Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод опроса в форме стандартизированного опросника.






Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. В то же время, данный метод можно считать одним из самых распространённых методов получения информации о субъектах – респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Таким образом, для раскрытия темы нашего исследования данный метод позволит:

1. Выявить причину того или иного явления;

2. Получить информацию о явлениях, процессах самооценки, которые недоступны прямому наблюдению;

3. Собрать данные у большого количества людей[28].

Проективные методы. Проективные метод (от лат. projectio — выбрасывание вперед) – один из методов психодиагностики – группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт[2].

Термин «проективный метод» предложил Л. Франк (Frank, 1939) для обозначения методов оценки, в которых испытуемым дают неопределенные стимулы, содержание которых не предполагает четких, обусловленных данной культурой ответов. Подобные методы, представляющие собой скорее непрямой подход к оценке личности, позволяют людям «проецировать» на неопределенный материал свои чувства, потребности, установки и отношение к жизни. Предполагается, что в ответах на тестовые стимулы (такие как чернильные пятна или расплывчатые картинки) обнаруживаются признаки подавленных импульсов, защитные механизмы личности и другие ее «внутренние» аспекты. Все проективные тесты отличаются рядом важных особенностей. Все они содержат неопределенные или неструктурированные тестовые стимулы.

Экспериментатор никогда не сообщает испытуемому истинной цели тестирования и не говорит, как будет подсчитывать или интерпретировать его ответы. В инструкциях подчеркивается, что правильных или неправильных ответов здесь не может быть, и испытуемый вправе отвечать так, как ему вздумается. Наконец, подсчет и интерпретация ответов испытуемого основываются в значительной степени на субъективных суждениях экспериментатора, который опирается на свой клинический опыт.

Существует много различных типов проективных методов. Линдсей подразделяет их на следующие пять категорий (Lindzey, 1939):

1. Ассоциативные методы, требующие отвечать на стимул первой пришедшей в голову мыслью или возникшим чувством.

2. Конструктивные методы, требующие создания или придумывания чего-либо.

3. Методы завершения. Предлагают испытуемому завершить мысль, начало которой содержится в стимульном материале.

4. Экспрессивные методы. Предлагают выразить свои чувства посредством такой деятельности, как рисование картинки или психодрама.

5. Методы выбора, или Распределения по порядку, требуют от испытуемых отбирать или располагать в порядке предпочтения набор стимулов.

Следует добавить, что эти пять категорий проективных методов не являются взаимоисключающими, и во многих тестах используются две и более из них[34].

Таблица 2.

Соотнесение методов и методик диагностики самооценки

Метод Методика Диагностируемый компонент
1. Наблюдение   Поведенческий компонент самооценки  
2. Эксперимент   Эмоциональный, поведенческий и когнитивный компонент самооценки
3. Анализ научной литературы   Когнитивный компонент самооценки
4. Психологическое тестирование 1. «Самооценка личности» О.И. Моткова; 2. Тест Куна «Кто я?» Эмоциональный и когнитивный компонент самооценки
5. Метод опроса в форме интервью 1. Методика Дембо-Рубинштейн. Эмоциональный и когнитивный компонент самооценки
6. Метод опроса в форме стандартизированного опросника 1. Тест на самоуважение; 2. Методика шкала М.Розенберга; 3. «Личностный Дифференциал»; 4. методика исследования «Я – концепции» С.А. Будасси; 5. Опросник Стефансона; 6. Опросник «Солидность»; 7. Методика исследования самоотношения (тест - опросник МИС) В.В. Столин, С.Р. Пантилеев.     Когнитивный и эмоциональный компонент самооценки  
7. Метод опроса в форме анкетирования 1. Анкета «Самооценка» Е.Н. Матулис. Эмоциональный компонент самооценки
8. Проективные методы. 1. «Дом, дерево, человек»; 2. «Дерево». Эмоциональный и когнитивный компонент самооценки

 

Таблица 3.

Соотнесение методов и методик диагностики успеваемости

Метод Методика
1. Биографический метод  
2. Метод анализа документации  

 

Были рассмотрены методики, направленные на изучение самооценки.

Методика «Личностный Дифференциал». Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта. Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:

1. Оценки

2. Силы

3. Активности.

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.

В предложенном бланке испытуемому представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицательные – «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем:

- выбор знака того или иного качества;

- определение степени его проявления по баллам:

3 – проявляется очень сильно и очень часто;

2 – выражено достаточно заметно и часто встречается;

1 – проявляется иногда и слабо;

0 – трудно сказать, есть и то, и другое.

На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами.

Обработка результатов производится с помощью ключа – бланка. Подсчитываются значения О (оценки), С (силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21. По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения:

17-21 - высокий уровень;

8-16 - средний уровень;

7 и менее - низкий уровень[23].

Методика Дембо-Рубинштейн. Данная методика была разработана Т. В. Дембо в 1962 году и дополнена С. Я. Рубинштейн в 1970 году. Первоначально Т. В. Дембо тест разрабатывался с целью изучения представления о счастье. С. Я. Рубинштейн модифицировала и расширила методику, перенаправив её на изучение самооценки и сознания болезни и добавив варианты интерпретации.

Методика проводится в форме свободной беседы. На листке бумаге чертится первая вертикальная линия. Экспериментатор объясняет испытуемому, что это шкала здоровья, в самом верху которой расположены самые здоровые люди, а в самом низу — самые больные, а затем просит отметить свое местоположение на шкале. Рядом с первой линией проводится вторая, шкала ума, и дается аналогичная задача. Затем третья линия, шкала характера, и четвёртая, шкала счастья.

Затем начинается этап экспериментально спровоцированной беседы. Испытуемому предлагается объяснить, каких людей он считает самыми счастливыми, а каких — самыми несчастными. Также, в зависимости от того, где на шкале расположил себя испытуемый, задается вопрос, почему он выбрал для себя именно такое местоположение, и что мешает ему причислить себя к самым счастливым людям. Кроме того, подлежит обсуждению и само понятие счастья. Далее экспериментатор таким же образом обсуждает с испытуемым три предыдущие шкалы. Особенной аккуратности требует шкала ума, где испытуемого просят также описать, какими качествами своего ума он недоволен. Вопросы об отметке на шкале характера задаются таким образом, чтобы выяснить, какими чертами своего характера больной недоволен, какие считает хорошими.

Анализ методики опирается в большей степени на последующее обсуждение, а не на расположение меток. По данным исследований С. Я. Рубинштейн (1970), у большинство психически здоровых взрослых и подростков наблюдается тенденция расположения метки «чуть выше середины» вне зависимости от их самооценки.

При различных психических заболеваниях обнаруживаются тенденции смещения отметки к крайним точкам шкалы.

Данная методика применяется как на здоровых испытуемых, так и на больных в рамках патопсихологической диагностики. В связи с тем, что методика может быть весьма очевидной для испытуемого, ее не рекомендуется применять в ситуациях, когда результаты могут значительно повлиять на будущее испытуемого (например, при собеседовании на работу). Она может быть использована также в батареях психологических тестов на больших выборках.

Методика С. А. Будасси направлена на исследование самооценки личности, измеряемое количественно. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

Психодиагностика самосознания, самоотношения, самооценки направлена на изучение и оценку представления о себе. «Я-концепция», которая есть сумма «Я-реального» и «Я-идеального», важный фактор формирования, выбора того или иного типа поведения человека, которое во многом определяет направление его деятельности, поступки, совершаемые во всех сферах жизни, при контактах с людьми.

Испытуемому предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в его преставлении.

Цель обработки результатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления «Я идеальное» и «Я реальное». Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции [24]

Методика «Кто Я?» представляет собой нестандартизированное самоописание с открытой формой и (в некоторых модификациях) количеством ответов. Методика была предложена в 1954 году М. Куном и Т. Мак-Партландом, и имеет несколько модификаций на русском языке. Тест создан на основе Я-концепции Манфреда Куна. Теоретической основой методики служат концепции социальных ролей и ролевого поведения, в рамках которых задается и способ самовосприятия человека как носителя этих ролей.

В общих представлениях методика не предполагает формализированного стимульного материала в виде вопросов, утверждений, списка качеств или картинок. Вместо этого испытуемый на чистом листе должен составить список характеристик самого себя и выразить своё отношение к данным характеристикам.

Испытуемый должен в течение 12 минут дать двадцать различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» Ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают. Затем он должен оценить каждое качество как позитивное (+), негативное (-), неоднозначное (±), или поставить знак того, что он затрудняется в оценке (?).

По количеству ответов, данных за отведённый промежуток времени, можно косвенно судить об уровне рефлексии личности, уровне самооценки, личностной идентичности.

Методика отвечает потребностям психологической диагностики в широком круге вопросов, связанных с оценкой самоотношения. Процедура может применяться к подросткам и взрослым любых социальных групп, исключая разве что больных в остром психотическом состоянии. Методика может быть использована для диагностики отношений в паре, в рамках индивидуальной или групповой. Периодическое повторение тестирования позволяет оценить динамику состояния клиента[26]

Методика «шкала самоуважения Розенберга» направлена на диагностику уровня самоуважения испытуемого, используется как вспомогательная при исследовании самооценки. Она выявляет два фактора: самоунижение и самоуважение, которые связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей, с самооценкой.

Данная методика обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью. Испытуемым предлагается бланк, который содержит инструкцию и задание.

Перед началом работы над заданием испытуемым необходимо дать устную инструкцию: «Вам предлагается 10 утверждений, каждое из которых нужно оценить по степени того, насколько вы с ним согласны. Для того, чтобы вам было легче правильно оценить степень согласия, вы можете воспользоваться четырьмя вариантами ответа: a - означает полностью согласен; b - означает согласен; c - означает не согласен и d - означает абсолютно не согласен. Не спешите и хорошо подумайте над каждым утверждением. Будьте максимально честными».

Методика также может проводиться как фронтально (с классом или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе нужно убедиться, правильно ли испытуемые поняли задание, ответить на вопросы. После этого испытуемые работают самостоятельно. Время выполнения задания 10-12 мин.

Обработка результатов. За каждый ответ испытуемого начисляются баллы в соответствии с ключом. Уровень самоуважения равен сумме баллов, полученной испытуемым. При этом необходимо учитывать, что максимум – это 40 баллов, 20 баллов – середина. Ниже середины – самоунижение, выше – самоуважение.

Анкета «Самооценка» Е.Н. Матулис.

Инструкция: «Подумайте над предполагаемыми ниже утверждениями, указав в 4-х бальной системе своё отношение к ним. При этом баллы должны означать следующее:

Я думаю об этом:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.