Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства пожаротушения, находящиеся на вооружении пожарных команд




Организация тушения пожаров во многом зависела от технических средств, которыми располагала пожарная охрана. В основном для тушения использовалась вода, она подавалась к месту пожара ведрами, ушатами. Проверялась также разборка строений с помощью крючьев, багров, топоров. В 17 в. в России для подачи воды появились пожарные насосы под названием «водозаливная труба», представляющие собой ручной насос, состоящий из трубы с наконечником, в котором плотно двигался поршень. Длина такой трубы достигала 1 метра. Ее изготавливали из листовой меди или дерева. Применение их несколько повысило эффективность тушения. Воду начинали подавать в виде струи на расстоянии 6-7 м. Их производительность слишком была малой и существенных изменений она не внесла.

Были ли такие водосливные трубы на вооружении городов населенных пунктов Чувашии сказать трудно, по-видимому, да.

Несколько больший эффект тушения пожаров водой давали двухцилиндровые поршневые насосы, которые в России ввозились с начала XVIII в. из-за границы. С помощью этих насосов, снабженных кожаными рукавами и медными стволами (брандспойтами) можно было подавать воду на небольшие расстояния и заливать места горения водяными струями. Дальность действия водяной струи составляла 10 м. В России такие насосы называли «заливными пожарными трубами». В архивных документах Чувашской Республики первое упоминание о наличии такой трубы в г. Чебоксары встречается в 1795 г.; в г. Алатыре – в конце XVIII в. «В январе 1796 г. в Алатырской городской думе городничий и городской голова имели рассуждение, что имеющиеся в г. Алатыре заливная труба и пожарные рукава пришли в ветхость и их необходимо заменить новыми.

Заливные пожарные трубы имели короба, которые наполняли водой. Подавать воду ими было довольно сложно. Для обслуживания одной заливной пожарной трубы необходимо было около 50 человек, из них 12 человек в две смены качали коромысло насоса, не менее 8 человек обслуживали выкидные рукава и ствол, а 30 – в одну или в две «нитки» конвеером подносили к трубе воду ведрами или ушатами.

В конце XIX в. заливные пожарные трубы стали снабжаться с помощью специальных перекачных насосов, а также бочек, которые перевозили люди (20-ведерные – 24 л) и лошади (40-ведерные – 480 л и 60-ведерные – 680 л).

Заливные трубы были большими, средними и малыми. В случае пожара на верхнем этаже здания или на чердаке устанавливали малую трубу вблизи очага пожара и в ее короб качали воду средней трубой, которую устанавливали на первом или средней этаже. В короб средней трубы воду подавали большой трубой. Большая труба была прикреплена к повозке (к телеге или саням) и поэтому ее всегда устанавливали вблизи здания, где произошел пожар. Наружный пожар тушили всеми трубами.



Производительность заливных труб:

– большой трубы – 20-30 ведер в мин (210-370 л/мин),

– средней – 15 ведер в мин (180 л/мин),

– малой – 7-12 ведер в мин (86-144 л/мин).

Для подачи воды от этих труб к стволу использовали кожаные рукава. Их могли изготовлять и местные кустари. Так, например, мещанин Степан Егоров в 1880 г. заключил контракт на изготовление двух таких рукавов в Ядрине. К большой и средней трубе полагались рукава длиной 40 м, к малой – длиной 16 м. Лишь в середине XIX в. было освоено изготовление тканных выкладных пожарных рукавов из пеньки (чуть позже – из льна).
А лет через 20 льняные рукава стали покрывать внутри слоем резины.

Такие рукава были дешевле, их можно прокладывать на большие расстояния и они были удобны. Были они и на вооружении пожарной охраны дореволюционной Чувашии [21].

В 1906 г. в Чебоксарах стали организовывать пожарный обоз с круглосуточным дежурством, который состоял из одного человека, при нем были 2 лошади. К этому моменту в распоряжении городской головы Григория Рукавишникова из пожарных инструментов находилось: 1 парус, 4 щита, 38 больших и малых багров, 11 ухватов, 20 ведер. Вышеупомянутые заливные пожарные трубы куда-то исчезли, видимо, пришли в негодность. Срочно необходимо было приобрести новые. Решили, что пока будет достаточно двух штук. Для этого, выдав из городских средств 150 руб., снарядили и отправили в г. Казань главного городской думы от купцов второй гильдии Николая Клюева. В мае 1807 г. вернувшись из Казани без «медных заливных пожарных труб», Н. Клюев подрядил для их изготовления за сходную цену одного казанского мастера. Но мастер вскоре умер, не успев выполнить заказ. Больше мастеров не оказалось. Н. Клюев попытался приобрести трубы в г. Костроме, но и там их не оказалось, но он узнал, что они имеются на Корунской ярмарке Симбирской губернии. Отрядили туда гласного из мещан Ивана Часоводцева и гласного от посадских – Григория Серебренникова. Поручили: если трубы не найдутся и там, то И. Часоводцева направить в Буинский округ Киятскую ярмарку. Но они оба вернулись без пожарных заливных труб. Приобрели трубы для г. Чебоксары
21 августа 1807 г. гласные Иван Твертинов и Василий Засыпкин на Макарьевской ярмарке «жестяную с медной оправою и с одной кишкой трубу ручную заливную» за 72 руб. 62 коп. Ее поставили на хранение в стоящий при торговой площади сарай.



Чуть позже, в декабре 1808 г., по поручению гласного Василия Засыпкина Чебоксарский мещанин Николай Сергеев купил в Г. Москве две «медные, ручные, заливные трубы» стоимостью 84 руб. 17 коп с принадлежностью и рукавами».

Таким образом, в первые же годы создания пожарного обоза с круглосуточным дежурством при нем одного человека с двумя лошадьми и в Чебоксарах имелись три пожарные заливные трубы: большие, средние, малые.

Что из себя представлял пожарный обоз г. Чебоксар 1819 г.? Вот его опись.

«Насосы:

№ 1. Большой деревянный, окованный железом, покрыт зеленой краской; с окованными колесами и при нем длинная из кожи кишки обвитая бичевкой на конце труба медная – 1;

№ 2. Железный на кованых колесах, покрыт зеленой краской, кишка из кожи с обвитою бичевкой и с медной трубкой на конце – 1;

№ 3. Железный круглый, на железном стакане, с окованными колесами, покрытой черной краской, кишкой из кожи с обвитой бичевкою и с медной трубой на конце – 1;

№ 4. Железный четырехугольный, покрыт темнолазуревой краской с кишкою из кожи с обвитой бечевкой и с медной трубкой на конце – 1;

малых одноручных – 2. Из коих один к употреблению не годен по ветхости.

Багры и вилы большие и средние – 37.

Одноручный легкий – 4.

Передка для свозки багров колеса, окованы шинным железом – 1.

Раскосы под бочками – 2.

Бочек дубовых, новых, окованных шинным железом, по всем 16 обручам, весом по 9 фунтов, железа 3 пуда 24 фунта – 3.

Тоже бочек старых – 3, с подручными обручами – 3.

Фонарей – 2.

Колес – 4.

Ведер водоносных деревянных – 37.

Лестниц – 2.

Лестница большая – 2.

Дровен – 2.

Лестница средняя, купленная – 1.

Шомпол – 1.

Ключей – 2.

Замок для запору пожарных инструментов».

Такие же пожарные трубы были и на вооружении пожарных команд других городов Чувашии и в сельской местности. К примеру, в 1886 г. Цивильская городская дума приобрела заливную пожарную трубу из Москвы с фабрики почетных граждан братьев Бутеон стоимостью 220 рублей серебром. Вот как эта дума ответила ядринскому городскому голове на его запрос об этой заливной пожарной трубе: «Машина № 6, двухнасосная (2-х поршневая) силою 8 человек, бросающая в одну минуту от 7 до 8 ушат воды, с деревянным ящиком, с протяжными рукавами (всасывающими) из гуттаперчи спиральной и с заливным из пеньки».

Цивильская пожарная команда в 1886 г. на вооружении имела:

– 6 заливных пожарных труб с летними и зимними ходами;

– 10 бочек таковыми же ходами;

– багров и ухватов большой величины – 31;

– лестниц выдвижных – 4, простых – 2;

– леек – 13;

– топоров – 7;

– деревянных ухватов – 2;

– железный короб;

– цепей с варовными снастями – 6;

– ломов – 5;

– ведер железных – 10;

– холщевых парусов – 4;

– железных лопат – 14;

– ходов для возки багров и лестниц – 2;

– телег с лестницами и зимними ходами для возки топоров;

– парусов и прочего – 1.

Пожарная команда г. Ядрина в 1880 г. для борьбы с пожарами обладала следующим необходимым вооружением:

«1. Пожарная двухнасосная новой конструкции труба на железном летнем ходу, купленная у братьев Бутеон в 1872 г.

2. Большая четырехугольная труба, окрашенная зеленой краской на летнем ходу с рукавом, с медным спрыском, купленная в 1845 г.

Труба круглая на летнем ходу, с 2-мя рукавами, длиной по 5 сажен каждый, с медным спрыском, купленная в 1820 г.

Четырехугольная труба средней величины на летнем ходу с 2 рукавами, купленная в 1825 г.

Форменных водоливных бочек с обручами – 4.

Летних ходов под багры, ухват и бочки – 6.

Деревянных леек с железными обручами – 6.

Мочальных мокруш – 2.

Ведер железных – 10.

Лестниц деревянных – 2.

Багров больших – 5, малых – 13, ухватов – 5, железных – 6, лопат железных – 6, топоров – 10, ломов – 10, фонарей – 3, зимних ходов – 6».

Большое количество заливных труб находилось в сельской местности. К примеру, в 1896 г. в деревнях и селах 2-го стана Цивильского уезда их насчитывалось 77 штук. В основном пожарные заливные трубы по одной штуке находились в центрах общин, волостных центрах. Но такие крупные населенные пункты, как д. Янтиково-Норваши, д. Большие и Малые Турныши, с. Старые Шимкусы имели по 2 заливные пожарные трубы. Начиная с 1890 г., когда начали создавать в селениях добровольные пожарные дружины, эти трубы находились у них.

На практике использование заливных пожарных труб показывало, что за ними нужен постоянный уход, в зимнее время их необходимо хранить в теплом помещении. Также не хватало мастеров, которые бы умели обращаться с пожарными насосами, и поэтому в самый необходимый момент они нередко не работали. Ремонтом пожарных заливных труб в дореволюционной Чувашии занимались местные умельцы-слесари, медняки, паяльщики, кузнецы. Предпринимались меры, чтобы какого-либо умельца направить на обучение. Так, например, в 1827 г. «по распоряжению Казанского гражданского губернатора для учения на снабжение, поправление, делание пожарных орудий в Московское депо был направлен из кузнецов Чебоксарский мещанин Василий Смирнов». Но занимался ли он в дальнейшем при Чебоксарском обозе ремонтом и изготовлением пожарных орудий по документам не прослеживается [21].

Конечно, все пожарные заливные трубы в Чувашию завозились, своего литейного производства здесь не было. А такие противопожарные орудия, как ведра, лестницы, багры, топоры первоначально завозились из Московского, С.-Петербургского пожарных депо, а впоследствии стали изготавливать по их образцам на местах, придя к выводу, что на их доставку расходуется много средств. Почему с Московского и С.-Петербургского пожарных депо? Потому что в 1812 г. указом при Петербурге и Москве были созданы специальные казенные мастерские под названием «Пожарное депо». Пожарные депо должны были изготовить пожарный инструмент, оборудование, а также обучать мастеровых для таких же депо других городов.

С 1859 г. в с. Воротынец Нижегородской губернии ступила в строй ремесленная мастерская, которая изготовляла заливные трубы и пожарные инструменты. Трубы этой мастерской отличались особой прочностью.
В них коробки вместо деревянных изготовлялись литыми, медными, лыжи – вместо деревянных – литыми свинцовыми, коробы или кузовья – вместо жестяных – из латуни, кроме того, у них медные стаканы, гайки – из толстой латуни. Мастерская изготовляла трубы производительностью 12, 20, 30 ведер в минуту. Такая же мастерская, только по изготовлению пожарных рукавов из пеньки, телег и т. п. имелась в с. Лысково этой же губернии у купца Журавлева. Надо полагать, что возможности заливных труб были весьма ограничены. При их производительности 200 л/мин (порядка 3,3 л/сек) ликвидировать развившийся пожар было нелегко.

В настоящее время ручные стволы литер Б и А подают на пожар 3,5 и 7 л/сек, а лафетные – 20-40 и более л/сек. На многих пожарных машинах устанавливаются центробежные насосы производительностью 40, 60, 110 л/сек.

Изобретение паровых машин позволило использовать их в пожарном деле для привода пожарных насосов. Первые паровые пожарные насосы были созданы в Англии. В России они появились в 1862 г. В дореволюционной Чувашии их было два. Оба они были в Чебоксарах. Первый паровой пожарный насос приобрел в частное пользование купец В. Е. Ефремов в 1900 г. И в этом же году он стал высылать его на тушение всех возникающих пожаров в пределах г. Чебоксары и его пригороде, чувствуется, был он милосердным человеком. Приобрел, видимо, он его для своего лесопильного завода, который находился в Геронтевской слободе. Технические данные, название фирмы, изготовившей этот паровой пожарный насос, пока остаются загадкой.

На вооружении Чебоксарской пожарной команды паровой пожарный насос был поставлен 24 октября 1902 г. Желание приобрести этот насос для города у городских властей возникло, видимо, после посещения в июле 1898 г. в г. Чебоксарах передвижной пожарной выставки. Поиск средств на его приобретение начался еще в начале 1901 г. Городских доходов не хватало, они составляли в тот период 22 тыс. руб. Из них 40 % безвозвратно уходило в земской собор, на содержание пожарной команды и обоза в год расходовалось около 2225 руб. Об оказании финансовой помощи для приобретения парового пожарного насоса городское управление, во главе которого в тот период находился Неверов, обратилось с запросами: в Правление Северного страхового общества, которое находилось в г. Москве, Первого Российского страхового общества и страхового общества «Россия», которые находились в С.-Петербурге. Из этих трех обществ только последнее выделило 50 руб., другие же не нашли возможностей. 1500 руб. с разрешения Казанского губернатора взяли из запасного капитала г. Чебоксар. Был объявлен сбор пожертвований от горожан. Мещанское общество на собрании решило выделить для этого мероприятия 300 рублей из запасного капитала. Чебоксарский купец Андрей Петрович Астраханцев пожертвовал 494 руб. 40 коп. Многие горожане внесли по 50, 35, 30, 25, руб., но большинство – по 5, 3, 1 руб.

Сбором пожертвований занимались члены городской управы.

Городу Чебоксары свои паровые пожарные насосы предлагали: акционерное общество Густава Листа, чугунно-медно-литейный завод и машиностроительный завод Людвига и Смита (приемник Вальдган), английский завод «Г. Кеппен и К», Петербургский завод «Лонгензипен и К».

Паровой пожарный насос купили у Петербургского завода «Лонгензипен и К» в Нижнем Новгороде. Этот завод был основан в 1878 г. и имел отделение в Москве, Киеве, Харькове, Риге. Он изготовлял ручные и паровые пожарные насосы, гидропульты, лестницы, огнетушители и другое противопожарное оборудование. Паровой пожарный насос по реке Волге в Чебоксары был доставлен 24 октября 1902 г. и тут же провели его ходовые испытания. На испытания городской голова А. В. Астраханцев пригласил всех гласных городской думы. По результатам составили акт с выводом «действия удовлетворительны и она вполне соответствует должным требованиям и потому может быть принята в городское заведование».

Первый пожарный насос имел № 1478, мощность 10 л/сек, двойной насосный механизм (двухпоршневой насос двойного действия), звонок и тормоз, были на дышловом ходу. Насос способен был подать на тушение пожара 40 ведер в минуту (492 л/мин или 8,5 л/сек).

При насосе были:

– спиральные резиновые рукава (всасывающие рукава) с навязанными гайками и сеткой длиной 14 аршин (9 м 96 см) – 4 штуки;

– выкидные льняные рукава диаметром 3 дюйма (76, 2 мм) общей длиной 1495 аршин (1063 м) завода Калашникова в Кинешме;

– строительные медные гайки 30 пар;

– три медных брандспойта;

– два сигнальных рожка;

– двухходовое разветвление;

– четыре фонаря.

Первый паровой пожарный насос с принадлежностями, всасывающими рукавами стоил 3000 руб., 30 пар соединительных гаек к выкидным рукавам стоили 270 руб. 1495 аршин рукавов выкидных обошлось в 728 руб. 81 коп. Итого 3998 руб. 81 коп. Первоначально за насос было уплачено 2700 руб., остальная сумма была внесена чуть позднее, небольшими взносами ежегодно.

Первый пожарный насос был поставлен в особое, для этого выстроенное, помещение. Помещение было построено в 1903 г. на берегу реки Чебоксарки, в центре города. Паровой насос держался всегда готовым к работе в радиусе 200 сажен (426, 72 м) от этого помещения. Этот насос в основном применялся для тушения затяжных пожаров, так как на разогрев котла требовалось значительное время, и его готовность к действию наступала не ранее, чем через 15-20 мин, т. е. когда в котле создавалось необходимое давление пара. Если пожар возникал на расстоянии более 200 сажен, то он до места пожара доставлялся лошадьми, котел начинали растапливать еще в пути следования. Использовался ли он для тушения пожаров в дореволюционных Чебоксарах, сказать трудно, так как с момента его приобретения значительных пожаров в этом городе не произошло.

К паровой машине был занят машинист. Первым машинистом был Григорий Кузьмич Васильев – чебоксарский мещанин. 8 октября 1902 г. на эту должность просился житель Нижнего Новгорода костромской мещанин Сергей Иванович Гертер, узнавший, что Чебоксарам будет необходим машинист от представителя фирмы «Лангензипен и К» Николая Исаевича Юдина. Свое желание наняться машинистом Гертер объяснял тем, что это дело ему знакомо, ибо он нанимался в течении четыре ярмарок машинистом такой машины (парового пожарного насоса) при Нижегородском ярмарочном театре, и его, слесаря, не затруднит и ее ремонт. Чебоксарское городское управление принять на эту должность Гертера С. И. отказалась, ссылаясь на то, что машинистом к паровому пожарному насосу будет приглашен местный житель Г. К. Васильев, который машинистом этого насоса работал до 16 апреля 1904 г. Затем машинистом стал Александр Николаевич Коновалов, который ранее работал помощником машиниста у лесопромышленника В.Ч. Хлебникова. Машинисту в год выдавалась зарплата в размере 300 руб. С 1914 г. в штатах пожарной команды и появился помощник машиниста.

С появлением автомобилей их стали внедрять и в пожарную охрану. Первый пожарный автомобиль в России появился в 1904 г. Приобретен он был для Петербургской пожарной охраны у фирмы «Фрезе». В городах и населенных пунктах дореволюционной Чувашии их не было, но стремление приобрести – было. Впервые вопрос о приобретении пожарного автомобиля был поставлен на заседании городской думы города Алатырь 22 ноября 1908 г., где было принято решение поручить управе собрать сведения по приобретению пожарной автомашины с двигателем. Но до Октябрьской социалистической революции эта Управа приобрести пожарный автомобиль не сумела [71].

С началом роста зданий в высоту, т. е. с повышением этажности зданий, в городах возникла необходимость выбора средств для спасения людей и подачи стволов на высоты для тушения. Первоначально в городах и населенных пунктах Чувашии для этих целей использовались простые приставные лестницы, которые классифицировались как большая, средняя, малая. Малая имела длину от двух до трех сажень, средняя от трех до четырех, а большая – до пяти. Большие были складными. В описи пожарного обоза г. Цивильска 1886 г. встречаем: «…лестниц выдвижных – четыре, простых – две». Что из себя представляли эти выдвижные лестницы – сказать трудно. С 1880 г. мастерские Петербургского пожарного депо строили механические лестницы конструкции Любова на четырехколесных конных повозках. Эти лестницы были громоздкими и маломаневренными. Поэтому в 1895 г. по чертежам А. А. Сергеева была построена механическая выдвижная лестница, которая была известна как «лестница образца 1895 г.». Ее можно было снимать с передка конной повозки.

Кроме того, она была прочной и маневренной. Если анализировать эту же опись, то далее «ходов для возки багров и лестниц – 2». И получается, что к лестницам, выпускаемым Петербургским пожарным депо, отнести их трудно. Скорее эти выдвижные лестницы местного изготовления.

В 1904 г. преподаватель физики Бакинский гимназии Александр Георгиевич Лоран изобрел ручной пенный огнетушитель, в котором пена получалась от химической реакции при смешивании растворов углекислых солей с жидкими кислотами, т. е. от химической реакции щелочной и кислотной частей. В щелочную часть заряда входил экстракт солодкового корня – лакрица. А. Г. Лоран устроил мастерскую по выпуску огнетушителей, но спрос на них превышал возможности мастерской. Лоран заключил контракт на изготовление огнетушителей с заводом Густава Листа. Фирма, изменив конструкцию, обошла автора изобретения и сама начала производить огнетушители под названием «Эврика-богатырь» вместо «Эврика», расторгнув контракт [44].

Первый огнетушитель в Чувашии появился в пожарном обозе г. Чебоксары в 1899 г. под наименованием «огнегаситель». Видимо, этот огнегаситель был продукцией московского завода противопожарного оборудования Густава Листа, основанного в 1878 г., но не огнетушитель Лорана.

Кроме одного огнетушителя, на вооружении пожарной команды
г. Чебоксары с 1889 г. находились «две маленькие ручные гидропульты», продукция этих же заводов. Огнетушителей и гидропультов на вооружении других пожарных команд Чувашии не было.

С ростом городов, с развитием промышленности, с увеличением запроса человека создать для себя максимум удобств, в целях борьбы с пожарами – в городах России появился водопровод.

Но многие водопроводные линии городов не могли внести существенные изменения в тактику борьбы с пожарами, особенно те, что были построены до 1880 г., так как многие из них были сугубо хозяйственно-пищевыми, на этих линиях не были установлены пожарные гидранты, а всего-навсего водоразборные краны, откуда ее в бочках доставляли к месту пожара.

В начале ХХ в. в России устанавливается государственная монополия винной торговли. В связи с этим частные водочные заведения закрываются. Их заменяют крупные казенные винные склады. Такие склады были построены в г. Алатыре на 300 тыс. и в Чебоксарах – на 150 тыс. ведер вина. Винные склады начали работать в 1901 г., в этом же году начали работать водопроводные линии этих складов. Водопровод Алатырского винного завода строился Московской технической конторой Коркина. Расход воды составлял 3000 ведер в час (615 л/мин, 10 л/сек). Воду брали из реки Суры. На линии водопровода было поставлено 3 пожарных крана. Еще один такой же кран стоял на водонапорной башне железнодорожной станции.
В водонапорную башню Чебоксарского винного склада воду закачивали из реки Волги паровой машиной, работающей на дизельном топливе. К водопроводной трубе водонапорной башни так же был пристроен водоразборный кран, «который на пожаре работал силою этой водокачки во все ближайшие к нему стороны». Воду на пожары от этих кранов доставляли бочками. Если пожар возникал невдалеке от крана, то воду с помощью пожарных рукавов подавали сразу на пожар.

Впервые о строительстве водопровода в г. Чебоксары в городском управлении заговорили в 1894 г., в Ядрине – в 1899 г. Но из-за нехватки средств это дело до революции с мертвой точки не сдвинули. В Цивильске этот вопрос не поднимался.

В Алатыре, начиная с 1907 г. велись подготовительные работы по устройству водопровода, электроосвещения. Проект строительства водопровода в Алатыре составили фирмы: общество механических заводов братьев Бромлей, г. Москва, акционерное общество Брянского лесопроката, железнодорожного и механического завода и частные лица – инженер Голубков. 19 февраля 1913 г. на заседании Алатырской городской комиссии по постройке водопровода приняли проект брянских заводов с изменениями, как более точный. По проекту предусматривался водопровод с расходом воды первоначально 100000 ведер в сутки, 150000 – впоследствии. На водопроводной линии предусматривалась установка 52 пожарных гидрантов в колодцах, выстроенных из дуба «Московского или С.- Петербургского портового типов». Неприкосновенный запас воды для целей пожаротушения предусматривался от 10000 до 15000 ведер (123-184, 5 куб. м.). Пока составили проект электроосвещения города, ибо городские власти обе эти проблемы решили разрешить одновременно, пока добились разрешения на займ в кредит средств на сумму 380000 руб. в управлении земельного и городского кредита России – время ушло. Помехой этому делу в тот период стала Социалистическая революция 1917 г. [15].

19 июля 1932 г. Постановлением Совета народных комиссаров Чувашской АССР № 388 было утверждено «Положение об Управлении пожарной охраны Чувашской АССР». Данный документ стал основным для установления даты образования пожарной охраны Чувашской Республики.

Положение определило основные направления деятельности Управления пожарной охраны и включало в себя следующие задачи:

– участие в социалистическом строительстве путем охраны народного хозяйства от пожаров;

– уменьшение горимости;

– развитие и реконструкция пожарной охраны городов, рабочих поселков, индустриальных центров, сельских местностей, в первую очередь совхозов и колхозов, применительно требованиям, предъявляемым бурными темпами индустриализации страны;

– широкое проведение мероприятий по привлечению советской общественности, развитие соцсоревнования и ударничества;

– внесение рационализаторских и изобретательских предложений, овладение новой техникой и внедрение новых методов работы.

Управление пожарной охраны ЧАССР входило в состав Наркомхоза ЧАССР и размещалось по ул. Чернышевского, являлось органом Государственного Пожарного Надзора Совета Народных Комиссаров ЧАССР и подчинялось Центральному управлению пожарной охраны Наркомхоза РСФСР.

Во главе Управления пожарной охраны стоял начальник пожарной охраны ЧАССР, утверждаемый и смещаемый СНК ЧАССР по согласованию с Центральным управлением пожарной охраны Наркохоза РСФСР.

Управлению пожарной охраны ЧАССР была присвоена печать с государственным гербом.

Первым начальником Управления пожарной охраны республики 16 мая 1932 г. был назначен Сидоров Дмитрий Сидорович. В штат Управления вошли еще 2 инспектора (Петров и Шустов).

На боевых расчетах пожарных подразделений в то время находились только конно-бочечные хода. Лишь в 1933 г. на вооружении пожарной команды г. Чебоксары поступает первый пожарный автомобиль – автонасос АМО-4 на шасси автомобиля ЗИС.

15 июня 1937 г. было сдано в эксплуатацию новое двухэтажное каменное депо по ул. К. Маркса, д. 37, в котором стала нести дежурство пожарная команда № 2. Общая численность пожарных г. Чебоксары достигла 73 человек.

В связи с выходом Чувашской АССР в августе 1937 г. из системы Горьковского края с непосредственным подчинением РСФСР был организован отдел пожарной охраны НКВД ЧАССР, штат которого был доведен до 8 человек.

С 1957 г. городские пожарные команды вновь стали отделами при исполкомах горрайсоветов, хотя структура их подчинения МВД не изменилась.

В мае 1980 г. была проведена реорганизация профессиональной пожарной охраны в военизированную пожарную охрану, а численность Управления государственной противопожарной службы выросла до 114 человек.

Прошли годы. Пожарная охрана тоже не стоит на месте. Совершествуется материально-техническая база, на вооружении появляется новая техника, в 1997 г. приобрели автоподъемник, предназначенный для спасения людей в зданиях высотой до 16 этажей – 50 метров.

За годы становления Управления пожарной охраны Чувашской Республики его руководителями были:

с 1932 г. по 1935 г.– Сидоров Дмитрий Сидорович;

с 1935 г. по 1938 г.– Шумилов Игнатий Васильевич;

с 1938 г. по 1939 г. – Буряков Николай Иванович;

с 1939 г. по 1956 г. – Шарко Максим Яковлевич;

с 11.04.56 г. по 31.12.56 г. – Шевцов Андрей Петрович;

с 1956 г. по 1961 г. – Мартьянов Анатолий Иванович;

с 1961 г. по 1965 г.– Стареньков Николай Васильевич;

с 1965 г. по 1969 г. – Новеньков Евгений Романович;

с 1969 г. по 1981 г. – Севалкин Юрий Федорович;

с 1981 г. по 1990 г. – Тимофеев Николай Васильевич;

с 1990 г. по 1998 г. – Смирнов Валерий Васильевич;

с 1998 г. по 2002 г. – Нягин Василий Николаевич.

 

С 1 января 2002 г. согласно Указу Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 Государственная противопожарная служба МВД Чувашской Республики была преобразована в Государственную противопожарную служба МЧС России Чувашской Республики.

1 января 2002 г. в состав Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, возглавляемый Петьковым В. Н., вошла Государственная противопожарная служба МВД, а с 1 января 2005 г. на базе ГКЧС Чувашии было создано Главное управление МЧС России по Чувашской Республике. В его состав вошли подведомственные и структурные подразделения: Государственная противопожарная служба, отдел Государственной инспекции по маломерным судам и др.

Так в Чувашии была создана эффективная структура, способная успешно решать задачи гражданской обороны, защиты населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций, противопожарной безопасности и спасения людей на водных объектах.

Современная техника, стоящая на вооружении подразделений Главного управления МЧС России по Чувашской Республике, позволяет обеспечивать необходимую безопасность и надежную защиту людей и объектов экономики при возникновении аварий, чрезвычайных ситуаций, пожаров и техногенных катастроф.

Главное управление МЧС России по Чувашской Республике непосредственно подчиняется Приволжскому региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и является головным органом в области гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на территории Чувашии, с 2009 г.

Главным управлением руководит генерал-майор Антонов Станислав Юрьевич.

В настоящее время численность личного состава подразделений Главного управления МЧС России по Чувашской Республике составляет 1175 человек. Это опытные бойцы и офицеры, способные быстро принимать решения, правильно и уверенно действовать в любых нестандартных экстремальных ситуациях.

Основные усилия работы Главного управления МЧС России сосредоточены на планировании и организации выполнения мероприятий, направленных на повышение эффективности защиты населения и национального достояния республики от опасностей, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и военными действиями.

В первую очередь внимание сосредоточено на повышении боевой и мобилизационной готовности подчиненных органов управления, сил гражданской обороны и выполнении стоящих перед ними задач.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал