Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды республик






Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избира­емыми населением на определенный срок - парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Само слово происходит от латинского словосочетания respublicum, которое означает «общее дело».

Республиканская форма правления известна человечеству достаточно давно и отмечалась в различные исторические периоды:

Ø Афинская демократическая - Афины V-IV вв. до н.э.

Ø Римская аристократия - РимV-II вв. до н.э.

Ø Спартанская аристократическая - Спарта V-IV вв. до н.э.

Ø Средневековая - Города – Республики: Венеция, Новгород, Союз немецких торговых городов Ганза

Республики, как правило, бывают парламентскими или президентскими.

В парламент­ской республике верховенство власти находится у парламента. Роль президент в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность. В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии и т.д.

Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы прави­тельства. Президент избирается не парламентом, а в результате референдума или колле­гиями выборщиков. Классическим примером президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.

В некоторых государствах существует республиканская форма правления, носящая сме­шанный характер, то есть сочетающая черты парламентской и президентской республики. К таким государствам, в частности, относится Франция, а также Россия.

Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимают адми­нистративно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и сос­тавляющими его частями, между отдельными частями государ­ства, между центральными и местными органами.

Форма государственного устройства — это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональ­ной, местной властей.

Унитарное (единое, от лат. «unus» — «один») государство отличается полным политическим единством. Унитарное государство неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом.

Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

 

Признаки унитарного государства

 

1. Один Основной Закон.

2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, система законодательства, гражданство, денежная единица, налоговая и кредитная политика.

3. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются госу­дарственными образованиями).

Унитарное государство может быть многонациональным (Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и др.) и однонациональным (Япония, Египет и др.).

Федерация - соединенное, союзное государство (от лат. «fedus» — «со­юз»). Федерация - сложное государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.

При этой форме государственного устройства образуются общие высшие органы власти и управления, однако при этом сохраняются органы власти и управления у каждого из государственных образований - членов федерации (республик, штатов и т.д.).

Виды федераций
Территориальная Национальная
1. Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями. 2. Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международ-ных отношениях. 3. Установлен запрет одностороннего выхода из союза. 4. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами. (США, Мексика, ФРГ) 1. Субъекты национально-государственные образования. 2. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности. 3. Гарантированность суверенитета больших и малых наций. 4. Формирование высших государственных органов в определенной части из представителей субъектов федерации, 5. Утверждение права наций на самоопреде-ление. (Индия, Российская Федерация)

Конфедерация — это " государственный союз государств", каждое из которых обладает государственным суверенитетом.

Но этот союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.).

При конфедерации центр тяжести государственного суверенитета находится в самих го­сударствах, объединяющихся в конфедерацию.

Исторические факты подтверждают что конфедеративные образова­ния имеют нестойкий, переходный характер; они либо распадаются, либо преобразуются в федерацию: Северная Америка конец XVIII века, Германия середины XIX века, конфедерация Египта и Сирии и т. д.

Государственный режим

Категория «политический режим» появилась в научном обороте в 60-е гг. прошлого века.

Сущность государственной власти во многом выражается в средствах и способах властвования, в характере ее воплощения в жизнь. Все состав­ные части политической системы: политические партии, общест­венные организации, трудовые коллективы (а также и «внеси­стемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) — ис­пытывают значительное влияние государства, его сущности, ха­рактера функций, форм и методов деятельности и т.д. Суть всего этого сосредоточена в понятии " государственный режим".

Для характеристики формы государства име­ет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности) демократических прав и политических сво­бод личности, степень соответствия официальных конституци­онных и правовых форм политическим реалиям, характер от­ношения властных структур к правовым основам государствен­ной и общественной жизни).

Видов политических режимов существует много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества.

Существен­ное влияние на вид политического режима оказывают историчес­кие традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся под­час вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами.

На вид политического режима может оказать воздействие и международная обста­новка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государ­ствах одного и того же времени.

 

 

Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократи­чески-монархические, аристократические, олигархические ре­жимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена фе­одализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-фео­дальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещен­ного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапар­тистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и мари­онеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фун­даменталистский.

Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режи­мов, либеральных, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.

Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разно­видностям: демократическому и антидемократическому полити­ческим режимам.

Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осу­ществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.

Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину лю­бых демократических политических режимов. Термином «демо­кратия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закреплен­ные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Практика демократического раз­вития государственности различных исторических эпох дает са­мые различные примеры демократических режимов.

Либеральный режим - это переходный режим от недемократического режима к демократическому.

Для либерального режима характерно отсутствие ста­бильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной пробле­мы не используются.

Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствле­нии общественных организаций; милитаризации общества и т.д.

Антидемократические полити­ческие режимы также разнообразны, однако их содержание во многом схоже: господство одной политической пар­тии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной фор­мы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев наро­да; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.

Авторитарный режим - это власть одного человека или группы людей. При авторитарном режиме существенно ограничены демократические свободы граждан, запрещены оппози­ционные партии и движения, оппозиционная пресса, зап­рещены профсоюзы и т. п.

Тоталитарный режим - крайняя форма авторитариз­ма. При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется моно­польный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, уста­навливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д. Тоталитарный режим можно подразделить на: фашистский, полуфашистский, военно-диктаторский.

Они различаются степенью применения насильствен­ных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения.

Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства. Он выступает важной составной частью политического режима, который охватывает не только государство, но и другие элементы политической системы общества.

Кроме того, между различными элементами формы государства существует определенная взаимосвязь.

Например, республиканская форма правления часто " тяготеет" к федератив­ному государственному устройству и демократическому политическому режиму. Респуб­ликанские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического политического режима, а при на­личии двух- или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.

Монархическим формам правления в определенных случаях свойственны унитарные централизованные формы государственного устройства и недемократические политические режимы. Монархическая форма прав­ления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного ус­тройства и автократическому политическому режиму.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.