Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изобразительное искусство Калмыкии






 

Изобразительное искусство Калмыкии ХХ - начала ХХ\ веков сформировалось в лоне художественной культуры, рожденной в перипетиях российской истории ХХ века. Сегодня оно развивается в русле новых веяний как одна из региональных школ искусства России. Вместе с тем ограничиваться отечественными рубежами в восприятии современного калмыцкого изобразительного искусства недостаточно. Древняя предыстория монголоязычного народа уходит в далёкое прошлое Центральной Азии.

В живописи и скульптуре, графике, декоративно-прикладном и театрально-декорационном искусстве Калмыкии можно видеть соединение разных художественных традиций в призме этнического самосознания творческой личности. В историческом процессе бытия этноса искусство выполняет миссию «самосознания культуры» В развитии общественных отношений. Преемственность традиций осуществляется на уровне индивидуальности, осмысливающей в творчестве объективную реальность. Призмой, трансформирующей ее в художественную, является мировоззрение творческой личности. Оно выражает общественное сознание и самосознание, определяющее в целом развитие искусства в современном художественном процессе.

Многообразный материал калмыцкого искусства естественно рассматривать в широком евразийском поле российской художественной культуры II половины ХХ века. Содержанием ее является строительство социализма в советском искусстве национальных регионов БО-90-х годов.

Социалистический реализм проходит этапы в развитии от становления «сурового стиля» до отражения перестроечных явлений рубежа веков. Художественный процесс проецирует этнические особенности в ретрансляции фольклорной, в своей сути, и канонической, обусловленной религиозным мировоззрением, традиционной культуры народа. Изобразительное искусство Калмыкии живо традициями, выработанными на протяжении истории этноса, уходящей истоками в Азию и протекающую ныне в Европе.

Образная память предков одухотворяет творческие поиски авторов, вызывая к жизни самобытные произведения. Нарушенная преемственность художественных традиций восполняется реализацией исторической памяти народа. Этим объясняется особое этноинтегрирующее положение исторического жанра в изобразительном искусстве, аккумулированное депортацией калмыков в Сибирь в 1943 году. Отметим, чем больше утрат целостности культуры, тем более сосредоточено реконструктивное начало в творчестве художника, выражающем самосознание культуры.

Исторический жанр переживает подъем в творчестве калмыцких художников 60-90-х годов ХХ столетия от этнографической фиксации исторического эпизода до монументального обобщения судьбы народа. Таковы образы исторических личностей, сопряженных с национальной идеей, ориентированной на Прошлое в обращении к мифологии, религии. Создаваемая картина мира одухотворена самосознанием художника, реализуемым на том или ином интеллектуальном уровне.

В поисках этнической идентичности личности обозначен широкий спектр художественных традиций - от реализма социалистической эпохи до постмодернистских веяний рубежа XX-XXI вв.

В историческом процессе развития этнического в искусстве необходимо рассматривать формалистические искания авторов. Калмыцкий художник в рационально-логическом процессе создания произведения сохраняет реликты мифопоэтического мышления. Индивид как личность воссоздается, опираясь на архетипические конструкции сознания, этноконфессиональную принадлежность, национально-территориальную государственность и историю народа.

Особый уровень культурной идентичности предполагает обращение художника к эпическому наследию, интерпретируемому в многочисленных и взаимодополняющих аспектах, творческой активности этноса в сакральности деяния. Универсален вектор этнической идеи, демонстрирующий непрерывность исторического Прошлого и Настоящего народа в художественном поле российской культуры.

Современное изобразительное искусств Калмыкии во многом характеризует синтез евразийских художественных традиций. Это реалистическое формовыражение сюжета, обусловленное школой профессионализма, фольклоризирующие тенденции, произрастающие на традиционной почве бытия кочевого в прошлом народа и его духовность, оформленная в нравственно-этическую суть философии буддизма. С переходом к оседлому образу жизни, в новой этнокультурной среде утрачиваются позиции фольклора в этнической культуре, сопряженные со значительными потерями языка. Поэтому неслучайно архетип мифопоэтического мышления целостно и органично воссоздается в творчестве старшего поколения, к сожалению, ушедшего.

Сегодня востребованы древние изобразительные традиции буддизма. Нередко их применение приводит к эклектике художественного образа с внешними буддийскими признаками сюжета в композиционном решении. Каноничное оформление указывает на иконописные истоки изображения, вбирающего современное переложение буддийского канона в поисках формовыражения. Так осуществляется диалог и взаимодействие традиций в современной культуре Калмыкии.

В художественном воплощении реконструируется сложный многообразный мир, выражаю­щий в той или иной степени традиционное наследие, в котором искусство - язык, транслирующий и сохраняющий коллективный художественный опыт. Этническое ядро культуры сохраняется, трансформируясь в иноэтнических связях. В результате иноэтническое входит в этническую культуру, обуславливая ее современное состояние. Таково явление «культурного номадизма» в широком спектре взаимосвязей традиций и новаций. В ориентации на исторические истоки монгольских народов, предполагающей сохранение этнического самосознания авторов, наблюдается ясное осознание европейской судьбы этноса. Предметом осмысления становится Человек и Степь, их особые взаимоотношения в самобытном содержании традиционной культуры. Оно формирует мироощущение качественно иного уровня сознания калмыцкого художника, открытого веяниям современной цивилизации.

Путеводная нить этнического самосознания сохраняет нравственно-духовные ценности в почитании предков, стремлении жить с природой и другими общностями в разумном равновесии. Духовный стержень этноса не дает ему раствориться в сложном современном мире с его попытками все унифицировать и стандартизировать. В целом это можно охарактеризовать зрелым осознанием культурного наследия, обретающего актуальность на сломе исторических эпох. Здесь синтезированы стилистика, концептуально-образные модели художественного мышления в жанровых структурах и композиционных схемах изображения. В процессе культурной адаптации этнические особенности фольклора все менее запечатлеваются в отдельных формах и все более - в неповторимом взаимодействии элементов. Это наглядно демонстрирует современный художественный процесс Калмыкии в многообразии проявлений этнического: исторической памяти, фольклорных и буддийских мотивах творчества, органично реализуемых в образной картине мира.

Изобразительное искусство Калмыкии неотделимо от исторической судьбы художественной культуры России. Здесь сформировано целое и частное, общее и специфическое культуры, духовным стержнем которого выделяем этническую идентичность авторов, создавших калмыцкое изобразительное искусство ХХ-начала XXI веков. Традиции и современность - одухотворяющее начало, органично соединяющее прошлое, настоящее и будущее народа.

 

Светлана БАТЫРЕВА,

кандидат искусствоведения

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.