Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные формы научного познания.Методы научного познания, их классификация и сущность.






Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Проблемы бывают: неразвитые и развитые. Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. Гипотизой называют также процесс познания, к-рый заключается в выдвижении этого предположения. Теория – это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.Метод - это способ построения и обоснования системы философского знания;

совокупность приемов и операций " теоретического и практического освоения

действительности; Методы научного познания можно подразделить на

три группы: специальные, общенаучные, универсальные.

При характеристике научного познания можно выделить систему отличительных признаков науки: предметность и объективность научного знания, выход науки за рамки обыденного опыта. Для научного познания характерно наличие 2 уровней знания: эмпи-рического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое позна-ние - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На эмпирическом уровне можно выделить два подуровня: наблюдений и эмпирических фактов. На теоретическом уровне: подуровень частных теоретических моделей и зако-нов, подуровень обобщенных развитых теорий. Общелогические методы научного познания: анализ (расчленение целостного предме-та на составляющие части) и синтез(соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое), абстрагирование(отвлечение от ряда свойств и отношений явления с одновременным выделением интересующих свойств, обобщение(устанавливаются общие свойст-ва и признаки объектов), индукция(общий вывод строится на основе частных предпосылок), дедукция, аналогия(на основе сходства объектов в одних признаках заключается вывод о сходстве в других свойствах), моделирование(изучение объекта путем создания и исследования его копии). Методы эмпирического исследования: наблюдение (целенаправленное восприятие явлений, в ходе которого получаем знание о внешних сторонах, свойствах изучаемых объектов), описание (фиксация средствами языка сведений об объектах), сравнение, эксперимент(исследователь вмешивается в протекание процесса). Методы теоретического познания: формализа-ция(построение абстрактно-математической модели, раскрывающей сущность изучаемых процессов), аксиоматический(задается набор аксиом, по ним строятся предложения), гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретно-му9переходом от предельно простых понятий к более сложным). Исторические и логические методы: исорический(изучение истории и мыслительное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика и закономерность его развития), логиче-ский(выявляет закономерность путем изучения исторического процесса на высших стадиях его развития(биолог. эволюция)).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.