Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понимание концепции психологического исследования






Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
На основе концепций возникают научные теории.
Теория (греч. theorí a, от theoré o — рассматриваю, исследую), в широком смысле – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности — объекта данной теории.
В основе теории находится идеализированный объект — теоретическая модель существующих связей реальности, представленных с помощью определённых гипотетических допущений и идеализаций.
Ценность теории прежде всего в том, что, объясняя явления, она дает возможность предсказывать развитие событий в данной области и предоставляет инструменты для творческого управления действительностью. Для психологии это значит описание направлений и способов решения психологических проблем отдельных людей и общества в целом.

В зависимости от концепции и будет выстроено психолгическое исследование:

1 Бихевиоризм (Уотсон)Для познания поведения вполне достаточно описать само поведение, выяснить и описать внешние и внутренние силы, воздействующие на организм, изучить законы, согласно которым происходит взаимодействие стимулов и поведения.

2. Гештальтпсихология (Левин) считал, что поведение личности можно понять, лишь исходя из целостной ситуации, в которой эта личность оказывается. Среда же определяется субъективным восприятием действующих в ней людей.

3 Психоанализ (Фрейд)Основополагающими понятиями психоанализа являются сознание и бессознательное.

4 Когнитивная психология (Пиаже)когнитивисты утверждают, что все психические явления суть явления познавательные и могут быть описаны в терминах логики познания и процессов переработки информации

5 Неофрейдизм (Адлер, Юнг, Фромм)признание значительности бессознательного в жизни людей и стремление этим объяснить многие человеческие комплексы.

4. Генетическая психология(Пиаже)определяющими когнитивное развитие, являются созревание, опыт и социальное научение

5. Интерактивная психология (Берн)Результат концепции – транзакционный анализ, рациональный метод понимания поведения, как слияние трех состояний «Я» - Эго-состояний: родитель, взрослый, ребёнок)

6. Нейролингвистическое программирование (НЛП) (Гриднер) у каждого человека есть ведущая репрезентативная система – визуальная, аудиальная или кинестетическая

7. Современная структура психологических знаний - стирание границ между ранее существовавшими самостоятельными направлениями в психологической науке, например, многие современные ученые используют в своих теориях знания, накопленные в рамках различных направлений

 

 

8. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРОГРАММЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ.

Психологическое исследование начинается с разработки программы. От степени научной обоснованности этого документа в значительной мере зависит результативность проводимых психологических исследований. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых психологом исследовательских процедур — сбора, обработки и анализа информации, необходимой для получения теоретических выводов и практических рекомендаций.

Построение программы исследования — это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам. Программа — научный документ, отвечающий ряду необходимых требований, все части которого связаны в единое целое. Ее составление предполагает осуществление следующих процедур: постановку проблемы; определение объекта и предмета исследования; описание целей и задач исследования; интерпретацию основных понятий; формулировку рабочих гипотез; разработку стратегического плана исследования; описание методов сбора данных; описание схемы анализа данных (14, с.34).

Программой психологического исследования определяется его структура, призванная, во-первых, обеспечить перевод исходных положений психологической науки па язык операциональных определений и процедур исследования; во-вторых, наметить пути теоретического обобщения эмпирических данных с таким расчетом, чтобы вновь полученные факты могли служить дальнейшему развитию психологии и выработке практических рекомендаций в области социально-психологического управления.

Программа психологического исследования – документ, содержащий методологические, методические и организационные предпосылки научного поиска. Она содержит теоретические предпосылки, основные цели и задачи исследования, обоснование методики сбора, обработки и анализа психологических данных. Основное назначение программы раскрывается через её функции.

Методологическая функция программы – состоит в определении научной проблемы, для решения которой проводится психологическое исследование для установления системы его внешних связей (отношение к другим исследованиям по аналогичной проблематике). Она фиксирует исходное представление об изучаемом объекте, его первоначальное состояние, формирует общую цель и необходимые для её достижения конкретные задачи исследования.

Методическая функция программы – содержит общий логический план (методический замысел), на основе которого осуществляется переход от теоретических положений к использованию методов измерения, регистрации и анализа психологических данных; упорядочивает методические средства и процедуры в соответствии с поставленными задачами, обеспечивает возможность сопоставления результатов разных исследований.

Организационная функция программы заключается в интеграции деятельности членов исследовательской группы для решения поставленной проблемы, в достижении рационального разделения труда. Программа служит основой планирования работ, контроля поэтапного хода психологического исследования.

Основные нормативные требования к программе психологического исследования таковы:

1. Ориентация на теоретические положения общей психологии.

2. 2. Научная принципиальность в оценке и поиске решения психологических проблем.

3. 3. Нацеленность логического анализа на конечные результаты исследования и их практическую реализацию.

4. 4. Всемерное использование опыта проведенных психологических исследований, имеющихся фактических данных по разрабатываемым проблемам.

5. 5. Обоснованность всех элементов и процедур, их целостность и концептуальное единство.

6. 6. Гибкость положений, допускающая возможность их анализа, уточнения и конкретизации на следующих этапах.

7. 7. Возможность творческого научного поиска.

8. 8. Четкость формулировок.

9. 9. Обсуждение и документирование программы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.