Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие идеи соединения обучения с игрой в дошкольной педагогике






Народные игры передавались из поколения в поколение, изменялись, возникали вновь. Их отличает большая эмоциональная насыщенность, четкость правил, юмор. Большинство из них сопровождается речевыми высказываниями (четверостишьями, приговорками и т.д.) и двигательной активностью детей. Первые сборники народных детских игр появились в 40-х годах XIX столетия (). Многие игры их них хорошо известны и по сей день используются в работе с детьми («Каравай», «У медведя во бору», «Море волнуется»). Особую занимательность народным играм придает сговор, в ходе которого дети решают, кто будет ведущим, в какой последовательности будут осуществляться действия, кто станет победителем. Для этого широко используются разыгрывание фантов, жеребьевка, считалки, скороговорки, загадки и др. Они описаны в сборниках М.А. Булатова «33 пирога».

В классической педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф. Фребелю. Он создал систему дидактических игр, с помощью которых дети познавали свойства и качества предметов, учились ориентироваться в пространстве и времени........ В играх Ф. Фребель использовал так называемые «дары» - шары, кубы, мячи, лучинки, бумагу и т.д., с которыми дети выполняли различные действия:..... Они сопровождались словом, пением, что придавало процессу обучения особую увлекательность, эмоциональную насыщенность.

Идеи Ф. Фребеля имели немало последователей. Широко известна система дидактических игр, разработанная итальянским педагогом М. Монтессори. Ее игры были направлены на упражнение различных органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания). М. Монтессори создала богатейший дидактический материал, который был построен по принципу автодидактизма: рамки для шнуровки лент, застегивания пуговиц, крючков, бруски с цилиндрами для раскладывания по величине и ширине, шумовки для различения силы звука, деревянные пластины для определения веса и цвета, вкладыши для различения формы и др.

Дидактические игры Ф. Фребеля и М. Монтессори можно назвать скорее дидактическими упражнениями, так как............

Бельгийский педагог, врач и психолог О. Декроли в своей системе обучения особое место отводил специально разработанным играм. Он также использовал дидактический материал, но не специально создавал его, а брал из окружающей жизни. Дидактические игры были построены по принципу сравнения близкого с далеким...........................

В отечественной дошкольной педагогике вопросы использования дидактических игр с целью обучения маленьких детей впервые были поставлены и решены Е.И. Тихеевой. В отличие от классических теорий игрового обучения, ее система строилась с учетом интересов и возрастных особенностей детей. Дидактический материал был максимально приближен к окружающей жизни: использовались овощи, плоды, семена и листья растений, игрушки, картинки, деревянные формы, настольно-печатные игры (парные и разрезные картинки, геометрические мозаики и. д.) и многое другое. По сей день в практике работы дошкольных учреждений применяется дидактическая кукла с набором необходимой одежды, обуви, предметов обихода, с помощью которой воспитываются элементарные навыки культуры поведения, развивается речь маленьких детей. Е.И. Тихеева показала, что в образовательной работе с детьми дидактические игры имеют более широкое значение, чем упражнение органов чувств. Они развивают волю, внимание, память, речь, числовые представления, знакомят с явлениями окружающей жизни.

По мнению Е.И. Тихеевой, дидактические игры не являются единственным методом обучения, но должны преобладать в работе с детьми, начиная с 4-5 лет. В связи с этим ею вводится термин «игры-занятия». Таким образом, Е.И. Тихеева заложила основы использования дидактической игры как метода и формы обучения. Именно в этом качестве они прочно вошли в практику работы дошкольных учреждений, начиная с 30-х годов.

Дальнейшее исследование дидактической игры шло в нескольких направлениях: изучались ее возможности в решении обучающих задач, определялась роль в системе организации обучения и место в педагогическом процессе детского сада. Было установлено, что дидактические игры являются эффективным средством сенсорного воспитания (В.Н. Аванесова, Л.И. Сысуева, Т.Г. Васильева, Л.А. Венгер), развития речи (Удальцова, Е.И. Тумакова, Швайко), формирования математических представлений, ознакомления с природой () и явлениями общественной действительности (А.И. Сорокина, В.Р. Беспалова, Л.В. Артемова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова).

Ряд исследований был посвящен выявлению влияния дидактических игр на развитие умственных способностей (Т.М. Бабунова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, Корзакова, Богуславская). Было доказано, что в ходе проведения дидактических игр у детей формируется умственная активность, самостоятельность мышления, умение пользоваться схемами и моделями.

В связи с признанием

В современной дошкольной педагогике дидактическая игра рассматривается как метод, форма обучения, самостоятельная деятельность детей. Когда говорят о дидактической игре как методе обучения, имеют в виду, что с ее помощью можно решить следующие задачи обучения: усвоение знаний, овладение способами познавательной деятельности. В ходе игры у детей формируются умения находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, группировать, обобщать, классифицировать предметы по определенным параметрам, делать выводы и умозаключения. Дети учатся самостоятельно, рационально использовать имеющиеся знания при решении игровых задач. Дидактические игры как метод обучения вносятся на занятия, прогулки, экскурсии, используются в индивидуальной работе с детьми.

Использование игры как формы обучения означает, что она проводится вместо занятий, во время, предусмотренное программными документами дошкольных учреждений. В этом случае дидактические игры не должны принимать форму занятий. Между педагогом и детьми должны быть игровые отношения. Педагог должен играть вместе с детьми, сохраняя игровой характер отношений. Дидактические игры имеют преимущество перед занятиями в том, что могут использоваться в любое время в режиме дня.

Когда игра выступает как самостоятельная деятельность, то активность в ней принадлежит самим детям.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.