Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.




И море, и буря качали наш челн;

Я, сонный, был предан всей прихоти волн.

Две беспредельности были во мне,

И мной своевольно играли оне.

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним летом,

Как на небе звезды рдеют,

Как под сумрачным их светом

Нивы дремлющие зреют.

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

Девочка во поле с дудочкой ивовой,

Зачем ты поранила веточку вешнюю?

Плачет у губ она утренней иволгой,

плачет все горше и все безутешнее.

Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Пример такой рифмы звучит так:

Леший бороду почесывает,

Палку сумрачно обтесывает.

УСЕЧЁННАЯ РИ́ФМА — прием рифмовки, когда одно из рифмуемых в конце стиха слов неполностью покрывает созвучия другого слова. В русском классическом стихе У. р. считается рифма с усечением звука «й» (краткого «и»):

Смежная- рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.

Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще - первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Третий способ - кольцевая (в других источниках - опоясанная, охватная) - уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)



45. Происхождение искусства и божественная теория искусств.
Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства.

Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии — “человек был создан Богом по его образу и подобию”. Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.

Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. “Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, — солнце, звезды, дикие животные и деревья — и стимулирует простейшие, но сильные эмоции — страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму”.



Вторая теория возникновения искусства — эстетическая, отражена частично и в предыдущих рассуждениях М. Панаотиса. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.

Таким образом с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды.

Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве. “В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы”.

Теоретическая категория художественного метода в литературоведении. 47. Основные понятия и термины текстологии, её задачи.


Текстология - вспомогательная литературоведческая дисциплина, изучающая тексты художественных произведений для их интерпретации и публикации.

Произведение – результат писательской работы автора. Обладает определенными признаками и самостоятельно относительно других произведений.

Архетип – Первообразы, «первосюжеты», которые находятся в бессознательном.

Рукопись можно обозначить как «предтекст». Чаще всего она существует в виде списка или переписанного произведения

 

Автограф – нечто написанное, напечатанное, набранное на компьютере самим автором.

Черновик – текст, который автор использует в качестве пробного, в который вносит какие-то доработки и исправления своей рукой. Стоит отметить, что черновик – это всегда автограф.

Беловик – окончательный вариант авторской работы (или работы переписчика или помощника).

Копии возникают из-за желания точно воспроизвести авторский текст.

Список – результат работы переписчика.

К общим методам и приемам текстологии относятся атрибуция, датировка, комментирование, конъектирование, изучение типичных ошибок копииста.

Атрибуция – определение авторства того или иного произведения. Атрибуция затрагивала все виды словесности во все времена, начиная от фольклора, заканчивая средневековой литературой.

Конъенктирование – исправление текстологом ошибок в тексте на основе собственных догадок.

Датировка – это работа текстолога над произведением, которая предполагает установления точной или примерной даты написания произведения.

Самая первая и главная задача текстолога — установление точного текста произведения. В одних случаях это установление соответствующего последнему желанию автора текста — задача довольно простая, в других представляет собой сложное разыскание, требующее привлечения самого разнообразного материала.

Обычно приходится устанавливать не какой-то один текст, а группу или даже сумму текстов данного автора (избранные сочинения, собрания сочинений, полные собрания сочинений и т. д.). Таким образом, возникает вторая задача — организация (кодификация) этих текстов.

Она не может быть решена однозначно и раз и навсегда. Различные цели издания определяют и различные типы издания. Все издания должны быть одинаковы по тексту, но всякий раз изменяется объем и состав издания и его композиция.

Наконец, текстолог должен уметь не только установить и организовать текст, но и довести его до современного читателя; третьей задачей является комментирование текста.

 

Оно должно сделать произведение понятным для самых различных читательских групп. Читатель найдет в комментарии необходимые справки о месте и времени первой публикации, о перепечатках, о рукописях и их особенностях (здесь или во вступительной статье), в так называемой «преамбуле» получит сведения о месте этого произведения в творческом пути писателя, о смысле произведения

Важным разделом текстологии является так называемый реальный комментарий. Он основан на том, что память человека в сущности очень ограничена; многое легко забывается и ускользает из сознания современников, не говоря уже о потомках. Мелочи, характерные для того или иного времени, утратившие остроту, злободневные намеки, имена людей, не оставивших по себе заметного следа, требуют для восстановления упорного и часто неблагодарного труда. (Результатом длительных поисков, занимающих иногда несколько дней, могут стать пять-шесть строк скупой справки).

48. Виды искусств.

Искусство, как творческое отражение действительности, возникло и развивается как система многообразных взаимосвязанных между собой видов, соответствующих многогранностью самого отображаемого реального мира. Виды искусства - формы творческой деятельности, различающиеся по способам воплощения. Основные из них, - слово (литература), звук (музыка), колористические и пластические материалы (изобразительное искусство). Согласно другой системе классификации, виды искусств подразделяют на три группы: 1. Пластические – изобразительное, декоративно-прикладное, архитектура, фотография; 2. Динамические виды искусств, - музыка, литература. 3. Синтетические или зрелищные - хореография, литература, театр, кино. Архитектура (от греч. "architecton" - "строитель") - создание зданий для жизнедеятельности человека, отвечающих его утилитарным и духовным потребностям людей. Изобразительное искусство – графика, живопись, скульптура. Графика (греч. - "пишу, рисую") – рисунок, гравюра, литография. Живопись может быть монументальной – фреска, мозаика или станковой – полотно, созданное на мольберте. Живопись отличается большим разнообразием жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр, бытовой, иконопись, анимализм (изображение животных). С появлением фото- и видео аппаратуры появляются новые формы - мультимедийное искусство. Скульптура – это пространственно - изобразительное искусство, различают два вида скульптуры: объемная трехмерная и рельеф (горельеф, барельеф, контррельеф). Может быть монументальной (мемориалы, монументы, памятники), станковой (украшение внутренних помещений), декоративной (украшение быта). Декоративно-прикладное искусство – создание высокохудожественных предметов быта. Материалом может служить дерево, металл, глина, кость, камень. Художественные приемы весьма разнообразны: резьба, роспись, вышивка, чеканка и др. Литература – художественная, учебная, историческая, научная, справочная. Это вид искусства, материальным носителем образности которого является слово. Основные жанры литературы -лирика, драма, эпос, эпопея, новелла, повесть, рассказ, поэма. Музыка (от греч. - искусство муз) - вид искусства, средством воплощения которого служат организованные музыкальные звуки. Различают одноголосную (монодия) и многоголосную (полифония, гомофония) музыку, театральную (опера, оперетта), симфоническую, камерную и др. Хореография - позы и движения человеческого тела, осмысленные поэтически и организованные в пространстве. Театр - драматическое действие, которое осуществляется творческим коллективом, в основу которого положена драматургия. Различают следующие жанры театральных постановок:драма, трагедия, комедия, мюзикл, и т.п. Фотография – воспроизведение на плоскости контура и формы передаваемого при помощи специальной аппаратуры предмета. Кино - воспроизведение на экране движущихся изображений, запечатленных на экране, условно подразделяется на художественное и научно-документальное. Определены такие жанры кино, как трагедия, драма, фантастика, комедия и другие.

 

49. Общее понятие художественного стиля.
Стиль — устойчивое единство образной системы и выразительных средств, которое характеризует художественное своеобразие крупной художественной эпохи (стиль эпохи), отдельного художественного направления (стиль направления), манеры отдельного писателя (стиль писателя). Понятие «стиль» близко к понятиям творческого метода, художественного направления, течения, школы или манеры.

Категория стиля настолько универсальна, что всю историю мирового искусства можно рассматривать как историю художественных стилей.

Стиль — художественное мышление, характерное для определенного этапа его исторического развития. Все стили связаны историей, внутренней логикой развития. Стиль выражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи.

В античном (раннем, древнем) искусстве стили отсутствуют, античные художники следовали традиционным правилам и предписаниям. То же самое происходит в условиях тоталитарных обществ и диктаторских режимов. Обязательное условие возникновения художественного стиля — личная свобода. Этот процесс начался в эпоху Возрождения и продолжается до настоящего времени.

Итак, стиль — исторически обусловленное единство содержания и формы, раскрывающее содержание произведения. Стиль возникает как результат художественного освоения действительности, которая отражается в художественных образах. Своеобразие стиля определяется спецификой конкретной исторической действительности. Например, в русской литературе конца XVIII и первой четверти XIX века одна группа писателей создавала сенти-ментальные повести, сентиментально-романтические поэмы, изображающие события личной, интимной, сердечной жизни. Эти произведения отличались мечтательностью настроений, тяготением к таинственному и фантастическому и соответствующими особенностями композиции, лексики, интонации. Другая группа поэтов в этот период писала легкие, изящные, игривые стихотворения. Третья группа писателей в ту же эпоху выступала в литературе с авантюрными романами и повестями. Существовала и четвертая группа — архаисты, которые пытались подражать Державину, продолжали культивировать жанры XVIII века. Они писали напыщенные оды и послания, восхваляя в них монарха и его вельмож. Каждая из этих групп писателей по-разному отражала социальную жизнь и отличалась своим стилем.

Огромное значение для возникновения и развития стилей имеет творческое усвоение и переработка тех поэтических ценностей, которые накоплены в устном народном творчестве. Величайшие художники мировой литературы основывали свое творчество на заимствовании фольклорных образов, мотивов, сюжетов (например, Пушкин). В процессе создания нового стиля громадное значение имеет и творческая личность писателя, индивидуальные черты его таланта. Стиль не существует вне отдельного, индивидуального творчества. Талантливый писатель не только глубже и яснее других осознает проблемы современной ему эпохи, не только шире и многостороннее отображает действительность, но и находит для художественного выражения всего этого своеобразные, уникальные формы и приемы. На основе глубокого исследования жизни, ее отношений и противоречий, писатель может выявить и отобразить новые стороны действительности, новые проблемы и т. д.

Различные стили играют в литературе разную роль. Например, стиль Пушкина оказал колоссальное влияние на развитие всей русской литературы, в отличие от стиля какого-нибудь второстепенного поэта. Стиль существует и развивается до тех пор, пока в действительности не происходят глубокие, решающие изменения, которые требуют другой формы и содержания, то есть другого стиля.

50. Общее понятие внесюжетных элементов (вставной эпизод)
Внесюжетные(внефабульные) элементы- вставные эпизоды, рассказы и лирические (авторские) отступления в эпическом или драматическом произведении, не входящие в сюжетное действие, основная функция которых - расширить рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, напрямую не связанных с сюжетом. Пример В. э. - авторские отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина или "Мертвых душах" Н.В. Гоголя.В. э. в сказке - присказка, в былине - запев.

К внесюжетным (внефабульным) элементам относятся:

Описание

Авторское отступление

Вставные эпизоды

 

Вставные эпизоды – относительно законченные фрагменты, в которых появляются другие персонажи, действие переносится в иное время, место и т.п.

 

Например вставные эпизоды в «Мастере и Маргарите» Булгакова о Понтии Пилате.

51. Литературное направление – реализм.
Реализм
(от латинского realis — вещественный, дей­ствительный) — метод (творческая установка) или лите­ратурное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира. Нередко термин «реализм» употребляется в двух значениях: 1) ре­ализм как метод, 2) реализм как направление, сформи­ровавшееся в XIX веке. И классицизм, и романтизм, и символизм стремятся к познанию жизни и по-своему вы­ражают реакцию на нее, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действи­тельности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, романтик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору; я же чувствую в себе при­звание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Таким образом, можно сказать, что реалисты изображают действительное, а романтики — желаемое.

Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. Для реализма этого времени ха­рактерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэ­тизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Следующий этап — про­светительский реализм. В литературе Просвещения высту­пает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). Новые типы роман­тизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоевский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятельностью «натуральной школы».

Основные требования реализма: соблюдение принципов народности, историзма, высокой художественности, пси­хологизма, изображение жизни в ее развитии. Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от со­циальных условий, большое внимание уделяли социаль­но-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма — соотношение правдоподобия и художественной правды. Правдоподобие, правдоподобное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда опреде­ляется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, вы­сказанных художником. Одной из важнейших особенно­стей реализма является типизация характеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Убедительность реалистического характера напрямую зави­сит от степени индивидуализации, достигнутой писателем.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

52.Структуры художественного характера. Типический характер и тип.
53. Проблемы терминологии в науке литературоведение.(Вульгаризмы, арго-жаргоны)
Диалектизмы – слова, характерные для каких-либо территориальных разновидностей языка. Воспринимаются как чужие, но близкие к родному языку

Этнографические (этнические) диалектизмы – слова местного обихода, обозначающие предмет, которого нет в других местах, или более дробно классифицирующие мир.

Выполняю ту же функцию, что и варваризмы, т.е. придают местный колорит. Также могут использоваться для характеристики персонажа, для оживления авторской речи; в качестве номинации, отсутствующей в литературном языке.

Интерес к диалектизмам и фольклору возникает в 1-й трети XIX в. Их собирают братья Гримм, В.Даль, А.Погорельский, Н.Гоголь. В литературе диалектизмы появляются в 40-е гг. XIX века, например, в «Записках охотника», и встречаются во всей очерковой русской литературе (до 80-х гг. XIX века). Кроме того, диалектизмы используются в художественной прозе о деревенской жизни, у писателей-народников.

В поэзии встречаются обычно в стихах поэтов-самородков (Кольцов, Суриков). В начале ХХ века их активно используют неокрестьянские поэты (Есенин, Клюев).

В середине ХХ в. появляется деревенская проза: Солженицын, Белов, Астафьев, Распутин.

В литературе сложилась традиция включения в текст диалектизма с его разъяснением. Например, рядом даётся нормативный вариант: «“Зверь, Мануйло, зверь!..” – “Звирь! Где звирь?”» (Пришвин). Иногда слово разъясняется непосредственно: «От него отказались, как от человека, ни на какую работу негодного, - “лядащего”, как говорится у нас в Орле». (Тургенев)

Различают следующие виды диалектизмов:

10) лексические (кочет, петун – петух).

11) семантические (благой – дикий, взбалмошный).

12) фонетические (в[е]сна - в[и]сна).

13) морфологические (знат – знает).

14) деривационные (нехожий – нехоженый).

15) синтаксические (без двадцать пять – без двадцати пять).

Вульгаризмы– слова, которые ощущаются как грубые.

Арго (жаргоны) – это разновидности речи, распространённые в определённых ограниченных группах (профессиональные и т.д.). То же, что социолект.

Арго может содержать фонетические или грамматические отличия: компáс, на театре. Но обычно отличия проявляются в лексике.

К арго относятся языки субкультур, молодёжный сленг, условные языки (их цель – что-то скрыть): воровской язык, язык карточных шулеров; профессиональная лексика («цеховые языки»): язык офеней, врачей, моряков... По мере того, как общество профессионализируется, появляется больше жаргонов.

Арго существуют на базе естественного языка, но используют элементы, заимствованные из других языков, из территориальных диалектов или искусственно созданные в целях конспирации. В последнем случае применяются приёмы шифрования: например, в «Очерках бурсы» Н.Г. Помяловского фраза «Ничего не бойся» звучит как «Ши-чего-ни-цы-ши-йся-не-бо-цы». Многие из старых арготизмов оторвались от арготической почвы: брать на пушку, втирать очки, липовый, темнить.

Все отклонения (устаревшие слова, неологизмы и т.д.) видны только на фоне нейтрального стиля. Только отклонение от нормы и объединяет эти лексические пласты. Стиль включает в себя все разделы языка (лексику, синтаксис, морфологию...) Бахтин считал, что нейтральных слов почти нет, т.к. «каждое слово помнит о своём контексте».

Функции арго

24) повышение или снижение стиля (от библеизмов до обсценной лексики).

25) создание местного колорита.

26) стилизация речи определённой эпохи, местности, профессиональной группы.

27) имитация устной речи.

28) характеристика индивидуальной речи героя.

29) обновление языка.

30) комическая функция.

Вне этих функций арготизмы обычно засоряют и огрубляют речь говорящих.

 

54.Терминологическое понятие этнографические диалектизмы.
Этнографические (этнографизмы) — слова, которые называют предметы, встречающиеся именно в этой местности и составляющие её специфику (торбаса — сапоги из оленьих шкур, новина — суровый небеленый холст, туес — берестяной короб цилиндрической формы; коты — берестяные лапти); у этнографизмов нет синонимов в лите­ратурном языке;


55. Проблемы терминологии в литературоведении – славянизмы.

Славяни́змы —

1) слова, фразеологизмы и словообразовательные элементы старославянского или церковно­славянского происхождения в русском языке (например, «врата», «длань», «кладезь премудрости», приставка низ-/нис-, суффиксы причастий -ащ‑, -ущ‑); 2) слова, заимствованные неславянским языком из какого-либо славянского языка (например, финское kuontalo из восточно­сла­вян­ско­го *kǫdelь, румын­ское bob из южно­сла­вян­ско­го bobъ.

Славянизмы (в 1‑м значении) могли вытеснить древнерусские эквиваленты («благо»; ср. тот же корень в «Бологое»), разойтись с ними в значениях («горожанин» — «гражданин»), стать стилисти­че­ски­ми дублетами («избрать» — «выбрать»). Последние до середины 19 в. использовались для созда­ния высокого стиля, со 2‑ой половины 19 в. — как средство пароди­ро­ва­ния напыщенного или офици­оз­но­го слога, в 20 в. — как средство создания исторического колорита или речевой характе­ри­сти­ки персонажей.

Признаки славянизмов: неполногласие («брег», «глас»), начальные «а», «е» при русских «я», «о» («агнец» — «ягнёнок», «единый» — «один»), «щ», «жд» при русских «ч», «ж» («пещь» — «печь», «рождать» — «рожать») и др. Основная масса славянизмов проник­ла в русский язык с принятием христианства (конец 10 — 11 вв.) и в период так называемого второго южнославянского влияния (конец 14 — 15 вв.). Часть их органи­че­ски вошла в русский язык и служит для образования новых слов, преимущественно сложных («единоличник», «градостроительство», «мясохладобойня»), кото­рые нельзя рассматривать как славянизмы.

56. Понятие «мотив». Виды мотивов.
Что такое мотив? Мотив — это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта (писателя) и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А. А. Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке. Мы рассмотрим основные мотивы: во-первых, мотив огня и, в противопоставление ему, мотив воды, моря, во-вторых, это мотивы времен года и гадания, мотивы двоемирия, полета, которые являются одним из главных мотивов, это и антологические мотивы. А теперь рассмотрим каждый из мотивов в отдельности, обращаясь к примерам.

Например, мотив огня в творчестве А. А. Фета, который является одним из главных мотивов в стихотворениях рассматриваемого поэта. Под огнем подразумеваем луну, закат, зарю, лампу, костер (то есть огонь в прямом смысле) и звезды, а также все то, что у нас ассоциируется с мотивом огня. Мотивы складываются из творчества и его любовных перипетий. Огонь в жизни Фета оставил темный отпечаток: от огня погибла его возлюбленная Мария Лазич — она по неосторожности подожгла свое белое платье горящей спичкой. Быть может, это настолько ранило поэта, что он посвятил большую часть своих стихотворений такой ужасающей стихии, как огонь.

...Как на черте полночной дали

Тот огонек,

Под дымкой тайною печали

Я одинок...

В этом стихотворении А. А. Фет сравнивает себя с огнем, но не как со стихией, а с “огоньком” — частичкой всего огня, то есть Фет — одинокий маленький человек среди всего человечества.
Еще один пример мотива – мотив одиночества в творчестве Лермонтова.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:

Любить... но кого же?., на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал