Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль качества и виды брака при сварке






 

При сварке металлов в процессе их нагрева и последующего охлаждения возникают значительные температурные напряжения, а
 после охлаждения в изделиях сохраняются остаточные напряжения.

Основные причины, вызывающие напряжения и деформации при
 сварке, следующие: неравномерный нагрев, усадка наплавленного
 металла при переходе его в твердое состояние: структурные изменения наплавленного или основного металла в зоне термического влияния, сопровождающиеся изменением объема.

Напряжения, возникающие вследствие изменений структуры металла, имеют значение только для сталей, склонных к закалке (особенно легированных), так как образование мартенсита сопровождается увеличением объема металла. Эти напряжения могут суммироваться в отдельных участках сварного соединения и приводить там
 к образованию трещин.

Величина деформаций и напряжений зависит также от вида сварки, формы деталей, их размеров и зоны нагрева при сварке. Менее
 выражены напряжения и деформации, возникающие при сварке электрической дугой деталей простой формы. Газовая сварка вызывает
 повышенные деформации вследствие большой зоны термического влияния.

К основным мерам борьбы с напряжениями, возникающими при
 сварке относят: предварительный подогрев изделий перед сваркой, 
 замедленное охлаждение, отжиг стальных изделий при 550—650 °С, легкую проковку шва ударами молотка (для многослойных твой).
 При этом могут образоваться мелкие трещины, которые завариваются
 последующими наваренными слоями.

Для борьбы с деформацией металла при сварке можно рекомендовать: 1) обратноступенчатый порядок нанесения швов, при котором длинный шов делится на участки длиной 150—200 мм и сварку
 ведут отдельными участками; это препятствует концентрации тепла в
 одном месте и уменьшает зону разогрева изделия; 2) деформирование
 детали перед сваркой в обратном направлении на ту же величину, которая вызывается сваркой; этот способ обычно применяют для изделий с несимметричным расположением швов; 3) уравновешивание
 деформаций, т. е. выбор такого порядка наложения швов, чтобы последующий вызывал деформации, обратные тем, которые получились
 при наложении предыдущего шва; 4) увеличение отвода тепла от
 свариваемого изделия. Это уменьшает объем нагретого металла и соответственно его деформацию. Охлаждение достигается погружением частей детали в воду или применением медных подкладок под деталь; 5)
 жесткое закрепление свариваемых элементов в специальных приспособлениях. Этот способ, хотя и уменьшает деформацию, но увеличивает внутренние напряжения; последующим отжигом они устраняются.

К основным дефектам сварных швов относят:

Непровар – отсутствие сплошного соединения между металлом изделий и наплавленным металлом или недостаточная глубина проникновения наплавленного металла в основной. Причина – неправильный выбор режима сварки.

Пережог – окисление металла и прилегающего к нему основного металла. Причины – сильно окислительная среда, чрезмерная длина дуги, замедленное движение источников нагрева, интенсивный режим сварки.

Прожог – местное сквозное проплавление свариваемых частей при электродуговой сварке. Причины – излишняя сила тока, недостаточная толщина металла, малое притупление кромок.

Подрез – углубление вдоль шва на основном металле. Причины – неравномерная подача присадочного прутка, неправильное положение электрода или горелки, избыток подводимого тепла.

Наплывы на швах – образуются при неправильно выбранном режиме и скорости сварки.

Пористость – появление свищей, газовых пузырей или шероховатости на поверхности шва. Причины – газы в металле, вода в обмазке или флюсе, ржавчина на свариваемых кромках или присадочном металле.

Шлаковые включения в металле. Причины – загрязнения основного и присадочного металла окислами, получаемыми в результате
 неравномерности плавления электродного покрытия, тугоплавкости
 и повышенной вязкости шлаков и недостаточного раскисления металла
 шва.

Трещины шва — возникают из—за больших усадочных и структурных напряжений в металле, повышенного содержания серы, фосфора, 
 и углерода в металле, чрезмерно жесткого закрепления свариваемых
 деталей.

При контроле качества сварных изделий применяют следующие
 способы выявления дефектов.

Внешний осмотр и проверка размеров шва. Выявляют подрезы, раковины, свищи, трещины, поры, незаплавленные кратеры, неравномерность шва и несоответствие размеров.

Механические и технологические испытания свойств наплавленного
 металла и сварного соединения. К механическим относят гидравлическое испытание, которое применяют для аппаратуры, работающей под
 давлением. Испытание сжатым воздухом проводят с целью определения плотности и прочности изделия.

Керосиновая проба. При этом способе одну сторону соединения
 покрывают мелом, а другую керосином. При наличии дефектов сварки керосин смачивает мел.

Рентгеновское просвечивание шва. Это просвечивание основано на
 различном поглощении лучей металлом и неметаллическими веществами; при этом обнаруживают поры, раковины, трещины, непровары, 
 шлаковые включения.

Ультразвуковой метод. Он основан на способности различных сред
 по—разному отражать ультразвуковые колебания; при нем выявляют
 дефекты в свариваемом шве в виде неметаллических включений для
 деталей толщиной до 5 мм.

Магнитные методы. Они основаны на рассеивании магнитных потоков в дефектных местах изделия и позволяют выявлять мелкие трещины и поры шва.

Испытание аммиаком. Полые изделия заполняют сжатым воздухом
 с добавлением 1 % аммиака, а швы обертывают бумагой, пропитанной
 50%—ным раствором азотнокислой ртути. При наличии неплотности
 на бумаге появляются черные пятна.

Люминесцентный метод. Деталь погружают на 20—30 мин в смесь
 керосина и масла, а затем вытирают насухо и погружают в порошок
 магнезии, прилипающей в местах появления масла (над трещинами).

Металлографический контроль. Определяют макро— и микроструктуру металла, а также поры, трещины, раковины, непровары, 
 пережог, перегрев, нитриды и другие дефекты сварного шва.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.