Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зальвые церкви Виттельсбахов






Прекрасный готический город Ландсхут был резиденцией герцогов Нижней Баварии. Следовательно, здесь располагался один из четырех дворов династии Виттельсбахов (остальные три находились в Ингольштадте, Мюнхене и Штраубинге). С конца 14 века и в особенности в 15 веке во всех этих четырех городах возводились большие зальные церкви. Приходская и коллегиальная церковь Санкт-Мартин - это, по словам историка архитектуры Эриха Сталедера, " квинтэссенция гражданской гордости и княжеской представительности". Строительство Санкт-Мартин завершилось с возведением изящной башни в 1500 году.

Достигнув 130 м в высоту, она стала высочайшей кирпичной башней мира. Строительство ее началось еще под руководством архитектора Ганса Штетхаймера (ум. ок. 1460). Верхние этажи башни, как сейчас полагают, создал мастер Стефан Пургхаузер. Стены башни сложным образом расчленены глухими и сквозными арками; многие ее детали выполнены из светлого камня. Стиль этой конструкции вызывает ассоциации с архитектурой Нидерландов; не исключено, что такая связь действительно имела место благодаря сложному (как явствует уже из их фамилий) генеалогическому древу династии Виттельсбахов фон Штраубинг-Голланд-Геннегау. Шпиль башни охватывает корона из переплетенных двухскатных стрельчатых арок. Хотя она и не образует " вороньего гнезда", но тем не менее отлично вписывается в традицию соборных шпилей Улыба, Эслингена, Ройтлингена и Бургоса с их замысловатыми, причудливыми конструкциями.

Интерьер церкви Санкт-Мартин принадлежит к числу самых смелых архитектурных пространств в истории готического храмового зодчества. Ганс Крумменауэр приступил к возведению хора приблизительно в 1385 году, а упоминавшийся выше Ганс Пургхаузер продолжил строительные работы в центральном нефе. Последний состоит из девяти пролетов и оснащен двумя рядами исключительно тонких опорных столбов, которые при диаметре всего 1 м достигают 22 м в высоту. Свод спроектирован по образцу свода собора Святого Вита в Праге: по центральной оси каждого опорного столба проходит тонкий скругленный пилястр, соединенный с нервюрами свода. Низкие капеллы в боковых нефах были сооружены на средства гильдий и богатых " отцов города".

Последняя по времени создания из зальных церквей в землях, нахо- дившихся под властью династии Виттельсбахов, - это Фрауэнкирхе в Мюнхене (1468 - 1488), которая стала крупнейшей и одной из самых передовых по стилю среди европейских церквей своего времени. Снаружи это глухо замкнутое здание чем-то напоминает бункер: башни здесь не украшены рядами остроконечных пинаклей, и ничто не отвлекает внимания от компактной основной части здания. Такой тип архитектуры как бы предоставляет право голоса всем базовым элементам строительного искусства. Действительно, здание весьма компактно, но отказ от пышного изобилия форм не только не лишает его эстетической убедительности, но, напротив, усиливает впечатление уверенной, спокойной мощи. Этот стиль имеет нечто общее с архитектурой 20 столетия, в целом основанной на принципе " чем меньше, тем больше". Уверенность, с которой это монументальное, исключительно четкое по форме сооружение было умещено среди окрестных домов, плотно примыкавших друг к другу, поистине поразительна. И до сих пор оно бесспорно остается символом города, олицетворяя собой все то, что удалось достичь Мюнхену к 20 веку. Чрезвычайная простота основной части здания объясняется тем, что оно не имеет трансептов и создано по типу просторной зальной церкви, а по всему периметру расположены капеллы такой же высоты, что и центральный неф. Глубину капелл можно оценить при взгляде на церковь снаружи.

Луковицеобразные купола (сооруженные лишь в 1524 - 1525 годах, но, по-видимому, спроектированные значительно раньше), несомненно, были задуманы как аллюзия на знаменитый иерусалимский храм, который в Средние века считался Храмом Соломона (а в действительности представлял собой мусульманскую мечеть Омара, более известную как " Купол Скалы"). Архитектура этого здания была известна в Германии по гравюрам из книг " Путешествия по Святой Земле" Брейденбаха (Майнц, 1486) и " Всемирная история" Шеделя (Нюрнберг, 1493). Точное скульптурное изображение его до сих пор сохранилось на алтаре работы Паппенхайма в соборе Айхштетта (1489 - 1497). Мюнхенские купола – далеко не первые луковицеобразные купола в империи; они прекрасно вписываются в позднеготическую традицию, берущую начало, по-видимому, от купола отдельно стоящей башни Онце Ливе Фраукерк в Бреде и прошедшую ряд промежуточных этапов (часовня Гроба Господня в церкви Санкт-Анна в Аугсбурге, 1506, и церковь в Раушенберге близ Марбурга).

Просторный интерьер Фрауэнкирхе производит поразительное впечатление. Здесь были использованы современные для той эпохи формы, а это означало видимую простоту. Исключением является только свод, однако он не определяет структуру пространства. При этом утонченность архитектурных форм поистине поражает. Блестящий мастер Йорг фон Хальспах залил весь интерьер ярким солнечным светом, умудрившись при этом скрыть источники освещения: окна спрятаны в нишах, где помещаются капеллы, и загорожены толстыми колоннами центрального нефа. В определенном смысле перед нами – радикально переработанная версия центрального нефа церкви Санкт-Мартин в Ландсхуте; вместо тонких колонн здесь использованы мощные башнеобразные опоры, а высота боковых капелл сравнялась с высотой свода.

Как мы уже отметили, архитектуру этого здания невозможно назвать монотонной и серой; напротив, это великолепный образец творческого подхода к принципам готики в Германии. Такой подход тем более ценен, что в других странах в ту эпоху утрата оригинальности компенсировалась простым заимствованием французской " пламенеющей" готики, в которой монотонное повторение единообразных структурных элементов отягощалось исключительной сложностью декоративных форм. В Германии же " пламенеющий" стиль так и не прижился.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.