Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественная культура Китая.






Цели: - изучение художественной культуры Китая;

- выявление взаимосвязи литературы и изобразительного искусства, характера основных философских систем, оказавших влияние на искусство Китая;

- сравнительный анализ текстов.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: словесный (рассказ-лекция, беседа, словесное рисование), частично-поисковый (анализ текста), репродуктивный.

Оборудование: тексты китайской поэзии, иллюстрации.

Ход урока:

1 Организационный момент

2 повторение пройденного материала. Сообщения по индийской культуре.

3 Объяснение нового материала.

Китай. Здесь мы увидим многое из того, что происходило в истории почти всех народов мира: сначала разрозненные племена, постоянные столкновения между ними, потом постепенное слияние племен, укрупнение территориальных владений, классовое расслоение, возникновение государственных форм. Племенных вождей сменяют цари, создаются рабовладельческие государства с деспотической формой правления. Как свидетельствуют археологические раскопки, уже во II тыс. до н.э. Китай имел высокоразвитую рабовладельческую систему с резким классовым делением. В III до н.э. китайцы уже имели компас. Ими составлен самый древний известный нам каталог звезд. Как и другие страны, Китай на протяжении своей истории имел немало выдающихся личностей – философов, ученых, поэтов, политиков и т.д.

Европу отделяет от Китая 10000 км. В наши дни самолет доставит нас за считанные часы, а в то время требовалось пройти нелегкий путь. Первым человеком, проложившим такой путь, был знаменитый китайский дипломат и путешественник Чжан Цянь. Во главе посольства в 100 человек он отправился в 138 г. до н.э. на Запад. Вернулся только через 13 лет один, остальные погибли. Так возникли первые связи между Западом и востоком. Стала действовать караванная дорога между Китаем и странами Средней Азии – Великий шелковый путь, по которому купцы везли из Китая предметы роскоши – шелк, парчу, ювелирные изделия. В Европе ноже нашлись смельчаки, готовые отправиться в Китай, но уже спустя 1400 лет после путешествия Чжан Цяня. Это были венецианские купцы Марко Поло, его отец и дядя. В 1271 г. они покинули Венецию и только через три с половиной года достигли границ Китая. Марко Поло провел в Китае 17 лет, после чего, вернувшись на родину, составил полный «отчет» об увиденном и услышанном.

Культура Древнего Китая формировалась на территории Восточной и Центральной Азии, где в 1 тыс. до н.э. сложились философско-религиозные учения, согласно которым природа воспринималась как живой организм, а процесс мироздания как результат небесного мужского начала Янь и земного женского Инь.

В нашей современной печати и даже устной речи часто можно встретить слово «Поднебесная» в применении к Китаю, это название синонимично слову «Китай». И связано это с тем, что древний китаец связывал свою жизнь, надежды и помыслы с Небом. «Только небо осуществляет наблюдения за народом, ведает справедливостью, посылает устойчивые и неустойчивые урожаи. Без неба погибнет народ. От милости неба зависит его судьба», - читаем мы в древнейшей книге Китая «Шуцзин» («Книга истории»). Представителем Неба на земле считался, конечно, правитель страны – царь. Так религия и философия связывались с социальной жизнью, с системой господства и подчинения.

Фантазия народа наполнила мир огромным количеством богов и демонов. Одни добры и благодетельны, другие – злы и вредоносны. Страшные драконы управляют ветрами и облаками на небе, реками на земле. Мир китайской мифологии полон уродливых ликов. Фантазия народа изобрела и ад, где караются нарушители нравственных норм. Там, как и на земле заседают судьи и решают судьбу умершего в зависимости от его поведения в жизни. Древние китайцы создали, подобно другим народам, легенды и о рае – то это была гора Инфжоу, плавающая в море, где обитают бессмертные, то страна Белых облаков, куда можно было попасть, приняв напиток даосцев. Все это овеяно удивительной поэзией и фантазией народа.

В отличие от европейских культур, где человек был мерой всех вещей, для китайского миропонимания эталоном является природа. Пантеистическое мировосприятие китайцев, соединившись с рационализмом и традиционностью жизненного уклада, породило удивительную устойчивость форм в архитектуре и живописи.

Главная особенность культуры Китая – консерватизм. Особое влияние на культуру Китая оказали философские системы конфуцианство и даосизм.

Морально-этическое учение Конфуция (Кун-Цзы) исходило из разумного, навечно установленного небом порядка: власть государя считалась священной, священным считалось соблюдение норм этикета в отношениях между правителем и подданными, членами семьи, живущими и умершими. Главное для человека считалось почет, уважение, образованность, гуманизм, чувство долга.

Основатель даосизма – Лао-Цзы – теория Дао – путь к гармонии, которую можно обрести ведя простую мудрую жизнь; покорность, отказ от желаний и борьбы, единство с первоосновой мира, обретение бессмертия.

Такое созерцательное начало стало определяющим а культуре Китая.

Особенностью архитектурного стиля Китая стали пагоды – мемориальные хранилища буддийских реликвий. 5-7 – метровая пагода Тэта облицована узорными плитками цвета ржавчины с характерной изогнутой кровлей сделана из кирпича – «Железная пагода».

Наиболее крупным храмовым ансамблем является храм Неба. Три террасы круглой формы, окруженные прямоугольными каменными балюстрадами, – отражение беспрерывного круговорота стихий.

Характерной для древних народов грандиозной постройкой, можно считать великую Китайскую стену, возведенную для защиты от кочевников. Эта стена особенно поражает воображение. Она протянулась на 4000 км, высота ее составляет 10 м. ЕЕ строили примерно 2 млн. человек, и вот уже более XX веков стоит она как символ беспримерного упорства и человеческого труда.

Основной вид искусства – создание ландшафтных садов, где естественный природный мир сочетался с архитектурными формами.

Пантеистическое восприятие ярко и полно выразилось в живописи, возникшей в качестве иллюстраций к стихотворным произведениям. Картины имели форму горизонтальных и вертикальных свитков, писались тушью и минеральными красками на шелке и бумаге.

Беседа: какие жанры ИЗО вы знаете?

Продолжение:

Портреты писались со знати, ученых, чиновников и отличались следующими деталями: композиция, позы, лица – были условны, детально воссозданы одежда, прически и другие примечательные мелочи.

Пейзаж – сплав поэзии и живописи, носил символичный и аллегоричный характер.

Беседа: что такое символ, аллегория?

Пример: горы – мужское начало Ян, вода – женское Инь (символ)

Сосна – долголетие, лотос – лето, хризонтема – осень (аллегория)

Отличны от привычного и названия картин: «Вечерний звон далекого храма», «Груши во дворе задумались о нас»

Чем отличны данные названия от нам уже известных?

Большую популярность приобретает живопись «цветы – птицы», воплощавшая идею «великого в малом», когда 1 птица, 1 цветок воспринимались как часть Вселенной и получали вселенскую значимость:

 

У соседки моей под восточным окном

Разгорелись гранаты в луче золотом,

Пусть коралл отразится в зеленой воде –

Но ему не сравниться с гранатом нигде.

Столь душистых ветвей не отыщешь вовек –

В них прелестные иволги ищут ночлег.

Как хотел бы я стать хоть одной из ветвей,

Чтоб касаться одежды соседки моей.

Пусть я знаю, что мне нет надежды теперь, -

Но я все же гляжу на закрытую дверь.

(Ли Бо)

Иллюстрация «Иволга на гранатовом дереве».

Беседа: Какова основная мысль стихотворения?

Что общего между художественными образами стихотворения и картины?

Сходна ли цветовая гамма образов?

Какие основные цвета и словообразы в стихотворении?

луч

восточный

огонь __________разгорелись ___________яркий, красный, огненный

золотом желание, страсть

коралл мужское начало Ян

гранат

 

вода _________ зеленая __________ветви – душистые

 

соседка // иволга ________ неуловимость, легкость, грациозность

огонь // лирический герой – его надежды, чувства и желания, которые исчезают –

образ закрытой двери.

Продолжение:

Какого-либо сводного эпического общенационального произведения, подобно «Махабхарате» в Индии или поэмам Гомера, мы не найдем в древнейшей китайской литературе, но найдем богатейшую поэзию и очень интересную прозу.

Не меньшую эстетическую значимость, чем живопись и содержание поэтического текста имели гармония линий и ритм иероглифов. Иероглифы рождались из пиктограмм – схематического изображения реальных предметов.

Сыма Фа «Черепаха, изгоняющая демонов». Черепаха – символ жизни, страж могил.

Иероглиф присутствовал в архитектуре, в гриме актеров, в прикладном искусстве.

Одним из главных видов декоративно-прикладного искусства стал фарфор.

ИЗО соединяло живопись и каллиграфию, поэтическая надпись дополняла и расшифровывала смысл живописи. Подобный художественный синтез не свойственный другим культурам, обусловил вневременной характер и современное звучание поэзии и живописи. Формы и сюжеты китайской архитектуры и живописи востребованы восточными и европейскими культурами.

4 Подведение итогов.

Подобрать стихи и иллюстрации. Объяснить смысл выбранного вами текст.

5 Д/З: Индивидуальное сообщение: «Книга перемен» как древнейший памятник художественной культуры Китая.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.