Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 10. Тема: Мышление как центральное звено процесса учения






Тема: " Мышление как центральное звено процесса учения"

План

  1. Общая характеристика процессов мышления.
  2. Виды мышления. Логические операции процесса мышления.
  3. Индивидуальные различия и стили мышления.
  4. Активизация процессов мышления в учебной деятельности.

Литература

  1. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.
  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.
  4. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 1972.
  5. Петухов В.В. Психология мышления. - М.: МГУ, 1987.
  6. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  9. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М., 1984.

Вопросы по материалам лекции

  1. Перечислите виды мышления.
  2. С помощью каких операций осуществляется мышление?
  3. В каких качествах проявляются индивидуальные различия мышления?
  4. Как развивается мышление в онтогенезе?
  5. Каким образом можно активизировать мыслительную деятельность в учебном процессе?

Общая характеристика процессов мышления

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества (А.В. Брушлинский).

Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мыслительный процесс - процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.