Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Проблема измерения в эмпирических исследованиях: эмпирические показатели, шкалирование






    Разновидности исследований «качественной традиции».

    качественные (неформализованные) методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых социальных явлений. Отсутствие формализации делает невозможным массовый охват обследуемых объектов, в результате чего число единиц обследования часто снижается до минимума. Отказ от широты охвата компенсируется " глубиной" исследования, т. е. детальным изучением социального явления в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями. К числу неформализованных методов относятся: включенное неструктурированное наблюдение, индивидуальное глубокое интервью и фокус-группы, так называемый «традиционный» анализ текстов, изучение личных документов (автобиографий, писем и др.).

    Первой крупной эмпирической работой, выполненной с позиций качественного подхода, принято считать работу французского исследователя Ф. Ле Пле, составившего монографическое описание трехсот семей, принадлежащих к различным слоям общества. Основными методами сбора информации были личные наблюдения и интервью. Книга Ле Пле, озаглавленная " Европейские рабочие", вышла в свет в 1855 г. Работа А. Кетле " Опыт социальной физики", положившая начало использованию эмпирических количественных данных для установления закономерностей социальных явлений, была издана двадцатью годами раньше, в 1835т. В конце XIX и начале XX века эмпирическая социология в основном развивалась как качественная, а излюбленными методами исследований были анализ автобиографий, писем и дневников. Думается, что интерес к таким документам во многом вытекал из философских трудов по исследованию сознания, лежащих в основе возникновения теоретической социологии. Данная исследовательская традиция имела свои крупные успехи, включая достижения Чикагской школы по изучению причин преступности и уже упоминавшийся фундаментальный эмпирико-теоретический труд Томаса и Знанецкого.

     

    Проблема измерения в эмпирических исследованиях: эмпирические показатели, шкалирование

    С возникновением социологии как позитивной науки, появилась необходимость в введении в нее понятия измерение, что было связано с заменой теоретико-филосовских методов методами эмпирическими. В связи с этим возникает несколько теорий измерения.

    Cуществует ряд проблем измерения, включающие в себя 3 аспекта:

    * Философско-гносеологический

    Это проблема сущности процесса измерения как познавательного процесса; проблема объекта и субъекта измерения; соотношения объективности и субъективности результата измерения.

    * Теоретико-методологический

    Затрагивает проблемы построения теории измерения.

    * Практический аспект

    Это получение и оценка результатов измерения, проблема его надежности и обоснованности.

    Шкалирование – это совокупность методов, процедур, технологических приемов, позволяющих строить шкалы различного типа.

    Измерение может быть прямым и косвенным. Основное (прямое)измерение – это такое измерение, которое не предполагает никаких предшествующих измерениях. Его средством является основная шкала.

    Основные методы прямого измерения:

    - Отнесение респондента к определенной категории, определенному шкально-числовому значению.

    - Процедура ранжирования.

    - Использование респондентом графического изображения.

    - Присвоение респондентом баллов определенному объекту.

    - Процедура парных сравнений (респондент должен сравнивать каждый из представленных ему объектов по какому-либо принципу)

    - Метод равнокажущихся интервалов (размещение определенных объектов по интервалам).

    Производное (косвенное) измерение зависит от предшествующих измерений. Его средством является производная шкала.

    Основные методы производного измерения:

    - Группировка значений переменных, укрупнение градаций шкалы.

    - Построение индексов. Индекс – это численный показатель, образованный путем комбинации индикаторов. Он может быть образован путем расчета

    * Средней арифметической разности, суммы

    * Перекрестной группировки 2 и более признаков(например, метод логического квадрата)

    * Может формироваться новая переменная на основе нескольких переменных (процедура тестирования, формирования шкал установок)

    Очень важным методологическим моментом является зависимость характера используемой шкалы от содержательных концепций исследователя, его представлений о том, что он изучает, его рефлексии по поводу свойств используемого «инструмента» измерения. Вопрос о свойствах шкал носит отнюдь не академический характер. Правильное определение характера шкалы является необходимым условием правильного выбора метода анализа данных, и, следовательно, получения адекватных выводов.

    Существует ряд особенностей измерения в социологии.

    - Многомерность изучаемой характеристики.
    Например: задавая вопрос об «удовлетворенности», мы априори предполагаем такую модель «поведения» респондента, в соответствии с которой в сознании последнего имеется некоторый «одномерный континуум», на котором заведомо существует точка, отвечающая удовлетворенности респондента на момент опроса. Другими словами, мы полагаем, что изучаемая характеристика одномерна. А ведь весьма разумно было бы предположить, что это не так. Говоря научным языком, это означает, что удовлетворенность – многомерная характеристика.

    - Отсутствие единого понятия, отвечающего изучаемой характеристике.
    Например: «удовлетворенность и не удовлетворенность трудом» не должны оцениваться в едином измерительном континууме (т.е. по одной шкале). Обосновывается это тем, что в соответствующем случае мы имеем две разные группы факторов, одна из которых влияет на удовлетворенность, другая – на неудовлетворенность, в силу чего необходимы и разные методы измерения и воздействия на них. Ясно, что такая ситуация может встречаться не только при измерении удовлетворенности трудом.

    - Переход «положительных» значений характеристики в «отрицательные».
    Например: Водном из ВУЗов страны проводился анкетный опрос студентов с целью выяснения их мнения о качестве работы преподавателей. При анализе результатов выявился парадоксальный, на первый взгляд, факт: оказалось, что два преподавателя, относительно которых было известно заранее, что один из них высоко ценится студентами, а другой – напротив, совершенно не пользуется у них успехом, получили по целому ряду вопросов одинаково высокие оценки. Тщательно проанализировав вопросы анкеты, нашлось объяснение этому факту. Характер этого объяснения можно продемонстрировать на примере вопроса о степени понятности лекций, читаемых каждым преподавателем. Оказалось, что лекции обоих преподавателей в основном расценивались как «вполне понятные». Но если первый преподаватель действительно обладал даром понятно говорить даже о самых сложных предметах, то второй просто излагал самые очевидны вещи.

    - Необходимость определенной диалектики в понимании характеристики признака и ее значений.
    С одной стороны, само понятие признака имеет смысл только при некоторой однокачественности тех объектов, для которых значения признака вычисляются. А с другой стороны, - каждому значению признака все же отвечает свое собственное качество.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.