Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Суверенитет Налоги






Государственный аппарат Система права

 

 

Государство – это политическая организация, которая имеет определенную территорию с проживающим на ней населением, обладает суверенитетом; располагает государственным аппаратом управления и принуждения и распространяет свою власть на всю территорию и население; издает юридические нормы, служащие интересам всего общества и являющиеся средством применения социальных конфликтов и противоречий и обеспечения социального процесса.

Государственный орган – организации, образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами, имеющая в соответствии с законом свою компетенцию, взаимодействующая с другими органами, осуществляющая государственно-властные полномочия.

Аппарат (механизм) государства состоит из законодательных (представительных), исполнительных, судебных и правоохранительных органов.

К числу представительных органов относятся законодательные органы и местные органы власти. В Республике Беларусь высший представительный орган – Национальное собрание – состоит из двух палат: Палата представителей и Совет Республики. Основной задачей представительных (законодательных) органов является принятие законов. На местном уровне органы местного самоуправления представляют интересы народа и занимаются правотворчеством.

Исполнительные органы являются непосредственными исполнителями требований, которые содержатся в законодательных актах. Исполнительная власть носит подзаконный характер. Всю свою деятельность эти органы обя­заны осуществлять в соответствии с законом. Правовые акты, принимае­мые органами исполнительной власти, называются подзаконными. Носителем высшей исполнительной власти в нашей стране является Президент, который также является Главой государства. Президенту подчиняется Правительство. Правительство - это высший исполнительный и распорядительный орган, осуществляющий управление государством.

Правоохранительные органы - это органы государства, действующие на основе закона, основной задачей которых является обеспечение законности и правопорядка, защита прав граждан и организаций, предупрежде­ние и пресечение правонарушений, применение к лицам, нарушающим закон, мер государственного принуждения или общественного воздействия.

К числу правоохранительных органов относятся прокуратура, мили­ция, нотариат, адвокатура, налоговые органы, органы обеспечения безо­пасности, органы раскрытия и расследования преступлений, таможенные органы.

Судебные органы составляют самостоятельную ветвь государственной власти. В отличие от законодательных органов судебная власть не занима­ется законотворческой деятельностью и не управляет обществом, как ис­полнительные органы. Суд осуществляет правосудие путем разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном зако­ном процессуальном порядке.

Правовому государству при­сущи отличительные признаки:

1. Верховенство закона. Правовые законы могут считаться таковыми, если они обладают рядом признаков, а именно:

· законодательный акт должен воплощать представления членов общества о справедливости;

· процедура его принятия должна соответствовать закону;

· законодательный акт должен быть принят государственными органами в пределах их компетенции;

· правовым законам должно подчиняться само государство;

· законы не должны противоречить ни конституции, ни друг другу.

2. Разделение властей. Государственная власть в правовом государстве подразделяется на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть обладает верховенством. Она реализуется пу­тем издания законов и осуществления контроля за исполнительной влас­тью. Исполнительная власть - подзаконная ветвь государственной власти. исполнительная власть занимается реализацией нормативных правовых актов, изданных законодательными органами. Судебная власть также является подзаконной ветвью государственной власти и охраняет нормы права путем осуществления правосудия. Правосудие - это деятельность незави­симого суда по рассмотрению и разрешению в установленном законом порядке судебных дел и применению принуждения к нарушителям норм права.

3. Широкий спектр прав и свобод граждан, закрепленных и гарантированных конституцией.

4. Взаимная ответственность государства и личности. Соблюдение законов должно быть обязательным не только для граждан, но и для государственных органов и их должностных лиц.

Конституция провозгласила Республику Беларусь демократическим социальным правовым государством. В соответствии со ст. 1 Конституции Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Право - это совокупность правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством.

Правовые нормы устанавливаются компетентными государственными органами или путем референдума, проводимого в установленном законом порядке, а также санкционирования иных социальных норм (обычаев).

Современная юридическая наука выделяет следующие признаки права:

1) нормы права устанавливаются государством в официальной форме:

в законах, других нормативных правовых актах;

2) государство в лице своих правоохранительных органов охраняет нормы права и применяет государственное принуждение к нарушителям правовых норм;

3) нормы права в своей совокупности составляют систему права. Нормы права в отличие от других норм - религиозных, морали, обычаев и др. являются обязательными для населения данного государства;

4) в правовых нормах выражено сочетание индивидуальных и общих

интересов членов общества.

На основании перечисленных признаков можно сформулировать понятие права. Право - это систематизированная совокупность общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством закрепленная в официальных актах, отражающая общие и инди­видуальные интересы членов общества.

Законность - строгое и неуклонное осуществление всеми субъектами права правовых норм, предписаний, содержащихся в действующих законах.

Законность может рассматриваться как принцип деятельности орга­нов государства, учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан, как метод государственного руководства обществом, предусматривающий издание в установленном порядке нормативных правовых актов, строгий контроль за их исполнением, обеспечение их неукос­нительного осуществления всеми гражданами, как режим общественно­-политической жизни, заключающийся в том, что все сферы общественных отношений, деятельность органов государственной власти, организаций, общественных формирований, граждан в достаточной степени урегулиро­ванных нормами права, причем последние строго соблюдаются всеми участ­никами общественных отношений.

Основной Закон страны - Конституция. Уполномоченные государством органы, принимая нормативные (подзаконные) акты на основе Конституции, законов, тем самым соблюдают одно из требований законности – верховенство закона.

Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции.

Законность можно определить как точное и неуклон­ное соблюдение Конституции, законов, декретов, указов, постановлений Правительства, актов министерств и государственных комитетов, актов местных Советов депутатов, исполнительно-распорядительных органов всеми органами государства, учреждениями, организациями, обществен­ными объединениями, должностными лицами и гражданами.

 

2.Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация.

 

Под термином “прокурорский надзор” следует понимать: а) специфический вид государственной деятельности; б) самостоятельную отрасль юри­дической науки; в) учебную дисциплину.

При изучении курса прокурорского надзора необходимо изучить основные понятия и терминологию прокурорского надзора.

Прокурор - это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, исполняющее должностные обязанности, предусмотренные Законом Республики Беларусь “О прокурату­ре Республики Беларусь” (далее - Закон о прокуратуре) или приказом вышестоящего прокурора. Понятие “прокурор” собирательное, оно охватывает такие должности, как Генеральный прокурор, прокурор области, прокурор города Минска, прокурор района (города), прокурор специализированной прокуратуры. Кроме того, это понятие охватывает должно­сти заместителей Генерального прокурора, его помощников, заместителей и помощников всех нижестоящих прокуроров, помощников прокуро­ров по особым поручениям, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-крими­налистов управлений и отделов.

Прокурорские работники - работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания - в органах и учреждениях военной прокуратуры).

Предмет прокурорского надзора - сфера общественных отношений, связанных с исполнением требований законов, на регулирование которой направлена деятельность прокурора.

Объекты прокурорского надзора - предприятия, учреждения, организации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

Субъекты прокурорского надзора – участники прокурорско надзорных отношений. Ими являются сам прокурор, осуществляющий надзор, а также физическое (должностное) лицо, исполнение закона кото­рым проверяется прокурором.

Полномочия прокурора - это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций.

Правовые средства прокурорского надзора. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется путем проведения различного рода действий. К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре для осуществления надзора.

Акты прокурорского реагирования - понятие, означающее закреплен­ное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств над­зора правонарушения.

Методика прокурорского надзора - совокупность научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) примене­ния правовых средств.

Тактика прокурорского надзора - совокупность приемов, способов и методов применения правового средства прокурорского надзора.

Цели прокурорского надзора - результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры и ее важнейшая функция - прокурорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. Цели определяются Конституцией, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность органов прокуратуры.

Целями прокуратуры являются: обеспечение верховенства закона; обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты прав свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых зако­ном интересов общества и государства.

На достижение этих целей направлена деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности: 1) прокурорский надзор; 2) уголовное преследование; 3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции Республики Беларусь, Законе о прокуратуре, иных нормативных правовых актах, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора.

Перед прокуратурой стоит задача основополагающего характера: осуществление надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории Республики Беларусь законов органами местного са­моуправления, местными исполнительно-распорядительными органами, министерствами и комитетами, иными органами государственного и хозяйственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями в зависимости от их подчиненности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

В сфере общего надзора задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты, издаваемые государственными органами власти и управления, а также должностными лицами, соответствовали Конституции и иным законам, а также постановлениям Правительства Республики Беларусь.

При осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия задачами прокуратуры является то, чтобы каждое преступление было быстро и полно раскрыто, ни одно лицо, виновное в совершении преступления, не избежало установленной законом ответ­ственности, задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, производилось не иначе, как в порядке и по основаниям, предусмотрен­ным законом, никто не подвергался незаконному и необоснованному при­влечению к уголовной ответственности или иному ограничению в правах, никто не был заключен под стражу без санкции прокурора или судебного решения, соблюдался установленный законом порядок возбуждения уго­ловных дел, применения указанных в законе мер процессуального принуж­дения, при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требова­ния закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех об­стоятельств дела, выяснялись как уличающие, так и оправдывающие обви­няемого обстоятельства, а также отягчающие и смягчающие его ответствен­ность, выявлялись причины совершения преступления и способствующие им условия, обеспечивались конституционные гарантии не прикосновенности личности и жилища, требования принципа презумпции невиновности.

В сфере надзора за исполнением законов при рассмотрении судами уголов­ных дел перед прокуратурой стоят задачи обеспечения требований закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном рассмотрении уго­ловных дел во всех судебных инстанциях, квалифицированном, на высоком профессиональном уровне поддержании государственного обвине­ния по уголовным делам, способствовали суду постановить по каждому делу законный, обоснованный и справедливый приговор, обеспечении своевременного и правильно его обращения приговоров к исполнению.

В стадии кассационного производства задача прокуроров заключается, прежде всего, в своевременной и полной проверке материалов уголовного дела и в опротестовании приговоров, определений и постановлений судов, не соответствующих материалам дела и противоречащих уголовному или уголовно- процессуальному законодательству.

В стадии надзорного производства задача прокуроров состоит в том, чтобы внимательно проверять жалобы, принесенные на судебные приго­воры, вступившие в законную силу, и сами уголовные дела, на приговора по которым жалобы принесены. При отказе в принесении протеста со­ставленное прокурором заключение (постановление) об отказе в принесе­нии надзорного протеста должно быть полным, объективным, убедитель­ным, а ответ лицу, обратившемуся с жалобой, - мотивированным и убеди­тельным. В случае при несения протеста в порядке надзора этот процессу­альный документ должен быть законным, обоснованным, мотивирован­ным, юридически и стилистически грамотным.

В стадии исполнения приговора задачи прокурорского надзора состоят в следующем: обеспечить законность и обоснованность водворения осуж­денных в исправительно-трудовую колонию определенного судебным приговором режима содержания, соблюдение закона и требований режима осужденными в период их отбывания наказания, связанного с лишением свободы, как в рабочих, так и в жилых помещениях, исполнение законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания осужденных, проверку дисциплинарной практики, соблюдение установленных законом нрав и обязанностей осужденных, своевременное и обоснованное осво­бождение осужденных от отбывания наказания как в связи с полным отбы­ванием назначенного судом наказания, так и в случаях досрочного освобождения по основаниям, указанным в законе.

В сфере надзора в гражданском судопроизводстве перед прокурорами стоят следующие задачи: обеспечить требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании судом обстоятельств гражданского дела и способствовать суду принять по делу законное, обоснованное и справедливое решение; во всех стадиях гражданского судопроизводства свое­временно принимать предусмотренные законом меры к устранению нару­шений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, принимать обяза­тельное участие в рассмотрении судами гражданских дел в случаях, пре­дусмотренных законом, и в случаях, требующих вмешательства прокуро­ра; обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав и законных инте­ресов государственных органов, общественных объединений и отдельных граждан; своевременно опротестовывать в кассационном порядке каждое незаконное и необоснованное решение, а также давать в кассационной инстанции законное, обоснованное и мотивированное заключение по кас­сационной жалобе участников процесса и по кассационному протесту про­курора; глубоко и обстоятельно проверять жалобы на судебные решения, вступившие в законную силу, и в случаях отказа в принесении надзорного протеста составить обоснованное заключение, направляя лицу, обратив­шемуся с жалобой, мотивированный ответ, при принесении надзорного протеста строго руководствоваться требованиями закона о содержании протеста и заключении прокурора в суде надзорной инстанции.

Для осуществления надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными полномочиями. Полномочия прокурора - это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления надзорных функций. Основные полномочия определены в Законе о про­куратуре. Для осуществления надзора по разным направлениям Законом определяются различные по объему и содержанию полномочия прокуро­ра. Эти полномочия реализуются в результате конкретных действий и ак­тов, которые именуются средствами прокурорского надзора.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется посредством проведения действий, в числе которых есть предусмотренные законом, но есть и законом не регулируемые (получение све­дений из средств массовой информации, беседы, анализ различных данных, организационные мероприятия и др.).

К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В примене­нии этих правовых средств в целях выявления и устранения правонаруше­ний и состоит суть прокурорского надзора.

Правовые средства прокурорского надзора составляют часть предоставленных прокурору Законом о прокуратуре полномочий. По своему содержанию их можно классифицировать на средства:

  • выявления правонарушений;
  • устранения и предупреждения правонарушений;
  • обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного правонарушением;
  • предупреждения нарушений законности.
  • К числу важнейших средств выявления правонарушений относятся:
  • истребование для проверки их соответствия закону актов, издаваемых
  • органами власти и государственного управления, предприятиями, организациями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и др.;
  • требование от руководителей указанных органов и должностных лиц
  • необходимых документов, материалов, статистических и иных данных и сведений;
  • требование от органов управления проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных структур и подчиненных им должностных лиц в связи с имеющимися данными о на­рушениях закона с целью выявления нарушений законодательства.

Важнейшим правовым средством выявления нарушений закона являются прокурорские проверки. Они проводятся на основании имеющихся сведений о нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского вмешательства.

Поводами для проведения проверок являются:

- прямые обращения граждан в прокуратуру;

- материалы гражданских, уголовных и хозяйственных дел;

- данные, представленные контролирующими органами;

- материалы, представленные средствами массовой информации;

- результаты анализа статистики;

- результаты анализа прокурорской и другой правоприменительной практики;

- акты ревизий, проверок, инвентаризаций;

- материалы административных расследований, дознаний;

- другая информация, содержащая данные о правонарушениях.

В процессе прокурорской проверки прокурор знакомится со всеми необходимыми документами и материалами, истребует дополнительные документы, вызывает должностных лиц и иных граждан, требует от них письменных или устных объяснений по поводу нарушений закона.

К средствам реагирования прокурора на выявленные нарушения относятся:

- протест прокурора на противоречащий закону правовой акт; представление об устранении допущенных нарушений закона; постановление прокурора о возбуждении уголовного дела либо произ­водства об административном правонарушении;

- предостережение о недопустимости нарушений закона;

- отмена незаконных и необоснованных постановлений следователей и лиц, производящих дознание;

- принесение протестов на незаконные и необоснованные решения и приговоры, определения и постановления суда;

- вынесение постановлений и внесение предложений относительно соблюдения установленного законом порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, к которым применены меры принуди­тельного лечения и воспитания.

К средствам, направленным на обеспечение возмещения материаль­ного ущерба, причиненного правонарушением, относятся:

- принятие мер обеспечения предъявленного или возможного в будущем гражданского иска в уголовном деле;

- предъявление или поддержание предъявленного иска в уголовном деле, если это требует охраны государственных, общественных отношений или прав граждан;

- предъявление иска в порядке гражданского судопроизводства.

К средствам, направленным на предупреждение нарушения законов, относятся:

- все перечисленные выше средства;

-санкционирование действий должностных лиц в случаях, предусмотренных законом;

- дача согласия на совершение определенных действий;

- заключения прокурора по поводу заявленных ходатайств в судебном заседании;

- приостановление действия правого акта до рассмотрения протеста.

Правовые средства можно разделить на: обязывающие, приостанавливающие и распорядительные. Обязывающие средства применяются во всех отраслях прокурорского надзора. К ним относятся: требование о проведе­нии проверок и ревизий, выделении специалистов; обязанность рассмот­рения протеста представления прокурора в установленный десятидневный срок и др..

К правовым средствам приостанавливающего характера относятся: при­остановление исполнения актов администрации мест лишения свободы, противоречащих закону, регулирующему порядок и условия содержания лиц в этих учреждениях и исполнения наказания; приостановление решений, приговоров, определений и постановлений судов в порядке надзора и др.

К правовым средствам распорядительного характера относятся:

  • письменные указания органам дознания и предварительного следствия о расследования преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения;
  • возвращение уголовных дел органам дознания и предварительного следствия с указанием о производстве дополнительного расследования;
  • изъятие и передача следователю любого дела, передача дела от одного органа предварительного следствия к другому;

· отстранение лица, про изводящего дознание или следствие, от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если им допущены нарушения закона при расследовании дела; освобождение лица, которое незаконно содержится в местах лишения свободы или в нарушение закона подвергнуто задержанию предварительному за­ключению, принудительному лечению и воспитанию;

  • постановления и предложения прокурора относительно соблюдения установленного законом порядка и условий содержания арестован­ных, осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, а рав­но лиц, к которым применяются меры принудительного лечения или воспитания.

По форме правовые средства прокурорского надзора делятся на предусмотренные законодательством действия и акты. Все действия прокуро­ра в уголовном и гражданском судопроизводстве облекаются в процессуальную форму - поддержание государственного обвинения, предъявление и поддержание гражданского иска, заявления, заключения, ходатайства.

При осуществлении общего надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения и отбывания наказания или иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурором используются как не требующие письменного оформления действия, так и специальные правовые акты (документы).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.