Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стрелец Юлия Александровна

Министерство культуры российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

КУЛЬТУРЫ»

 

История/Отечественная история

 

Контрольная работа на тему

Возникновение древнерусской литературы, ее особенности и жанры.

Стрелец Юлия Александровна

БК - 15

 

1 курс заочного отделения

направления 071900 Библиотечно-информационная деятельность

 

 

Преподаватель

Климкина Э.В.

 

Возникновение древнерусской литературы, ее особенности и жанры.

 

1.Введение.

 

Древнерусская литература это важная часть русской литературы, именно с нее начинается вся русская художественная литература.

Хранителями и переписчиками книг Древней Руси в основном были монахи. Произведения древнерусской письменности делились на «мирские» и «духовные», и, конечно же, монахи отдавали предпочтение «духовным».

Особенность древнерусской литературы в том, что она рукописная, при этом каждое произведение входит в состав различных сборников. Кроме того существует и другая особенность – это анонимность. В большинстве случае автор того или иного произведения предпочитал оставаться неизвестным или же скрываться под именем «отца церкви». Если же автор ставил свое имя то, ставил его на полях или в конце рукописи.

 

2.Возникновение древнерусской литературы.

 

Возникновение русской литературы связано с создание раннефеодального государства, в это время развиваются торговые, экономические, политические связи между народами, что вызывает потребность в письменности.

В 863 г. на славянской земле, в княжестве Моравии, появляются священнослужители – Константин и Мефодий, которые активно проповедуют христианство. Константин (в монашестве Кирилл) и его брат Мефодий создают славянскую азбуку и переводят некоторые священные тексты. С этого и начинаются письменные славянские традиции.

В 988 году происходит крещение Руси. И именно христианство, пришедшее из культурно развитой Византии, дает сильный толчок распространению и развитию письменности. Христианство сыграло огромную роль в становление культуры Древней Руси. В развитии книжной образованности способствовали монастыри, которые хранили и переписывали книги, являясь очагом новой христианской культуры. В 30- годы ХI в. в Киеве существуют писцы, которые переписывают и переводят книги с греческого языка на «словенъское письмо». Преобладающее место в первый период развития письменности (ХI - первой половины VIII вв.) занимают книги религиозно-нравственного содержания: Евангелия, Апостол, Служебные Минеи, Синаксари. Эти произведения стали философской основой древнерусской литературы. Таким образом, основными философскими мыслями Древней Руси были направленны на познание Божьего слова, определению места человека в системе мироздания.

В 1076 создается энциклопедический Изборник, который содержит духовно-нравственные поучения для праведной жизни христиан, основанный на словах пастырей. Изборник 1076 г. положил основания созданию оригинальных в древнерусской литературе дидактических сборников типа «Измарагд», «Златая чепь», «Домострой».

«Важным средством религиозно-нравственного воспитания была агиографическая литература – житийная, посвященная жизнеописаниям святых»[1].Эта литература вобрала в себя элементы античного исторического жизнеописания, ее происхождение связано с жанром надгробной похвальной речи. На Руси распространяются жития в двух формах: в краткой – проложные жития, входившие в состав Прологов и использовавшиеся во время богослужения, и пространной – минейные (подробные) жития, которые входили в состав Четьих-Миней и читались вслух за монастырскими трапезами.

Усвоения христианского мировоззрения Древней Русью шло не только путем перевода произведений канонической церковной литературы, но и путем широкого использования апокрифов. По определению «Церковного словаря» П. А. Алексеева, это — «сокровенные, то есть неизвестно от кого изданные книги, или что в церкви всенародно не читаны, как обыкновенно читается Св. Писание. Таковые книги суть все те, коих в Библии не имеется»[2] На Руси были известны такие апокрифы, как «Сказание о Соломоне и Китоврасе», «Суды царя Соломона», «Соломон и царица Южская», «Сказание Афродитиана о чуде Персидской земли», «Сказание о Макарии Римском» и другие.

Апокрифы характерны занимательностью рассказов, яркостью, образностью изложения, близостью к фольклору, что способствовало популярности апокрифических произведений.

Так же на Руси популярностью пользовались хроники. Наиболее известна хроника византийского монаха Георгия Амартола, созданная в IХ в.. Георгий в хронике описывает всемирную историю от «сотворения мира» до 842 г. В Х в. она была дополнена Симеоном Логофетом в Х в., таким образом хроника была дописана до 948 г.

 

3.Литература Киевской Руси (середина ХI – первая треть ХII).

Основные жанры литературы этого времени исторические: предания, сказания, повесть.

Одним из древнейших дошедших до нас исторических и литературных памятников того времени является летописный свод «Повесть временных лет», который был создан в начале ХII в.. Повесть охватывает период истории начиная с библейских времен в водной части и заканчивается 1117 г.. Первые материалы, посвященные истории русского христианства были собраны в Киево-Печерском монастыре; на основании «Киево-Печерского свода» («Начального свода») и была создана «Повесть временных лет». Автором повести в Хлебниковском списке указан монах Нестор. Нестор переработал весь летописный свод, дополнил и исправил его в разных местах в соответствии с представлениями своего времени. После Нестора свод еще дважды редактировали.

«Повесть временных лет» сыграла важную роль в развитии областных летописей и в создании общерусских летописных - сводов ХV - ХVI в.

В связи с принятием христианства на Руси распространился жанр поучений, который служил средством пропаганды религиозного вероучения, а также создаются торжественные ораторские проповеди.

К ораторским проповедям относится «Слово о законе и благодати» Иллариона. «Слово о законе и благодати» было написано между 1037 – 1050 гг. священником в городе Берестове Илларионом. «Слово» прославляет Русь и ее просветителя князя Владимира. Восхваляя Владимира Илларион перечисляет заслуги князя перед родиной, подчеркивает то, что благодаря Владимиру на Руси воцарилась христианская вера, так же восхвалят Ярослава за то что он продолжает дело отца по распространению христианства. «Слово» Иллариона построено по строгому логическому плану и состоит из трех частей. Первая часть – сопоставление Закона и Благодать – является введением ко второй части – похвале Владимиру и его сыну Ярославу. Третья часть – молитвенное обращение к богу «от всея земли нашея».

Особое место в литературе ХI - ХII вв. занимает «Поучение» Владимира Мономаха, написанное им незадолго до смерти, где - то около 1117 г. Владимир Мономах начинает свое «Поучение» объяснением, что перед смертью он хочет оставить поучительные наставления своим детям. Начинается произведение цитатами из Святого Писания, затем молитвой к Богородице. И только после этого Мономах начинает свое поучение. Он дает своим детям наставление соблюдать заповеди Божьи, постоянно молиться. Не забывать убогих, уважать старших, заступаться за сирот и вдов. Князья не должны лениться и полагаться на своих воевод. Предостерегает своих детей от обмана и блуда, которые уничтожают душу и тело. Ко всем относиться с уважением, жену свою любить. Если чего не умеют или не знают, должны учиться. Дальше Мономах рассказывает о своей жизни, о том, что всего он добивался сам, не давал в обиду людей, следил за церковным порядком.

В стиле «Поучение» можно заметить использование Мономахом литературных источников, но также есть и элементы разговорного языка.

В этот период создаются такие произведения, как «Сказания о Борисе и Глебе», «Хождения» игумена Даниила.

«Сказания о Борисе и Глебе», относящееся к жанру житие, рассказывает об убийстве Святополком своих младших братьев Бориса и Глеба.

«Сказание» не следует традиционной композиционной схеме жития, описывающего всю жизнь героя – от рождения и до смерти, а излагает лишь один эпизод из жизни героев – их злодейское убийство.

«Хождения» игумена Даниила – это описание «святых мест». В нем Даниил рассказывает о нелегком путешествии, как «испытать и видети всех святых мест» без хорошего проводника и знания языка. В «Хождении описывается природа, планировка города и характер зданий Иерусалима, оросительная система у Иерихона и множество других интересных описаний и фактов.[3]

 

4.Литература периода феодальной раздробленности (вторая треть ХII - первая половина ХIII).

 

Вершиной литературы этого периода является «Слово о полку Игореве», в основе сюжета которого лежат подлинные исторические факты.

«Слово» начинается с небольшого вступления, в котором автор как бы ведет диалог с читателем. Вступление подчеркивает торжественность произведения. Затем автор переходит к повествованию о события похода Игоря и подчеркивает, что его поход на половцев предпринимается во имя Русской земли. В отличие от летописной повести инициатива похода приписывается не самому Игорю, а его брату Всеволоду, который призывает седлать своих борзых коней. Автор не рассказывает, откуда и когда выступает Игорь, путь следования русских войск, но зато описывает яркие картины природы, которые имеют глубокий символический смысл. Ярко и эмоционально автор рассказывает о первом столкновении русских с половцами и о богатых трофеях. Кульминацию сюжета составляет поражение русских войск. Автор показывает, какие тягостные последствие это поражение имело для всей Русской земли, ведь в результате разгрома Игоревых войск сведены на нет успехи похода князя Святослава против половцев. Важен в «Слове» и плачь жены Игоря Ярославны, являющемся важным звеном в развитии сюжета, он предшествует развязке – бегству Игоря из плена. «Слово о полку Игореве» отступает от ряда исторических фактов. Автор лишь следует самым значительным эпизодам, которые позволяют ярче выказать свое отношение к событиям, донести до своих слушателей основную идею.

«Слово» состоит из трех частей – вступления, повествования и эпилога - и обращено к слушателям. В «Слове» рассказ распадается на эпизоды, что характерно житию и исторической повести, однако автор в этом произведении выступает как поэт. Сам автор называет свое произведение «повестью» (в значении правдивости рассказа) и «песней». В «Слове» соединены два фольклорных жанра – «слава» (послания князей) и «плачь» (оплакивание печальных событий), связанных с уходящей языческой культурой. В «Слове» используется военная терминологическая лексика, например, «копие преломитъ конец поля» - одержать победу, «стязи глаголют» - войска говорят и т.п. С народной поэтической традицией связана песенная символика: князь это «солнце», «соколы» и «Молодые месяцы». Важную роль играют и цветовые образы: «златой стол»,» злато ожерелье», «злаченые стрелы», «злато слово» - золото – это символ славы и вечности.

Большое место отводится описанию поступков Игоря и Всеволода - основных участников похода. Автор симпатизирует своим героям, показывает их мужество и храбрость, готовность на любые жертвы и испытания ради блага своей земли.

Самостоятельным героем в «Слове» выступает природа. Автор использует прием олицетворения сил природы. Хотя автор и является христианином, здесь он использует языческое представление о мире. Из языческой мифологии автор черпал, неповторимы образы, придающие произведению поэтичность. «Слово о полку Игореве» является одним из бесценных памятников культуры и литературы, который учит любить свою Родину, вдохновляет на написание новых произведений, содержит воззрения древних славян.

 

4.1.Областные литературы.

 

Еще с середины ХI в. Значительное место в развитие русской культуры занимает Новгород. С 1036 в Новгороде ведется местная летопись, в которой главное место уделяется хозяйственной жизни города, «гражданским интересам». Здесь создаются произведения жанра хождений: «Сказани о Софии в Царьграде», «Книга паломник».

Крупным культурным центром в ХII в. становится Смоленск. О характере его духовной позволяет судить житие Авраамия Смоленского, написанное Ефремом, и литературная деятельность Климента Смолятича.

Во Владимиро-Суздальском княжестве появилось такое выдающееся произведение, как «Слово» Даниила Заточника. Это произведение дошло до нас в двух редакциях: ХII в. – «Слово» Даниила Заточника и первой половины ХIII в.- «Моление» Даниила Заточника.

В первой половине ХIII в. начинает формироваться «Киево – Печерская патерика». Основу патерики составила переписка между суздальским епископом Симоном и монахом Киево -Печерского монастыря Поликарпом, а также послание Поликарпа игумену Акиндину.

 

4.2.Произведения о монголо-татарском нашествии.

 

События, связанные с монголо-татарским нашествием нашли свое отражение в таких произведениях, как «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о приходе Батыя на Рязань», «Слова» Серапиона Владимирского.

«Повесть о битве на реке Калке» рассказывает о первом столкновении русских войск с кочевниками на реке Калке. Повесть подробно излагает ход событий, хорошо передает настроение русского общества при известии о появлении монголо-татарских полчищ.

«Повесть о приходе Батыя на Рязань» описывает события, связанные с героической защитой русского народа своей земли, произошедших в 1237 г., когда основные силы Золотой орды подошли к границе северо-восточной Руси. Сначала кочевники нанесли удар по Рязани, а затем разгромили Владимир. Повесть не всегда точно передает исторические факты, но она ярко передает настроение общества того времени и отличается яркостью и драматичностью.

 

5.Литератур периода начала формирования централизованного государства (вторая половина ХII-ХV)

 

С конца ХIII в. начинает возрождаться Русская земля, подвернувшаяся опустошительному разгрому монголо-татарскими полчищами. Сознание необходимости борьбы за свое освобождение приводит к сплочению народных сил, одновременно происходит политическое объединение Руси вокруг единого центра, которым становится Москва. Зарождение московской литературы было обусловлено политическим возвышением Москвы.[4] Исторические события 1380 года(победа на Куликовом поле) отразились в устном народном творчестве и в различных произведениях литературы: в летописной повести, «Сказании о Мамаевом побоище», «Задонщине», «Слове о житии и преставлении Дмитрия Ивановича»

В летописной повести о Куликовской битве излагаются не только основные факты: сбор вражеских сил и русских войск, битва на реке Непрядве, возращение с победой великого князя в Москву, гибель Мамая, - но и дается эмоциональная оценка этим фактам. В середине ХV в. на основе летописной повести о Куликовской битве, «Задонщины» и устных преданий было создано «Сказание великого князя Дмитрия Ивановича».

Город Новгород в ХII-ХV вв. был крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром северо-западной Руси. В новгородской литературе в этот период активно развивается жанр путешествий – хождений. В середине века появляется «Хождение Стефана Новгородца». В древнерусской литературе это первое путешествие мирянина, цель путешествия которого – торговля. Стефан создал своеобразные записки, в которые описал не только святыни, но и достопримечательности Царьграда.

Псков до 1348 г. находился в политической зависимости от Новгорода. С начала XIV в. Пскове ведется местная летопись, в которой ведутся записи городском строительстве, небесных знамениях, моровых язвах. С ХV псковская летопись выходит за пределы местного областного материала. Заметным произведением псковской литературы является «Псковское взятие, как взять его князь великий Василий Иванович».В этой повести автор рассказывает о присоединении Пскова к Москве и пытается выяснить его причины.

В Твери с конца ХIII в. ведется своя летопись, создаются произведения житийной литературы. К началу ХV относится «Житие князя Михаила Александровича Тверского», в котором восхваляются подвиги князя. Около 1453 г. инок Фома создает «Слово похвальное о благоверном и великом князе Борисе Александровиче». В «Слове» князь сопоставляется с императорами Августом, Константином, с библейскими героями Моисеем, Иосифом, восхваляется строительная деятельность Бориса Александровича, строительство монастыре, церквей, тверского кремля. Фома изображает князя в роли самодержавного правителя всей Русской земли.

 

6.Литература централизованного русского государства. (Конец ХV – XVI).

 

В конце ХV объединение северо-восточной Руси вокруг Москвы было завершено. К Москве присоединяются Тверь, Новгород, Верейско-Белозерское княжество, также все центральные русские земли.

В это время создаются легендарно - исторические произведения: «Повесть о мутьянском воеводе Дракуле», «Повесть об Иверской царице Динаре»,

«Повесть о мутьянском воеводе Дракуле» описывает деяния самовластного воеводы. Эти деяния излагаются в форме небольших рассказов – анекдотов, где судьба персон6ажа, с которым ведет беседу Дракула, зависит от его ума и находчивости. Дракула убивает, унижает, подвергает любого, кто противостоит его воле, но также тех кто ему угодит он может миловать, осыпать почестями и одарить. Автор повести приглашает принять участие в решении главного вопроса, – каким должен быть государь, должен ли он быть милостивым или грозным.

Выдающимся произведением конца ХV является «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, в нем описывается путешествие по Индии. Для своего произведения Афанасий выбирает жанр записок, его хождение лишено религиозных целей. Хотя центральное место занимает подробный рассказ об Индии, произведение не лишено эмоциональных впечатлений самого автора.

Характерной особенностью русской литературы ХVI является создания многочисленных обобщающих произведений, в их числе: «Степенная книга», «Домострой».

В 1563 г. создается «Книга степенная царского родословия», в которой сделана попытка систематического изложения истории русского Московского царства в форме генеалогической преемственности от Рюрика до Ивана Грозного включительно. В центре повествования Степенной книги стоят личности князей – «самодержавцев». Все они мудрые правители, отважные воины, примерные Христинины. Степенная книга исполняла роль официального исторического документа, опираясь на который, московская дипломатия вела переговоры на международной арене, доказывая исконность прав московских государей на владение всеми русскими землями, некогда входивших в состав Киевского государства.

К обобщающим произведениям ХVI в. относится также «Домострой», составление которого приписываются благовещенскому попу Сильвестру. В нем четко определялись обязанности человека по отношению к церкви и к царю, дает советы по воспитанию детей и жены, обращению со слугами. По ведению домашнего хозяйства. Таким образом «Домострой» не только сводом правил, но и первой «энциклопедией домашнего хозяйства».

 

7.Литература первой половины XVII.

 

Бурные события начала XVI, получившие у современников название «смуты», нашли широкое отражения в литературе. Литература приобретает публицистический характер, отражая интересы различных социальных групп.

Среди повестей, отразивших события 1604 – 1613 гг., можно выделить произведение, которое отразило интересы правящих бояр. Такова «Повесть 1606 года», которая поддерживала политику боярского царя Василия Шуйского, пытается представить его всенародным избранником, подчеркивая единение Шуйского с народом.

Можно выделить такое произведение, как «Новая повесть о преславном, Российском царстве» - публицистическое агитационное воззвание. Написанная в конце 1610 – начале 1611 г. в момент борьбы, когда Москва была захвачена польскими войсками, Новгород шведскими феодалами. «Новая повесть», обращаясь ко всем людям, звала их к активным действиям против захватчиков. Она обличала предательскую политику боярской власти, которая, вместо того чтобы быть «земледержцем» родной земли, превратились в домашнего врага, а сами бояре в «землесъедцев». Разоблачались в повести планы польских магнатов и их главаря Сигизмунда III, который лживыми обещаниями стремился усыпить бдительность русских.

«Жанр исторического повествования (историческая повесть, сказание) в ХVII в. претерпевают значительные изменения. Исторические факты постепенно вытесняются художественным вымыслом, все большую роль в повествовании начинает играть занимательный сюжет, мотивы и образы народного творчества.»[5] Такова «Повесть о Азовском осадном сидении донских казаков». Первая часть повествует о том, как казаки напали на караван турецких судов, везших дочь азовского паши в Крым, где она должна была стать женой царя Старчия. Они пленили ее, разграбили караван, а затем за большой выкуп вернули паше его дочь. Во второй части рассказывается, как казаки хитростью взяли Азов. Третья часть посвящена изображению осады Азова турецким царем Брагимом.» Сказочная» повесть об Азове свидетельствует, о развитии занимательности в повествовании, заинтересовывает своих читателей рядом вымышленных эпизодов, бытовыми подробностями.

 

8.Литература второй половины XVII в.

 

Новый этап развития древнерусской литературы начинается после церковной реформы Никона в 1653 г. и исторического воссоединения Украины с Россией 1654 г. Результатом сближения России со странами Западной Европы явилось проникновение в древнерусскую культуру элементов культуры европейской. Постепенно прекращают свое существование летописи, видоизменяются исторические повести, житие становится бытовой повестью и автобиографией. Появляются бытовые повести с вымышленными сюжетами и героями. Развивается демократическая сатира, возникают драма и театр.

Одним из выдающимся произведений литературы второй половины XVII в. является «Повесть о Горе и Злосчастии». Главная тема повести – это тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно–бытового уклада, домостроевской моралью. Во вступлении к повести рассказывается библейский сюжет о грехопадении Адама и Евы. Здесь она трактуется как неповиновение первых людей воле создавшего их Бога. Источник этого неповиновения - не дьявол - искуситель, а сам человек. В повести рассказывается трагическая судьба Молодца, отвергнувшего родительские наставления и захотевшего жить по своей воле.

В повести противопоставлены два типа отношения к жизни, два миропонимания: с одной стороны, родителей и «добрых людей», стоящей на страже «домостроевской» общественной и семейной морали; с другой стороны, - Молодца, воплощающего стремление нового поколения к новой жизни. Судьба излагается в форме его жития, но повесть сильно отличается от традиционной агиографии. Перед нами типично светская бытовая биографическая повесть.

Связующем звеном жанра бытовой и сатирической новеллы является «Повесть о Карпе Сутулове». Преобладающее место занимает сатира. Сатирическому обличению подвергается распутное поведение именитого купечества и духовенства. Повествование о любовных похождениях архиепископа, попа и купца, имеют черту тонкой политической сатиры. В повести осмеиваются поведение «верхов» общества, лицемерие религии, дающей право «церковникам» грешить.

Во второй половины XVII в. сатира развивается как самостоятельный литературный жанр. Сатирическому обличению подвергались: несправедливый и продажный суд, Социальное неравенство, безнравственная жизнь монашества и духовенства.

Ярким сатирическим изображением воеводского суда, введенного 60 – 80 – х годах XVII в. является « Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», темой которого является земельная тяжба между рыбами из–за владения Ростовским озером. Повесть представляет собой первый образец иносказательной сатиры, где действующими лицами являются рыбы- их отношения отражают как в зеркале отношения человеческого общества. Здесь автор использует образы народной сказки о животных, сатирически заостряя их социальное звучание.

К сатирическим произведениям того времени относятся: «Калязинская челобитная», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о бражнике» и другие.

 

9.Появление и развитие поэзии.

 

Возникновение книжной поэзии относится к первой трети XVII в. связано со стремлением русского общества освоить достижения европейской культуры. Уже в первой трети XVIIв. появляются силлабические стихи, которые слагаются по принципу деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения.

Большую роль в развитие силлабической поэзии сыграло творчество Симеона Полцкого и его учеников Сильвестра Медведева и Кариона Истомина. Свою деятельность Симеон посвятил борьбе за распространение просвещения. Он боролся за то, что бы образовательную роль выполняли школы и училища, а не церкви. Именно Симеон Полоцкий разрабатывает проект создания в России высшего учебного заведения – академии. Одним из любимых занятий Симеона Полцкого – поэтическая литературная деятельность. Он пишет стихи на польском, белорусском, украинском языках; создает элегию, сатирическую поэму. Симеон Полцкий выступает в качестве первого придворного поэта. Создателем панегирических торжественных стихов, явившихся прообразом хвалебной оды.

 

10.Возникновение русского театра и драматургии.

 

В последней трети XVII в. появляется первый в России придворный театр, который дает толчок к становлению и развитию новому виду литературы – драме. Драматурги – режиссеры черпали сюжеты для своих пьес из Библии и истории. В пьесах тесно переплеталось трагическое с комическим, действия развивались медленно и заканчивались торжеством религиозно – моральной правды над злом.

Примером такой пьесы служит «Комедия притчи о блудном сыне», написанная Симеоном Полцким. Комедия состоит из пролога, шести действий и эпилога. Основной конфликт пьесы отражает столкновение двух мировоззрений: с одной стороны отец и старший сын, готовый слушаться воли отца, с другой младший блудный сын, стремящийся уйти из под родительского крова, чтобы жить свободно по своей воле. В пьесе конфликт разрешается торжеством отцовской морали. Прометав все свое богатство в чужих краях блудный сын, вынужден вернуться под отцовский кров.

 

11.Заключение.

 

На протяжении своего развития русская литература последовательно отражала основные изменения, происходившие в жизни общества. Вначале литература имела религиозный характер, но постепенно с развитием общества она освобождается от церковных уз. Основное внимание литература уделяла исторической судьбе родины, героическим подвигам.

Русские писатели постепенно учились описывать характеры людей, наполняя их все большей индивидуальностью и динамикой чувств. Со временем литература приобретает все больше бытовой характер, наполняется выдуманными приключенческими сюжетами, что позволяет появиться театру.

Древнерусская литература явилась той основой, на которой расцвела русская классическая литература ХIХ в.

Из древнерусской литературы мы можем узнать много интересного и поучительного, узнать о героях Древней Руси, о ходе истории, какое настроение общества царило в том или ином веке и многое другое.

 

Список использованной литературы.

1.Кусков, В.В. История древнерусской литературы / В.В. Кусков. - М., 2006.

2.Пиккио, Р. Древнерусская литература / Р. Пиккио. - М., 2002.

3.Алексеев, П.А. Церковный словарь, или Истолкование речений славенских древних, також иноязычных без перевода положенных в Священном Писании и других церковных книгах..., сочиненный... Петром Алексеевым. Ч. 1. От А до К. - СПб.: при Имп. акад. наук, 1794. - 359 с.

4.История русской литературы: в 4 т. Т. 1. Древнерусская литература. Литература XVIII века. - Л., 1980.

Использованные источники.

1.Литературные памятники Древней Руси IX-XIII вв. " Повесть временных лет" (начало XII в.): недатированная часть, записи под годами 6367-6420 (852-912), 6453-6505 (945-997), 6530-6532 (1022-1024);

2." Слово о погибели Русской земли" (XIII в.).

 


[1] Кусков, В.В. История древнерусской литературы / В.В. Кусков. - М., 2006.

[2] Алексеев, П.А. Церковный словарь, или Истолкование речений славенских древних, також иноязычных без перевода положенных в Священном Писании и других церковных книгах..., сочиненный... Петром Алексеевым. Ч. 1. От А до К. - СПб.: при Имп. акад. наук, 1794. - 359 с.

 

[3] Кусков, В.В. История древнерусской литературы / В.В. Кусков. - М., 2006.

[4] Кусков, В.В. История древнерусской литературы / В.В. Кусков. - М., 2006.

[5] Кусков, В.В. История древнерусской литературы / В.В. Кусков. - М., 2006.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Увеличение производительности ПК. | Показатели состояния персонала




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.