Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Военно-административная организация маньчжурского общества.






Восьмизнаменная армия в период Тяньмин–Канси (1616-1722).

Введение.

Созданные по повелению хана Нурхаци в конце 1614 г.[1] корпуса т.н. «Восьмизнаменных войск»[2] явились основой военно-административной системы, которая обеспечила молодому маньчжурскому государству гегемонию в регионе, и вокруг которой сложился единый маньчжурский народ.

Немногочисленные племена чжурчжэней «Цзянчжоуского вэя»[3], из которых, в результате энергичной деятельности правителей из рода Айсинь Гиоро, сложилось ядро маньчжурского народа, не могли существовать как независимое государство, находясь вне жесткой военно-административной системы. Окруженные могучими соседями, племена союза Маньчжоу подвергались постоянному давлению со стороны империи Мин, следовавшей старому китайскому принципу «и и сы и» - «покорять варваров руками варваров». Правительство Кореи также стремилось распространить свое влияние на различные чжурчжэньские племена и даже вступало в конфликты со своим сюзереном, чтобы обеспечить лояльность тех или иных чжурчжэньских вождей правящей династии Ли[4]. Противостоять постоянным карательным экспедициям правительственных войск Китая и Кореи[5] или же инспирированным набегам вождей соседних племен было возможно только при наличии эффективной военной организации, которая не могла быть обеспечена в рамках сохранявшегося у большей части чжурчжэней родового общества.

Талантливый политик и военачальник Нурхаци, вступивший в вооруженный конфликт с родовой аристократией своего племени, добился лидерства среди племен «Цзяньчжоуского вэя» и заложил основы могущества союза Маньчжоу[6].

Военно-административная организация маньчжурского общества.

Одним из первых мероприятий Нурхаци в области военно-административной реформы было учреждение в 1601 г. новых военно-административных единиц – ниру, явившихся низовой ячейкой организации складывающегося феодального государства. Возглавлявший ниру ниру-эдзэн являлся также ее феодальным сеньором[7]. Однако постоянные войны как между племенами самих чжурчжэней, так и с монголами, Китаем и Кореей быстро выявили недостаточность подобной меры. В 1606 г. Нурхаци повелел преобразовать военную систему своего государства на основе существующей системы ниру.

В основе реорганизованной системы продолжала оставаться ниру как низшая военно-административная единица, состоявшая из 300 человек. Из 5 рот (маньчж. ниру) составлялся полк (маньчж. чалэ), а из пяти чалэ – знамя (маньчж. гуса). У каждого гуса был свой отличительный цвет стяга – Желтый, Красный, Белый, Синий.

Рис. 1. Схема организации маньчжурского знамени в 1606 г.

По существовавшим мобилизационным нормам 1/3 взрослых мужчин, числившихся в списках ниру, должна были находиться на военной службе[8]. Остальные были заняты сельским хозяйством, обеспечивая военнослужащих продовольствием.

Таким образом, система знаменной организации маньчжуров изначально являлась военно-административной системой, схожей с военно-административной системой державы Чингисхана, где тумэн также являлся, в первую очередь, военно-административной единицей.

Реальная численность ниру, колебалась от 100 до 300 человек[9] и, в среднем, составляла не более 150 человек[10]. В дальнейшем численность основного состава ниру официально сократилась до 150 человек[11]. Следовательно, на действительной службе одновременно находилось не более 50 воинов одновременно[12]. В более поздний период, после завоевания Ляодуна (после 1619 г.), Нурхаци издал указ о наделении маньчжурских воинов землей с целью поощрения войска и укрепления хозяйственно-продовольственной базы государства. На каждые 30 мужчин приходилось по одному казенному полю для выплаты налогов в пользу государства, из каждых 20 мужчин один должен был обязательно состоять на военной службе[13]. Однако такая низкая норма мобилизации (около 5%) при присоединении значительного по численности китайского населения маловероятна.

К 1626 г. структура ниру представлялась следующим образом:

«30 человек из каждой ниру выполняют вспомогательные работы при знамени. В каждом отряде у них командир и 5 его помощников, 2 человека – авангард, 17 – охранение. Конных латников 20, пехотинцев 80, мастер-лучник –1, кузнец – 1, ведающих снабжением и людей прочих вспомогательных служб по потребностям»[14].

В 1615 г. в связи с ростом тунгусо-маньчжурского населения ханства Хоу Цзинь и увеличением численности правящего рода Айсинь Гиоро 4 первоначальных корпуса были разделены на «основной» и «окаймленный»[15] каждый. Структура и численность знамен была сохранена прежней. Во главе каждого знамени был поставлен член правящего рода. Таким образом, маньчжурское войско получило свою оригинальную структуру из 8 знаменных корпусов:

«Старшие знамена»

  1. Желтое основное
  2. Желтое окаймленное
  3. Белое основное

«Младшие знамена»

  1. Белое окаймленное
  2. Красное основное
  3. Красное окаймленное
  4. Синее основное
  5. Синее окаймленное

Знамена также делились на крылья:

Дасхуань гала – левое крыло[16] Джэбэлэ гала – правое крыло[17]
Желтое с каймою Желтое основное
Белое основное Красное основное
Белое с каймою Красное с каймою
Синее основное Синее с каймою

В связи с традиционным для азиатских народов выделением из состава армии двух крыльев, для каждого крыла выделялся ряд должностей, замещавшихся офицерами соответствующих знамен: начальник авангарда, начальник охранного корпуса, полицмейстер и т.д.

Последним видом традиционного деления знамен на 2 группы было деление их на «внешние» и «внутренние».

Одновременно с маньчжурскими ниру составлялись монгольские суманы из числа присоединившихся или пленных монголов, а также китайские цзолины. Первый случай организации монгольских суманов отмечен в 1621 г., когда присоединившийся к маньчжурам Гурбуши-тайджи был награжден ценными подарками и поставлен во главе одной маньчжурской ниру и одного монгольского сумана.

Непрекращающиеся войны того периода заставили маньчжур мобилизовать все силы как собственного народа, так и союзников из числа харачинов – указом от апреля 1629 г. Абахай-хан приказал числить военнообязанными всех мужчин в возрасте от 13 до 70 лет. Практически все пленные из числа монголов и тунгусов[18]зачислялись во вновь создаваемые ниру[19]. В состав войска включались также добровольно перешедшие на сторону маньчжур китайцы, однако из них формировались отдельные «китайские войска» (маньчж. учжэнь чооха). Уже к 1633 г. Абахай-хан имел войско из 8 маньчжурских знамен, 1 китайского и 2 монгольских.

Увеличение численности маньчжурской армии позволило пересмотреть призывной возраст – с марта 1635 г. на действительной службе числились мужчины от 16 до 60 лет, а с 1659 г. – с 18 и до 60 лет. Одновременно повысилось качество призываемых на службу солдат.

Территориальная экспансия маньчжур в начале XVII в. привела к быстрому росту вооруженных сил ханства Хоу Цзинь[20] – если в 1634 г. пленные чахары были еще распределены среди 8 собственно маньчжурских знамен, то уже с 1635 г. только харачинов насчитывалось 11 знамен. В дальнейшем количество знамен продолжало стремительно увеличиваться – к 1638 г. монгольские войска ханства Хоу Цзинь уже выставляли 30 знамен, а потом это количество увеличилось до 49.

В 1635 г. из монголов разных аймаков были сформированы 8 знамен, которые вошли в состав маньчжурских знаменных корпусов в качестве 2-й дивизии. К названию таких монгольских знамен добавлялось название тех маньчжурских знаменных корпусов, в которые они вошли. К 1643 г. были окончательно сформированы 8 знамен учжэнь чооха, вошедшие в маньчжурские корпуса в качестве 3-й дивизии.

Таким образом, к 1643 г. система «8 знамен» (маньчж. джакун гуса) была окончательно сформирована и включала в себя 24 дивизии – 8 маньчжурских, 8 монгольских и 8 китайских, разделенных на 8 знаменных корпусов, являвшихся опорой режима династии Цин[21].

Многочисленные монгольские и тунгусские[22] знамена, не вошедшие в знаменные корпуса, представляли собой, по сути, территориальную милицию[23]. Образованные из минских солдат после 1644 г. войска Зеленого знамени (кит. Луци ин) также являлись территориальными подразделениями и служили для усиления собственно 8 знаменных корпусов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.