Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разгосударствление экономики






В XX в. в связи с мировыми войнами, кризисами и другими бедами роль го-
сударства быстро возрастала. Возник значительный государственный сектор
экономики, представляющий собой совокупность форм непосредственного уча-
стия государства в производстве, распределении и обмене.

Во многих странах роль государства в экономике стала чрезмерно великой и
затрудняет функционирование рынка. Это привело к появлению многих проблем,
решение которых потребовало перестройки хозяйственного механизма в направ-
лении полного использования стимулирующего потенциала рынка. Разгосудар-
ствление
стало необходимым, является общемировой тенденцией, но особенно
важно в нашей стране, где экономика была огосударствлена полностью.

Перечислим важнейшие способы разгосударствления.

1. Приватизация государственной собственности, которая дает собственно-
сти реального хозяина, что позволяет включить рыночные механизмы в результа-
те перехода государственного имущества в частный сектор экономики.

2. Либерализация рынков, т.е. устранение барьеров, препятствующих разви-
тию конкуренции, поощрение малого бизнеса, устранение монополий, свободное
образование цен.

3. Оздоровление государственного сектора, т.е. распространение в нем ры-
ночно-конкурентных процессов (сокращение бюджетных поступлений, отмена
налоговых льгот, отказ от списания кредитной задолженности и т.д.).

4. Создание смешанных предприятий, где доля государства в акционерном
капитале ниже 100%.

Разгосударствление проходит успешно, если носит демократический харак-
тер и от нее получает выгоды все население, а не только правящая элита.

Поскольку приватизация является важнейшим элементом преобразований
при переходе к рынку, то важно отметить два основных подхода к решению этой
проблемы: бесплатная и платная приватизация.

Бесплатная приватизация реализуется путем безвозмездного наделения
государством граждан частью общественного имущества, например, путем выда-
чи им приватизационных чеков - «ваучеров». Сторонники этой модели привати-
зации считали, что она сделает всех граждан собственниками, хозяевами, что уси-
лит стимулы к повышению эффективности производства. Противники, напротив,
указывали на то, что все бесплатно доставшееся не ценится, быстро разбазарива-
ется, да и разделить имущество справедливо невозможно.


Платная приватизация предполагает переход государственной собствен-
ности в частные руки путем продажи на аукционах за деньги Предполагается, что
вначале предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом
рынке. Сторонники этой модели приватизации считают, что только таким образом
появятся эффективные собственники, а государство получит дополнительные
бюджетные доходы. Противники указывают на отсутствие денег у широких слоев
населения, чтобы выкупать государственную собственность. Следовательно, та-
кая приватизация усилит социальное расслоение общества; собственность скон-
центрирует богатый класс людей.

На практике возможно сочетание бесплатной и платной приватизации, на-
пример, так было в России.

Приватизация в России имела следующие особенности.
Во-первых, она была «обвальной», т.е. проведена за короткий срок. За 2-3
года 75% государственных предприятий перешли в частную собственность. Это
имело ряд отрицательных последствий: возникло множество монополий, уско-
ривших инфляцию; государство не смогло направить приватизацию на пользу
всему обществу; затормозился процесс реструктуризации производства.

Во-вторых, приватизация приобрела «директорский», номенклатурный ха-
рактер. Новые собственники формировались главным образом из бывших чинов-
ников партийно-советского аппарата, которые использовали свое командное по-
ложение для захвата государственного имущества.

В-третьих, приватизация была плохо подготовлена законодательно и потому
создала обширную базу для экономической преступности. Теневая экономика ох-
ватила половину производства ВВП.

В-четвертых, приватизация не повысила, а понизила эффективность обще-
ственного производства. Это усугубило кризис.

В-пятых, приватизация в корне изменила социальную структуру общества.
С одной стороны, возникла капитализированная элита - новый господствующий
класс, сочетающий две социальные роли - управленцев и бизнесменов; с другой
стороны, огромная масса людей превратилась в бедняков. Средний класс оказался
очень слабым.

Таким образом, в итоге приватизации в России возникли отнюдь не демо-
кратический капитализм и гражданское общество, а сформировался криминально-
олигархический капитализм. России пришлось заплатить за рынок дорогую цену.
Страна добилась экономической свободы, но ей понадобятся большие усилия и
многие годы, чтобы использовать эту экономическую свободу для создания нор-
мальных условий жизни для всех граждан.

Крупномасштабная приватизация в России была неизбежной, иначе невоз-
можно было создать основы рыночной экономики, характеризующейся динамиз-
мом и прогрессивностью. Неэффективность государственной собственности была
обусловлена ее монополизмом, отсутствием здоровой конкуренции. Требуется
подлинное многообразие форм собственности, характерное для смешанной эко-
номики, монополия же какой-либо одной формы недопустима. При этом следует
иметь в виду, что приватизация - не единственный способ образования частного


сектора: он может и должен возникать не только на базе государственных пред-
приятий, но и сам по себе.

Бесплатная приватизация не достигла официально продекларированных це-
лей: формирования большого слоя частных собственников, обеспечения конку-
рентной среды, повышения эффективности работы предприятий и содействия
стабилизации финансов страны. В современных условиях предпочтение отдается
платной приватизации, чтобы преодолеть тяжелый финансовый кризис. Перво-
степенной задачей является налаживание действенного контроля за соблюдением
закона о приватизации.

Наряду с этим необходимо создать эффективное управление государст-
венной собственностью,
которая остается значительной и от эффективности
функционирования которой во многом зависит состояние национальной экономи-
ки в целом. Важное значение приобретает процесс формирования крупных хозяй-
ственных структур - корпораций, холдингов, финансово-промышленных групп
Они способны выступить надежной опорой государства в подъеме экономики, в
ее прогрессивной структурной перестройке, в повышении конкурентоспособности
отечественного производства. Это особенно важно для развития отраслей, выпус-
кающих наукоемкую продукцию (авиация, космос, нефтехимия, средства комму-
никации, вооружения).

Преобразование отношений собственности играет существенную роль, но
не менее важно создать благоприятные условия для предпринимательства (эффек-
тивный спрос, налоги, кредит и т.д.). Однако часть предприятий может быть де-
преватизирована через процедуру банкротства или иным законным способом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.