Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компьютерные телекоммуникационные технологии, их дидактические функции.






На сегодняшний день развитие информационных и телекоммуникационных технологий, нововведения в этой сфере являются одной из самых актуальных проблем в образовании.

В статье «Использование компьютерных сетей в образовании» А. В. Могилев говорит о том, что «компьютерные телекоммуникации — интенсивно развивающийся вид информационных технологий, использующий глобальные компьютерные сети. Простейший вид телекоммуникаций - электронная почта. Комплексное использование информационных и коммуникативных возможностей Internet обладает очень большими потенциальными возможностями в образовании. Возможности этой системы для поддержки свободного обмена информацией поразительны и практически безграничны.

На смену устаревшей модели должна прийти новая модель обучения, основанная на следующих положениях:

в центре технологии обучения - учащийся;

в основе учебной деятельности - сотрудничество;

учащиеся играют активную роль в обучении;

суть технологии - развитие способности к самообучению. Основные группы задач, решаемых с помощью сети, включают в себя

поддержку учебной работы учащихся;

обеспечение взаимодействия между педагогами, обмен педагогическим опытом и дидактическими материалами;

обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах;

информационное обеспечение решения задач управления».

В статье И. Розиной «Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития» представлен анализ современного состояния процесса информатизации в России, характеризующегося формированием единой образовательной среды.

^ Телекоммуникационные технологии используются в школе для различных целей. Для достижения этих целей будущие учителя информатики должны овладевать программными средствами телекоммуникационных технологий не только как пользователи, но и как создатели собственных программных продуктов. Схема на рис.1 представляет варианты использования этих технологий. Пользовательский вариант применения сетевых технологий обеспечивает использование сетей как обширного банка информации и организации обучения работе в сетях. Применение их для работы над созданием различных телекоммуникационных проектов предусматривает как пользовательский вариант применения, так и вариант разработчика. Телекоммуникационные проекты все чаще находят применение в школе. Они используются для организации эффективной работы учащихся в компьютерных сетях под руководством педагога. При этом применяется проектный метод обучения. В ходе работы над проектом учащиеся занимаются разработкой какого-то реального объекта. При этом в ходе взаимодействия с другими членами коллектива, создающего проект, и индивидуальной работы участников проекта происходит культурное развитие каждой личности. Для информатики реальным создаваемым объектом является компьютерная программа, а для телекоммуникаций – Web-сайт. Школьникам и преподавателям предлагается участие в самых различных проектах. Для работы над проектом всегда создается сетевой коллектив, т.е. разработчики проекта находятся на удалении друг от друга.

Что касается круга программных систем, которые наиболее часто используются при обучении телекоммуникационным технологиям, то самые разнообразные возможности предоставляет сеть Internet, активно внедряемая сейчас в школьное образование. Поэтому рассмотрим именно ее возможности и предназначенные для работы в ней программные системы. Данные классы программных систем представлены на рис.2. Там же выделено, какие из них используются в режиме пользователя, какие – в режиме разработчика.

Подробнее разберем, какие программные системы имеются в каждом названном классе и могут использоваться для обеспечения работы в указанных режимах.

При использовании телекоммуникационных технологий в режиме пользователя для решения указанных задач применяются возможности электронной почты и всемирной паутины (World Wide Web). Используемые при этом программные продукты – это обозреватели (броузеры) и программы электронной почты. Из самых распространенных броузеров можно назвать Internet Explorer и Netscape Navigator.

Для работы с электронной почтой используются Internet Mail, Netscape Mail, Outlook Express.

Отличаясь высокой степенью интерактивности, компьютерные телекоммуникации создают уникальную учебно-познавательную среду, то есть среду, используемую для решения различных дидактических задач (например, познавательных, информационных, культурологических и пр.). Отличительной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для массового, так и для сугубо индивидуального обучения и самообучения. Помимо этого, данная среда, комбинирующая функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций, характеризуется:

возможностью обучать учащихся навыкам грамотного говорения, правописания, а также оформления результатов работы с последующей публикацией;

наличием условий для развития творческого мышления (при использовании асинхронной связи);

условиями для превращения обучения посредством сети в социальный коллективный и коллаборативный процесс;

концентрацией внимания всех участников взаимодействия посредством сети на самой информации (например, тексте сообщения электронной почты), а не на внешних личных атрибутах автора (возрасте, одежде, национальности и т.п.);

условиями для создания " виртуального класса", реализации возможностей группового и проектного обучения;

Дидактические функции телекоммуникаций, обусловленные их свойствами:

Возможность оперативной передачи информации любого объема, любого вида на любые расстояния.

Хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени.

Возможность интерактивности с помощью оперативной обратной связи.

Возможность доступа к различным источникам информации.

Возможность организации электронных конференций.

Возможность диалога с любым партнером.

Возможность запроса информации через электронные конференции.

Возможность перенести полученные материалы на свою дискету, распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю. Уже накопленный опыт применения телекоммуникаций показал, что этот вид информационных технологий позволяет широко использовать их в различных сферах образования.

Возможность организовать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, учителей, студентов, научных работников:

Организовать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации;

Формировать у партнеров – учащихся, студентов, учителей – коммуникативные навыки, культуру общения,

Формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории;

Формировать умения добывать информацию из разнообразных источников;

Создавать подлинную языковую среду;

Способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.