Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научный стиль.
Сфера функционирования – наука. Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер человеческой деятельности. Первоначально стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествованию – его отделение произошло в александрийский период, когда в греческом языке начала формироваться строгая научная терминология, впоследствии дополненная терминами из латинского языка, ставшего интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения ученый стремились к сжатости и точности научного описания. Образцом научного труда стали труды Ньютона. В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия 17-го века, когда стала создаваться русская научная терминология; научные труды М. В. Ломоносова и его учеников ускорили формирование научного стиля, а окончательно он сложился во второй половине 19-го века – в период научной деятельности крупнейших ученых того времени. Основная функция - интеллектуально-коммуникативная; функциональное назначение научного стиля состоит в том, чтобы обеспечит адекватную передачу научной информации, аргументированное изложение современного знания. Основными чертами научного стиля являются точность, абстрактность (обобщенность), логичность и объективность изложения. Преимущественная форма реализации - письменная. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи. Точность предопределяет терминологичность словарного состава (термин – это слово или сочетание слов, обозначающее п о н я т и е специальной области знания и деятельности). Понятие – это мысль о существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Формирование понятий – важное условие научной речи. Определение понятия дает дефиниция. Термин должен отвечать определенным требованиям: 1. Термин должен иметь четко фиксированное содержание в пределах определенной терминосистемы. Термин, раскрывающее какое-нибудь понятие, обязательно фиксируется в специальной справочной литературе. 2. Термин должен быть однозначным. 3. Термин не должен иметь синонимов. Могут быть только взаимозаменяемые термины-дублеты: лингвистика- языкознание. 4. Термин должен быть нейтральным, эмоционально не окрашенным. 5. Термин должен быть кратким и благозвучным. Для современной терминологии характерна тенденция к интернационализации. Она осуществляется двумя основными способами. 1) используются словообразовательные элементы (приставки, корни, суффиксы) из интернационального (греко-латинского) фонда.2) заимствуются термины из языка-лидера в той или иной области науки. Так, когда-то слова космонавт и спутник вошли во все иностранные языки. Сейчас английский язык – признанный лидер в области пополнения терминологии информатики, электроники. Соответственно используются термины Интернет, сканер, принтер, файл… Лексика научного стиля состоит из трех пластов: общеупотребительные слова, общенаучные (эксперимент) и термины (узкоспециальные). - отвлечённая лексика (мышление, давление, отражение, скорость, невесомость); - замкнутость лексического состава, строгость границ научной лексики, нежелательность синонимических замен; - отсутствие слов с разговорной и разговорно-просторечной окраской; - употребление многозначных слов только в одном-двух значениях, становящихся терминологическими: считать, сила, тело, окончание, узел, кора, движение, живой, тяжёлый, средний, кислый; - научное отвлечённое " мы"; - " номинативный строй" научной речи (первое место - существительные, второе - прилагательные, третье - глаголы); Для синтаксиса научной речи характерно: - неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные предложения, - использование вводных слов и словосочетаний, причастных и деепричастных оборотов, - сложные союзные предложения (наиболее типичными сложноподчиненными предложениями являются предложения с придаточными причины и условия). Чаще выделяют три подстиля: собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный. Нам кажется более полной является следующая классификация:
Тексты научного стиля речи могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, графики, таблицы. Научный текст имеет строгую композицию, т.к. все в нем подчинено достижению конкретной цели. Научный текст, как правило, состоит из двух частей – описательной (формулируется предмет и метод, ход исследования, история вопроса) и основной (излагается методика и техника исследования, достигнутый результат; обычно членится на главы). В практике вуза используются разнообразные научные тексты: первичные (первоисточники, оригиналы) и вторичные (научные статьи, монографии). Студент учится составлять тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, монографии, доклада; аннотации – краткая характеристика (описание) статьи, книги – строится по определенному клише: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Рецензия – письменный разбор текста. Конспект – письменная фиксация основных положений читаемого и ли воспринимаемого текста. Научный стиль речи использует следующие методы логической организации научного текста: - дедукцию (движение мысли от общего к частному), - индукцию (движение мысли от частного к общему), - аналогию (метод аналогии формируется так: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях; используется при построении учебников), - проблемное изложение (постановка вопроса в определенной последовательности). Метод берет начало от сократовского метода. Особенно актуально знакомство с научным стилем в работе над курсовой, а потом и дипломной. Данная работа начинается с введения, где обосновывается актуальность темы. Далее необходимо показать знакомство с имеющимися источниками по данной теме (история вопроса), проявить способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками. Затем обосновывается цель работы, задачи, методика исследования. Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах: · сообщение; · ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка); · рассуждение; · языковой пример; · объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование). Осваивая научный стиль изложения, необходимо понимать то, о чем писал А.И.Герцен в " Былом и думах": " Трудных наук нет, есть только трудные изложения, доктринёры до того привыкают к уродливому языку, что другого не употребляют, им он кажется понятен, - в старые годы им этот язык был даже дорог, как трудовая копейка, как отличие от языка вульгарного. По мере того, как мы из учеников переходим к действительному знанию, стропила и подмостки становятся противны, - мы ищем простоты".
|