Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 20.01.2015






13.01.2015

Традиционный Китай: основные тенденции развития.

1. Методологические проблемы исследования традиционного восточного общества

2. Престижная экономика и механизмы соц дифференциации

3. Формирование государства на Востоке и закономерности его функционирования

Принципы и схемы традиционного исторического процесса не могут объяснить историю Восточных стран. В основе большинства концепций теория общественных формаций. В СССР эта концепция считалась марксистской, единственно допустимой.

При применении этих схем-формаций к Китаю возникают проблемы

Рабство в Китае и вообще на Востоке никогда не играло столь существенной роли, как в античной Греции и античном Риме. В Китае и на Востоке вообще само по себе выделение рабовладельческой стадии развитие вызывает большие затруднения. Общество так называемого раннего рабовладения (если мыслить в концепции формаций). Но следующий вопрос: когда и почему рабовладение на Востоке сменяется феодализмом? В Европе этот рубеж – гибель западной Римской империи. 476г. В случае с Китаем такое этапное событие не просматривается. По 5-членной схеме – 4-3 вв до нашей эры. Но выходит, что в Китае имело место недостаточно развитое рабовладение, но при этом переход к следующей формации происходит намного раньше, чем в обществах более развитых. Эти нестыковки побуждают специалистов-сторонников 5-членной схемы утверждать, что в условиях Востока эта схема все равно применима, хоть и с определенными изъятиями. Утверждается, что Китай и другие восточные общества вообще не прошли стадии рабовладения, а от первобытно-общинного строя перешли к феодализму. В качестве обоснования такого перехода – в полит сфере и востока, и европы имело место чередование интеграции и дезинтеграции(феод раздробленности). Период дезинтеграции в Китае еще с первой половины 1ого тыс до нэ. Подобная концепция видит сущность феодализма только в определенных политических процессах, а не в соц-экономической специфике.

Явные отличия не только древнего, но и средневекового Китая от феодальных европейских обществ. Полное отсутствие института крепостничества, относительно небольшой удельный вес помещечьих хозяйств в экономике, поместья – не доминирующее место, широкое распространение отношений земельной аренды, отсутствие института земледельческой общины.

Согласно концепции вечного феодализма – пропущена стадия рабовладения.

Многие исследователи, оставаясь в рамках марксизма, говорили о том, что сам Маркс говорил о существовании на Востоке особого способа общественного устройства – Азиатский способ производства. Под этим он понимал систему земледельческих общин, которая объединена в целостную структуру государствам типа восточной деспотии. Невелика роль частной собственности, основной получатель прибавочного продукта (земельной ренты) – государство, а не частные собственники (общины выплачивают земельную ренту в пользу государства).

Но у Маркса существуют жесткие утверждения о том, что частной земельной собственности на Востоке вообще не было (третий том «Капитала»). Но оно легко опровергается фактами: земля продавалась и покупалась. Если говорить о концепции Маркса, неясно, имелась ли ввиду некая универсальная стадия развития, которую проходят большинство стран, или же это отдельный путь социальной эволюции именно восточных народов. Но, если это особый путь развития восточных народов, то можно ли утверждать, что азиатский способ производства существовал на Востоке тысячелетиями, без существенных изменений? Или же, если это универсальная стадия, то возникает вопрос: а можно ли выделить в истории Китая определённые системные изменения, которые свидетельствовало бы о том, что китайское общество перешло к более высокой ступени развития? Чётких ответов на эти вопросы в концепции азиатского способа производства не содержится. К тому же, концепция середины 19 века.

Отказ от безусловной ориентации на одну концепцию привел к тому, что возник некий концептуальный вакуум. Изучение Востока и попытки объяснить эволюцию древних обществ тяготеют к одному из двух методологических полюсов.

Первый – выделяется универсальная, докапиталистическая стадия развития. У.Ростоу. в начале 60х назвал эту стадию стадией традиционного общества. В.П.Илюшечкин в 70-80е обосновал концепцию, согласно которой капитализму предшествует сословно-классовое общество (единая докапиталистическая формация). В рамках этого типа общества в различных странах могут существовать различные специфические варианты общественного устройства. Это может быть рабовладение, крепостничество, изъятие земельной ренты государством, но, по сути, это все – проявление одного и того же начала. Эта концепция делает акцент на универсализм и не считает возможным выделение неких динамических изменений в рамках докапиталистического общества.

Другой полюс – цивилизационный подход. Всемирная история – сумма нескольких десятков специфических вариантов развития, присущих отдельным странам или регионам. О поступательном развитии можно говорить в том смысле, что опыт тех или иных стран оказывается наиболее эффективным и они втягивают в сферу своего влияния другие народы.

При всей видимой полярности эти подходы сближает то, что в их рамках весьма сложно выделить какую-либо чёткую логическую линию мировой истории, какие-то закономерности, которые выходили за рамки отдельных странновых или региональных зон.

Обобщение того материала, который накопила историческая и гуманитарная наука, позволяет утверждать, что при всем разнообразии стран и регионов определённые общие закономерности всё же существуют. История Китая и Востока в целом может быть объяснена с помощью адресации к этим закономерностям (как и история Европы). Для выработки такого универсального объяснения нужен более четкий, более современный аппарат исследования, по сравнению с тем, который так или иначе содержится в марксизме.

Следует выработать новый методологический аппарат для изучения истории Китая (Востока).

Эпоха присваивающего хозяйства, те охота, рыболовство, собирательство. Примитивный уровень условий жизни и орудий труда, свойственный той эпохе, в виду которого для человека, жившего в те времена, принадлежность к определенному коллективу (первобытной группе) выступала условием его физического выживания. Первобытная группа – несколько парных семей с детьми – в рамках неё действовал уравнительный принцип распределения пищи. Это диктует целый ряд специфических особенностей взаимоотношений внутри этого коллектива. Уравнительность распределения и необходимость консолидации группы диктует эквивалентность обмена между участниками группы. Первое следствие - в условиях присваивающего хозяйства такая эквивалентность реализовывалась в специфической форме – форме дарообмена, обмена подарками. Эти отношения могли заключаться не только в обмене вещами, имеющими материальную ценность, но и об имитации такого обмена. Б.Малиновский обратил внимание, что на Полинезийских островах, такой обмена назывался кула. Дарили друг другу два вида предметов – браслеты из раковины и ожерелье из дисков раковин (один предмет - по часовой, другой - против часовой стрелки), таким образом показывали свою принадлежность к одному коллективу. К тому же, второе следствие – проблема принадлежности к коллективу предопределяет высокое значение престижа человека перед лицом коллектива. Человек должен показать, что он полезен этому коллективу, способствует коллективному выживанию, его присутствие не нарушает психологическую атмосферу. Б о льшие затраты труда стимулируется не материальным увеличением доли продукта, причитающейся человеку, а за счёт повышенного престижа. В рамках такого коллектива каждый вкладывает столько, сколько он может, а получает - сколько полагается по принципу уравнительного распределения. Разница между его более высокими усилиями и тем, что он может получить, возмещается за счёт престижа. В связи повышенным значением авторитета и престижа, круг социальных связей по поводу распределения материальных благ, получил название «престижная экономика», а совокупность принципов обязательного эквивалентного обмена и стимулирования индивидуальных усилий престижем – принцип реципроксность. К.Поланьи разработал эту систему категории в середине 20 века.

В любом коллективе объективно существует потребность в лидере, который регулировал бы жизнь группы. Лидер в данном случае становится таковым, тк он более способен, чем другие + он должен обладать определёнными организационными способностями. Возглавляет процесс раздачи, следит за соблюдением принципа уравнительности, нет материальных привилегий. Индивидуальные усилия лидера вознаграждаются более высоким престижем. Выдвижение лидера происходит по принципу реципроксности. Или по принципу меритократии – наиболее способный, амбициозный и удачливый человек. Обстановка соревнования за более высокий престиж.

Ситуация начинает меняться, когда возникает возможность производства прибавочного продукта. Решающий шаг к его производству сделан в ходе неолитической революции – процесс перехода от охоты и собирательства к оседлому земледелию. Переход от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему. Следствия: Гораздо более регулярное и упорядоченное производство пищи, в связи с чем – существенное увеличение рождаемости. Упорядочение социальных связей, переход к рамкам большой оседлой семьи. Группа больших семей объединяется в общину, в более сложный коллектив. Изначально община на родственных принципах – кровно-родственная община, затем степень родства убывает -> соседская община. В рамках большой семьи люди объединены не по собственной воле, а по случайности рождения. Меняется и положение главы группы: теперь это не избранный лидер, а отец-патриарх, т.е. старший мужчина в семье, становится таковым по рождению. Лидирующие позиция отца-патриарха по существу пожизненное, прочное. Функции отца-патриарха меняются по сравнению с лидером. Он не столько добытчик, сколько умелый организатор, организует совместный труд членов своей семьи. В рамках этого нового устройства отношения эквивалентности и престижа сохраняются, но выходят на новый уровень. Он ищет престижа в рамках всей общины, стремится к нему не только в рамках своей семьи. Тут начинают сказываться уже существующие элементы имущественного неравенства. Механизм поиска дополнительного престижа был описан в середине 20века (потлач) – претенденты на лидерство прибегали к демонстративным раздачам пищи. Он может раздавать то, что добыто трудом всей его семьи. Отец-патриарх угощает своих односельчан, по закону эквивалентного обмена должны вернуть ему полученный дар, но сделать это в материальной форме они не могут, они становятся в положение клиентов, в обмен на угощение они обеспечивают организатору потлача более высокий престиж. Кто лучше угостит – тот и лидер, старейшина. Старейшина регулярно перераспределяет участки пахотной земли между семьями, должен обеспечить справедливое пользование общинными ресурсами и угодьями, лесами и лугами, организует общественные работы, ритуальные функции, страховой фонд на случай форс-мажорных обстоятельств. Какое-то время старейшина продолжал устраивать потлачи, это было больше связано с расходами, чем с доходами. За свой общественно полезный труд старейшина начинает получать от отдельных семей подарки (обычно после очередного передела), постепенно дополнительные доходы старейшины в виде таких подарков становятся традицией, принимают форму своего рода квази-налога, таким образом становится наиболее обеспеченным членом этой общины. При этом земля остаётся коллективной собственностью, но старейшина, раздающий земельные участки, приобретает в глазах общины статус хозяина земли, именно в качестве которого он и имеет право на этот квази-налог. В рамках общины отношения, связанную с реципроксностью продолжают действовать в отношениях между отдельными общинниками, между большими семьями, а отношения старейшина-община начинают наполняться новым содержанием. В обмен на выполнение общественно необходимых управленческих функций община передаёт старейшине определённые властные и экономические полномочия. Он получает возможность этот страховой фонд не только в коллективных, но и в целях себя самого и своей семьи. Появляются собственные материальные интересы старейшины, отличные от интересов общины. Старейшина становится субъектом нового процесса – процесса редестрибуции, перераспределения. Он получает возможность перераспределять коллективный прибавочный продукт общины через получение квази-налога и через страховой фонд общины в свою пользу (своей семьи). Реципроксность продолжает действовать на горизонтальном уровне, в отношениях вертикальных теперь процесс редестрибуции, за оболочкой реципроксности - новое содержание.

Механизмом объединения общин часто выступали военные конфликты, но в данном случае тоже срабатывали принципы престижной экономики. Соперничество за лидерство воспроизводилось и на межобщинном уровне. В конечно счёте отдельные старейшины привлекали к себе людей из других общин, экономические возможности подкреплялись и военной силой тоже. Более сильные и щедрые старейшины подкрепляли вокруг себя ряд общин, они становились вождями межобщинного объединения. Вокруг вождя складывается слой людей, на постоянной основе занятых в системе управления и живущих за счёт прибавочного продукта, который подвергается процессу редестрибуции в пользу этого слоя людей. Этот слой – администраторы, воины, жрецы, обслуживающие (ремесленники и слуги). Постепенно вождь, который поначалу избирался, становится пожизненной должностью, этому процессу способствует идеологическое оформление власти вождя, которому способствуют жрецы. Вождь - посредник между миром живых людей и сверхъестественными силами, престиж и власть – не результат личных талантов и усилий вождя, а некое свойство сверхъестественного порядка, это качество передаётся из поколение в поколение в семье вождя, эта семья именно поэтому и имеет право на власть. Власть - пожизненное право, во многих случаях, вождь становится и главным жрецом, первосвященником, сакрализация власти. Межобщинное объединение теряет этническое единство, усложняется аппарат управления, становясь многоступенчатым. Механизм насилия, принуждения становится необходимым элементом системы управления. Упорядочение норм социальных взаимоотношений, возникает законодательство – система права, как отдельная система соц регуляторов, отличная от религиозных, этических и моральных норм. На смену межобщинному объединению приходит государство.

Вождь – наследственный монарх. Обычно его провозглашают сыном бога или даже живым божеством. Складывается наследственная аристократия – потомственный слой людей, занятых в системе управления и имеющих соответствующие привилегии. Система земельных отношений: официально монарх – собственник всей земли в государстве, в действительности система прав собственности на землю очень сложна и чётких границ здесь нет. На один и тот же участок земли имеет право и отдельная семья, и община, и местные власти, и государство в лице монарха. Иначе говоря, система отношений земельной собственности имеет внешнюю оболочку – гос собственность на землю, за которой скрывается сложная система пересекающихся прав на один и тот же земельный участок. Нет такого института как частная земельная собственность. Верховная собственность на землю реализуется в специфической форме ренты-налога, который уплачивается государству. Рента – доход с земли, налог – получатель государство. Экономический стержень такого общ устройства – редестрибуция ренты-налога. Но сохраняется значительная роль коллективного труда, который не только в рамках общин, но и государство имеет возможность мобилизовать на общ работы огромные массы крестьянства. За счёт общ работ могут возводиться общ полезные хоз сооружения (ирригационная система), но плюс и сооружения для нужд монархии и аристократии. Такие работы имели ритуальный смысл, само участие в таких работах воспринималось как религиозный долг и как часть реципроксного обмена между низами и верхушкой. Правитель наделяет своих родственников и ближайших соратников так называемыми кормлениями (оставляют себе часть ренты-налога с земель под их правлением) + земельные пожалования от монарха. Региональные администраторы подобное делают и со своими приближенными. В результате возникает сложная многоступенчатая система. Тенденция приватизации – размывание единого гос сектора хозяйства. Элемент дезинтеграции государства как такового. Рано или поздно происходит отделение ремесла от земледелия, на этой основе происходит развитие товарно-денежных отношений, возникают отношения земельной аренды, наемного труда, ростовщичества и даже долгового рабства.

Общинно-государственная система. В ее рамках сохраняется общинное землепользование, по-прежнему велика роль коллективного труда, особенно там, где для ведения земледелия требуется строительство ирригационных систем, усложняется структура земельной собственности, происходит формирования института верховной (государственной) земельной собственности, который заключает в себе сложную систему прав собственности на одну и ту же землю. Эта система выросла на почве реципроксного обмена по линии управленцы – управляемые, но постепенно оболочка реципроксности наполняется новым содержанием, за ее внешней оболочкой теперь скрывается новый процесс – механизм редистрибуции. Значительное социальное неравенство, господствующий слой людей, причастных к власти. Частная собственность как следствие привилегированных позиций. Государство является сильным и способным поддерживать свою целостность, только если оно жестко централизованно. Экономическую основу составляют – гос собственность и механизм редистрибуции ренты-налога. В недрах такого общества периодически возникает тенденция к приватизации (и сверху, и снизу), которая ведёт к политической дезинтеграции. Распад государство следствие либо внутреннего кризиса, либо вторжения воинственных соседей, а часто эти две составляющие накладываются друг на друга. Когда на месте разрушенного государства основной этнос или завоеватели создают новое государство, оно вновь основано на редистрибуции ренты-налога. Процесс повторяется заново, циклическая тенденция. Нельзя говорить о том, что такое общественное устройство вообще отрицает существование частной собственности. Процессы приватизации возникают спонтанно и являются составной частью этой циклической динамики. С процессом имущественной дифференциации неизбежно связана потеря казной части платильщиков ренты-налога. Государство в таком обществе стремится поставить частную собственность под контроль, терпимо относится к существованию частного сектора в той мере, в какой его существование не угрожает системе централизованной дистрибуции.

 

 

Легенды относят возникновение сильной централизованной власти в Китае еще к рубежу 3-4тысячелетия до нашей эры. Утверждается, что 21-16 в до нашей эры правила династия Ся. Исторический события, которые принято отождествлять с Ся, описываются в хрониках 1 тысячелетия до нашей эры, но многие историки ставят эти факты под сомнение, тк многие археологические находки не имеют должных иероглифических знаков «Ся». Скорее всего, это некий национальный миф о неком идеальном правлении (по крайней мере, первые императоры). Этот миф заложил основы государственности, культуры и менталитета китайцев.

Достоверным можно считать то, что с 16-11 вв до нэ в бассейне Хуанхэ существовала политическая структура Шан (Инь). Во главе стоял монарх, который назывался ваном и одновременно являлся и первосвященником. Система редистрибуции ренты-налога здесь была специфичной. Не существовала отдельного сектора гос хозяйств и центром извлечения ренты-налога была непосредственно общинная деревня: в центре крестьянских наделов находились большие поля, которые обрабатывались совместно и урожай с них шёл в пользу вана.

В 11 в до нашей эры Шан-Инь завоевано племенем чжоу (чжоусы). В 1027 г окончательная битва, где чжоусы победили. 1027-771 гг до нашей эры – эпоха западного Чжоу. Дальнейшее развитие идеи сакрализации власти. Концепция мандата неба, согласно которой право на власть царствующая династия получает в силу своей добродетельности, иначе говоря правитель пользуется поддержкой неба в той мере, в какой он придерживается принципов морали, осуществляет разумное управление, ограничивает коррупцию и заботится о подданных. Если свойство добродетельности утрачивается, то мандат неба передаётся другой династии. Это может произойти в результате народного восстания. По сути, право народа свергнуть власть, которая отошла от принципов морального правления. Выработана еще в начале эпохи Чжоу, но оказала огромное влияние на китайский менталитет. В административной области по началу аппарат государства Шан-Инь, но уже с начала 9 в до нашей эры проявлялась тенденция дезинтеграции единого государства. Ван назначал своих приближенных наместниками уделов, передавал им административные полномочия, часть прав на ренту-налог и делал земельные пожалования. Постепенно наместники – полунезависимые государства, активно воюющие друг с другом. В 771 г ван перенес столицу из Чэнчджоу в Лоян (на востоке). 771-221 гг до нашей эры - восточный Чжоу. 771 – 475 период «Весна и осень». В период «ВиО» власть вана была чисто номинальной, он фактически контролировал только небольшую территорию вокруг столицы, а его вассалы вели постоянную борьбу за гегемонию, что усугубляло политическую нестабильность.

Лекция 20.01.2015

Центробежные тенденции начали сменяться тенденциями центростремительными. К началу 5 века до нашей эры – укрупнение политических образований, которые формально еще были частью Чжоуской империи. С 475 до нашей эры - 221 период борящихся государств. Эта тенденция была связана с экономическими изменениями. С 5 века до нашей эры в Китае начинают использоваться железные орудия труда, повышается производительность труда. Отделение ремесла от земледелия, на этой основе развиваются товарно-денежные отношения, влияние которых сказывается и на сельскохозяйственном секторе тоже. Процесс приватизации земли снизу начинает активно стимулироваться, сделки купли-продажи земли, торговля землёй. Само существование земледельческой общины становится бессмысленным. Складываются устойчивые региональные рынки на базе развития ремёсел и торговой деятельности, что даёт экономическую основу для процессов политической централизации.

В ходе идейных дискуссий были выработаны концептуальные подходы, оправдывающие необходимость существования сильно централизованных государств. Один из таких подходов Конфуцианство: государство – одна большая семья, отношения построены на принципах этики и гармонии. Согласно конфуцианству, эта гармония предусматривает и определённую социальную градацию по аналогии со старшинством в семье. Следование моральным принципам обеспечивает добродетельность и эффективность деятельности чиновников. Второй подход легизм (Гуань Чжун). В основе тоже лежит идея централизованной власти, но в основе этой власти – безупречное следование закону. Сторонники этого направления обращались к закону как таковому. Сильное централизованное государство предполагает беспрекословное послушание и чиновников, и общества в целом; за невыполнение – суровое наказание. Эти подходы зарождаются на рубеже 6-5 веков до нашей эры. В течение последующих веков они попеременно выходили на первый план, конкурируя между собой. Методы реализации сильной власти предлагались этими подходами разные. Конфуцианцы – моральное убеждение, легисты – насилие.

Под влиянием этих идеологических дискуссий необходимость перемен была осознана и политическими элитами. В большинстве стран начинают осуществляться комплексные экономические и политические реформы. В середине 4 века до нашей эры в государстве Цинь реформы канцлера Шан Яна. Окончательное упразднение института общины. Вместо общин функцию сбора ренты налога стали выполнять специальные административные фискальные единицы – пятёрки и десятки. В их рамках все крестьянские хозяйства должны были отвечать перед казной за уплату налогов по принципу круговой поруки. Вместо уделов – система уездов, на управление уездом чиновники теперь назначались не по принципу знатности, а ввиду квалификации и заслуг. Усилилось значение принципа меритократии. Через уездную систему стал осуществляться набор призывников в армию. До этого военным делом занимались преимущественно аристократы и наемники. Шан Ян унифицировал систему мер и весов, более благоприятные условия для товарно-денежного обмена. Его реформы шли навстречу объективно созревшим потребностям, они создавали условия для новой централизации гос управления и учитывали результаты уже фактически прошедшей приватизации, в том числе и в сельском хозяйстве. Было бы ошибкой считать, что его реформы были направлены на поддержку частного сектора экономики и трансформацию экономической системы. Не произошло коренного изменения в отношениях между крестьянством и государством. Система централизованной редестрибуции ренты налога была только укреплена, её низовыми ячейками стали не общины, а искусственно созданные фискальные единицы. Основой процветания экономики и благополучия государства Шан Ян считал земледелие, а не торговую или ремесленную деятельность, которые он считал занятиями второстепенными и подозрительными, проводя в их отношении жёсткую политику. Частных торговцев и ремесленников он обкладывал высокими налогами.

Государство Цинь в конечном итоге побеждает и поглощает своих конкурентов, правитель царства Цинь Ин Чжен в 221 году до нашей эры объединяет государство - > империя Цинь, принимает имя Цинь Шихуана.

Но можно ли сказать, что упразднение Шан Яном общины говорит о начале нового периода китайской истории? В зависимости от ответа на этот вопрос, по-разному выглядит и периодизация китайской истории. Один возможный ответ: упразднение общины – некий системный рубеж, Китая вступают в новую эпоху. Тогда можно говорить о периоде Древнего Китая (до Шан Яна) и Средневекового Китая. Второй ответ: реформы Шан Яна означали только изменение методики сбора ренты налога, а не новую эпоху, сами основы остались прежними, как и отношения государственного и частного секторов. А, значит, и те фундаментальные закономерности китайского социума тоже остаются неизменными. Тогда со 2 тысячелетия до нашей эры и до начала 20 века нашей эры – китайская история – единое целое, для которого свойственны некие сквозные закономерности.

Традиционному Китаю были присущи периодическое вызревание тенденций приватизации, развитие товарно-денежных отношений (определённые законы циклической саморегуляции общественных процессов), которые вели к политической дезинтеграции и глубокому кризису, выходом из которого является восстановление сильного централизованного государства, основанного на господстве гос сектора и сильной редестрибуции. Есть и определённое соц-психологическое измерение. Период дезинтеграции характерен массовой коррупцией чиновников, доминируют частные интересы, в обществе отмечается общий упадок морали. В сознании большинства людей это воспринимается как повреждение нравов, в котором по логике концепции мандата неба виновата правящая династия. Этот моральный упадок в итоге воспринимался как первопричина общего упадка и разложения государства и экономики. С определенного момента в обществе включаются механизмы самозащиты и выживания. Дальнейшее разложение ставит под угрозу само выживание китайской нации как таковой ввиду угрозы со стороны северных кочевников. Центростремительные тенденции вновь берут вверх. Усиливается значение принципа меритократии в гос институтах. Определенное самоочищение системы управления.

Периодизация по династиям:

· 221-206 до нашей эры Цинь

· 206 до нашей эры – 24 нашей эры Западная Хань

· 24 – 220гг Восточная Хань

· 220 – 280 Троецарствие

· 265 – 420 Цзинь

· 420 – 589 Северные и Южные династии

· 589 – 618 Суй

· 618 – 907 Тан

· 907 – 960 период пяти династий

· 960 – 1279 Сун

· 1279 – 1368 Юань (монголы)

· 1368 – 1644 Мин

· 1644 – 1911 Цин (манчжуры)

Циклические колебания между централизацией и дезинтеграцией, периодическая смена правящих династий. Несколько раз вожди крестьянских восстаний основывали новые династии. Неоднократно Китай распадался на несколько частей. Несколько раз оказывался под властью чужеземцев.

В восприятии китайцев очередной политический катаклизм - гнев неба.

Более фундаментальное объяснение этих циклических тенденций китайской истории лежит на уровне соотношении ключевых факторов производства – рабочей силы, трудовых ресурсов и земли. Ещё одна сквозная тенденция – очень высокие темпы естественного прироста создавали повышенное давление на дефицитную землю -> социальный взрыв -> физическое уничтожение части населения. На время восстанавливался относительный баланс между землёй и рабочей силой. Но население опять быстро росло.

Периодическая смута и гибель части населения – некая закономерность общественного устройства, присущий Китаю способ регулирования воспроизводства.

Китайцы еще к началу нашей эры заполнили все доступные для сельскохозяйственного освоения земли. Пространственная экспансия достигла тех территорий, где возможно лишь скотоводство. Уникальная особенность именно китайской цивилизации.

Но ряд историков считает, что особенность всех докапиталистических обществ определяется динамикой демографических циклов. Население страны всегда постепенно осваивает доступную территорию. По мере того, как земли не хватает – обостряются соц проблемы, возникает политическая нестабильность, что приводит к голоду, эпидемиям, гражданским войнам, вторжениям. Они описывают динамику, но причинно-следственные связи не изучены достаточно хорошо.

В истории Китая такие династийные циклы действительно присутствуют. В ходе любого цикла выделяются 4 фазы

Подъём Расцвет Упадок Катастрофа

 

  Подъём Расцвет Упадок Катастрофа
Соотношение факторов производства После гибели миллионов людей в ходе катастрофы, в этой фазе ощущается недостаток рабочей силы и относительный избыток земли. Имеются свободные земли, которые могут осваиваться экстенсивно. Население в этой фазе быстро растёт, но практически все трудовые ресурсы заняты в хоз деятельности. Дефицит трудовых ресурсов способствует тому, что в сх активно используется рабочий скот, восстанавливаются ирригационные системы, разрушенные в ходе катастрофы. Наличие свободных земель позволяет крестьяна достаточно свободно перемещаться по территории страны, что затрудняет сбор ренты налога. В фазе подъема могли проявляться формы крепостничества, в частности, военные поселения. Исчерпание свободных земель – начало расцвета. Используются все пригодные для обработки земли, не только наиболее плодородные. Лимитирующий фактор увеличения выпуска - земля. Земельные ресурсы используются интенсивно, активно развиваются ирригационные системы. Избыток рабочей силы, которая используется не полностью. Нерациональное дробление хозяйств, измельчение семейных наделов. В Китае с эпохи Западная Хань не действовал принцип майората. На столько мелких участках невозможна реализация эффекта масштаба, что сказывается на динамике урожая. Перестаёт использоваться рабочий скот, который вытесняется мускульной силой человека. Избыточная рабочая сила уходит в найм. Избыточное население достигает максимума. Выталкивание части рабочей силы из сх. Эти люди превращаются в людей без определённых занятий (люмпены, пауперы). Прогрессирует криминализация общества. Повсеместно действуют банды, которые живут грабежом. Часть люмпенов поступает на военную службу. Политическая дезинтеграция государства. На местах возникают локальные армии. Нерациональное увеличение городского населения, часть крестьян уходит в города, но там тоже не находят себя занятия. Резервы в сх для технологических улучшений исчерпаны После социального взрыва резкое снижение производительности всех факторов, разрушаются ирригационные системы, приходят в упадок города, гибель части населения, меняется соотношение между землёй и человеческими ресурсами
гос и частнаясобственность Доминирует гос сектор, присутствие частной собственности минимально. Частное землевладение переживает подъем, его роль усиливается. Но сам процесс формирования частной собственности был специфичным. Наследственная титулованная знать была в Китае относительно немногочисленной. Доступ к привилегиям зависел не от знатности, а от положения в бюрократической системе. Еще с 622 года кадры для чиновничьего аппарата мобилизовались с помощью экзаменов, доступ к которым формально имели все. Экзамены на знание конфуцианских текстов, истории, философии, классической лит-ры, иногда умение написания стихов. Обладатели ученных степеней – шэньши, у них была возможность занять чиновничью должность. Шэньши делились на неслуживых и чиновников. Чиновники получали землю в качестве материального стимула, в качестве признания заслуг + они могли покупать земли, инвестируя в них свои доходы (в том числе и коррупционные). Бурная экспансия частной земельной собственности, что ассоциируется с разгулом чиновничьей коррупции. Значительная часть помещиков уничтожается физически.
Рента налог и частная земельная рента Доминирует система централизованной редистрибуции ренты-налога, но складывается неформальная система. Неформальная система связана с деятельностью неслуживых шэньшей. Те из них, которые не получили чиновничьих должностей, жили в деревне и выступали в качестве неформальных лидеров крестьян или осуществляли организаторские функции. Организация общественных работ, возглавляли отряды местной самообороны, работали в храмах и школах, посредничество между властями и крестьянами. Положение на стыке интересов крестьянства и государства. Сам принцип формирования доходов у неслужилых шэньшей был примерно тот же, что и в системе государственной редистрибуции. Получали вознаграждение за осуществление управленческих функций Усиливается значение частной земельной ренты параллельно с экспансией частной земельной собственности. Условия для взимания частной земельной ренты созданы тем, что теперь задействованы все, пригодные для обработки земли. Взимаемая государством рента-налог – это слишком жесткий механизм, она взымается по унифицированным ставкам, она не может уловить дифференциацию доходов с земель. С наиболее плодородных земель помимо земельных налогов взимается и частная земельная рента. Поскольку на частных землях еще предоставляются налоговые льготы, то часть доходов казна перераспределяет в пользу частных земельных собственников Конкуренция ренты-налога и частной земельной ренты усиливается. С земель, которые находятся в частной земельной собственности, рента-налог не платится, тк чиновники имеют соответствующие налоговые льготы. Недобор в казну – повышение налоговых ставок с тех земель, которые она еще может держать под контролем. Налоговые ставки достигают нерационально высокого уровня, что провоцирует массовое недовольство в обществе. Резкое падение доходов государственной казны
крестьянство Преобладание слоя крестяьн-собственников. По сути они работают на гос земле. В начале каждого цикла обычно проводятся реформы перераспределения земли между крестьянами Усиление демографического давления выражается в увеличении слоя крестьян-арендаторов, арендуют у помещиков или крестьян-собственников. Большинство помещиков не вели собственного хозяйства, а нарезали землю на участки и сдавали в аренду. Развитие арендных отношений достигает пика. Арендная плата – частная земельная рента, которую крестьяне выплачивают помещику. Рост ренты-налога и частной земельной ренты провоцирует недовольство -> социальный взрыв. Основной вектор крестьянского недовольства направлен против государства, а не помещика. Появление эксплуаторов и есть проявление коррупции чиновников. Желаемое состояние – возврат в начальную точку династийного цикла, к большому количеству земли, минимуму частной собственности и низким налогам
товарноденежныеотн Минимальны, тк господство гос сектора и централизованной редистрибуции Начинается экспансия товарно-денежных отношений, что связано с тем, что часть ресурсов и доходов выходит из сферы централизованной редистрибуции ренты-налога и распределяется через рыночные каналы. Развитие частной земельной собственности и арендных отношений способствует тому, что часть продукции крестьянских хозяйств выносится на рынок Коммутация ренты (начинает взыматься в денежной форме). Помещик вынуждает крестьян продавать свою продукцию, чтобы расплатиться по рентным обязательствам. Не действует логика рыночной экономики, когда на рынок выносятся излишки или результат специализации. Крестьяне вынуждены продавать часть урожая, нужного им самим, дабы заплатить арендную плату или рентe-налог. После он закупает необходимое продовольствие на рынке, зачастую по более высоким ценам. Для крестьян вовлечение в рыночные отношения носит принудительных характер, воспринимают это как элемент соц несправделивости. Сращивание помещиков и коррумпированной бюрократии с торгово-ростовщическим капиталом. Помещики одновременно выступают в качестве чиновников, торговцев и ростовщиков Свёртывание товарно-денежных отношений и в значительной степени уничтожение их физических носителей
политдинамика Централизованное управление, низкий уровень коррупции, усиление меритократии Выделяются уделы, куда назначаются приближённые императора. Сращивание – «сильные дома» Распад на полузависимые регионы. Реформы, направленные на централизацию, на то, чтобы справиться с коррупцией. Но даже последовательные реформы дают временный эффект Складывается блок соц сил, выступающих против правящей династии, основу которого составляют крестьяне. К восставшими присоединяются неслуживые шэньши, не имевшие учёных степеней помещики, часть не коррумпированной бюрократии. В случае победы восстания - опять государство того же самого типа, основанное на центр редистрибуции





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.