Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Вопросы управления всегда были и остаются коренными вопросами в деятельности человека, будь то управление государством






Вопросы управления всегда были и остаются коренными вопросами в деятельности человека, будь то управление государством, человеческими коллективами или управление техническими объектами, системами. Помимо практической значимости принципы теории управления имеют и глубокий методологический, гносеологический аспект.

Сегодня наше общество встало на путь практически революционной перестройки всех сфер и систем управления: государственных, политических, социальных, экономических, организационно-технических, идеологических, технологических и др. Такая задача сознательной и целенаправленной перестройки систем управления в каждой области не может качественно решаться в рамках сложившихся в них знаний, стереотипов, приёмов. Необходимы тщательная их ревизия, отбрасывание тех, которые не соответствуют сегодняшней ситуации, поиск новых. Точкой опоры здесь может служить методологические основы управления, на базе которых целесообразно организовать построение методов, способов и средств управления в наибольшей степени соответствующих новым задачам. Эти основы должны помочь максимально снять все ограничения и стереотипы, которые связаны с уходящей общественной системой и которые накопились за долгие годы её застоя, давления догм демократического централизма. Достижение такой цели возможно на пути использования максимально общей методологии управления.

Однако, поставив так вопрос, трудно дать на него ответ, ибо сегодня практически имеется столько методологических основ сколько проявляется областей управления. Это различие фиксируется даже терминологически в обозначении самого понятия управления. Например, параллельно термину " управление" в разных областях используются и другие: оперирование, регулирование, руководство, администрирование, директорство, менеджмент, организация (как процесс) и т. д.

Если же обратиться к другим языкам (например, английскому), то можно увидеть, что там вообще нет общего термина " управление". Здесь в каждой области деятельности своя терминология: управлять в армии, предприятием, производством - control (direction), страной - rule, делами - manage, машиной - operate, run, автомобилем - drive, рулём - steer, оркестром - conduct; руководить - govern, и т. д.

Более того, даже в пределах одной области, если обратиться к учебным планам, которые предлагаются в вузах, то можно увидеть множество дисциплин, которые так или иначе решают различные задачи управления и за которыми стоят соответствующие методики, принципы, подходы.

Выше, на рисунке 1. 1 предпринята попытка первичной классификации учебных дисциплин, связанных с вопросами управления.

К сожалению во всех этих дисциплинах методология, принципы, подходы, как правило, преподаются вне связи с другими " управленческими" дисциплинами. Поэтому возникает вопрос, а существует ли вообще что-либо единое в различных областях деятельности и соответственно в дисциплинах их отражающих. Если нет, то методологические основы в каждой области самостоятельные и не имеют ничего общего. В противном случае их сопоставление и позволит выявить основу основ.

Представляется, что такая общая основа имеется. На рис. 1. 1 это отражено размещением над всеми дисциплинами еще одной - теоретические основы управления. В связи с этим содержанием этой дисциплины должно стать, во-первых обоснование теоретических основ для всех конкретных управленческих курсов, а во-вторых, - предъявление этих основ.

Именно так ставится задача при изложении последующего материала. Метод решения этой задачи до конца предъявить сейчас трудно. Поэтому наметим лишь путь нашего движения: исторический анализ возникновения различных учений об управлении, анализ их подходов и методов, с реконструкцией целевой сущности понятий управления, отбор и использование в процессе нашего исследования тех положений, подходов, которые являются общими, выявление противоречий и формирование общего понятия " управление" с последующим разворачиванием сущности этого понятия в теоретические основы управления.

Предлагаемая ниже работа является конспектом первой части лекций, читаемых автором студентам факультета энергетики Новосибирского Государственного Технического Университета (НГТУ), по курсу " Теоретические основы управления". Полная программа лекций представлена ниже. При пользовании настоящим конспектом самостоятельно следует иметь в виду, что в представленном виде понимание материала предполагает достаточно высокую подготовленность читателя. На лекциях в аудитории и на практических занятиях этот процесс облегчается более полными глубоким раскрытием, обсуждением отдельных положений, иллюстрацией их большим количеством примеров и решением задач.

Программа лекционных тем часть I

(см. оглавление в настоящем издании)

часть II

4. Кибернетический подход к управлению.

4. 1 Классическая кибернетика (понимание и виды управления: регулирование, слежение, программное, адаптивное и рефлексивное управление)

4. 2 Кибернетика Второго порядка (понимание и подходы к изучению, осуществлению).

5. Мыследеятельностный подход к управлению.

5. 1 Понятие " система" в мыследеятельностном подходе.

5. 2 Деятельность как система.

5. 3 Естественное и искусственное.

5. 4 Организация, руководство и управление.

6. Системный подход к управлению.

6. 1 Системное представление понятия " управления".

6. 2 Отношения и их описание.

6. 3 Базовые структуры систем управления.

6. 4 Программирование как основной процесс в управлении.

6. 5 Описание систем управления.

7. Заключение.

2. КРАТКИЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К " УПРАВЛЕНИЮ"

Можно предположить, что сам феномен " управление" возник вместе с человеком. Однако осмысление его, теоретизирование по поводу его началось гораздо позже и по нескольким направлениям.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.