Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 10: Рынок монополистической конкуренции






1. Характерные черты рынка монополистической конкуренции.

2. Кратко и долгосрочное равновесия фирмы в условиях монополистической конкуренции.

3. Сильные и слабые стороны неценовой конкуренции. Оценка эффективности рынка монополистической конкуренции.

 

1. Теория монополистическая конкуренция рассмотрена американцем Чемберленом в книге “Теория монополистической конкуренции” и англичанкой Джоан Робинсон в книге «Экономика несовершенной конкуренции».

Характеристики:

1) На рынке оперирует большое количество разнообразных фирм и малых, и средних, и крупных.

2) Фирмы производят неоднородный, дифференцированный продукт, то есть многообразные товары - субституты.

Дифференциация Продукта – это разнообразие потребительских условий и качеств сбыта товара, включающего в себя стиль, упаковку, условия реализации, услуги, сопутствующие продажи, пространственное место нахождение продавца, стимулированность сбыта посредством рекламы. Дифференциация позволяет обеспечить известную степень обособленности рынка для отдельной фирмы за счет разницы в цене субститутов и создать тем самым предпосылки для контроля над ценой.

(Рынки обуви, одежды, рынки моющих средств, гостиницы и др.)

3) Типична для рынка неценовая конкуренция, направленная на углубление дифференциации продукта, создание фирмой монопольных позиций на рынке.

4) Вхождение в рынок относительно свободно, за исключением тех случаев, когда фирма заняла свое место на рынке и защитила свой продукт, в этом случае именно эти знаки рыночной власти могут стать барьером на пути других фирм в тот рынок.

5) Фирма не имеет контроля над рыночной ценой.

Контроль над ценой для фирмы ограничен:

- существованием субститутов

- высокой эластичностью спроса по цене на продукт

Спрос может быть настолько эластичен, что наиболее выгодная цена для продавца не будет отличаться от цен других продавцов.

6)Доступ к информации на рынке в принципе свободен, за исключением случаев, когда дифференциация продукта связана с ноу-хау, особым дарованием изготовителя, коммерческой тайной.

 

2.

Для любого рынка несовершенной конкуренции спрос на продукт фирмы является нисходящим. Однако нисходящий график спроса на рынке монополистической конкуренции более эластичен на рынке монополии, так как на данном рынке оперирует большое количество производителей.

 

 

Рассмотрим краткосрочное равновесие

 

Qm, Pm – оптимальный объём и цена.

Pmc – ATC это П1 – прибыль на единицу продукции.

П1*Qmc = П – совокупная экономическая прибыль.

Быстрая сменяемость моды, потребительских предпочтений, сезона на данном рынке может поставить фирму в состояние убытков, убыточное производство фирма продолжает лишь при условии, что цена превышает переменные издержки, в противном случае – закрывается:

 

 

Qm, Pm – оптимальный объём и цена на рынке монополистической конкуренции.

ATC – П1 - это убытки фирмы на единицу продукции.

SATCBCPmc – совокупные убытки = (ATC – Pmc)*Qmc.

В долгосрочном периоде отсутствие непреодолимых барьеров ставят фирму в условие безубыточности.

Рассуждения в ходе анализа долгосрочного периода на данном рынке тождественны анализу долгосрочного периода на рынке совершенной конкуренции:

1) В случае экономической прибыли происходит приток фирмы, увеличивается рыночное предложение, снижается рыночная цена, исчезает экономическая прибыль.

2) В случае убытков происходит массовый отток фирм, уменьшается рыночное предложение, повышается рыночная цена, исчезают экономические убытки.

 

 

Pmc = ATC, Pmc> Pc, Pmc > minATC, Pmc> MC;

Однако безубыточность фирмы в долгосрочном периоде следует рассматривать как тенденцию, что объясняется следующим образом:

- монополистическая конкуренция предполагает сегментированный спрос, при котором отдельные фирмы могут получать экономическую прибыль за счет вывода на рынок уникального товара, более благоприятного географического положения или применения передовой технологии;

- установлению равновесия или нулевой прибыли препятствуют факторы, обусловленные самой дифференциацией продукции, а именно: значительные инвестиции по разработке новых товаров, высокие маркетинговые издержки, дорогостоящие рекламные кампании;

- обладая рыночной властью, действующие в отрасли фирмы могут устанавливать такие цены на продукт, которые обеспечивают экономическую прибыль и одновременно выполняют роль барьеров для проникновения в отрасль новых фирм.

Равновесие в долгосрочном периоде достигается при избыточных производственных мощностях и, следовательно, более высоких, чем при совершенной конкуренции издержках производства. Избыточные производственные мощности на рынке обуславливают и более высокий уровень цен на продукцию фирмы. Главная причина которого – затраты фирмы на углубление дифференциации продукта. Дифференциация - это суть неценовой конкуренции. С одной стороны, она может быть связана с реальным совершенствованием продукта, и в этом смысле она общественно оправдана; с другой стороны, дифференциация продукта может дать мнимое совершенствование продукта, и в этом смысле приводит лишь к повышению цен. На такой двойственной природе дифференциации в условиях неценовой конкуренции построена концепция рекламы, ее проконкурентная и антиконкурентная сущность.

 

3. Неценовая конкуренция располагает как сильными, так и слабыми сторонами. К сильным сторонам можно отнести:

1)Реальное совершенствование продукта

2) Снижение рыночной власти фирмы

Информирование о заменителях данного продукта

3) Способствует увеличению занятости в общественном хозяйстве

4) Придаёт спросу более эластичный характер, а ценам и прибыли - тенденцию к снижению

5) Рекламные расходы способствуют ускорению оборачиваемости товаров и придают им отличительную индивидуальность, что позволяет в условиях дифференциации товаров сравнивать цены на похожие товары и ограничивать свободу продавца в установлении торговых наценок.

Слабые стороны:

a) Может быть связана с мнимым совершенствованием продукта

b) Способствует усилению монопольной власти фирмы

c) Рекламные расходы позволяют делать спрос на продукт менее эластичным и назначать более высокие цены

d) Реклама может выступать в качестве барьера при вхождении в отрасль новых фирм и, следовательно, ограничивать в отрасли конкуренцию

e) Существование избыточных производственных мощностей

 

Оценка рынка монополистической конкуренции

Pmc> Pc;

Qmc< Qc;

Преимущества рынка монополистической конкуренции:

1) Рынок обеспечивает широкий диапазон потребительского выбора за счёт дифференциации продукции

2)Рынок усиливает информированность покупателей о продукции разных фирм и следовательно, обеспечивает определенный уровень конкуренции.

 

Недостатки:

1) Pmc> minATC, означает, что рынок не обеспечивает производственной эффективности из-за недоиспользования мощностей. Избыточные производственные мощности свидетельствует о том, что в отрасли действует больше фирм, чем необходимо. Меньшее их количество могло бы предложить объём Qmc по более низким ценам, так как рыночная власть обусловлена дифференциацией продукта, и наличие излишних производственных мощностей является своеобразной платой общества за такую дифференциацию;

2)Рmс > МС, означает потерю эффективности из-за рыночной власти. Получается, что чем разнообразнее продукт, тем ниже эффективность его производства, поэтому суть проблемы заключается в том, сколько готов платить покупатель за ассортиментную дифференциацию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.