое крыло, представителями которого выступали Жозеф де Местр (1753 – 1821 гг.), виконт де Бональд (1754 – 1840 гг.), бернский патриций Карл Людвиг Галлер (1768 – 1854 гг.). Студентам необходимо ознакомиться с представлениями каждого из этих мыслителей: их оценка Просвещения, революции, методов и способов политического управления. Почему они считали, что революция явилась божьей карой, разрушила правопорядок и нравственные законы?

Особый интерес представляет их интерпретация форм и содержания конституций. Почему Ж. де Местр критиковал все Французские конституции? Сопоставьте его воззрения на конституционное законодательство с взглядами Томаса Пейна? Следует охарактеризовать его идеи исторического развития конституций: выделить этапы, формы.

Ж. де Местр придерживался крайне реакционных взглядов и на формы правления. Студентам необходимо уяснить, почему он критиковал республиканский строй? Какие видел положительные моменты в монархии и, в частности, в средневековой теократии?

Аналогичные подходы характерны и для концепции де Бональда. Источником законов он называл божью волю, природу человека, но никак волю частного лица. Данная система наилучшим образом реализуется в сословно-представительной монархии с сильным статусом папы. Почему все остальные формы государственного управления он считал «неустроенными»?

Студенты должны раскрыть клерикальную теорию де Бональда. Почему государство и религию он рассматривал как «две узды, необходимые для сдерживания человеческих страстей»?

При рассмотрении взглядов Карла Людвига Галлера, студентам следует обратить внимание на его изложение естественно-правовой теории, неотделимой от божественной воли. Подобным образом он характеризовал и неравенство, установленное высшей силой. В учение Галлера дается интересная трактовка теории общественного договора. Студентам следует ознакомиться с его критическими замечаниями. На чем базируется его вывод об историческом развитии государства? Каково соотношение государства, семьи, обществ, товариществ?

Видным представителем западноевропейского традиционализма был Эдмунд Бёрк (1729 – 1797 гг.). Студенты должны рассмотреть его концепцию эволюционного развития государства и общества, в основе которой лежат традиции, обычаи народа. Как он оценивал насильственные методы политического управления и революции? Следует уяснить сущность его высказывания, что «сила конституции – в традициях».

Особое внимание необходимо уделить характеристике идеальной политической системы, сформулированной Бёрке. Какими функциями и целями должно обладать государство? Какова должна быть роль парламента?

Студентам необходимо выяснить, почему Э. Бёрк критически относился к идее народного суверенитета и называл её «пустой спекуляцией». Значительный интерес представляет проведенное им сопоставление между терминами народ и бродяги, что и позволило Бёрку говорить о лишение их политического голоса и прав. Почему он считал естественным положение, что властью должны обладать исключительно аристократы?

Э. Бёрк сформулировал особую концепцию естественных прав. Студентам следует рассмотреть его классификацию естественных прав и сравнить её с другими точками зрения. Как он соотносил понятия права и религии? Что он понимал под «правом, основанном на давности»? При этом Бёрк имел свой взгляд на категорию равенства, называя её фикцией. Для уяснения данной точки зрения, необходимо соотнести право частной собственности и границы свободы.

Ведущим идеологическим течением XIX века являлось либеральное направление, социальную базу которого составляли представители среднего буржуазного класса. Либерализм, помимо общих положений и принципов, имел свои особенности в отдельных странах. Традиционно выделяется англо-саксонское течение либерализма (Спенсер, Милль, Бентам) и континетально-европейское (Констан, Токвиль, Гизо).

Студентам следует в целом выделить характерные черты либерализма, как политико-правовой идеологии: сущность принципа индивидуализма, права и свободы граждан, отношение к частной собственности, сущность и понятие государства, идеи парламентаризма и демократизации общества. Какую роль в их доктрине занимала теория разделения властей?

Основополагающей идеей английского либерализма являлась теория «утилитаризма». Ее основателем выступал Иеремия Бентам (1748 – 1832 гг.), автор работ «Фрагмент о правительстве», «Анархические софизмы». Критикуя идеи естественно-правовой доктрины и общественного договора, Бентам сформулировал новые принципы функционирования политической и правовой систем.

 

В первую очередь – это утилитарность правовых норм, т.е. их полезность как средство обеспечения счастья и благополучия большинства людей.

Необходимо проанализировать, как, по мнению Бентама, соотносятся в обществе правовые и морально-религиозные нормы, правовые нормы и верховная власть. В каких случаях допустимо вмешательство государства в правовую и экономическую сферы?

В концепции Бентама государство и право должны развиваться эволюционно, в единении с природой человека. Именно поэтому он отвергал и революции, и консерватизм в государственной политике. Следует охарактеризовать бентамовскую формулу «право – это повеление суверена».

Среди идеологов утилитаризма студентам необходимо выделить Джона Остина (1790 – 1859 гг.). Для него также была характерна неприязнь к консерватизму и вера в демократические устои. Во взглядах на социально-экономическое развитие он следовал экономическому либерализму, с его идеалами частной собственности, капитала и преобладания «среднего класса».

Особо интересны воззрения Дж. Остина на сущность права и его соотношение с этикой и моралью. Кто в его концепции выступал источником права? Какое определение он давал праву? Какие правовые гарантии он выделял? Какой смысл выкладывал Дж. Остин в понятие божественного, позитивного права и позитивной морали?

Понятие суверена является центральным для его концепции права. Студентам в этой связи необходимо проанализировать границы власти народа и суверена. Допустимы ли в государстве правовые ограничения верховной власти? Целесообразно рассмотреть его классификацию форм правления.

Видным представителем школы утилитаристов являлся Джон Милль (1806 - 1873 гг.). Целесообразно рассмотреть его концепцию в сравнении с взглядами Бентама и Дж. Остина на форму государственного устройства, на роль политики в общественной жизни, на сущность суверенной власти, права.

Политико-правовые идеи французского либерализма наиболее полно раскрыты в учениях Бенжамена Констана и Алексиса де Токвиля. Главной идеей политической концепции Констана является индивидуальная свобода и пути ее достижения в рамках государства. Сам термин «свобода» он понимал широко. Для него это была и личная независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на государство и активно участвовать в его деятельности. Какие неотчуждаемые права личности в этой связи должны быть закреплены за гражданами? Каковы должны быть границы власти «народного суверенитета»?

Студенты должны разобрать вопрос о сущности, целях государства в учении Констана. Какая форма правления, по его мнению, является лучшей для достижения индивидуальной свободы? Какую власть он именует «нейтральной властью»? Каково его отношение к теории разделения властей? Какова в государстве роль права, как гаранта индивидуальной свободы граждан?

Политическая концепция Токвилия наиболее полно раскрыта в его работах «О демократии в Америке», «Старый режим и революция». Особым предметом его изучения является демократический политический строй. Студенты должны проанализировать принципы и порядок функционирования демократии. Возможно ли реализовать индивидуальную свободу в рамках общественного равенства? Как в учении Токвилия сочетаются понятия свобода и равенство?

Студенты должны охарактеризовать сущность и роль таких политико-юридических установлений, как разделение властей, местное самоуправление, народный суверенитет в концепции Токвиля.

В европейской политико-правовой мысли первой половины XIX века большой популярностью пользовались социалистические учения. Рассмотрение данного вопроса необходимо начать с общей характеристики социалистической идеологии этого периода. При этом следует обратить внимание на причины популярности социалистических теорий в период перехода традиционного общества к индустриальному.

Социалисты делали акцент на соотнесение понятий личности, свободы и коллектива, принципа равенства. Они предлагали кардинально переустроить государство, как организованное насилие, путем уничтожения института частной собственности и проведения огосударствления средств производства. Как они трактовали понятие «свобода», «коллективизм»?

 
В первой половине XIX века в Западной Европе зародилось социологическое политико-правовое течение, основоположником которого являлся Огюст Конт (1798 – 1857 гг.). Его концепция опиралась на изучение права и законов «комбинируя рассуждения с наблюдениями». Студенты должны уяснить такие понятия, как

«социальная статика», «социальная динамика», «индустриальное общество».

Целесообразно провести сравнение взглядов О. Конта с К.Марксом по вопросу о роли в общественном прогрессе политической борьбы, путях преодоления социальных антагонизмов. Конт выступал идеологом гармонического реформирования общества. Что означает в его концепции позитивная, научная политика? В чем состоит смысл его проекта идеального общества – «социократии»?

Особо следует проанализировать правовые воззрения О. Конта на право в целом и права отдельных граждан. На чем основано его негативное отношение к субъективному праву? Каково, по его мнению, должно быть соотношение прав и обязанностей? Как должны сочетаться правовые и моральные категории?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.