Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие психического инфантилизма






Термин «инфантилизм» был введен французским невропатологом Е. Lasegue в 1864 г. для обозначения сохраняющихся у некоторых взрослых людей физических и психических признаков, свойственных детям. В психопато­логии термин «психический инфантилизм» означает личностную незрелость. Выделяются две формы психического инфантилизма: простой и осложненный. Термин «ПРОСТОЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ» означает состояние психической незрелости, главным образом, эмо­ционально-волевых свойств личности, без дополнительных психо­патологических синдромов. При простом психиче­ском инфантилизме психическая незрелость охватывает все сферы психики ребенка, в том числе и интеллектуальную. Однако в струк­туре психического дефекта преобладает эмоционально-волевая не­зрелость. Эмоциональная сфера находится у таких детей как бы на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста. Это проявляется в повышенной эмоциональности, в неустойчивости, в преобладании игровых инте­ресов над учебными, в чрезмерной зависимости от близких.

В некоторых случаях у детей отмечается общая незрелость, за­держка роста, отставание в физическом развитии. Такое пропорци­ональное сочетание психической и физической незрелости Г. Е. Сухарева обозначала как «гармонический инфантилизм». Типичный ребенок с темпово задержанным типом развития (гармоническим инфантилизмом) выглядит младше своего паспортного возраста, он живой, непосредственный, инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная и когнитивная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребёнка более раннего возраста: с яркостью и живостью эмо­ций, преобладанием эмоциональных реакций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. В школьном возрасте они неутомимы в игре и в то же время имеют низкую работоспособность, быстро пресыщаются интеллектуальной нагрузкой, незрелость регуляторных функций и мотивационно-волевой сферы затрудняет и их социальную адаптацию, в силу чего они не в состоянии следовать установленным правилам поведения. Показатели интеллектуального развития, как правило, соответствуют уровню актуального психофизического возраста, в котором находится ребенок. Возрастная динамика гармоничес­кого инфантилизма относительно благоприятна. При правильной организации учебно-воспитательной работы эти дети догоняют сво­их сверстников в общем психическом развитии. В. В. Ковалев от­мечает, что незрелость эмоционально-волевых свойств личности у детей с гармоническим инфантилизмом в пубертатном возрасте нередко сменяется личностной дисгармонией.

Интеллектуальная недостаточность у детей с НЕОСЛОЖНЕННЫМ ИНФАНТИЛИЗМОМ имеет вторичный характер, определяемый отставани­ем в созревании компонентов формирующейся личности. Это прояв­ляется в преобладании конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим. При выполнении интеллек­туальных задач у школьников наблюдается недостаточная целена­правленность, склонность к подражательной деятельности. Особые трудности испытывают дети с инфантилизмом в начале обучения в школе. Им трудно длительно сосредотачиваться на задании, усидеть на уроке, подчиняться правилам дисциплины.

Простой психический инфантилизм в практике встречается до­статочно редко. Значительно чаще наблюдается ОСЛОЖНЕННЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ, сочетающийся с другими психопатологи­ческими синдромами и симптомами. Внутри этой группы выделя­ется дисгармонический инфантилизм и органический инфантилизм.

Дисгармонический инфантилизм проявляется в сочетании психического инфантилизма с отдельными патологическими чер­тами характера, такими как эффективность, возбудимость, эгоцен­тризм и пр. В отличие от гармонического инфантилизма, неравномерно задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм)характеризуется, в первую очередь, большим уровнем зрелости (сформированности) когнитивного звена ВПФ по сравнению с уровнем развития произвольной регуляции собственной деятельности, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер. Внешний вид и поведение ребенка также несут на себе отпечатки, характерные для более младшего возраста, но при этом часто отмечаются хронические соматические заболевания, нарушения зрения (различной степени выраженности) или просто соматическая ослабленность.

Наличие соматических проблем еще больше снижает работоспособность ребёнка, делает его эмоционально лабильным, часто с элементами демонстративности. Дети могут быть капризны, упрямы. Самооценка может быть и завышенной, и, наоборот, заниженной. В общении со сверстниками он часто не находит общего языка, слишком эмоционален.

Определенная диспропорция наблюдается и в формировании пространственных представлений, соответствующих возрасту с произвольностью психической активности.

При анализе прогноза детей с неравномерно задержанным типом развития очевидна его неоднозначность: в отношении формирования так называе­мого когнитивного звена ВПФ он вполне благополучен, а с точки зрения мотивационно-волевого, эмоционального или личностного развития в целом велика вероятность формирования вариантов дисгармонического развития личности (девиации). Ковалев подчеркивает, что у детей с дисгармоничным инфантилизмом с возрастом формируется пси­хопатии преимущественно истероидного, неустойчивого и возбу­димого типа (Ковалев, 1985).

Органический инфантилизм характеризуется сочетанием пси­хического инфантилизма с психоорганическим синдромом. Как правило, этот вид инфантилизма возникает в связи с по­следствиями ранних органических повреждений головного моз­га разного генеза, чаще всего вследствие мозговых инфекций или травм. Ковалев рассматривает органический инфантилизм как фор­му резидуально-органической психической патологии смешанного (дизонтогенетически-энцефалопатического) патогенеза. В клинической картине как и при простом инфантилизме имеются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы, непо­средственность, повышенный интерес к игровой деятельности, но в сочетании с пограничной интеллектуальной недостаточностью, обусловленной нарушением ряда предпосылок интеллектуальной деятельности: внимания, памяти, психической работоспособности.

При органическом инфантилизме эмоции характеризуются отсутствием живости и яркости, определенной примитивностью. Грубая внушаемость отражает органический дефект критики. При явном преобладании игровых интересов над учебными и в игре выступают однообразие, отсутствие творчества и слабость воображения.

С возрастом у таких детей более отчетливо наблю­дается интеллектуальная недостаточность, которая проявляется в снижении школьной успеваемости. У части детей наблюдаются психопатоподобные и неврозоподобные реакции.

Особенности клинико-психологической картины органического инфантилизма в значительной мере связаны с преобладающим фоном настроения.

У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. На уроках эти дети непоседливы, не подчиняются требованиям дисциплины, в ответ на замечания легко дают обещание исправиться, но тут же об этом забывают. В беседе открыто и легко высказывают отрицательное отношение к учебе, не смущаясь, говорят, что учиться неинтересно и трудно, что они хотели бы гулять или играть.

Для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к робости, боязливости, страхам. Этот эмоциональный фон, а также всегда сопутствующие церебрастенические расстройства препятствуют формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они попадают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко они тяжело переживают свою школьную несостоятельность. Возникающие невротические образования еще более тормозят развитие их самостоятельности, активности и личности в целом.

Внутри осложненного инфантилизма В. В. Ковалев выделяет отдельные вариан­ты: церебрастенический, невропатический, диспропорциональный, эндокринный, психогенный варианты.

Особое место в структуре задержки психического развития у детей с инфантилизмом занимает выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках. В процес­се игровой деятельности продуктивность внимания у них улучша­ется, что говорит о зависимости интеллектуальной продуктивно­сти у детей с инфантилизмом от мотивации.

Исследования памяти детей с психическим инфантилизмом показало, что у них более высокий уровень развития зрительной памяти в сравнении со слухоречевой. Многие дети испытывали су­щественные трудности в организации мнемической деятельности и контроле. Например, в процессе игры эффективность запомина­ния у них была значительно выше. Эти данные подчеркивают по­ложительную роль установки в эффективности мнемических про­цессов у детей с инфантилизмом.

Незрелость эмоционально-волевой сферы у детей с психичес­ким инфантилизмом проявляется в особенностях их мыслитель­ной деятельности. У них наблюдается преобладание конкретно-образного мышления над абстрактно-логическим. Исследования показали достаточную сформированность мыслительных опера­ций, но неравномерную познавательную активность, что снижа­ет продуктивность их интеллектуальной деятельности.

При осложненном психическом инфантилизме в клинической картине, наряду с чертами детскости, незрелости психики, отмеча­ется ряд других патологических проявлений. При психологичес­ком исследовании наблюдаются трудности переключения внима­ния, сниженный объем памяти как в зрительной, так и в слуховой модальностях, тугоподвижность мыслительных операций, недораз­витие зрительно-пространственных функций. Обучение в массовой школе у таких детей вызывает значительные трудности, как правило, они обучаются в классах для детей с ЗПР или во вспомогательных школах.

Исследования личностных особенностей детей с психическим инфантилизмом выявило их дисгармоничную структуру, неадекват­ную самооценку, неадекватные способы эмоционального реагирова­ния на конфликтную ситуацию. Причем наиболее стойкие лично­стные нарушения наблюдались у детей с осложненным психическим инфантилизмом. В отличие от младших школьников с неосложненным инфантилизмом у детей с органическим инфантилизмом на­блюдалось достоверное снижение показателя адаптации, склонность к повышенной фиксации на источнике конфликта, неадекватные способы разрешения конфликтной ситуации, а также примитивные способы психологической защиты (регрессия, вытеснение).

25. Соматогенная форма задержки психического развития была выделена еще в работах Г. Е. Сухаревой. При ряде хронических соматических заболеваний могут наблюдаться массивные инток­сикации (например, при заболевании почек, печени, онкологиче­ских заболеваниях) и явления гипоксии (легочные и сердечно-со­судистые заболевания). Это приводит к нарушению деятельности развивающегося мозга ребенка. Одной из наиболее распростра­ненных форм реагирования центральной нервной системы ребен­ка на интоксикацию или гипоксию является астения.

В структуре особенностей психического развития у детей с со­матогенной формой ЗПР, так же как и при психическом инфанти­лизме, наблюдается эмоциональная незрелость. Однако если при психофизическом инфантилизме эмоциональная незрелость обус­ловлена, как правило, незрелостью мозга, то при соматогенной форме ЗПР причиной эмоциональной незрелости чаще всего яв­ляются длительные хронические заболеванию, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствуют формированию таких личностных особенностей, как боязливость, робость, неуверенность в своих силах. Постоян­ная астения, наблюдаемая у детей в связи с длительными сомати­ческими недугами, способствует нарушению динамики психичес­ких процессов, что проявляется у них в колебании внимания, в сниженной способности к концентрации внимания, в снижении объема памяти, особенно в слухоречевой модальности, в инертно­сти мыслительных процессов. Наряду с изменением динамики пси­хических процессов у некоторых детей наблюдаются затруднения при выполнении сложных обобщений, склонность к детализации, т.е. недоразвитие операциональных компонентов мышления.

Кроме астенических состояний патогенное влияние на разви­тие познавательных процессов и личности у детей с хронически­ми соматическими заболеваниями оказывают такие факторы, как госпитализм, ранняя социальная депривация в связи с болезнью, неадекватные стили семейного воспитания больного ребенка.

. Задержка психического развития психогенного происхожде­ния связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. К ним относится ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа.

Так, в условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности с задержкой психического развития по типу психической неустойчивости: неумением тормозить свои эмоции и желания, импульсивностью, отсутствием чувства долга и ответственности.

В условиях гиперопеки психогенная задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду.

В психотравмирующих условиях воспитания, когда преобладают жестокость либо грубая авторитарность, нередко формируется невротическое развитие личности, при котором задержка психического развития будет проявляться в отсутствии инициативы и самостоятельности, робости, боязливости.

Психологические исследования показывают, что у детей с пси­хогенной формой ЗПР не наблюдается грубых нарушений предпо­сылок интеллекта: внимание, память, работоспособность, зритель­но-пространственные функции. Главным системообразующим фактором, лежащим в основе задержки их развития, является сни­жение мотивации учебной деятельности, что в значительной сте­пени тормозит их познавательную активность и снижает интеллек­туальную продуктивность.

26. Задержка психического развития церебрально-органического генеза наиболее часто встречается в детском возрасте и отличает­ся большей выраженностью нарушений высших корковых функ­ций в сравнении с другими формами ЗПР. Причины церебрально-органических форм задержки психического развития (патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни) в определенной мере сходны с причинами олигофрении. Это сходство определяется органическими поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Пойдет ли речь о выраженном и необратимом психическом недоразвитии в виде олигофрении либо только о замедлении темпа психического созревания – будет зависеть в первую очередь от массивности поражения и времени поражения. Задержка психического развития значительно чаще связана с более поздними, экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в период, когда дифференциация основных мозговых систем уже в значительной мере продвинута и нет опасности их грубого недоразвития. Тем не менее Л. Тарнополь (1971) и др. предполагают и возможность генетической этиологии.

Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельнос­ти и предпосылок интеллекта, что обусловлено остаточными яв­лениями органического поражения головного мозга вследствие мозговых инфекций и травм.

Возрастная динамика психического развития детей с ЗПР це­ребрально-органического генеза определяется как тяжестью по­ражения центральной нервной системы, так и временем возник­новения дефекта. У большинства детей уже на первом году жизни наблюдается замедленный темп созревания психических функ­ций, однако он менее выражен, чем у детей с психическим недо­развитием. Церебрально-органическая недостаточность определя­ет структуру психического дефекта и становится очевидной как в нарушении эмоционально-волевой сферы, так и в развитии по­знавательных процессов.

В случаях возникновения задержки психического развития в связи с постнатальными вредностями (инфекциями, интоксикациями и травмами), перенесенными в первые 3–4 года жизни, можно наблюдать наличие временного регресса приобретенных навыков и их последующую нестойкость.

Более поздние сроки поражения обусловливает наряду с явлениями незрелости почти постоянное наличие и признаков повреждения нервной системы. Поэтому в отличие от олигофрении, которая часто встречается в виде неосложненных форм, в структуре задержки психического развития церебрально-органического генеза почти всегда имеется набор энцефалопатических расстройств (церебрастенических, неврозоподобных, психопатоподобных, эпилептиформных, апатико-адинамических), свидетельствующих о повреждении нервной системы.

В исследованиях клиницистов и психологов подчеркивается сложная иерархия структуры нарушений познавательной деятель­ности при ЗПР церебрально-органического генеза. Это проявляет­ся в дефицитарности «предпосылок» интеллекта, а именно: памяти, внимания, пространственного гнозиса, праксиса и речи. Ряд авторов отмечают выраженные нарушения темпа восприятия у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Это проявляется в замедлен­ности процессов приема и переработки сенсорной информации. Кроме того, у подавляющего большинства детей с задержкой церебрально-ор­ганического генеза наблюдаются трудности синтеза воспринима­емых объектов, что обусловлено нарушениями интерсенсорной и сенсомоторной интеграции и координации.

Церебральная астения, которая присутствует при ЗПР цереб­рально-органического генеза, проявляется в повышенной утомля­емости, в недоразвитии свойств внимания и памяти. В сравнении с другими формами ЗПР у них наблюдается выраженное недораз­витие устойчивости, точности и распределения. Качественный анализ показал разнообразные нарушения па­мяти у детей с ЗПР церебрально-органического генеза: повышен­ная заторможенность следов памяти и внутренней интерференции, уменьшение объема памяти и скорости запоминания.

Церебрально-органическая недостаточность определяет и клинико-психологическую структуру самой задержки психического развития в отношении незрелости как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности.

Помимо эмоционально-волевой незрелости в формировании задержки психического развития органического генеза значительная роль отводится другим факторам, препятствующим формированию познавательной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.