Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимающая социология

Макс Вебер родился в 1864 году в г. Эрфурте в семье юриста. В 18 лет Макс Вебер поступил в Гейдельбергский университет на факультет права. Однако вместе с правом Вебер изучает и экономику, и историю, и философию. В 1889 году он защитил диссертацию и через 4 года женился. Уже в 1894 году М. Вебер становится профессором политической экономии университета Фрибурга. В 1904 году он совершает поездку в США, которая оказывает на него глубокое впечатление. Скончался М. Вебер 14 июня 1920 года.

Основные работы: «Наука как призвание и профессия», «Протестантская этика и дух капитализма», «Политика как призвание и профессия», «Хозяйство и общество».

Огромное влияние на формирование социологических взглядов М. Вебера оказали такие учёные, как Дильтей, Кант, Риккерт, Маркс. Идея понимающей социологии базируется на психологических принципах Вильгельма Дильтея, учение об идеальном типе Вебер создал, опираясь на метод научного познания в рамках неокантианства, экономическая социология Вебера берёт начало в классовой концепции К. Маркса. Метод научного познания М. Вебера, таким образом, имеет достаточно серьёзную научную базу, конструируется в русле философии, экономики и психологии. Научное видение М. Вебера выводит социологию (социогуманитарные науки) за пределы принципов натурализма и показывает ту огромную сложность социальной действительности, с которой сталкивается исследователь.

Мыслители Идеи, которые перенял М. Вебер Веберовский взгляд
Дильтей Метод гуманитарных наук – интуиция. Вопрос о строгости социологических рассуждений, избавлении от оценочных взглядов в социологии. Несходство наук о природе и наук о духе. Понимание – метод гуманитарных наук, объяснение – естественных. Отказ от метода непосредственного вживания, интуиции, слишком большая субъективность учёного. Включение рассудочных, логических методов.
Кант, Риккерт Объектом познания являются данные, полученные опытным путём. Реальность фрагментарна. Наука акцентирует внимание на общем, регулярном и повторяющемся, создавая тем самым идеальные типы. Всё, что имеет для человека смысл, является для него ценностью (метод отнесения к ценности). Вебера интересуют не ценности как таковые, а их способности мотивировать человека к определённым поступкам (поведению). Задача социолога – описать многообразие связей между различными общественными компонентами.
Маркс Экономические интересы оказывают сильное воздействие на образ жизни различных классов, сословий. Проблемы возникновения и развития капитализма. Вебер отказывался от примата экономики над другими сферами общественной жизни.

Специфика социологии, по Веберу, проявляется в том, что она не только объясняет предмет своего исследования, как это делают естествоиспытатели, а предпосылает ему понимание как раскрытие внутреннего смысла человеческих поступков. Тем самым, понимание и объяснение не противопоставляются, а увязываются в единую логическую цепочку, наличие которой и определяет специфику социологического познания. Понимание может быть непосредственным (пример: агрессивный человек, наша реакция – мы видим агрессию и понимаем, что она проявляется при помощи мышц лица, мимики, взгляда) и объясняющим (пример: агрессивный человек: наша реакция – мы видим агрессию, которая проявляется при помощи мимики, взгляда, жестов, но также мы пытаемся понять причину такого состояния, ищем внутренне объяснение).

Следовательно, в науке, предметом которой является смысл поведения, «объяснить» означает постигнуть смысловую связь, в которую по своему субъективному смыслу входит доступное непосредственному пониманию действие. Объяснение действия происходит посредством отнесения к определённому причинно-следственному принципу. Понимание – средство для объяснения.

Исходным пунктом социологического исследования, по Веберу, является поведение индивида. «Цель нашего исследования - доказать, что понимание составляет причину того, что понимающая социология рассматривает отдельного индивида и его действие как первичную единицу. Атом». Социологи рассматривает поведение личности в соответствии с тем смыслом, который придаётся данному действию. Социология у Вебера является не только понимающей, связанной с интерпретацией субъективных смыслов поведения наукой, но и наукой, изучающей причинные связи. Таким образом, цель социологического познания состоит в том, чтобы дать понимающую интерпретацию и объяснить социальные процессы с точки зрения их причинных связей.

«Действием называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл».[1] Социология должна быть понимающей, поскольку действие индивида осмысленно.
Вебер стремится не только сформулировать свое видение теоретической социологии, но и пытается увязать ее с эмпирической основой этой науки. С точки зрения Вебера, предметом социологического исследования являются человеческие действия, связанные с субъективно подразумеваемым смыслом, сознательно сформулированной целью.
Выявление этого смысла и составляет, по Веберу, специфическую задачу социологии, определяет предмет ее исследования.

Социальное действие – действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами соотносится с действием других людей и ориентируется на него (осмысленный характер, сознательная ориентация и ожидаемая реакция).

Понимание социального действия осуществляется через технику отнесения к ценности.

Отнесение к ценности – не субъективное суждение, а отнесение исследователем определённого научного материала к ценности (пример: революции, мы не показываем своего отношения к данному феномену, а относим его к ценности определённого времени). Оценочное суждение – субъективная оценка происходящего.

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

  1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей: 2 крупные организации сливают свои акции, генеральные директора подписывают договор о слиянии
  2. ценностнорациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха (вера в религию, опора на культурные и нравственные ценности): капитан отказывается покинуть тонущее судно
  3. аффективное — определяется эмоциями: мать наказывает провинившегося ребёнка
  4. традиционное — определяется традицией или привычкой: Крещение младенца

Нужно отметить, что аффективное и традиционное действие, в строгом смысле слова, не являются социальными действиями, так как в них практически отсутствует осознанность. Социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других.

Выводы:

1) социология должна концентрировать своё внимание на объяснении фактов действия, определить закономерности и регулярности

2) объяснение этого действия должно происходить посредством понимания, которое означает выявление его смысловой значимости

3) действие необходимо интерпретировать

4) нужно проявлять заинтересованность в жизни людей, чтобы понять их, но вместе с тем необходимо отказаться от своего собственного чувства, чтобы найти общезначимые ответы – отнесение к ценности как главный метод понимания человеческих действий

Дополнительно: Учение об идеальном типе

Идеальный тип – это мыслительная конструкция, созданная учёным в целях искусственного упорядочивания и структурирования пространства. Это некое утверждение о типовых свойствах известной группы сходных фактов (аналог – математические и физические модели).

Социология конструирует типовые понятия и устанавливает общие правила явлений и процессов. Для образования своих понятий социология берет в качестве парадигм материал в значительной степени (хотя и не исключительно) из тех же реальных компонентов поведения.. Ее понятия по сравнению с конкретной реальностью истории неизбежно (относительно) лишены полноты содержания. Вместо этого социология дает большую однозначность понятий. Такая однозначность достигается смысловой адекватностью, Во всех случаях, как рациональных, так и иррациональных, она отходит от действительности и служит познанию этой действительности, показывая, что при определении степени приближения исторического явления к одному или ряду социологических понятий оно может быть подведено под них. Одно и то же историческое явление может быть, например, в одних своих составных частях «феодальным», в других — «патримониальным», в третьих — «бюрократическим», в некоторых — «харизматическим». Для того чтобы перечисленные слова имели однозначный смысл, социология должна в свою очередь создавать «чистые» («идеальные») типы такого рода, чтобы в них могла быть выражена наибольшая смысловая адекватность. Однако когда в социологии говорится о «типических» случаях, всегда имеется в виду идеальный тип, который сам по себе может быть рациональным или иррациональным, в большинстве случаев (в политической экономии, например, всегда) он рационален, но всегда, независимо от этого, конструируется адекватно смыслу.

Литература:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Немного про китайскую логистику | Привидения




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.