Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурная ситуация «рубежа веков» в зарубежной литературе. Основные художественные течения в зарубежной литературе начала XX века.






Эпоха на стыке веков - " конец века" - ощущение глобальной катастрофы

Основые черты:

1) депрессия и пессимизм (начало 18 в. - сила технического прогресса, конец 19 в. - все изобретено. Счастье не наступило, ощущение полного провала; Ницше " Бог умер", скоро конец света)

2) негативное отрицание (в особенности Англия)

3) обращение к тайному, неизведанному, иррациональному, духовному ---> символизм, поиск новых духовных путей смысла жизни. Стремление полагаться только на творчество.

Лозунг: крушение бывших рамок, канонов, произрастание нового

" Творчество не ниже и не выше жизни. Творчество есть жизнь"

Искусство синкретично - смешение различных видов искусств.

Хронологические рамки эпохи:

Франция: 2 половина 19 века (1860-1890) Бодлер, Мопассан

Германия, Англия, Италия: конец 80-ых- начало 90-ых г.

США, Испания – начало 20 в. 10-20-ые гг.

Конец эпохи: 20-ые гг. в Европе – истощение субъективности в творчестве, возвращение к нормативности

1880-1890гг – конец первого 10летия 20 в. – Fin de Seiecle - одновременное существование на протяжении четверти столетия ряда самостоятельных направлений: декаданс, чистое искусство, символизм, натурализм, импрессионизм, эстетизм и другие

Потом эти течения либо эволюционировали, либо исчезли.

Новая эпоха: Авангард («то, что идет впереди») – к. 10ых – нач. 20ых гг. 20 в. Эксперименты с формами.

1) дадаизм à сюрреализм

2) экспрессионизм

3) футуризм

Модернизм - новое мышление, этап человеческого развития. Пруст, Джойс, Кафка. 20-ые – 40ые гг. 20 века.

1) «поток сознания» (узкий смысл: модернизм)

2) «интеллектуальный роман». Гессе, Манн, Булгаков

3) «эпический театр» - неаристотилиевский

4) Экзистенциализм

50-ы гг. Модернизм и постмодернизм – затишье

«новый роман» - эксперименты с формой

«театр абсурда» - мысли экзистенциалистов

Новый всплеск: 60-80ые гг. – Постмодернизм – глобальные, разрушительные перемены

Конец 20 в. – возвращение к реалистическому роману во Франции. Литература обращается к человеку. Реализм всегда верит в человека. Реализм в течение 20 в. существовал. Всегда находились писатели, которые творили в этом стиле. Эпоха «потерянного поколения» - реализм более лиричен, интуитивен.

Декаданс («упадок») – любой период упадка какой-либо структуры, направления. Литературный процесс конца 19 – нач 20 в., несущая печать кризиса, снижения эстетических, художественных критериев в творчестве.

У художников: процесс увядания, смерти, разложения

Большое значение придают ФОРМЕ. Культ форм, стремление к интенсивной чувственности, внешней аффектации

Декаданс отрицал моральные нормы (эпатаж, аморализм)

К литературе декаданса относят: Стефан Маларме «Весеннее обновление», О. Уайльд «Саламея», Метерлинк ранние произведения, философские работы Ницше

Символизм (от греч. «символ», «знак») – художественное, неоромантическое направление, возникло во Франции в середине 80-ых гг. 19 в., и ярче всего проявилось в творчестве Рембо, Верлена, Маларме.

Сонет Бодлера (эстетический родоначальник символизма) «Соответствие»

Символизм: постижение иррационального, интуиция, ощущения. Символизм наследует романтический принцип двоемирия, но трансформирует его. Философия: Анри Берксон «Интуиция важнее разума»

Мир вещей – иллюзия

Изначален и истинен мир идей (для нас не постижим)

Принцип соответствия. Символ не имеет однозначной трактовки.

Субъестивность – художественный способ- отказ от прямого называния предметной реальности и поиск выражения е внутренней сущности путем внушения. (искусство намека).

Импрессионизм – направление в искусстве 19 в., достижение расцвета в эпоху рубежа веков. Цель: остановить мгновение. Лозунг: все существует только здесь и сейчас. Внимание: детали, техника мазка.

Модернизм – философско-эстетический принцип мышления, способ ориентации человека в современном ему мире от начала до середины 20 в.

Модернизм - направление в искусстве, включавшее в себя ряд течений, развивающихся в 20-40 гг. 20 века и характеризовавшееся неверием в возможность искусства повлиять на жизнь, что заставляло писателей принимать «пассивную» роль. Писатели-модернисты называли свое искусство «камерным». Создавали свой замкнутый камерный мирок. Основной объект изображения: сознание (не изображает мир, а заново создает). Оппозиция неподлинности мира и подлинности художника. Игровой принцип искусства. Реальность: незавершенная, находящаяся в вечном поиске.

Авангард – ломка старого, языковые эксперименты, эпатаж, главное –разрушить традиционное языковое оформление текста.

Дадаизм – первоначальная форма существования сюрреализма (от фр. «дада» - детский лепет) – писатели интернационального происхождения.

Бессмыслица – главный принцип существования – вызов общественному сознанию, стремление шокировать публику. Монтаж, коллаж. 1919 – дадаизм перестает существовать.

Сюрреализм - искусство бунта, негативное отрицание классической культуры. Принципы: 1) принцип суггестивности 2) принцип соответствия 3) принцип ассоциативности (заменяет логику) 4) сочетание несочетаемого

Поль Элюар, Жак Риго, А. Бритон, Арагон

1924 г. – манифест сюрреалистов – поиск высшей реальности, недостижимой простыми логическими методами. Глубины подсознания рождают образы и ассоциации в процессе поэтического творчества без контроля разума (бессонница, гипноз, алкоголь)

Экспрессионизм – особняк среди модернистских направлений. Художник-экспрессионист занимает активную позицию. Художник сам легко участвует в переделке мира. Возник в Германии в конце 19 в. – начале 20 в. как философское направление, а затем эстетическое. Выдавливание, извлечение, суть à «экспрессионизм»

Лев Копилев выделял потаенные скрытные сущности и свое отношение к действительности. Он изучал экспрессионистов. Художник должен побуждать. Группа «Мост» в Германии – упрощенная форма, новые ритмы, разные цвета (интенсивность цвета). Философия экспрессионизма – субъективна (ограниченная, узкая). К природе у экспрессионистов было враждебное отношение à превосходство над человеком.

Футуризм – развитие в Италии, авангардийское течение, воспевает урбанизацию жизни. Футуризм – основа деспотической власти. Для футуристов характерно антифилософичность, антиэстетичность, антиморальность, агрессивность, отказ от культурных традиций, отказ от словесных форм выражения. Человек – винтик в механизме вещей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.