Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I.7 Вопрос об отношении сознания к бытию и его статус в философии.






Обсуждая проблему первоначал мира спекулятивные философы высказывали самые разнообразные суждения в том каковы они:

¾ Фалес считал, что первоначалом мира является вода.

¾ Анаксимен считал, что первоначалом мира является воздух.

¾ Героклид считал, что первоначалом мира является огонь.

¾ Фарменид считал, что первоначалом мира является космический разум.

¾ Эмпедокл считал, что существует 4 первоначал мира: огонь, воздух, вода и земля, которые соединяются или разъединяются друг с другом в различных пропорциях с силами любви и вражды.

¾ Пифагор первоначалами мира считал числа.

¾ Демокрит считал, что первоначалом мира являются атомы – мельчайшие неделимые далее тельца, которые вечно движутся в пустоте.

¾ Платон считал, что существуют 3 вида первоначал – материальное первоначало, множество идеальных первоначал «эйдосов» и Мировая душа, соединяющая эйдосы с материей.

На первый взгляд этот калейдоскоп суждений невозможно подвести под какой-то «общий знаменатель», но при более внимательном рассмотрении можно обнаружить три основные позиции:

1. Существуют только вещественные, телесные или материальные первоначала.

2. Существуют только духовные или идеальные первоначала.

3. Существуют как материальные, так и идеальные первоначала, при главенствующей роли последних.

 

Таким образом, обсуждая проблему первоначал, философы вышли на другую проблему – на проблему соотношения материального и идеального или физического и психического, или бытия и сознания, которая становится основной проблемой или основным вопросом философии.

Такой статус этого вопроса среди других философско-мировоззренческих вопросов объясняется следующими причинами:

· Во-первых, тем, что он является производным от проблемы первоначал мира, представляет собой ее модификацию и конкретизацию;

· Во-вторых, тем, что философия будучи формой мировоззрения рассматривает отношение людей к миру, а люди являются существами сознательными. Поэтому их отношение к миру или совпадает с отношением сознания к бытию (когда люди мир познают и оценивают), или включает его в себя (когда люди изменяют мир практически);

· В-третьих, философия является мировоззрением рефлексивным, поскольку в ней сознание направляется на самое себя, пытаясь понять свою сущность, происхождение и роль не только в общественной и личной жизни человека, но и в мироздании в целом;

· В-четвертых, этот вопрос является основным также и потому, что от того или иного ответа на него зависят ответы на все другие философско-мировоззренческие вопросы;

· В-пятых, этот вопрос также фиксирует тот объект, благодаря изучению которого философия отличается от всех других наук – физики, химии, биологии и тп., так как ни одна из них не изучает человеческое сознание. Правда, существует наука, которая также, как и философия изучает сознание – это психология. Но она изучает сознание в качестве свойства отдельных людей. Тогда как философия изучает сознание в качестве свойства человечества в целом.

 

Кстати сказать: «Философия изучает сознание» или сказать; «Философия изучает отношение сознания к бытию» - эти два суждения тождественны по смыслу. Поскольку вне отношения к бытию сознания вообще не существует!

Вопрос об отношении сознания к бытию состоит из двух под вопросов:

1. Что является определяющим, первичным в этом соотношении и следовательно, что из чего должно быть понято и объяснено: сознание из бытия или наоборот – бытие из сознания.

2. В состоянии ли люди отобразить в своем сознании бытие, т.е. мир, в котором они живут таким, каким он существует сам по себе, т.е. вне сознания и независимо от него.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.