Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категория падежа






 

 

Категория падежа – категория, обозначающая отношение имени к другому слову словосочетания, предложения или к целой синтаксической конструкции. Например: " Дни Турбиных " (М.Булг.); " Два капитана " (Кав.) (отношение к слову в словосочетании); " В каюте сонно и полумрак" (Пауст.) (отношение к Предложению в целом).

Падеж выражается флексиями слова, нередко в сопровождении перемещения ударения (доскá – дó ску), предлогов. Обязателен предлог при выражении предложного падежа.

Значение падежных форм сложно. Оно зависит и от характера грамматической связи между данной падежной формой и подчиняющим словом (управление, примыкание или согласование; последнее бывает в приложении), и от лексических значений слова подчиняющего и подчиняемого (т.е. данной падежной формы), и от семантики предлога. Ниже приводятся значения падежных форм (главным образом в беспредложном употреблении), так как подробная характеристика всех падежей в предложении, разграничение присловных и неприсловных падежных значений и описание семантических преобразований, которые возникают в предложении благодаря взаимодействию разных падежных значений друг с другом, относится к сфере синтаксиса.

Именительный падеж. Центральными для него являются значения субъектное*, отражающееся в подлежащем, в назывных предложениях, и определительное, отражающееся в именной части сказуемого и в приложении. Например: " Весна в этом году выдалась ровная" (Купр.); " Ночь. Улица. Фонарь. Аптека " (Бл.) (субъектное); " Будь я подлец и анафема, если я сяду еще когда-нибудь с этой севрюгой" (Ч.); " Чижа захлопнула злодейка западня" (Крыл.) (определительное). Кроме того, именительный падеж часто выступает как обращение: " Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке" (Б.Ок.); " О, город Ершалаим! Чего только не услышишь о нем" (М.Булг.).

* В ряде случаев (преимущественно в пассивных конструкциях) субъектное значение именительного падежа (когда он означает субъект состояния) осложняется значением объектным (объекта действия): " Рыжая степь облита золотым солнцем" (М.Г.).

 

Родительный падеж. Центральные значения его – определительное, объектное и субъектное. Определительное значение реализуется при указании на отнесенность, принадлежность предмета другому предмету, лицу, при указании на предмет, порождающий что-либо, на предметы, лица, являющиеся источником чего-либо: " Все слабее звуки прежних клавесинов, голоса былые" (Б.Ок.); " Она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо " (П.); при указании на свойство, качество кого или чего-либо: " судья международной категории ", " человек дела ", " Страна березового ситца " (Ес.); " край непуганых идиотов " (И. и П.). Объектное значение типично для словосочетания с отглагольными существительными, с существительными, обозначающими действие, процесс: " Мое открытие Америки " (Маяк.); " штурм космоса ", " презентация фильма ". Оно обнаруживается и при выражении количественных отношений: " кусок сыру ", " литр молока ", " А потом помчался в кассу покупать бутылку квасу " (Чук.). Объектное значение реализуется и при выражении прямого объекта при переходных глаголах с отрицанием: " давно не получаю писем ", " Не обещайте деве юной любови вечной на земле" (Б.Ок.); при указании на объект, которого лишаются, опасаются: " лишиться поддержки (помощи)", " бояться темноты ", " страшиться опасности (попреков)". Субъектное значение выступает в словосочетаниях, содержащих указание на лицо, предмет, производящие действие: " Приезд отца к сыну" (название повести Э.Г. Казакевича); " Явление героя " (название главы из романа " Мастер и Маргарита"). Субъектное значение родительного падежа может обнаружиться и не в составе словосочетания: " Эй, вы, херувимы и серафимы! – сказал Остап, вызывая врагов на диспут, – Бога нет! " (И. и П.); " Нарзану нету", – ответила женщина и почему-то обиделась" (М.Булг.).

Дательный падеж. Основными значениями дательного падежа являются значения объектное и субъектное. Объектное значение реализуется при указании на лицо или предмет, на который направлено, в интересах которого или в ущерб которому совершается действие: " писать другу ", " содействовать успеху ", " вредить здоровью "; " И когда он крикнет всему свету, это он не о вас–о себе" (Б.Ок.). Дательный объектного значения используется также при указании на лицо или предмет, для которого предназначено, которому адресовано и т.д. что-либо: " подарок родителям ", " честь и слава героям' " ', " привет вашей семье ", " Гимн бороде " (название стихотворения М.В. Ломоносова). Субъектное значение выступает в безличных предложениях: " Скоро после отъезда князя Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен" (Л.Т.).

Основным для винительного падежа является объектное значение: винительный падеж без предлога обозначает лицо или предмет, полностью и непосредственно охваченный действием, предмет или лицо, к которому обращено чье-либо отношение, чьи-либо чувства: " Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие... " (Гог.); " И ударил своего ненавистника Прямо в левый висок со всего плеча" (Л.); " Люблю отчизну я, но странною любовью! " (Л.). Широко используется винительный падеж в обстоятельственном значении, указывая на временные границы, количество, меру, величину и т.д. чего-либо: " пробежать километр ", " стоит миллион "; ср. также: " Вот пишет боярин всю ночь напролет, Перо его местию дышит" (А.К.Т.).

Основные значения творительного падежа – объектное и определительное. Объектное значение выступает при указании на орудие или объект действия, испытываемых чувств; " резать ножом ", " топить дровами ", " Старик ловил неводом рыбу" (П.), " восхищаться успехами ", " наслаждаться музыкой ". Определительное значение выступает при использовании творительного падежа в качестве сказуемого: " Он хочет быть летчиком ", " Он здесь директором ".

Богат творительный падеж и различными обстоятельственными значениями, указывая на место, время, состояние, способ и образ действия, уточняющий признак, меру времени или количества и т.д.: " идти берегом (лесом)", " уехать утром ", " жил там ребенком ", " говорить басом (шепотом)", " ходить толпой ", " дворянин родом ", " богат содержанием (мыслями)", " не встречаться годами ", " покупать ведрами (тоннами)" и т.д. Творительный падеж обладает также субъектным значением, которое реализуется в страдательных конструкциях: " фильм поставлен молодым режиссером "; " Славою увиты, шрамами покрыты, только не убиты" (Б.Ок.).

Предложный падеж (используемый всегда с предлогом) имеет объектное значение: " думать о своем будущем ", " рассуждать о высоких материях " и значение обстоятельственное при обозначении места, времени, состояния и т.д.: " Где-то под ногами и над головами – лишь земля и небо" (Б.Ок.); " В году недель пять-шесть Одесса, По воле бурного Зевеса, Потоплена, Запружена" (П.); " ...В мольбах и гаданьях проведший весь век" (П.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.