Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки возникновения философии в Древней Греции. Сравнительный анализ восточного и западного стилей философствования.






В начале всего существовал мир, и мы, в общем-то, не так уж много о нём знали. Но, невзирая на это, выжили. Озадаченный житель неолита, задавшийся вопросом о причине такого положения вещей, был первым из философов. Что, вообще говоря, происходит на свете? Зачем всё вокруг?

На протяжении тысячелетий ответы, которые мы получали на эти вопросы, были не философскими. В них было всего понемногу: суеверий, сказочек, религии. Первым народом, который в VI в. до н.э. ответил на эти вопросы в философском духе, были греки. Они использовали разумное наблюдение, не замутнённое никакими метафизическими западно-африканскими племенными фетишистскими представлениями, связанными с суевериями. До сих пор остаётся тайной, каким образом на забытых богом берегах Эгейского моря был сделан этот крупнейший шаг в развитии человечества. Китайцы. Вавилоняне и древние египтяне в те времена отличались более высоким уровнем развития, их цивилизации были великими и могучими. Они также владели более совершенными технологиями и гораздо лучше знали математику. Их мастерство в области шёлкового производства, строительстве пирамид и предсказании солнечных затмений намного превосходило возможности древних греков. А уж если сопоставлять запутанные и сложные религиозные представления китайцев, вавилонян и древних египтян с греческими мифами о похождениях олимпийских богов, то сравнение будет явно не в пользу греков. То была религия, задержавшаяся на начальной стадии развития (например, только для зрелых религиозных систем характерен вопрос о принесении в жертву человека).

Однако именно детскость древнегреческой культуры вполне может скрывать в себе разгадку этой тайны – во всяком случае, частично. Без неё могло вообще не произойти удивительного расцвета древнегреческой культуры, которая до сих пор считается основой западной культуры. Наивная и прозрачная религия греков не оставляла места для богословского или умственного размышления. До греков любые возникающие в умах людей вопросы о мироустройстве всегда находили свои ответы в религии, в результате чего метафизика и суеверия с неизбежностью проникали в сам процесс размышления и наблюдения. Астрономия вавилонян испытала на себе сильное влияние астрологии; математика египтян была пронизана религиозными суевериями. Когда же древние греки начали задавать умные вопросы, их культура не была отягощена подобным наследием.

Возможно, именно вследствие этого древнегреческая культура и начала развиваться с поистине чудесной быстротой. Например, если посмотреть, как развивалась греческая трагедия, то видно, что она родилась из упрощённого религиозного ритуала, превратившись затем в утончённую драму (почти не изменившуюся по форме до наших дней). Причём всё это произошло в течение жизни одного поколения. То же можно сказать и о философии: зародившись в середине VI в. до н.э., она уже к концу следующего столетия произвела на свет Платона, которого многие и поныне рассматривают как наиболее выдающегося представителя философии. В этом плане достижения древнегреческой философии V в. до н.э. до сих пор остаются непревзойдёнными. И только философия ХХ в. демонстрирует новое качество и большое разнообразие.

Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса Милетского, выходца из Малой Азии. Нам известно, что в 585 г. до н.э. он прославился тем, что предсказал солнечное затмение, которое произошло в тот год. Фалес считается первым настоящим философом, потому что он первым попытался объяснить мир в терминах реально наблюдаемой природы, а не в образах мифологии. Это означало, что его заключения можно было проверить на истинность с помощью рациональных рассуждений. Главное положение философии Фалеса таково: всё в мире состоит из воды. Таким образом, Фалес задал тон всей философии тем, что. Фактически допустив ошибку, сделал неверное умозаключение.

В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала своё внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские. Онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы.

Даже в исследовании самой проблемы человека существует различие в философских концепциях Запада и Востока. Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Поэтому в ней содержится много более частых проблем, связанных с самосознанием человека, его формами и состояниями, этикетом, практическими наставлениями правителям, старшим и младшим по возрасту людям, а также людям, занимающим разное социальное положение в обществе. Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.

Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстаёт и как собственно философия, и как религия. Пример тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия более привержена научной методологии, отмежевывается от религии. Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых или хотя бы распространённых в Древней Греции и Риме религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов. Довольно сильна атеистическая тенденция.

Разработка категориального аппарата в западной и восточной философии также имеет свою специфику. В восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией и " Ригведами" (инь, ян, ци) или рассмотрение вещей как комбинации пяти материальных первооснов – земли, воздуха, воды, огня и дерева. Часто обсуждаются категории смерти и жизни, души и физического тела, материи и души, сознания и его состояний. Вводятся понятия сансары, кармы, нирваны, аскезы и др. Конечно, восточная философия использует и традиционно философские категории – движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция и др.

Разработка философского категориального аппарата, выражающего суть философских систем и их борьбу, - заслуга прежде всего древнегреческой философии. Впервые систематически о категориях речь шла в трактате Аристотеля " Категории". Содержащаяся в нём таблица категорий оказала определяющее влияние на развитие учения о категориях вплоть до Нового времени.

Имеются различия и в учении о строении материи. В античной философии Запада возникла атомистика как учение о дискретном строении материи. В атомистике наряду с наивными объяснениями причинности просматривается стремление увидеть всё ту же причинность в самих вещах, а точнее – в атомах. В восточной философии проблема дискретности материи, её строения не ставится. В ней материя рассматривается преимущественно как некая " помеха" душе, или в единстве с формой, или как некое субстанциональное начало.

Есть различия в решении проблем познания. В западной философии познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т.е. даётся разработка проблем логики. В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя. Ньяя подчёркивала важность умозрения для решения философских проблем. В целом же для древневосточной философии более характерно самопознание.

Следует отметить, что специфика западной и восточной философии отчётливо просматривается при рассмотрении в них социальной проблематики. В восточной философии это проблемы " вселенского человека", от которого пошло всё прошлое, настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управления другими людьми.

Много внимания уделяется в восточной философии проблеме закона. Одни философы его отвергали, другие на него уповали. Важнейшей проблемой является проблема народа и правителя.

В древнегреческой и древнеримской философии социальная проблематика содержит более широкий спектр тем. Да и их рассмотрение отличается от рассмотрения в восточной философии. Во-первых, начиная с Демокрита, почти все философы древнего мира обращаются к проблемам государства, закона, труда, управления, войны и мира, желаний, интересов, власти, имущественного деления общества.

Во-вторых, ценным при рассмотрении этих социально-философских проблем является обращение к человеку в его единстве с обществом. Демокрит. Платон. Аристотель.

В социальной философской проблематике античности преобладает этическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют нас задумываться и сегодня.

Вся духовная цивилизация Востока несёт в себе обращение к бытию личности, её самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всём образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям. Поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

В средние века религия являлась господствующей идеологией феодального общества как на Западе, так и на Востоке. Церковь в этот период была крупнейшим феодалом.

13. Древнегреческая натурфилософия: главные проблемы, школы и представители.

Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии, долго сохраняла с ней связь. В частности, на протяжении всеё истории античной философии в значительной степени сохранялась терминология, пришедшая из мифологии. Так, имена богов использовались для обозначения различных природных и социальных сил: любовь именовалась Эросом или Афродитой (земной или небесной), мудрость – Афиной, поддержание космического порядка связывалось с Эриниями – богинями мщения и т. д.

Естественно, что особенно тесная связь мифологии с философией имела место в ранний период развития последней. Из мифологии было унаследовано представление о четырёх основных стихиях, из которых состоит всё сущее (Вода, Воздух, Огонь, Земля), идея организации Космоса (Порядка) из Хаоса (Смешения), устройства Космоса и ряд других.

Большинство философов раннего периода первоначалом бытия считали одну или несколько стихий, но при этом стихия-первоначало часто считалось одушевлённой (например, Вода у Фалеса), а иногда даже и разумной (например, у Гераклита таким считался Огонь-Логос). Но в качестве первоначал, кроме стихий. Предлагались и другие, самые различные сущности.

Большинство греческих мудрецов можно назвать " стихийными или наивными материалистами", так как выбираемая ими в качестве первоначала сущность (стихия, атомы, гомеомерии и т. р.) имела материальную природу. Но в то же время существовали и философы, к которым можно применить термин " наивные идеалисты": у них в качестве первоначала бытия выступали некие идеальные сущности или силы (числа у Пифагора, Любовь и Вражда у Эмпедокла и т. д.).

Для раннего периода в целом характерны натурфилософия (философия природы) и космоцентризм, т. е. центральной проблемой философии был вопрос о Космосе: его устройстве (космология) и происхождении (космогония). Вопрос о происхождении Космоса был непосредственно связан с представлениями об исходном первоначале (или первоначалах) бытия.

Милетская школа

Первой философской школой Древней Греции стала Милетская школа, поэтому её основоположник – Фалес – считается первым философом Древней Греции. Другие наиболее известные представители этой школы – Анаксимандр и Анаксимен.

Фалес. Первоначало. Ф. был стихийным материалистом, первоначалом бытия считал воду. Вода разумна и " божественна". Мир полон богов, всё существующее является одушевлённым (гилозоизм); именно боги и души – источники движения и самодвижения тел, например, магнит имеет душу потому, что он притягивает железо.

Космология и космогония. Всё возникло из воды, из неё всё начинается и в неё всё возвращается. Земля – плоская и плавает на воде. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды.

Божеством космоса является разум (логос) – сын Зевса.

Анаксимандр. Первоначало. Первоосновой мира А. считал апейрон – вечное (" не знающее старости"), неопределённое и беспредельное материальное начало.

Космогония и космология. Из апейрона выделяются две пары противоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; их комбинации порождают четыре основные стихии, из которых состоит всё в мире: воздух, вода, огонь, земля.

Самая тяжёлая стихия – Земля, сосредоточивается в центре, образовав цилиндр, высота которого равна трети основания. На его поверхности располагается более лёгкая стихия – вода, ещё дальше находится воздух. Земля находится в центре мира и парит в воздухе. Огонь образовал три сферы, разделённый воздушными перемычками. Непрерывное движение и действие центробежной силы разорвали огненные сферы, её части приняли форму " колёс" или " колец". Так образовались Солнце, Луна, звёзды. Ближе всего к Земле находятся звёзды, затем – Луна, а затем уже – Солнце.

Таким образом, всё существующее в мире (многое) происходит из единого (апейрона). С какой неизбежностью произошло возникновение мира, с такой произойдёт и его гибель.

Выделение противоположностей из апейрона А. называет неправдой, несправедливостью, возвращение к единому – правдой, справедливостью.

После возвращения к единому (в апейрон) начинается новый процесс космогенеза, при этом число возникающих и погибающих миров бесконечно.

Происхождение жизни и человека. Живое зародилось под воздействием небесного огня из ила – на границе моря и суши. Первые живые существа жили в воде, затем некоторые из них вышли на сушу, сбросив с себя чешую. Человек зародился и развился до взрослого состояния внутри огромных рыб потом первочеловек вышел на сушу.

Анаксимен. Первоначало. А., так же как Фалес и Анаксимандр, был стихийным материалистом. Он не смог принять такую абстрактную сущность, как апейрон Анаксимандра, и в качестве первоначала всего сущего выбрал воздух – самую бескачественную и неопределённую из четырёх стихий.

Космогония и космология. Всё возникает из воздуха – посредством его сгущения и разряжения. При разряжении воздуха образуется огонь; при сгущении – ветер, облака, вода, земля, камни.

А. считал, что Солнце, Луна и звёзды – это камни, которые раскалились от быстрого движения. Земля и небесные тела – плоские и парят в воздухе. Земля неподвижна, а светила движутся воздушными вихрями. А. исправил ошибочные представления Анаксимандра о расположении небесных тел: ближе всего к Земле находится Луна, затем – Солнце, дальше всего – звёзды.

Учение о душе. Беспредельный воздух является началом не только тела, но и души. Таким образом, душа – воздушна, а значит, и материальна.

Учение о богах. А. считал, что не боги создали воздух, а сами боги возникли из воздуха.

Гераклит Эфесский

Основные труды: " О природе"; сохранилось около 130 фрагментов.

Первоначало. Гераклит – стихийный материалист и основоположник диалектики. Первоначало всего сущего – огонь, самая подвижная и изменчивая из всех стихий. Он является материальным, вечным и живым (гилозоизм), более того – он разумен, ему присущ логос. Огонь никем не сотворён, но он подчиняется мировому закону, " мерой вспыхивая и мерой угасая".

Диалектика. Принципиальная особенность мира состоит в его постоянной изменчивости: " всё течет", " нельзя дважды войти в одну и ту же реку". В этом Гераклит противостоит большинству античных философов, которые считали, что " истинное бытие" вечно и неизменно (пифагорейцы, элеаты и др.). Существенное изменение – это изменение в свою противоположность (холодное нагревается, горячее остывает). Противоположности существуют в единстве и в вечной борьбе (" борьба – отец всего и царь над всем").

Космология и космогония. Всё в мире возникает из огня, и это " путь вниз" и " недостаток" огня. По мнению Гераклита, космос не вечен, " путь вниз" сменяется " путём наверх", и тогда весь мир сгорает в мировом пожаре, который есть одновременно и мировой суд (так как огонь живой и разумный).

Известны три варианта описания космогенеза (процесса образования космоса) у Гераклита.

Учение о душе. Душа человека – сочетание огня и влаги. Души возникают, " испаряясь из влаги", и наоборот: " душам смерть – воде рождение". Чем больше огня в душе, тем она лучше; человеческий разум – это огонь (логос).

Гносеология. Чувства, особенно зрение и слух, полезны в процессе познания, но высшая цель состоит в познании логоса. Оно доступно не всем, хотя все люди разумны. Большинство людей и не пытаются постичь логос, мешает постижению многознание. Лишь немногие из людей постигли логос и живут в соответствии с ним.

Пифагорейцы

Пифагор. Первоначало. Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считал идеальные сущности – числа (имеются в виду – целые натуральные числа), а пропорции между числами создают мировую гармонию. Сохранилась легенда о том, как Пифагор пришёл к этой идее: однажды он проходил мимо кузницы и заметил, что разные по весу молоты, ударяясь о наковальню, издают звуки разной высоты. Эта зависимость может быть выражена числами, следовательно, " число владеет вещами".

Числа связаны с геометрическими фигурами (тройка – с треугольником, четвёрка – с четырёхугольником и т. п.). Пять стихий, из которых состоят все материальные тела, тоже связаны с числами. Так, земля состоит из частиц кубической формы, огонь – из тетраэдров (четырёхгранных пирамид), воздух – из октаэдров (восьмигранников), вода – из икосаэдров (двадцатигранников). В философии П. появляется представление о пятой стихии (которой не было в мифологии) – эфире; частицы эфира – додекаэдры (двенадцатигранники).

П., в отличие от большинства греков, верил в переселение душ (метемпсихоз).

Космология. В центре мира находится Земля (геоцентризм), все небесные тела движутся в эфире вокруг Земли. Каждая планета, двигаясь в эфире, производит монотонный звук определённой высоты, совместно эти звуки создают мелодию (" музыку небесных сфер"), которую могут слышать люди с особым тонким слухом – такие, как П.

Элейская школа

Эта школа получила своё название по названию г. Элея, где в основном жили и работали её крупнейшие представители: Ксенофан (ок. 565-473 гг. до н. э.), Парменид (род ок. 504-501 гг. до н. э., время смерти не известно), Зенон (ок. 490-430 гг. до н. э.)

Элеаты первыми попытались понять мир, используя философские понятия предельной общности, такие, как " бытие", " небытие", " движение". У них первых появляется оценка чувственного телесного мира как " неистинного" и " иллюзорного", и ему противопоставляется " истинный", умопостигаемый мир.

От Ксенофана сохранилось только несколько сатирических стихотворений.

Парменид своё учение преподносит как откровение, данное ему богиней Истины (Дике), но, по сути, в поэме предпринимается попытка рационального осмысления мира. Центральная проблема философии П. – это соотношение бытия и небытия, бытия и мышления. Познать истину можно только с помощью разума. В отличие от предшествующих философов, которые чаще всего только декларировали свои идеи, он стремился доказать свои тезисы, и прежде всего, что бытие (сущее) существует, а небытие (не-сущее, пустота) – не существует.

Реально существующим П. считал только то, что умопостигаемо, может мыслиться. Он провозглашает тождество бытия и мышления: " одно и то же мысль о предмете и предмет мысли". Небытие не существует потому, что его невозможно " ни познать, нив слове выразить". Мыслить же о нём невозможно, так как если мы начинаем это делать, то (в силу тождества мысли и ей предмета) небытие, не-сущее получает существование, становится бытием, сущим.

Бытие для П. – сплошной неподвижный шар (Единое), не имеющий никаких пустот и частей, в котором отсутствуют всякое движение и изменение. Ведь разделить бытие на части могло бы лишь небытие, а его нет. Аналогично всякое изменение предполагает появление и исчезновение чего-то. Но появиться нечто может только из небытия и исчезнуть только в небытие, а его нет. Таким образом, П. оказывался первым теоретиком метафизики (отрицая развитие мира), выступая против диалектики Гераклита.

Изменчивость, движение, множественность оказываются у П. характеристиками неистинного, чувственного мира. Но вторая часть поэмы П., в которой говорилось о чувственном, иллюзорном мире, практически не сохранилась. Неясным остаётся и то, как решал П. вопрос о соотношении истинного, умопостигаемого мира и иллюзорного чувственного мира.

Зенон защищал и отстаивал учение Парменида о Едином, отвергал реальность чувственного бытия и множественность вещей. Он разработал апории (затруднения), доказывающие невозможность движения в истинном умопостигаемом мире.

Атомизм

Основоположником атомизма считается Левкипп, но о нём почти ничего не известно. Поэтому под древнегреческим атомизмом прежде всего подразумевается учение Демокрита.

Демокрит. Первоначала бытия – атомы и пустота, в которой находятся и движутся атомы. Атомы (букв. " неделимые") – это мельчайшие частицы вещества. Каждый атом вечен и неизменен, не возникает и не исчезает. Количество атомов бесконечно. Они различаются величиной, формой (шарообразные, пирамидальные, крючкообразные и т. п.) и положением в пространстве. Атомы подвижны, парят в пустоте, подобно пылинкам, видимым в солнечном луче.

Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Все вещи со временем погибают, а составляющие их атомы продолжают существовать. Четыре традиционные стихии Демокрит считал " средними ступенями", из которых складывается всё остальное. Воздух, вода и земля состоят из атомов различных форм, а огонь – только из шарообразных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.