Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законотворчество: понятие и стадии ( на примере РФ).






Законотворчество - особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене законов(НПА высшей юридической силы), основанная на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Принципы:

1. Демократизм и гласность - привлечение граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласность - гарантия от бюрократизма, всенародное обсуждение законопроектов при помощи СМИ, референдум.

2. Профессионализм - к законотворчеству должны привлекаться компетентные специалисты, обладающие профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.

3. Законность - работа должна осуществляться в рамках закона. Соблюдение правил юридической техники.

4. Научный характер и связь с правоприменительной практикой - тщательный анализ социально-экономической, политической ситуации, потребностей правового регулирования, его целесообразности.

Виды:

— По субъекту:

1) законотворчество государственных органов,

2) «народное» законотворчество—референдум.

 

Стадии(на примере РФ):

1. Законодательная инициатива - право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет обязательное рассмотрение его парламентом - в форме предложений или готового законопроекта (Ст.104 К-и РФ - право законодательной инициативы: Президент, СФ, члены СФ, депутаты ГД, Правительство, представительные органы субъектов РФ + КС, ВС, ВАС по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в ГД. Только при наличии заключения Правительства: о налогах, освобождении от их уплаты, о государственных займах и другие, требующие дополнительных расходов из бюджета.

2. Обсуждение - на заседании ГД.

1-е чтение - вопрос о необходимости принятия, оценка, доклад инициатора, содоклад ответственного комитета, предложения, замечания;

2-е чтение - доклад об итогах рассмотрения, поправки;

3-е чтение - нельзя вносить поправки: можно только принять или не принять).

3. Принятие закона.

ФЗ - большинством голосов в ГД (ФКЗ - 2\3), в течение 5 дней направляется в СФ, который одобряет: > 1\2 или не рассмотрение в течение 14 дней(ФКЗ-не < 3\4). В случае отклонения ФЗ Советом Федерации палаты может создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, затем - повторное рассмотрение в ГД. Если ГД не согласна с СФ, то ФЗ может быть принят, если при повторном голосовании в ранее принятой редакции за него проголосовало не < 2\3 ГД. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансирования, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования в течение 14 дней. На ФЗ Президент имеет права наложить отлагательное вето (преодолевается: не < 2\3 ГД, не < 3\4 СФ). ФКЗ принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в К-и РФ.

 

80. Правовое воспитание: понятие, нормы, методы.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

-Субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

- объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);

- содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);

- методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

- формы воспитания:

1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);

2) правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации);

3) юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знании посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.);

4) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

Правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений конституции и основных действующих законов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.