Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Часть первая. Звучит музыка: Симфония №39 ми бемоль мажор В. А. Моцарта.Стр 1 из 2Следующая ⇒
1 сентября после 2005года. Во дворе Частной Элитной музыкальной школы для Одаренных Детей торжественная линейка перед новым учебным годом. Ученики, как обычно, стоят со своими родителями. Звучит музыка: Симфония №39 ми бемоль мажор В.А.Моцарта. Директор школы и учителя выстроились в ряд на крыльце школы. Одна учительница вышла вперед, к микрофону и «дежурным тоном» говорит детям приветственную речь: - Дорогие ребята! Поздравляю вас с началом учебного года! Мы рады видеть и своих старших учеников и новое поколение музыкантов! Сегодня вы пришли учиться в нашей школе самому прекрасному из искусств – искусству звуков - МУЗЫКЕ! (1).по книге М.Шорниковой «Музыкальная литература», «Развитие западно-европейской музыки, 2 год обучения, издание третье, дополненное и переработанное, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005г., стр.3): «Это нужно, чтобы научиться понимать музыку, глубже и точнее проникать в созданные композитором образы. А это значит чаще и внимательнее слушать ее – начав с простой, идти к более сложной. Это значит больше узнавать о музыке – из лекций, радио, телевидения, концертов. Это значит самому приобщаться к музыке – петь в школьном хоре, учиться играть на каком-нибудь инструменте». И, может быть, сейчас среди вас стоят будущие замечательные композиторы, виртуозы исполнители, певцы! А может кто-то станет хорошим музыкантом уже в детстве и будет известным как Вольфганг Амадей Моцарт, прекрасную музыку которого мы сейчас слышим! Приглашаю всех в классы на первый урок! Дети, некоторые со своими музыкальными инструментами, стали заходить в школу, даря свои букеты учительницам. Родители прощались с ними и расходились по своим машинам. Все начиналось как всегда.
В учебном классе музыкальной школы. Эта же учительница представляется детям: - Еще раз здравствуйте, мои новые ученики! Садитесь, пожалуйста! Я – ваша учительница и меня зовут Констанция Ивановна. Кому будет трудно произносить мое имя – можно говорить Катерина Ивановна. Просто Констанцией меня назвали в честь жены Вольфганга Амадея Моцарта. Мой отец, музыкант, очень любил творчество этого великого композитора, с биографии жизни которого мы и начнем наше обучение. Она расставила плакаты с фотографиями репродукций картин видов города Зальцбурга и портретов композитора. Показывает указкой на первый плакат с фотографией города и начинает «автоматически», (так как она произносила всю эту тему уже не один раз, отчего голос ее стал монотонным) рассказывать: - Посмотрите на эту старинную гравюру.
(Фотография с картины: «Зальцбург. XVIII век. Старинная гравюра.» (2). из книги Т.В. Поповой «Моцарт», «Школьная библиотека», второе издание, издательство «Музыка», Москва, 1967г., стр.32 ) Слева река, справа город, у часовни сидит человек, двое идут по дороге…
(3). из книги И.А. Прохоровой «Музыкальная литература зарубежных стран», для 5 класса детской музыкальной школы, издательство «Музыка», Москва, 1990г., стр.44): «Вольфганг Амадей Моцарт родился в Австрии, в старинном, красивом гористом городе Зальцбурге, расположенном на берегах живописной реки Зальцах».
…И тут вдруг она впервые всмотрелась в картину: ей показалось…, что два идущих человека – это взрослый человек и ребенок… Она вглядывалась в них и в ее воображении эта картина стала оживать… Учительница продолжает рассказывать, (голос «за кадром»): (2), стр.3) и (4) стр.112, (5), стр.18-21): «Было это в начале 60-х годов ХVIII века. В одном из небольших немецких городков внимание местных жителей несколько дней занимало большое объявление такого содержания: (Крупный план картины. Она «оживает», перенося нас из Настоящего в Прошлое: фигуры взрослого человека и ребенка увеличиваются, приближаются к нам, мы уже видим их все яснее со спины, потом – лица, это мужчина и мальчик. Шум города тоже становится громче. Они подошли к большому объявлению, и сын стал читать его вслух:) «Три раза уже привлекали публику в свои концерты чудесные дети Л. Моцарта, придворного капельмейстера города Зальцбурга. Сегодня, в среду 30 августа, точно в 6 часов вечера, состоится последний концерт, устроенный по требованию известных в городе любителей и музыкантов. Двенадцатилетняя девочка и семилетний мальчик будут играть на клавесине или клавире и флигеле труднейшие произведения великих композиторов. Кроме того, маленький виртуоз исполнит концертную пьесу на скрипке; будет аккомпанировать симфонии; на закрытой платком клавиатуре исполнит совершенно свободно, так же хорошо, как если бы она была у него перед глазами, несколько фуг и прелюдий. Потом из отдаления точно назовет все звуки, которые поодиночке или в аккордах будут взяты на клавире или же любом другом инструменте или изданы предметами – колокольчиком, стаканами, часами. Далее он будет называть тоны и аккорды, взятые на всевозможных инструментах, а также угадывать их в звуке свистка, звоне шпор и тому подобных звуках. После этого, под конец, он станет импровизировать не только на клавесине, но и на органе и флигеле так долго, как того захотят слушатели, и в любых, даже самых трудных тональностях, которые ему назовут, чтобы показать, что он владеет приемами игры на органе, которые весьма отличны от игры на клавире. Плата за вход – 1 талер. Билеты продаются в гостинице «Золотой лев». Прочитав объявление, мальчик спросил: - Папа, а кто этот «маленький виртуоз»? Он, правда, все это умеет? Отец с восторгом ответил: - О-о-о! Это – «Чудо нашего, восемнадцатого, века!» Вольфганг Амадей Моцарт! Пойдем скорее, купим билеты, и ты сам все увидишь! (Голос мальчика «за кадром» переносит нас из Прошлого в Настоящее. ) Это спрашивал ученик с первой парты: - Катерина Ивановна, а один талер – это сколько? Много денег? Учительница («очнулась, вернувшись из Прошлого»): - Ой, извините, ребята, что-то я задумалась… Я считаю, что никаких денег не хватило бы, чтобы оценить по достоинству одаренность Моцарта. - А откуда он всему этому научился? – интересовался мальчик. - (1), стр.79): «Ему можно сказать повезло: он родился в семье музыканта, и отец, Леопольд Моцарт, бывший придворным музыкантом архиепископа Зальцбургского, сам мог дать своему гениальному сыну хорошее музыкальное образование». - А-а-а, понятно! И почему все папы музыканты считают, что их дети тоже должны этим заниматься?! – снова перебил ее тот же мальчик. - Наверное, твой папа так же заботится о тебе и о твоем будущем. Так вот, (3), стр.44): «Отец Моцарта был образованным и серьезным музыкантом. Он служил при дворе князя, правителя Зальцбурга. Леопольд Моцарт играл на скрипке, органе, руководил оркестром, церковным хором, писал музыку. Помимо того, отец Моцарта был превосходным педагогом. Обнаружив талант у сына, он сразу же стал с ним заниматься. С этого и начинается чудесное, похожее на сказку детство Моцарта». - Да, на страшную сказку! Особенно для соседей! Чего же тут чудесного, когда нужно часами сидеть и играть эти гаммы! - снова никак не смог промолчать сердитый и серьезный мальчик. Учительница перевела внимание всех с него на картину: - Посмотрите на этот портрет, я думаю, что здесь ему около 3-4-х лет. (Фото: «Моцарт в детстве. Портрет Ж.Б. Греза», (5). Из книги Е. Черной «Моцарт. Жизнь и творчество.», Государственное музыкальное издательство, Москва, 1961г., стр.16) (Ученики и учительница стали вглядываться в портрет, он «ожил», перенося нас из Настоящего в Прошлое. Ребенок на фото поворачивается и играет на клавесине, далее – иллюстрация текста) - Да, (1), стр. 79): «Все, кто знал Моцарта, уже в самые ранние годы смотрели на него, как на чудо, называли волшебником, чародеем. Ну, судите сами, мальчику было только три года, когда он мог, с трудом взбираясь на стул возле клавесина, повторить двумя руками только что сыгранную отцом пьесу». (3), стр.44): «В три года Вольфганг уже находил на клавесине консонирующие интервалы и радовался их благозвучию». Его старшая сестра тоже умела хорошо играть. (4).Из книги «Великие музыканты Западной Европы», хрестоматия для учащихся старших классов», составитель В.Б. Григорович, издательство «Просвещение», Москва, 1982г., стр.108, (4а): Аберт Г.В., «А.Моцарт», Москва, 1978г., часть 1 книга 1, стр.79-80): «Это произвело большое впечатление на мальчугана, которому было что-то около трех лет. Он также усаживался у клавира и мог подолгу развлекаться подбиранием терций. Найдя их, он с радостью повторял созвучия. Он запоминал отдельные места музыкальных пьес, которые слышал». (3), стр.44): «Четырех лет он повторял за старшей сестрой, тоже одаренной музыкантшей, маленькие пьесы, моментально их запоминая. В четыре года Вольфганг пытается сочинять концерт для клавесина!» (1), стр.79): «В четыре года он уже сочинял собственные пьесы, но, еще не умея записывать ноты, «диктовал» их, то есть играл на клавесине своему отцу, а тот записывал их на нотную бумагу». (4), стр.108, (4а), стр.79-80): «Ему было четыре, когда отец, как бы затевая веселую игру, начал разучивать с ним на клавире некоторые менуэты и другие пьесы. За короткий срок он смог играть их с совершенной чистотой и в строжайшем ритме. Вскоре в нем пробудилось стремление к самостоятельному творчеству». (4), стр.108, (4а), стр.79-80): «Пяти лет Вольфганг сочинял маленькие пьесы, которые проигрывал отцу с просьбой записать их на бумаге». (Голос мальчика «за кадром» вернул всех из Прошлого в Настоящее. Мальчик, из «живого», снова становится изображением на портрете. ) И тут учительница обратила внимание, что мальчик с первой парты очень похож на маленького Моцарта на портрете. Она сказала об этом вслух: - А ты очень похож на него, правда? - Правда, но лучше бы я был обыкновенным мальчиком, потому что теперь я понимаю, с кого брал пример папа, воспитывая меня. Я тоже все это умею делать, и меня всегда перед гостями выступать заставляют. В это время девочка с последней парты выкрикнула: - Вот, значит, тебе и прозвище будет «Моцарт», раз ты так зазнаешься! А вот, например мой папа любит музыку Сальери, и меня ей научил! Мальчик обернулся и тоже крикнул: - Значит, тебя будем звать «Сальери», на конкурсе посмотрим кто кого! Учительница остановила их: - Перестаньте ссориться! Разные родители по-разному учат детей разной музыке! И ничего в этом плохого нет! Продолжим! Посмотрите на этот портрет, здесь Моцарту уже 6 лет. (Фото: «Портрет Моцарта в 6 лет», где он стоит в пол-оборота правым плечом к нам, (1), стр. 80 Портрет «оживает», перенося нас из Настоящего в Прошлое) - Обратите внимание, (3), стр.45): «Занимала знатную публику и внешность маленького виртуоза. Мальчик был мал ростом, худенький, бледный. Одетый в тяжелый, расшитый золотом придворный костюм, в завитом и напудренном парике, как того требовала мода, он походил на волшебную куклу.» (4), стр.114; (2), стр.118): «Одетый в лиловый атласный камзол, с миниатюрной шпагой на боку и треуголкой под мышкой, в парике с косичкой он смело подходил к клавесину и отвешивал поклоны.»
(Голос мальчика «за кадром» вернул всех из Прошлого в Настоящее. Мальчик, из «живого», снова становится изображением на портрете.) «Моцарт» громко, на весь класс, засмеялся: - О! Вот этот точно на меня похож! А я-то думаю, откуда папа мне придумал такой странный костюм на новогодний утренник! Меня действительно все обзывали куклой! И когда раздавали подарки, я все-таки из-за этого подрался с одним мальчиком и порвал костюм! «Сальери» не замедлила отозваться: - А когда мне сшили платье по старинным фотографиям - мне очень понравилось! И когда меня называли куколкой-принцессой - было приятно! Учительница снова их остановила: - Дети, если вы все время будете меня перебивать – мы до конца урока не успеем закончить тему. Итак, (3), стр.44): «Обладая природной беглостью пальцев, которую он непрерывно развивал, к шести годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения. За это же время, незаметно даже для отца, мальчик овладел игрой на скрипке и органе». (1), стр.80): «К шести годам Моцарт стал настоящим виртуозом-клавесинистом и автором многих сочинений для разных инструментов». (3), стр.44): «Отец, его друзья не переставали удивляться такому невероятно быстрому развитию ребенка. Родителям не приходилось упрашивать сына сесть за инструмент. Наоборот, они уговаривали его прекратить занятия, чтобы он не переутомился». Другой мальчик, в очках, у окна засмеялся еще сильнее: - Ой, что-то мне в это не очень верится! Мальчик протянул руку, и учительница дала ему учебник, он посмотрел год издания и засмеялся: - Конечно, эта же книжка советских времен! Здесь все написано как надо! А Вы почитайте исследования современных ученых! Как отец, приходя с ним домой после многочасовых концертов, заставлял его заниматься! Не давая ни есть, ни спать, говорил ему играть снова и снова… Мой папа всегда повторял: «Раз Моцарт мог – значит, и ты сможешь.» И я также играл. Учительница очень удивилась: - (1), стр. 78): «В истории музыки мало композиторов, о которых так много написано. За два с половиной столетия о Моцарте создано 12 тысяч книг. И все же его жизнь и творчество трудно связать и исчерпывающе охарактеризовать». Что ты такое говоришь? Кто тебя всему этому научил? «Моцарт» сердито ответил: - Да никто нас не учил! Мы обо всем этом знаем, только потому, что живем такой жизнью! Учительница стала серьезной, чувствуя, что тут возникла не простая ситуация: в душе, в сердце детей затронуто очень больное место. По примеру смелого мальчика, другие ученики тоже начали говорить о своей жизни. «Сальери» ответила: - Да, это так! У меня нет времени ни с куклами поиграть, ни книжки почитать – я только играю, готовясь к разным конкурсам и выступлениям на праздниках. Родители оставляют со мной бабушку, чтобы она следила, чем я занимаюсь, а когда приходят гости – я играю, пока они не уйдут домой… Мальчик, справа от нее, тоже с грустью сказал: - Меня никогда не отпускают во двор погулять с друзьями, пока я не сыграю несколько произведений левой рукой не хуже чем правой или сложное произведение с закрытыми глазами… Учительница снова их остановила: - Стоп, стоп, стоп! Перестаньте кричать! Почему вы так возмущаетесь? Ведь родители хотят сделать вам как лучше! Чтобы вы стали настоящими музыкантами! А без многочасовых репетиций и тренировок игры вы никогда не достигните мастерства великих и композиторов и исполнителей! Ведь это может стать для вас самым главным занятием в жизни – профессией! Вы сможете своим искусством зарабатывать себе на жизнь! А может, даже и помогать своей семье, обеспечить родителям спокойную старость! Вот, отец Моцарта, (3), стр.44-45): «Леопольд Моцарт, не хотел, чтобы жизнь Вольфганга была такой же тяжелой и однообразной, как и его собственная. Ведь, несмотря на его многолетнюю непосильную работу, семья Моцартов вела скромный образ жизни, часто не имея даже средств расплатиться с долгами. Стесняло и ограничивало возможности Леопольда Моцарта его зависимое положение придворного музыканта. Поэтому так рано созревший талант сына рождает надежу устроить его жизнь по-иному – более интересно и обеспеченно»! «Моцарт» осуждающе посмотрел на нее: - Вот Вы представляете, что сейчас прочитали? Вслушайтесь в эти слова! Очень благородно! Наживаться на сыне! У учительницы от возмущения подняла брови и только хотела опять поругать его..., но потом поняла, что детям нужно просто выговориться. И тут прозвучало еще одно гневное восклицание другого ученика: - Да, конечно, хорошо папаша устроился: на сыне деньги зарабатывать! Теперь все взяли его поступок в пример, и вот уже 250 лет нас мучают!.. Учительница застыла от удивления, она впервые слышала такие рассуждения маленьких учеников. Тут весь класс тоже замолчал, каждого задела эта тема и в следующую секунду все начали говорить о своих переживаниях и проблемах. Мальчик с 3-ей парты у окна: - Да, на мне папа, тоже начитавшись книжек с автобиографиями композиторов, постоянно делает эксперименты: к стольки-то годам я должен сделать то-то; потом – то-то!.. Я тоже, в свое время, играл на закрытой платком клавиатуре… Девочка со 2-ой парты у стены: - Родители мучают не только мальчиков, но и девочек! А так как композиторов женщин мало, то в пример берутся мужчины. Я тоже играю на многих инструментах, одним пальцем на рояле… Учительница не знала что делать, но все-таки попыталась их уговорить, успокоить: - Да, ребята, наверное, действительно, взрослые делают много ошибок, когда хотят сделать жизнь детей лучше. Не стоит на них обижаться. Я обязательно поговорю с вашими родителями. Они, конечно, должны заниматься вашим образованием, но они и не должны забывать, что вы просто дети. А детство у человека одно, и став взрослым ему уже некогда играть в игрушки. Я им объясню, что, даже не смотря на то, что (1), стр.81): «Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была чудом. Но во всем остальном он оставался обычным ребенком – шалуном, веселым, добрым и послушным сыном. Лучистость, внутреннюю гармонию, жизнерадостность его ощущали все, кто знал маленького Моцарта, юного Моцарта и взрослого Моцарта, хотя ему пришлось столкнуться и с бедами, и с неудачами, и с жестокой несправедливостью в жизни». Учительница заметила, что класс немножко успокоился, она стала продолжать урок дальше: - (1), стр.81): «Слава пришла к Моцарту очень рано». (3), стр.45): «Отец решает везти мальчика с его талантливой сестрой в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется завоевывать мир!» Тишину класса вновь нарушил «Моцарт», ударив кулаком по столу: - И даже это, оказывается, папа заставил меня прожить, как и Моцарту! А я то думал, с чего это он мне на день рождения путевку подарил?! - Но разве это плохо, что тебя развивают, как и великого человека? Значит, родители видят в тебе такой же талант! С детства! И хотят тебе показать весь мир и тебя – всему миру! А, посмотрев на тебя – другие родители тоже захотят научить своего ребенка музыке!
Ученик, опустил голову, и, с разочарованием, сказал: - Да, они заставляют прожить такую же жизнь как у Моцарта, надеясь, что ты станешь таким же знаменитым и принесешь им славу и деньги… Он вскинул голову, посмотрев учительнице прямо в глаза: - Но я хочу прожить свою жизнь! И чтобы люди запомнили мое имя! Может, я хочу быть футболистом! Или космонавтом! А из меня делают очередного музыканта! «Сальери» опять перебила его: - Слушай, ты, космонавт! Можешь помолчать хоть минуточку?! Дай послушать учительницу о великих людях! Может ты и будешь каким-нибудь футболистом, а вот я собираюсь стать знаменитой и богатой! Мои сочинения уже изданы отдельным сборником, понятно?! Мальчик замолчал, учительница продолжила и ответила мальчику: - Спасибо за тишину! Не расстраивайся так, у тебя еще в жизни все впереди и ты можешь выбрать себе дело по душе. Но музыка никогда не помешает: вы будете играть ее дома, на учебе, на работе – на любом празднике ваши умения вам пригодятся! Итак, (4), стр.111, (4а), стр.77-78): «В жизни Моцарта 1762 год открывает период странствий, который с короткими или сравнительно продолжительными перерывами охватывает целое десятилетие… Леопольд намеревался сначала представить сына музыкальному миру как виртуоза, чтобы таким образом проложить ему путь и как композитору. Этого настоятельно требовал старый обычай, сохранявший свое значение с XVI столетия и вплоть до юности Бетховена: тот, кто хотел заслужить репутацию композитора, должен был прежде зарекомендовать себя как исполнитель». Учительница повесила на доску географическую карту мира и позвала «Моцарта» к доске: - Ну, если ты тоже путешествовал, может, покажешь нам на карте эти страны, а я буду рассказывать. - С удовольствием! – мальчик вышел к доске и стал указкой показывать страны и города, которые она называла. - (3), стр.45): «Семья Моцартов посетила сперва Мюнхен, Вену, а затем крупнейшие города Европы – Париж, Лондон, а на обратном пути – Амстердам, Гаагу, Женеву». Мальчик остановился: - А в Гааге я не был, и не знаю, где она находится… Тут же «Сальери» вышла из-за парты и подбежала к доске: - Зато я знаю! Можно мне показать? Вот она! А еще я хотела Вам показать рисунок, который нарисовала из книжки: вот, посмотрите, тут есть иллюстрация, как Моцарт с сестрой выходят на поклоны после концерта.
(Фото: рисунок, перед главой «Годы странствований», (2), стр.32). Рисунок «оживает», перенося нас из Настоящего в Прошлое.) А учительница продолжает рассказывать: - (4), стр.111, (4а), стр.77-78): «О первом турне в Мюнхен, которое отец предпринял вместе с обоими детьми в январе 1762 года, нам известно только, что оно длилось три недели и что дети выступали тогда перед курфюрстом. Гораздо важнее была поездка в Вену, куда все трое отправились 18 сентября того же года. Имелось достаточно причин для того, чтобы Леопольд Моцарт возлагал надежды именно на Вену. Со времен Максимилиана 1 музыка здесь достигла такого расцвета, как ни в одном другом немецком городе. В конечном счете, это было заслугой самого императорского дома. (3), стр.45): «Детей осыпали подарками». (1), стр.80-81): «Дети вызывали восхищение и удивление. В семь лет маленький музыкант был уже известен во многих страна Европы». (4), стр.112; (5), стр.18-21): «Выехав из Зальцбурга 9 июня 1763 года, Моцарту семь лет, семья Моцартов прибыла в Париж только в ноябре… Все это время дети концертировали, и не только в больших и маленьких попутных городах, но и поместьях, куда на летние месяцы выезжала аристократия. Слава опережала их; молва о чудесных детях распространялась быстро, тем более что открытые концерты сопровождались широковещательной рекламой». Еще один интересный факт о современниках Моцарта: (Показать портрет Гете.) (4), стр.113; (4а), стр.84: «Здесь их слушал и Гете. «Я видел его семилетним мальчиком, - рассказывал он…- когда он проездом давал концерт. Мне самому было около четырнадцати лет, но я еще вполне отчетливо помню маленького человечка в парике и со шпагой». Итак, (4), стр.113; (2), стр.118): «…В ноябре семья прибыла в Париж. Захватив рекомендательные письма, зальцбургский капельмейстер отправился к австрийскому посланнику Гриму. Этот любезный, образованный человек принял в живое участие в судьбе своих юных земляков. Первое же концертное выступление состоялось в посольстве. Безукоризненная чистота и эмоциональность детской игры, смелое чтение «с листа», игра на закрытой клавиатуре – все это заинтересовало и увлекло экспансивных парижан. Но Гриму захотелось поставить перед Моцартом более сложную задачу. - Вот мелодия менуэта, который я недавно сочинил, - сказал Гримм, передавая мальчику листок нотной бумаги. – Ты видишь, что здесь не хватает баса. Не возьмешься ли, дружок, добавить его? Менуэт был совсем несложный, подобные пьески Вольфганг сочинял шутя. Вооружившись гусиным пером, мальчик тут же уверенно приписал басовый голос, совсем не прибегая к помощи клавесина. Довольно сложная для восьмилетнего ребенка задача была блистательно решена». Есть доказательство этим событиям: (4), стр.114; (4в: Улыбышев А. «Новая биография Моцарта.» 3 тома., Москва, 1890 - 1892гг., стр. 47-48) (Показать письмо «из архива» и как его за столом пишет мужчина) письмо Мельхиора Грима, из Парижа, 1763г.: «Настоящие чудеса так редки, что о них охотно говоришь, когда имеешь счастье видеть их перед глазами. Зальцбургский капельмейстер по имени Моцарт приехал сюда с двумя прелестными детьми. Его дочка, девочка 11 лет, очаровательна и с редкой чистотой играет на клавесине самые трудные вещи. Что касается ее брата, не имеющего еще и семи лет, то этот феномен столь необычайный, что, глядя и слушая его, не веришь глазам и ушам своим. Он не только исполняет с безупречной чистотой отделки труднейшие пьесы своими ручонками, едва могущими взять сексту, но еще (и это всего невероятнее) импровизирует целыми часами, повинуясь влечению своего гения. Самый опытный музыкант не может обладать более глубокими познаниями в гармонии и в модуляциях, чем те, с помощью которых этот ребенок открывает новые пути, вполне согласные, однако ж, со строгими правилами искусства… я боюсь, что у меня голова закружится, если я еще буду его слушать…, я теперь понимаю, что можно сойти с ума от созерцания чуда». А вот еще случай: (4), стр.113; (2), стр.118): «К мальчику обратилась одна из молодых дам: - Сможешь ли ты по слуху проаккомпанировать мне арию, которую я пою наизусть? - Попробую, только дайте мне первую ноту, - попросил Вольфганг. Дама поет итальянскую арию. Вольфганг вслушивается в гибкие переливы голоса, чутко улавливая рисунок мелодии. И когда певица по его просьбе еще раз повторила арию, мальчик в точности воспроизвел мелодию арии, красиво разнообразя сопровождение. Ария была спета трижды, и всякий раз характер сопровождения менялся. В течение всего концертного сезона маленькие зальцбуржцы были главной новинкой парижской музыкальной жизни. Дети и в самом деле были очаровательны и занятны. В особенности забавным казался Вольфганг».
(Дальше двигаемся с указкой по географической карте.) В восемь лет, (4), стр.114; (2), стр.118-119: «В апреле 1764 года семейство Моцарта морским путем отправилось в Англию. Целью путешествия их был Лондон. В Англии зальцбуржцы пробыли более года. Вольфганг и его сестра играли не только при дворе английского короля и в аристократических домах. В Англии, передовой стране того времени, уже устраивались открытыеплатные концерты. Дети играли в присутствии огромного количества слушателей, и все это время к ним ничуть не ослабевал интерес. Разнообразные музыкальные впечатления, полученные юными музыкантами во время пребывания в Париже и Лондоне, заметно расширили их кругозор. В Париже они слушали симфонии тогдашних знаменитых авторов в исполнении лучшего симфонического оркестра. Бывали в оперном театре, где ставились лирические трагедии знаменитых французских композиторов Люли и Рамо. В Лондоне присутствовали при исполнении героических ораторий Генделя, а в Лондонском театре слушали лучшие итальянские оперы. Тогда же Вольфганг познакомился с замечательным композитором Иоганном Христианом Бахом, сыном великого Иоганна Себастиана. Каждый год приносил новые доказательства необычайного композиторского дарования юного Моцарта. В Париже были впервые напечатаны композиции семилетнего Вольфганга: четыре сонаты для клавира с сопровождением скрипки. В Лондоне восьмилетний мальчик пишет еще шесть сонат для клавесина с сопровождением скрипки или флейты и, кроме того, берется за сочинение симфонии. В течение года, проведенного в Англии, музыкальное развитие ребенка заметно продвинулось вперед. Несмотря на переезды с места на место, мальчик систематически занимался под руководством отца и музыкой, и общеобразовательными предметами. (Показать как мужчина пишет письмо.) «Все, что он знал раньше, - писал о своем сыне Леопольд Моцарт зальцбургским друзьям, - ничто по сравнению с тем, что он умеет сейчас». (1), стр.80-81): По словам отца, в восемь лет он знал и умел все, что можно было требовать от профессора сорока лет».
(Голос девочки «за кадром» возвращает нас из Прошлого в Настоящее. (Современные дети стоят у доски также как и на рисунке.)
- Посмотрите, а мы похожи на этих детей на моем рисунке? – «Сальери» держала «Моцарта» за руку, и встала в позу девочки с рисунка. Мальчик тут же освободил свою руку: - Пусти! И больше никогда не трогай меня, то я папе расскажу! Учительница поспешила предотвратить ссору и сказала девочке: - Еще немножко подрастешь – и будешь на нее похожа! Садись! А потом спросила у мальчика: - А кто твой папа? «Моцарт» немного подумал и потом ответил: - Он тоже профессор сорока лет…, но он не знает и не умеет всего, чего умею я! Знаете, как я устаю после этих показательных концертов, тоже с игрой на закрытых клавишах, определением высоты звука, взятого на любом инструменте или звучащем предмете, игры незнакомых произведений с листа. И я тоже пишу свои произведения. Учительница погладила его по голове: - Конечно, как и у детей Моцартов, (3), стр.45): «Все это было очень утомительно, тем более что концерты в то время длились по четыре, пять часов. Несмотря на это, отец старался продолжать образование своего сына. Он знакомил его с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил на концерты, в оперу, занимался с ним композицией. В Париже Вольфганг написал свои первые сонаты для скрипки с клавиром, а в Лондоне – симфонии, исполнение которых придало его концертам еще большую славу. Маленький виртуоз и композитор окончательно покорил Европу».
Учительница указала на следующий плакат: - Посмотрите, пожалуйста, сюда. Видите, научившись всему, маленький Моцарт умел не только играть, петь, но и танцевать.
(Фото: картина «Менуэт», рисунок Цауфели. Рисунок «оживает», и переносит нас из Настоящего в Прошлое. Дети на рисунке танцуют, «за кадром» идет текст учительницы. Когда история доходит до слов Моцарта – он останавливается и их говорит; Вагензейль – мужчина, стоящий крайним справа; а когда он упадет – ему подняться помогает женщина, изображенная сидящей справа в углу – эрц-герцогиня Мария Антуанетта.) Учительница продолжала: - (4), стр.111-112, (4а), стр.77-78): «Высокопоставленные господа были падкими на сенсацию, и, конечно, это сыграло, по меньшей мере, такую же роль, как и художественные интересы знати. Уже на первом выступлении при дворе детям пришлось задержаться с 3 до 6 часов. Император обращался с Вольфгангом действительно как с «маленьким чародеем»: кроме правильной игры на клавире, он потребовал всякого рода «кунштюков», вроде игры одним пальцем, игры на покрытой клавиатуре и тому подобное. Но маленький человечек уже тогда сильно гордился своими правами художника. Недовольный знатными, но несведущими слушателями, он потребовал послать за Георгом Кристофом Вагензейлем (1715-1777), которому в 1762 году было 47 лет, знаменитым пианистом, учителем Марии Терезии и ее детей: - Пусть этот придет, этот понимает. А затем он сказал Вагензейлю: - Я сыграю Ваш концерт; Вам придется мне перелистывать. Еще более располагала к нему окружающих - его неподдельная детская искренность. Эрцгерцогиня Мария Антуанетта, позднее королева Франции, пришлась Вольфгангу особенно по сердцу, потому что она по-дружески помогла ему подняться, когда он поскользнулся на гладком полу и упал. - Вы славная, - сказал он, - я хочу на Вас жениться. Для пояснения он добавил: - Из благодарности, ведь Вы были добры ко мне, тогда как Ваша сестра даже не огорчилась. Он вспрыгнул на колени к императрице и отважно расцеловал ее. А императору, который играл на скрипке с Вагензейлем, пришлось выслушать критику – в виде доносившихся из вестибюля метких реплик: «Фу! Это было фальшиво!» или – «Браво!». Конечно, двор, помимо гонорара, наградил детей многочисленными подарками всякого рода. Наннерль, старшая сестра, получила придворный наряд эрцгерцогини, Вольфганг – предназначенный для эрцгерцога Максимилиана лиловый костюм с широким золотым позументом». (Голос девочки «за кадром» возвращает нас из Прошлого в Настоящее.) Это была «Сальери», конец фразы она говорила почти со слезами: - А я читала, что (4), стр.112, (4а), стр.77-78): «Не меньше, чем при дворе, детей чествовала светская знать. Всюду их доставляли в карете и блестяще вознаграждали. Естественно, что вскоре в Вольфганга были влюблены все дамы. Но тут сильный приступ скарлатины, который в конце октября на две недели приковал его к постели, внезапно положил конец веселой суете». Учительница похвалила ее: - Молодец, что не только читаешь книжки, но и так хорошо их запоминаешь и переживаешь за мальчика. Ты права, (4), стр.112, (5), стр.18-21): «Отпуск отца давно кончился, и надо было спешить в Зальцбург». (4), стр.115; (2), стр.119-120): «Жаль было расставаться с гостеприимной Англией, но срок отпуска, предоставленного Леопольду Моцарту зальцбургским архиепископом, давно уже миновал. Уступая настойчивым просьбам голландского посланника, Леопольд решил по дороге заехать также в Голландию и Фландрию. (Показать движение указки по географической карте.) Повсюду успех был огромный. Как ранее во Франции и Англии, так и здесь детям устраивали восторженные овации, осыпая их лестными похвалами.
|