Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX. Свет






Теперь поговорим о более профессиональных вещах на случай, если вам так понравилось делать собственные фильмы, что вы готовы пойти дальше.

Сначала о свете. Практически все современные камеры обладают высокой светочувствительностью и могут снимать чуть ли не при свечке. Однако при малой освещённости картинка теряет цвет и начинает «зернить», поэтому, в таких случаях, необходимо дополнительное освещение.

«Заливающий (заполняющий) свет». Мощность порядка 500 ватт. Эта лампа должна быть отнесена достаточно далеко от объектов и расположена высоко, чтобы оператор не перекрывал сцену своей тенью. Если вы видите, что эта лампа дает слишком сильный свет, попробуйте направить её в потолок, тогда отраженный свет будет мягче.

«Рисующий свет». Мощность от 40 до 100 ватт. Эти источники следует располагать так, чтобы лица объектов освещались сзади или несколько сбоку - это придаст им рельефность и выразительность. Лампы должны быть разной мощности или располагаться на разных расстояниях от объекта, чтобы левая и правая стороны вашего героя были освещены с разной интенсивностью.

«Контровой свет». Мощность порядка 40 ватт. Расположив эту лампу на полу за креслом, в котором сидит ваш герой, вы придадите его изображению объёмность и, заодно, «сотрёте» со стены за ним тени от первых трёх источников света.

Никогда не смешивайте естественный свет (из окна) с искусственным (фотолампа). Они имеют разную «световую температуру»: половина лица вашего героя будет ярко-красная, а половина – синюшная, как у утопленника. Камера не может установить «баланс белого» при смешанном освещении!

Вариантов освещения крупного плана героя бесчисленное множество, но самый выразительный портрет с пластичным световым рисунком можно получить только при помощи рисующего света, который, образуя перепады света и тени, четко выявляет формы и фактуры, а также позволяет создавать световые эффекты, вызывающие эмоциональную оценку зрителя. Изображение, лишённое заполняющей подсветки и контрового луча, гораздо беднее по световой палитре того варианта, при съёмке которого оператор использовал три световых потока – рисующий, заполняющий и контровой. При этом надо помнить, что рисующий источник выполнит свою задачу лишь в том случае, если его луч будет использован грамотно: оператор поставит главный прибор так, чтобы цветовой поток напрямую падал на плоскости, перпендикулярные оптической оси камеры. Такое положение камеры, объекта и рисующего прибора позволяет получить наиболее разнообразную игру света: от самых ярких пятен там, где световой поток попал на объект под прямым углом и отразился в сторону камеры, до глубоких теней на тех участках, где луч скользнул по касательной.

Освещая человеческое лицо, положение осветительного прибора приобретает важное значение. Именно от этого зависит распределение светотени на объекте съёмки. Рисующий прибор должен стоять несколько выше объекта съёмки, под углом к воображаемой линии, связывающей объект и камеру, а световой луч должен быть направлен навстречу взгляду снимаемого человека. Если эти три требования выполнены, то свет удачно ляжет на лицо героя, обеспечивая получение пластичного изображения с богатым перепадом светотеней и живым взглядом блестящих глаз. В случае, когда рисующий прибор передвинут так, что он находится сбоку от объекта съёмки и под прямым углом к оптической оси камеры, световой поток высвечивает только половину лица, фигуры или предмета. Такая световая схема делает рисующий свет боковым. При попадании светового потока на объект всегда появляются два вида теней: собственные – те, которые образуются вследствие характерного рельефа объекта, и падающая тень, которая отбрасывается объектом из-за того, что он перекрывает свет.

Освещение портрета рекомендуется начинать с установки рисующего прибора, после чего следует установить на объекте желаемый контраст при помощи заполнения. Кстати, очень часто операторы сочетают свет рисующего прибора с освещением, которое уже имеется в интерьере. В таких случаях общий световой уровень выполняет роль заполнения, а степень контрастности оператор создает, выбрав желаемую интенсивность рисующего источника. Если при этом съёмка ведется с применением накамерной подсветки, которая дает бестеневое изображение, то опытный оператор всегда проследит, чтобы луч прибора не был слишком интенсивен, так как «пересвет» неминуемо создаст плоское, неприятное изображение. Кроме того, всегда надо обращать внимание на возможность использование любых источников света, имеющихся в интерьере, где ведется съёмка, так как они могут дать какое-либо дополнительное световое пятно, делающее портрет более живописным.

Возможен вариант освещения объекта без рисующего прибора, только заполняющим световым потоком. Такой характер освещения называют бестеневым или тональным. Им часто пользуются при освещении комментаторов, ведущих телепередач из студии. Этот свет удобен тем, что он освещает лицо ровным прямым потоком, скрадывающим морщины и другие дефекты лица.

Что касается фонового света, то фон в той или иной степени всегда присутствует в кадре, и если он вовсе не освещен, а находится «в провале», то изображение будет крайне невыразительным. Оператору важно помнить, что освещенный фон позволяет охарактеризовать среду, в которой находится и действует герой. При этом следует иметь в виду и то, что освещение фона влияет на светотональную характеристику всей картинной плоскости кадра. При слишком светлом фоне интенсивность светового потока заставит сработать автоматику съемочной камеры, диафрагма прикроется, и объект приобретет искаженную световую характеристику – лицо героя может потемнеть.

Оператору всегда нужно следить за освещением второго плана и не создавать на нем слишком яркие световые пятна, так как их изобразительная активность может нарушить световую архитектонику кадра и отвлечь внимание зрителя от сюжетно важного объекта.

Свет – мощное средство воздействия на зрительскую аудиторию, и начинающему оператору необходимо учиться им пользоваться!

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.