Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Квалиметрическая оценка эффективности логистических систем.






Квалиметрия как теория измерения и оценки качества логистической системы.

Эффективность логистического решения как квалиметрическая категория.

Построение квалиметрических шкал.

Экспертные методы оценки эффективности логистических систем.

Методы парных сравнений, взвешенной суммы частных показателей.

Индексные методы.

Методы таксономического анализа при принятии логистических решений.

 

Любая целенаправленная деятельность (или операция, решение) должна быть результативна, полезна и эффективна. Для того чтобы это имело место на практике, необходимо уметь правильно определять результаты, полезность* их (т. е. достижение цели) и оценивать эффективность их получения, соизмеряя с осуществленными затратами на них. А «правильность» таких определений и оценок практически возможно иметь только на основе научной обоснованности (т. е. неопровержимой доказательности), получаемой с помощью разработанных теорий.

 

История возникновения и эволюции теории полезности подробно анализируется, например, в работе: Серебряков Б. Г. Теория экономического равновесия М., 1979.

 

Одной из таких теорий, позволяющей научно обоснованно решать задачи определения и измерения результатов, их полезности, т. е. качества, является теория квалиметрии. И прежде чем перейти к знакомству* (для понимания существа) с основами этой теории, оговорим свое толкование категории полезности, теория которой в свое время была создана и эволюционировала более чем за 100 последних лет на Западе, в стремлении научиться оценивать потребительные свойства товаров и услуг.

 

С конкретикой теории и практики квалиметрии читатель может познакомиться в источниках, указанных в библиографии. Идея использования этой теории в теории логистики впервые появилась в работе А. И. Семененко [237].

 

В данной концепции полезность рассматривается не как предпочтения в субъективном потреблении, а отождествляется с качеством – набором объективных свойств конкретной продукции и услуг, изучением и измерением которого занимается квалиметрия.

Общие положения и определения

Квалиметрия* (от лат. qualis – какой по качеству и метрия), научная область, объединяющая методы количественной оценки качества продукции, а также и любых иных результатов человеческой деятельности, используемых благ или последствий воздействий окружающей среды, как в экономике, так и в других сферах жизнедеятельности.

*Временем появления квалиметрии как науки считают 1968 г., когда была опубликована программная статья по формированию этой новой научной области: Азгальдов А. В., Гличев А. В. и др. «Квалиметрия – наука об измерении качества продукции // Стандарты и качество. 1968. № 1. С. 34 –40.

Объектом изучения и приложения теории квалиметрии являются в широком смысле качественные свойства результатов человеческой деятельности, а в контексте логистики – качественные свойства (в том числе полезность) результатов логистической деятельности, сопряженных с затратами на их достижение, т. е. при оценке эффективности и обосновании логистических решений.

В полном объеме квалиметрия как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий, различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и оценивания, предметной областью оценивания. К таким теориям относятся: общая квалиметрия, в которой разрабатываются общетеоретические проблемы (система понятий, теория измерения и оценивания, аксиоматика квалиметрии, теория квалиметрического шкалирования и т. п.); специальные квалиметрии (по методам и моделям оценки) – экспертная, вероятностно-статистическая, индексная, квалиметрическая таксономия и т. д.; предметные квалиметрии (по предмету оценивания) – квалиметрии продукции, труда и деятельности, проектов, процессов (в широком смысле) и др. Как и в области логистики, имеется несколько концепций квалиметрии.

В данном учебнике усматривается целесообразность принять концепцию квалиметрии, которая исходит из понимания ее как части науки о качестве (квалитологии), взаимодействующей с другими составными частями – теорией качества и теорией управления качеством (принцип триединства).

Теория квалиметрии выступает в таком рассмотрении как синтез существующих теорий измерений и оценивания качества в различных областях знания. В логистической концепции принимается, что квалиметрия есть теория измерения и оценки качества любых создаваемых или используемых человеком объектов производственно-коммерческой деятельности (логистических систем и цепей) и соответствующих процессов, в них происходящих. То есть предмет квалиметрии включает исследования как количественных, так и неколичественных методов измерения и оценивания качества (потребительских свойств, последствий, полезности). Такое представление об объекте и предмет квалиметрии в логистике опосредованно обосновано той «экспансией» логистики (и теории эффективности в ней) на различные сферы организационно-экономической деятельности, которая наблюдается в последнее десятилетие.

Структурное построение и целостность квалиметрии обеспечиваются механизмом взаимодействия: общая квалиметрия трансформируется в специальные квалиметрии с учетом особенностей применяемых методов и моделей оценки, а последние находят отражение в предметных квалиметриях. Таким образом, предметные квалиметрии имеют двойной статус: с одной стороны, они выступают как приложения методов общей квалиметрии к конкретным предметным областям оценивания, а с другой – как неотъемлемые части соответствующих дисциплин и наук. Они связывают общую квалиметрию с научными основами и методологией логистики и стоящими за ней конкретными задачами оценки результатов (качества, полезности последствий или ущерба) организационно-экономической (производственно-коммерческой и др.) деятельности – в форме логистических систем и цепей. При этом взаимосвязи «общая квалиметрия – специальные квалиметрии – предметные квалиметрии» отражают диалектику общего, особенного и единичного (специфичного). Сформулированное понимание квалиметрии в ее логистической концепции определяет особенности ее статусов.

Экономический статус обусловлен политэкономическим и экономическим содержанием категории качества в ее взаимодействии с потребительной стоимостью и стоимостью. Отражает эту связь трактовка квалиметрии как экономической категории.

Основные задачи квалиметрии: обоснование номенклатуры показателей качества, разработка методов определения показателей качества результатов деятельности (или процессов) и их оптимизации, разработка принципов построения обобщенных показателей качества и обоснование условий их использования в логистических задачах. Квалиметрия использует различные математические методы.

В логистической концепции квалиметрии эффективность трактуется как обобщенная мера качества.

С позиций экономического статуса квалиметрия включает в себя методы эконометрии как теории измерения экономических свойств создаваемых объектов и процессов. Эту часть логистической квалиметрии в определенном смысле можно назвать экономической квалиметрией. Организационно-экономический статус квалиметрии отражает ее направленность на комплексные (соотнесенные друг с другом) измерения экономических, организационных и технических в широком смысле слова объектов и процессов, что отражено в результатно-затратных мерах эффективности (концепции интегрального показателя качества, см. 8.1). технико-экономических, производственно-экономических показателях качества деятельности, в оценке эффективности ее. В логистике, как ни в какой иной теории, синтезированы направления измерений социальных, экономических, организационных, технологических сторон результатов деятельности.

Квалиметрический аспект категории качества в логистике требует рассмотрения ее во взаимосвязи с такими системными понятиями, как свойство, структурность, динамичность и др.

Свойства – это качества параметров объекта, внешние проявления того способа, с помощью которого получается знание об объекте. Выделяются две концепции раскрытия понятия свойства – атрибутивная и функционально-кибернетическая. Первая отражает взаимодействие в системе отношений субъект – объект. В ней свойство выступает как результат познания определенного признака, принадлежащего данному объекту. Синонимы свойства в данной концепции – атрибут, черта, особенность и т. п.

Вторая концепция определяет свойство через взаимодействие в системе объект – объект или объект – среда. Синонимами свойства в этой концепции выступают способность, возможность, функция, реакция, поведение и др. Здесь свойство оказывается связанным через взаимодействие с формами движения в философском смысле. Именно в этом аспекте материальные, информационные, экономические, социальные типы свойств логистических процессов одновременно несут информацию об особенностях взаимодействия объекта (логистической системы) и формах потокового движения, в которые данный объект вовлечен. Свойство в функционально-кибернетической интерпретации предстает как динамический элемент качества, как «функция времени». Деление взаимодействий на внутренние и внешние по отношению к объекту (потоковому процессу) как целому обусловливает деление свойств (функций) на внешние и внутренние. Взаимодействия внутри объекта (взаимодействия внутренних свойств) – источник появления новых свойств у целого, т. е. целостных, эмерджентных свойств. Взаимодействия вне объекта (взаимодействия внешних свойств), т. е. взаимодействия объекта как целого с внешней средой, – источник изменения свойств во времени, динамичности качества. Две сформулированные концепции дополняют друг друга. Качество предстает одновременно и как совокупность, система свойств (функций), и как сложное свойство (функция), адекватное этой совокупности.

Структура системы – совокупность внутренних устойчивых связей между элементами системы, определяющие ее основные свойства. Качество можно определять исходя из всей совокупности возможных отношений данной системы (объекта, вещи). В силу этого качество оказывается некоторой структурой отношений. Взаимодействие внутренних свойств, качеств частей объекта характеризует внутреннюю структуру качества. Структура качества во внешнем и внутреннем плане раскрывается в двух возможных аспектах: в терминах свойств (функций) и в терминах качеств частей. Первый аспект определяет функциональную структурность качества, в соответствии с которой качество предстает как структурно расчлененная совокупность свойств (функций), а второй – морфологическую структурность. Структурность качества – основа принципа функционально-кибернетической эквивалентности качеств. Этот принцип утверждает, что качества по определенным свойствам и в рамках определенных условий, несмотря на различие в структурах, могут рассматриваться как эквивалентные и носят многоэшелонированный характер.

Качество объекта и процесса. Развертывание принципа динамизма качества приводит к двум взаимосвязанным принципам: отражения и жизненного цикла. Принцип отражения фиксирует отражения (перенос) качества процесса на качество результата, формирующегося на выходе этого процесса. Образуется триада – качество процесса, который протекает в логистической системе, а значит, определяет и качество функционирования этой системы, и качество (как эффективность) результата, образующегося на выходе потокового процесса и соответственно логистической системы. Принцип отражения имеет смысл системного наследования: качество процесса продуцирует качество результата, или, что то же самое, качество результата наследует качество процесса.

Жизненный цикл логистической системы образует цикл качества. Он состоит из звеньев совершенствования подциклов (периодов): бизнес-план (ТЭО), НИОКР, проектирование, организация производства (в том числе МТО), функционирование (в том числе сбыт). Каждое звено – подцикл представляет собой комплексные процессы производственно-коммерческой деятельности, поэтому по отношению к жизненному циклу (экономическому) принцип отражения раскрывается как цепочка отражений качеств потоковых процессов в качествах соответствующих результатов. Цепочку качества процессов в ЖЦ можно назвать динамическим качеством цикла жизни, а цепочку качеств результатов – обобщенным динамическим качеством результата. Тогда можно сказать, что качество ЖЦ логистической системы производственно-коммерческой деятельности отображается в обобщенном динамическом качестве самой логистической системы.

В итоге можно сказать, что качество – сложная многоаспектная категория и поэтому определяется через неявную функцию Fk следующих суждений-определителей как аргументов:

 

где A – качество есть совокупность свойств – аспект свойства;

В – качество структурно представляет собой иерархическую систему свойств или качеств частей логистической системы (логистизируемых потоковых процессов) – аспект структурности;

 

С – качество динамично, оно есть динамическая система свойств – аспект динамичности;

D – качество –это существенная определенность логистизируемых потоковых процессов как системы, внутренний момент, выражающийся в закономерной связи составляющих частей, элементов и конструирующий условия развития ЛС – аспект определенности;


G – качество – основа существования логистической системы (как совокупности функционально соотнесенных потоковых процессов), оно имеет двоякую обусловленность, раскрываемую через совокупность моментов качества: свойства, структуру, систему, границу, целостность, определенность, устойчивость, изменчивость, количество – аспект внешне-внутренней обусловленности;


Н – качество обусловливает единичность ЛС, ее специфичность, целостность, упорядоченность, определенность, устойчивость – аспект спецификации;


М – качество создаваемых человеком (обществом) систем (потоковых процессов производственно-коммерческой деятельности) ценности – аспект ценности.


Соотношение категории качества и эффективности

 

Один из наиболее важных и наименее разработанных вопросов и в науке о качестве – это вопрос о соотношении категорий качества и эффективности. Научный анализ этих категорий показывает, что категории качества и эффективности определяются через одни и те же родовые понятия, свойства, совокупности свойств, меры, пригодности, цели, задачи, назначения, результата, затрат и др. В некоторых исследованиях наблюдается концептуальное отождествление понятий качества и эффективности, а в иных – демаркация между понятиями качества и эффективности, когда эффективность как понятие чаще используется в трактовке меры, показателя, интегрального показателя качества. В рамках излагаемых в данном учебнике взглядов на взаимосвязь квалиметрии и оценки эффективности в логистике принимается трактовка эффективности как меры качества соответствующих логистических систем и потоковых процессов в них. Логистические обоснования такой постановки вопроса могут быть дополнены следующими положениями.

В рамках единого концептуального аппарата наука о качестве, категория качества, выступает онтологической категорией (как и логистика впервые в авторской трактовке), раскрывающей закономерности формирования структуры, целостности, свойств объектов и логистических процессов, их развития и реализации. Поэтому логически последовательным будет использование категории эффективности не как подменяющую категорию качества, а как с ней взаимодействующую и обогащающую категорию качества новыми аспектами.

Теоретический анализ использования понятий эффективности показал, что соотношение между концепциями эффективности – качества и эффективности – меры по частоте применяемости соотносится как один к пяти, что означает наличие коллективной методологической рефлексии эффективности как меры качества.

В контексте такого рода суждений о категории качества представляются верными такие суждения – определения категории эффективности в логистике (не противоречащие тому, что определялось в главе 8), определяющиеся аргументами – аспектами неявной функции эффективности:



где N – эффективность в логистике есть мера – аспект меры;


Р – эффективность – это обобщенная мера качества системы и процессов, мера качества целого – аспект качества;


R – эффективность представляет собой меру, построенную на декартовом произведении мер потенциального (внутреннего) и реального (внешнего) качества – аспект единства потенциального и реального в эффективности;


S – эффективность есть класс мер, построенных в понятийной системе координат «результат – цель – затраты», – результатно-затратноцелевой аспект;


X – эффективность – это обобщенная мера интегрального качества объектов (логистизируемых систем, процессов), построенная на соотношении мер потребительных (социальных, технических) и экономических свойств, – аспект интегрального качества


Y – эффективность есть класс мер качества, характеризующий основные свойства, – аспект класса свойств;


Z – эффективность представляет собой меру внешней обусловленности качества (вследствие этого реальная эффективность относительна) – аспект внешней обусловленности;


a – эффективность является мерой ценности качества, отражающей степень пригодности (приспособленности) к выполнению поставленных задач, целей, удовлетворению потребностей, – аспект меры ценности;


b – эффективность в логистике выступает как категория оптимизации логистизируемых систем и процессов в формальных и неформальных смыслах – аспект оптимизации;


g – эффективность есть критерий (параметр) управления, как мера качества формализующий цели функционирования логистических систем и логистизируемых процессов, – управленческий аспект.

 

Жизненный цикл логистизируемой производственно-коммерческой деятельности, раскрывающий процессную сторону механизма единства внешнего и внутреннего, потенциального и реального, предстает как цикл реализации потенциальной эффективности в реальную эффективность (характеризующую реальное, потребительское или эксплуатационное качество ЛС). При этом эффективность результата как мера его качества становится частью эффективности логистизируемого процесса. Принципы качества приобретают содержание принципа противоречивого единства локальных и глобальной логистической эффективностей. Структурность свойств (функциональная структура качества) определяет взаимодействие локальных эффективностей по группам свойств. Таким образом, классификации свойств, раскрывающей содержание качества, соответствует классификация эффективностей (принцип параморфизма между структурами свойств и эффективностей по свойствам). Например, классу экономических свойств соответствует экономическая эффективность, классу социальных свойств – социальная, классу технических – техническая, экологических – экологическая и т. п.

О результатах. Категория результата также многоаспектна. Результат формируется одновременно на уровне каждого свойства в процессе его потребления и на уровне качеств как целостности ЛС. Принцип двоякой внешне-внутренней обусловленности определяет выделение потенциального и фактического результатов. В рамках системно-процессного дуализма результат формируется на «выходе» процесса и соответствующей логистической системы, функционирование которой отражает этот процесс. Например, результатом проектирования является проектная продукция (проект). Отсюда качественная и количественная меры проектной продукции одновременно служат мерой качества проектирования и работы проектной фирмы. Результат маркетинговой деятельности (в форме рекомендаций: что производить, в каких объемах, на какие рынки, какие возможны выгоды) обеспечивает качество стратегии и тактики фирмы, а следовательно, повышает ее общую эффективность. С другой стороны, качество и количество продукции являются результатом производственного процесса, который в дальнейшем, в сфере коммерческой реализации и потребления, формирует эффект, представляющий собой меру качества этой продукции – товара. Таким образом, к категории результата могут относиться результаты по отдельному свойству и по группе (классу) свойств, качество продукции (услуг), сама продукция, ее стоимость, эффективность. Результат имеет свое качество и свою обобщенную меру качества – эффективность. Продукция – это результат производства и маркетинговой деятельности, и, значит, ее количество и качество выступают элементами эффективности производственно-коммерческой деятельности фирмы.

Особое значение в категории логистического результата имеет категория конечного результата, которая, как и категория результата, относительна, соотносится с целью, порождающей данный производственно-коммерческий (т. е. экономический) цикл.

На уровне общественного производства (т. е. на макроуровне) категория конечного результата трансформируется в категорию конечного народнохозяйственного результата. Понятие конечного результата меняется в зависимости от экономического уровня рассмотрения производственно-коммерческой деятельности (макро-, мезо-, микро-), фазы жизненного или экономического цикла.

Деление на промежуточные и окончательные результаты определяет деление на промежуточную и окончательную (финальную) эффективности.

Что касается затрат, то данная категория рассматривается традиционно – как экономическая категория в ее затратной трактовке (затраты живого и овеществленного труда, совершенные для получения непосредственного эффекта и целиком вошедшие в стоимость произведенного продукта – товара) и в ресурсной трактовке (примененные для получения непосредственного эффекта воспроизводимых ресурсов производства в их натуральном виде – виде рабочей силы и производственных фондов), так и нетрадиционно – как общенаучная категория, отражающая затраты ресурсов, энергии, информации, времени и т. д. в «нестоимостных» измерителях, например в измерителе энергии. Именно с затратной стороной эффективности связана в первую очередь природа экономической эффективности.

Многоаспектность категорий результата, цели и затрат определяет многообразие соотнесений между результатами, целями и затратами и соответствующую типологию мер эффективности. Эффективность есть квалиметрическая категория, т.е. определенный класс мер качества логистических систем, объектов и процессов. Это означает, что наряду с экономическим, социальным, общенаучным и системно-логическим статусом в науке о качестве и в квалиметрии, как неотъемлемой ее части, эффективность приобретает еще и квалиметрический статус. В таком значении возможны выражения «эффективность качества продукции», «экономическая эффективность технологии» и т. п., что и будет использоваться в логистических изысканиях.

Ключевыми понятиями квалиметрии являются измерение и оценивание качества, что, напоминаем, необходимо нам для исчисления результата. Научным языком говоря, под мерой качества понимается отображение качества или его подмножеств – отдельных свойств – на множество некоторых вещественных чисел R. Измерение качества (свойств) есть построение мер качества (свойств) и получение их значений с помощью специальных алгоритмов (измерителей). Таким образом, измерение качества, построение и определение значений мер (показателей) качества, исчисление результата (или последствий) рассматриваются как синонимы.

 

Понятие меры качества (как результата) определяет широкую трактовку понятия измерения качества, включающего в себя как числовые, так и нечисловые представления меры. Качество всегда измеряют в рамках определенной системы соизмерения, включающей в себя систему сравнения и соизмерителя. В качестве базы сравнения в измерении могут выступать: эталоны метрического измерения свойств (метрологические эталоны – метры, килограммы и т. п.), квалиметрические единицы, одно из сравниваемых свойств (качеств) по отношению к другому, эталон качества (аналог, прототип, потребность, цель и т. п.). Таким образом, в измерении качества синтезируются измерения внутреннего, интенсивного, и внешнего, экстенсивного, количеств. Если существуют «твердые» эталоны, измерение приобретает трактовку счета, т. е. арифметического процесса.

 

Оценивание (оценка) качества – это особый тип функции управления (деятельности), направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки, под которым подразумевается качество, определенные подмножества свойств или отдельное свойство. К множеству оценочных суждений относятся как смысловые единицы: «пригодно», «непригодно», «отлично», «хорошо», «плохо», «высший мировой уровень», «достигнутый уровень», «лучше, чем», «хуже, чем», «предпочтительнее», «высшая категория», «новое», «не новое» и т. п., так и числовые (в баллах) оценки.

 

В квалиметрии широко используется относительная мера качества – уровень качества. Сравнительный уровень зависит от базы сравнения.

 

Теоретическое ядро общей квалиметрии составляет теория оценивания, в которой рассматриваются закономерности, принципы, логика и алгоритмы оценивания качества объектов – систем и процессов. Модель оценки включает компоненты: субъект, объект, база, алгоритм оценки. В систему квалиметрической оценки вкладывается принцип сравнения. При этом субъект оценки может быть представлен одним «оценщиком» (экспертом) или их группой. Объект оценивания может быть представлен одним или несколькими предметами (вариантами), качества которых оцениваются. База сравнения также может быть представлена одной или несколькими базами сравнения. Алгоритм оценки формируется на базе представления о множестве операторов оценивания.

 

Построение квалиметрических шкал занимает в процедуре оценивания оно из основных мест, однако при всей значимости этого вопроса его детальное рассмотрение не входит в задачу данного учебника и поэтому ознакомиться с его конкретикой читателю рекомендуется из других источников*. Теория квалиметрических шкал изучает методы шкалирования в процедурах оценки качества.


(* Хованов Н. В. Математические основы теории шкал измерения качества. Л.: ЛГУ, 1982; Хованов Н. В. Стохастические модели квалиметрических шкал. Л.: ЛГУ, 1986.)

 

Наиболее развитую область квалиметрии представляют экспертные методы оценки*.

(*См. библиографию в конце.)


В квалиметрии используются также такие индексные методы, как теория измерения и оценки качества объектов и процессов во времени (оценки динамики) и в пространстве с помощью аппарата известной экономической теории индексов. Основная направленность применения этих методов – оценка изменения темпов «движения» показателей качества логистических потоков и процессов. Индекс – это мера качества, построенная на применении операций нормировки по базе индексации. Такими базами выступают показатели качества потоков и процессов в базовом периоде времени (месяце, квартале, году и т. д.) или показатели качества разрабатывающей фирмы, ФПГ, отрасли и т. п.

 

Важное место в квалиметрических оценках занимают таксономические (классификационные) методы оценки, за содержанием и конкретикой изложения которых читатель снова отсылается к специальной литературе*.

(*См., например, Воронин Ю. А. Теория классифицирования и ее приложения. Новосибирск: Наука, 1985)

 

И наконец, вероятностно-статистическая квалиметрия ориентирована на применение методов вероятностно-статистических моделей измерения и оценивания качества результатов, в частности логистической деятельности. В зависимости от природы функционала в модели оценки качества различают следующие типы использования статистического моделирования:

1) регрессионные зависимости, когда исследуется зависимость случайного общего показателя от неслучайных частных показателей (параметров ЛС);

2) корреляционные зависимости, когда исследуется зависимость случайного общего показателя качества от случайных частных показателей;

3) конфлюэнтные зависимости, когда исследуется функциональная зависимость между случайными и неслучайными общими и частными показателями, причем те и другие показатели могут быть измерены только с некоторой случайной ошибкой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.