Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
  • Научный стиль.






    Сфера функционированиянаука.

    Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер человеческой деятельности. Первоначально стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествованию – его отделение произошло в александрийский период, когда в греческом языке начала формироваться строгая научная терминология, впоследствии дополненная терминами из латинского языка, ставшего интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения ученый стремились к сжатости и точности научного описания. Образцом научного труда стали труды Ньютона.

    В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия 17-го века, когда стала создаваться русская научная терминология; научные труды М. В. Ломоносова и его учеников ускорили формирование научного стиля, а окончательно он сложился во второй половине 19-го века – в период научной деятельности крупнейших ученых того времени.

    Основная функция - интеллектуально-коммуникативная; функциональное назначение научного стиля состоит в том, чтобы обеспечит адекватную передачу научной информации, аргументированное изложение современного знания.

    Основными чертами научного стиля являются точность, абстрактность (обобщенность), логичность и объективность изложения.

    Преимущественная форма реализации - письменная. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

    Точность предопределяет терминологичность словарного состава (терминэто слово или сочетание слов, обозначающее п о н я т и е специальной области знания и деятельности). Понятие – это мысль о существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Формирование понятий – важное условие научной речи. Определение понятия дает дефиниция.

    Термин должен отвечать определенным требованиям:

    1. Термин должен иметь четко фиксированное содержание в пределах определенной терминосистемы. Термин, раскрывающее какое-нибудь понятие, обязательно фиксируется в специальной справочной литературе.

    2. Термин должен быть однозначным.

    3. Термин не должен иметь синонимов. Могут быть только взаимозаменяемые термины-дублеты: лингвистика- языкознание.

    4. Термин должен быть нейтральным, эмоционально не окрашенным.

    5. Термин должен быть кратким и благозвучным.

    Для современной терминологии характерна тенденция к интернационализации. Она осуществляется двумя основными способами. 1) используются словообразовательные элементы (приставки, корни, суффиксы) из интернационального (греко-латинского) фонда.2) заимствуются термины из языка-лидера в той или иной области науки. Так, когда-то слова космонавт и спутник вошли во все иностранные языки. Сейчас английский язык – признанный лидер в области пополнения терминологии информатики, электроники. Соответственно используются термины Интернет, сканер, принтер, файл…

    Лексика научного стиля состоит из трех пластов: общеупотребительные слова, общенаучные (эксперимент) и термины (узкоспециальные).

    - отвлечённая лексика (мышление, давление, отражение, скорость, невесомость);

    - замкнутость лексического состава, строгость границ научной лексики, нежелательность синонимических замен;

    - отсутствие слов с разговорной и разговорно-просторечной окраской;

    - употребление многозначных слов только в одном-двух значениях, становящихся терминологическими: считать, сила, тело, окончание, узел, кора, движение, живой, тяжёлый, средний, кислый;

    - научное отвлечённое " мы";

    - " номинативный строй" научной речи (первое место - существительные, второе - прилагательные, третье - глаголы);

    Для синтаксиса научной речи характерно:

    - неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные предложения,

    - использование вводных слов и словосочетаний, причастных и деепричастных оборотов,

    - сложные союзные предложения (наиболее типичными сложноподчиненными предложениями являются предложения с придаточными причины и условия).

    Чаще выделяют три подстиля: собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный.

    Нам кажется более полной является следующая классификация:

     

    Научный стиль
    Собственно Научный Научно-информативный Научно-справочный Учебно-научный Научно-популярный
    Жанры
    Монографии Статья Доклад Реферат Аннотация Патентное Описание Словарь Справочник каталог Учебник, словарь, Методическое пособие, лекция и др. Очерк, книга, лекция, статья и др.
                     

     

    Тексты научного стиля речи могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, графики, таблицы.

    Научный текст имеет строгую композицию, т.к. все в нем подчинено достижению конкретной цели. Научный текст, как правило, состоит из двух частей – описательной (формулируется предмет и метод, ход исследования, история вопроса) и основной (излагается методика и техника исследования, достигнутый результат; обычно членится на главы).

    В практике вуза используются разнообразные научные тексты: первичные (первоисточники, оригиналы) и вторичные (научные статьи, монографии). Студент учится составлять тезисы кратко сформулированные основные положения статьи, монографии, доклада; аннотации – краткая характеристика (описание) статьи, книги – строится по определенному клише: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Рецензия – письменный разбор текста. Конспект – письменная фиксация основных положений читаемого и ли воспринимаемого текста.

    Научный стиль речи использует следующие методы логической организации научного текста:

    - дедукцию (движение мысли от общего к частному),

    - индукцию (движение мысли от частного к общему),

    - аналогию (метод аналогии формируется так: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях; используется при построении учебников),

    - проблемное изложение (постановка вопроса в определенной последовательности). Метод берет начало от сократовского метода.

    Особенно актуально знакомство с научным стилем в работе над курсовой, а потом и дипломной.

    Данная работа начинается с введения, где обосновывается актуальность темы.

    Далее необходимо показать знакомство с имеющимися источниками по данной теме (история вопроса), проявить способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками.

    Затем обосновывается цель работы, задачи, методика исследования.

    Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:

    · сообщение;

    · ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка);

    · рассуждение;

    · языковой пример;

    · объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

    Осваивая научный стиль изложения, необходимо понимать то, о чем писал А.И.Герцен в " Былом и думах": " Трудных наук нет, есть только трудные изложения, доктринёры до того привыкают к уродливому языку, что другого не употребляют, им он кажется понятен, - в старые годы им этот язык был даже дорог, как трудовая копейка, как отличие от языка вульгарного. По мере того, как мы из учеников переходим к действительному знанию, стропила и подмостки становятся противны, - мы ищем простоты".

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.