Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История вопроса. Человек в своей жизни часто сталкивается со стрессами






Человек в своей жизни часто сталкивается со стрессами. Причины, вызывающие эмоциональные перегрузки, связаны не только с особенностями личности, но и с его профессиональной деятельностью (напряженная, монотонная работа, ответственность и т.д.). В данной статье речь пойдет о синдроме эмоционального сгорания – явлении, вызывающем стресс.

Понятие стресса было введено канадским физиологом Гансом Селье (Selye, 1936) при описании адаптационного синдрома.

Стресс может оказывать как положительное (эустресс), так и отрицательное (дистресс) влияние на человека. Непродолжительный, слабый по силе стресс оказывает мобилизирующее воздействие, и при повторном, схожем стрессе может появиться стрессоустойчивость. Сильный и продолжительный стрессор действует отрицательно.

Стресс может быть вызван и отрицательно, и положительно окрашенными событиями.

Основные виды стрессов – физиологический и психологический.

Понятие “burnout” (эмоциональное сгорание).

Термин “burnout” (эмоциональное сгорание) введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентом в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи (для работников социально-медицинских учреждений).

Под синдромом “burnout” понимается ответ на эмоциональный хронический стресс, который характеризуется тремя специфическими компонентами:

а) эмоциональным истощением;

б) ухудшением отношений с клиентами;

в) сокращением производительности труда.

Данное определение Maslach сделала рабочим, и его впоследствии стало придерживаться большинство ученых.

Вначале количество профессий, относимых к “burnout” было небольшим: сотрудники медицинских учреждений, общественных, благотворительных организаций. Р. Шваб (1982) расширяет группу риска: учителя, полицейские, тюремный персонал, нижнее звено торгового персонала, менеджеры всех уровней.

При синдроме сгорания наблюдается расстройство не личности, а рабочей роли, то есть это процесс психологической защиты у помогающих, которые рассматривают свои рабочие условия как вызывающие стресс. Синдром эмоционального сгорания – это индивидуальный ответ на рабочую ситуацию, в которой индивидуум не располагает ресурсами, поведенческими и когнитивными стратегиями, обеспечивающими противостояние стрессу.

Все факторы, способствующие развитию или тормозящие синдром сгорания, принято объединять в три группы: личностные, ролевые и организационные. К. Кондо называет их по-своему: индивидуальные, социальные и “характер работы и рабочего окружения”.

Под индивидуальными различиями понимают: тип личности (ее черты, особая уязвимость); физиологическую структуру; модели поведения и демографические факторы.

Под ролевыми факторами понимают уровень образования, ожидания относительно профессии, вовлечение в работу.

Под организационными факторами понимают следующие: тип клиента, их количество, качество проблем, отсутствие положительного подкрепления, заработная плата и карьера, тип организационной единицы, административная реакция, профессиональная квалификация, организация системы оказания помощи, поддержка от коллег, трудности проверки и оценки результатов.

Синдром сгорания – это многофакторный процесс, поэтому его невозможно исключить полностью. Каждый уровень имеет свою специфику, которой должны соответствовать вмешательства. Рассмотрим их поподробнее.

1. В индивидуальном плане синдром сгорания есть психическое условие неблагополучия, которое “загрязняет” отношения с другими и не исчезает в рабочем окружении. Работа с синдромом эмоционального сгорания на индивидуальном уровне заключается в том, чтобы подсказать каждому индивиду разное решение в зависимости от его истории, потребностей, характера, мироощущений, организации (где он работает), его принципов, ценностей, культуры. Каждый случай является символическим и должен рассматриваться в его единстве и неповторимости.

2. В профессиональном плане под синдромом сгорания подразумевается неэффективность использования работником техник и методик по отношению к решаемым задачам, а именно отказ или невозможность коммуникации как с клиентом, так и с коллегами. Повлиять на синдром сгорания – значит исследовать коммуникационную модель и искать альтернативные решения.

В плане отношений важно избавить специалистов от необходимости справляться с синдромом эмоционального сгорания в одиночестве.

3. В организационном плане важен научный, экономический и технический вклад, осуществляемый администрацией. Необходимо поставить всю организацию в условия контроля синдрома сгорания, управления им, сведению его проявлений к минимальному уровню.

Таким образом, управление синдромом эмоционального сгорания подразумевает индивидуальные и организационные изменения. Изменения возможны только после понимания их необходимости. Важно определить ресурсы и мотивацию, которые служат своего рода “горючим” для сложного процесса. Иногда это подразумевает дорогостоящие экономические и психологические инициативы, которые являются длительными во времени.

 

«Синдром эмоционального сгорания»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.