Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития отечественной э.с.




Первый этап(1920-1930-е годы) характеризовался теоретическими изысканиями средств научного обоснования общественных явлений в новых эк-ких условиях. Но-вая эк-кая политика, введенная весной 1921 г., означала замену продразверст-ки продналогом с крестьян, по которому они получали право свободно распо-ряжаться своими излишками. Крестьянство составляло около 90% всего насе-ления и всей эк-ки, и поэтому на почве свободной торговли не мог не произ-растать капитализм. В объяснении и прогнозировании возможных исходов этой ситуации огромную роль сыграли такие теоретики-экономисты, как Н. И. Бухарин, Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов и другие. Второй этап (1960-1980-е годы) характеризуется быстрым развертыванием исследований на " стыке" эк-ки и социологии. На данном этапе получили развитие следующие осн-ые направления социологического знания: социология труда как специ-альная социологическая теория (Н, В. Андреенкова, Ю. В. Арутюнян, Н. И. Дряхлов, А, И. Кравченко, Ю. Л. Неймер, В. Г. Подмарков, Ж. Т. Тощенко, 3.И. Файнбург, Г.Н. Соколова); проблемы соц-ного развития рабочего класса и технической интеллигенции (Л.А. Гордон, В.П. Рожин, О.И. Шкаратан); ме-тодологические и прикладные вопросы комплексного социально-экон-кого планирования (Г.П. Давидюк, В.Я. Ельмеев, Н.И. Лапин, П.П. Лузан); соци-альная организация быта и свободного времени (В.И. Болгов, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, В.Д. Патрушев, В.М. Рутгайзер); общеметодологические про-блемы социологического знания (Е.М. Бабосов, 3.Т. Голенкова, А.Г. Здраво-мыслов, Г.В. Осипов, М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов, В.А. Ядов). Это позво-ляет говорить о формировании научного направления социологии эк-кой жизни. Третий этап (с середины 1980-х годов по настоящее время) – период оформления эк-кой социологии как науки о механизмах связи между эк-кой и обществом (Т.И. Заславская, Н.М. Римашевская, Р.В. Рывкина, Д.Я. Косалс), а также науки об определенных формах экон-кого поведения человека в про-цессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг (В.И. Верховин, В.В. Радаев). Становлению этой науки способ-ствовали изменение политической атмосферы в стране, усвоение достижений социологической мысли других, стран, социологизация эк-кой науки, теория организации и управления и другие. Важная черта этого этапа — институци-онализация эк-кой социологии.В РБ вопросами социологии труда и эк-кой социологии занимается Г.Н. Соколова, научная деятельность которой сосре-доточена на разработке методологических основ теорий социологии труда и эк-кой социологии. Это нашло отражение в книгах «Труд и профессиональ-ная культура» (1980), «Культура труда в социальном развитии рабочего клас-са» (1984), «Культура труда в социальном развитии технической интеллиген-ции» (1989), «Экономическая социология» (1995), «Экономическая социоло-гия: Учебник». (2000), «Социология труда: Учебник». (2002) «Белорусский рынок труда: тенденции развития и социальные механизмы регулирования» (2006) и др

Становление отечественной социологии экономической жизни - это постепенное формирование и одновременно выделение (из широкого круга разнотемных социологических исследований) тех исследований, которые посвящены изучению взаимосвязи экономики и общества. Формирование этого «тематического ядра» можно разделить на три этапа. Кратко охарактеризуем каждый из них.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.