Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Усвоение новых знаний и способов действий.






Дети формулируют проблемный вопрос, который записывается на доске:

Почему в период усиления церкви и её влияния в государстве, произошёл раскол?

(вопрос на доске иллюстрируется картиной С. Иванова “Во времена раскола")

Начинается работа в группах с документами, содержание которых изучалось дома.

1 группа: Л.А. Кацва. Церковь и государство в XVII веке.

2 группа: Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.

Гл.4. Патриарх Никон

3 группа: Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви.

Обозначив проблему, дети смогут сами ответить на вопрос, проанализировав текст и привлекая ранее полученные знания. Задача каждой группы определить разные аспекты и выявить причины раскола.

Представитель от группы докладывает результаты работы. Происходит обобщение результатов.

(Церковь переживала два сложных внутренних процесса: с одной стороны - борьба за первенство духовной и светской власти, которая была спровоцирована патриархом Никоном, с другой стороны - в связи с реформой, начинается раскол внутри церкви.)

Дальнейшая работа происходит на основе анализа информации из документов.

Учитель: В чём заключалась основная причина усиления разногласий между церковной и светской властями при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче? (Никон стремился восстановить положение церкви в государстве. Его убеждённость, что священство выше царства, позволяла ему бесцеремонно вмешиваться в государственные дела, и публично давать наставления царю Алексею. Обрядовая составляющая церковной реформы Никона, по сути не затрагивавшая каноны, многими воспринималась не исправлением обрядов, а их нарушением, и люди видели в этом вероотступничество.)

 

Углубление знаний происходит за счёт расширения информационного пространства.

Учитель: Стояла ли проблема раскола в других странах? (Реформация - широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.)

 

Вспомните историю Средних веков, какое выражение пришло к нам из истории борьбы между папой римским и германским императором? Что оно означает? (С помощью учителя вспоминаются события противостояния римского папы Григория VII (священство) и германского императора Генриха IV(царство).

 

4. Первичная проверка понимания

Учитель: Нужна ли была реформа русской православной церкви в XVII веке?

Задание: Используя информацию из документов и ранее полученные знания ответьте на вопросы:

- Как вы думаете, почему в русских богослужебных книгах к середине XVII в. накопилось так много искажений и неточностей?

- Какие книги предполагалось взять за образец при исправлении русских богослужебных книг? Какие точки зрения существовали? Чем были вызваны разногласия?

- И протопоп Аввакум, и патриарх Никон считали необходимым скорейшее исправление

богослужебных книг, почему же тогда после начала реформы оказались по разные стороны? (Страна ощущала сильное западное влияние: появилось много иностранцев на государевой службе, была включена в состав государства Левобережная Украина, долгое присутствие поляков во время Смуты. Сторонники протопопа Аввакума были противниками любых отступлений от традиций, тем более в вере, а Никон, несмотря не необходимость проводимых им изменений, олицетворял сторонников перемен по иностранному образцу.)

Учитель: Противоборство светской и духовной власти вовлекло в водоворот событий огромное количество людей. На церковном Соборе в 1666 г. оба участника противостояния и Никон, и протопоп Аввакум были осуждены. " Царство" победило. Но каждый из соперников оставил неизгладимый след в истории и культуре нашей страны.

 

Учитель: Давайте вспомним, в чём особенности развития культуры в XVII веке?

(Двойственный, переходный характер культуры: обмирщение (усиление светского начала, ослабление позиций церкви, рационализация картины мира); демократизация; идея ценности человеческой личности; появление новых жанров в литературе и живописи, театрального искусства; усиление контактов с зарубежной культурой; развитие образования, рост числа грамотных людей. Материал из Пособия для учителя.Поурочные рекомендации. История России с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Т.В. Коваль и др.)

 

Учитель: Какую роль играли литература и искусство в жизни людей XVII в.?

 

Важно понять, в какие художественные формы облекались идеи времени и как они связывались с последующими культурными процессами.

Подготовленные сообщения (знакомство с личностью Никона состоялось во время изучения темы " Церковный раскол"):

1. " Никоновский" след в русской архитектуре" (выступление ученика)

Учитель: Какое значение придавал патриарх Никон строительству монастыря? (Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь как воплощение идеи " Третьего Рима" был построен по образу палестинских святынь.)

2. " Литературный след" протопопа Аввакума. (Краткое сообщение о жизненном пути протопопа Аввакума. На доске полное название произведения и дата написания)

Учитель: Что необычного в полном названии произведения? (Соединение автобиографии и жития.)

Что отличает жития от других произведений? (По канону житие должно состоять из определенных событий: благочестие героя, дар чудотворения, подвиги, посмертные чудеса.)

В чём жанровая особенность " Жития протопопа Аввакума"?

Формируются новые группы для работы с фрагментами текста " Жития". (Дети знакомятся с книжным изданием " Жития...", но работа осуществляется по электронному переведенному изданию)

Группами формулируется главная мысль отрывков (Основы истинной церковной веры. Начало служения Аввакума. Тяготы сибирской ссылки. Возвращение из ссылки.)

Как выстроена композиция текста?

Какова логика сюжетной линии?

 

(Во вступлении Аввакум погружает читателя в догматы христианской религии. Затем следует описание основных событий жизни страстотерпца. В этот рассказ органично вплетаются перемежающие друг друга проповеди и лирические отступления. Аввакум нарушает канон жития - пишет автобиографию. Но его автобиография подтверждает святость старца. В «Житии…» повествуется о чудесных знамениях: «И пал на землю на лице свое, рыдал горько; и забылся лёжа. А очи сердечнии при реке Волге; вижу: плывут стройно два корабля златы, и весла на них златы, и шесты златы, и всё злато; и я спросил: «Чьи корабли?» А потом вижу: третий корабль, не златом украшен, но разными пестротами, красно и бело, и сине, и чёрно, и пепелно… Юноша светел, на корме сидя, правил, и я вскричал: «Чей корабль?», и сидящий на нём отвечал: «Твой корабль; доплывай на нём с женою и детьми; коли докучаешь». И я, вострепетав, рассуждаю: что се видимое и что будет плавание?» В заключении рассказывается об исцелении Аввакумом бесноватых, как и положено в житиях. Завершается «Житие Аввакума…» его обращением к своему духовному отцу, сподвижнику и единомышленнику старцу Епифанию.)

 

Учитель: Какие приёмы использует протопоп, чтобы перед читателем предстало описываемое им как картина?

(Речь Аввакума яркая, насыщенная образами. Ему удаётся сформировать у читателя ощущение присутствия автора. Он вплетает в рассказ события своей жизни и наблюдение за чужими, подробно останавливается на тех моментах, которые для него значимы. Своей безыскусностью ему удается завлечь читателя. Он говорит на «мужицком», «подлом» языке...»)

(Признание словесного мастерства автора можно поддержать высказываниями:

Аввакум “писал таким языком, что каждому писателю следует изучать его” (И.С. Тургенев)

«Только раз в омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, мужицкий, полнокровный голос." А. Н. Толстой)

 

Учитель: Протопоп Аввакум плодовитый автор: «Житие…», «Книга бесед», «Книга толкований…», послания и челобитные - около 80 сочинений, подавляющее большинство из которых, он написал в период своего заточения. Не сломленный духом, Аввакум продолжает бороться за чистоту веры, пером поддерживая своих сподвижников.

 

Учитель: Когда слово становится делом и может расцениваться как подвиг?

(В своих обличениях и призывах Аввакум не голословен, веря в бессмертие праведников, он идёт до конца, совершая духовный подвиг. Слово и дело " огненного протопопа" не расходятся.)

 

Учитель: Насколько образ Аввакума из «Жития» соответствует историческому образу, ранее сложившемуся у вас?

Учитель: В чем же заключается новаторство протопопа Аввакума в литературе?

Заключительное обсуждение можно привести по таблице сравнения " Традиции и новаторство в " Житии Аввакума"

Канонические черты жития Художественные открытия Аввакума
1. Житие – это биография святого. 1. Аввакум не причислен к лику святых.
2. Житие составлялось после смерти святого. 2. Написано при жизни.
3. Повествование ведется от третьего лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией. 3. Житие напоминает исповедь, форма повествования от первого лица придает тексту эмоциональность и силу.
4. Композиция жития строится по строгой схеме. 4. В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала.
5. Способ изображения героя – идеализация. 5. Герой не идеализированная личность, он «святой грешник».
6. Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. 6. Ярко изображается внутренний мир героя, этому служат внутренние монологи.
7. Пространство и время изображаются условно. 7. Конкретны и реальны
8. В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности. 8. Герой ярко индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна, перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь.
9. Тон повествования торжественный, серьезный. 9. Появляются комические нотки.
10. Язык жития книжный, с обилием церковнославянизмов. 10. Язык живой, разговорный, введение просторечий является основным стилистическим примером: автор как будто не пишет, а свободно говорит.
11. Текст рассчитан на грамотного, подготовленного человека. 11. Автор обращается к читателю из народа – крестьянину, горожанину, которым нельзя понять церковнославянскую речь.
12. Сюжет жития составляет духовный подвиг святого. 12. Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.

 

3. " Живописный след" темы " Раскола".

Учитель: Каков социальный состав сторонников протопопа Аввакума? (Под вопросом картина Д.Е. Жукова. Спор о вере.)

Кто изображен на картине? (На слайде репродукция картины В.Сурикова " Боярыня Морозова", анализ картины на основе статьи Л.Чёрной «Лицо раскола» — газета «История» ИД «Первое сентября». 2004. № 26)

Каждому из нас боярыня Феодосия Морозова известна с детства по замечательной картине Василия Сурикова. Фанатичная сторонница старообрядчества. Боярыня Морозова – духовная дщерь Аввакума. Во имя веры она претерпела пытки, изгнание, лишение всех прав и дни свои закончила в земляной тюрьме под Москвой. На картине заснеженная улица старой Москвы, толпа расступается перед дровнями, на которых сидит закованная в цепи немолодая женщина в черной одежде в окружении пёстрой толпы. Цветовое решение картины позволяет определить сторонников раскольницы (светлые одежды) и противников (тёмные). Картина будто рассечена дровнями. Это метафора: нет более единого православного люда.

Учитель: Почему в рядах противников реформы Церкви оказались люди, принадлежавшие к противоположным по имущественному положению слоям населения?

Что в картине отражает позицию художника? (Маковка церкви в конце линии дровней. обозначающая завершение пути страдалицы, одновременно, дающая надежду, что не напрасны лишения во имя веры.)

 

5. Обобщение и систематизация знаний.

Анализ картины позволяет сделать обобщение о стезе Аввакума и его сподвижников. Осознавая их жизнь как подвиг, ученики отмечают, что ни Аввакум, ни его сподвижники своё дело подвигом не считали, что особенно высоко было оценено потомками.

Учитель: Какое противоречие в деятельности двух основных участников раскола можно выявить?

(В случае затруднения задаются наводящие вопросы.)

Парадокс: Никон, являясь вдохновителем реформ, вызвавших бурный протест со стороны общества, по сути, насаждал православные христианские традиции в архитектуре, тогда как протопоп Аввакум, стяжавший славу борца и мученика за сохранение традиций в вере, стал новатором в литературе, создав новый жанр.

Целесообразно ещё раз заострить внимание детей на проблеме, обозначенной ими в начале урока.

Почему в период усиления церкви и её влияния в государстве, произошёл раскол?

(Для сохранения понимания связи и преемственности событий в истории и литературе необходимо " перебросить мостик".)

Вывод: События XVIIвека, ставшие предметом нашего исследования на нескольких уроках, были не только спором между " священством" и " царством", они ознаменовали собой начало спора о выборе пути развития страны, выразителями которого стали два уверенных в своей правоте священнослужителя: патриарх Никон и протопоп Аввакум. И у них ещё будут последователи в лице славянофилов и западников, которые будут на страницах журналов и газет отстаивать мнения необходимости развития России, соответственно, по западному образцу и традиционному русскому.

6. Домашнее задание.

Проанализируйте высказывание В. Гаршина: " Дайте Аввакуму власть - повсюду зажглись бы костры, воздвиглись бы виселицы и плахи, рекою бы полилась кровь, и бездушные призраки приняли бы многую жертву". Подтвердите свое мнение строками из " Жития...".

Индивидуальное задание: подготовить проблемный доклад " Особенности церковного раскола в России и процессов Реформации и Контрреформации в Европе".

 

 


Приложение к уроку

Документ 1

Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах

сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков.

Устранение этих различий стало одной из целей созданного в 40-х гг. XVII в. в Москве кружка «ревнителей древнего благочестия», состоявшего из видных представителей духовенства. Кружок ревнителей благочестия - (кружок духовных и светских лиц, объединившийся вокруг Стефана Вонифатьева, духовника царя Алексея Михайловича) был составлен именно из московских начётчиков и людей почтенных, но не способных оценить новых взглядов.

Староверы создали очень интересную и в значительной мере самобытную культуру. В каждой секте имелись свои духовные песни или псалмы, часто не лишенные поэтичности, в каждой секте помимо оригинального обряда богомоления были и свои обряды жизненного цикла, свой жизненный уклад, а иногда и свой костюм. В культуре староверов ясно видны два слоя: культурный слой, отражающий учение и мировоззрение данной секты, и второй - русская традиционная культура.

Монополия церковников на образование и грамотность стала уходить в прошлое. В городах повысился процент грамотных людей. Больше стало выпускаться книг. Тиражи Московского печатного двора насчитывали десятки тысяч экземпляров, среди которых заметное место занимали своды законов, уставы, учебники. В России появились иностранные книги, нанимались за границей специалисты, детей посылали за границу на учебу.

Л.А. Кацва. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XVII ВЕКЕ

Документ 2

" Бояре, за исключением немногих, не терпели его за постоянное вмешательство в мирские дела и за резкие выходки. Духовенство было озлоблено против него за надменность, строгость и притеснения, которые терпело оно от его приказных. Никон требовал от священников трезвой жизни, точного исполнения треб и, сверх того, заставлял их читать в церкви поучения народу - новость, которая не нравилась невежественному духовенству. Для Никона ничего не стоило священника, за небрежность в исполнении своих обязанностей, посадить на цепь, мучить в тюрьме и сослать куда-нибудь на нищенскую жизнь. Патриарх был суров в обращении: " У него, - говорили духовные, - устроено подобно адову подписанию; страшно к воротам приблизиться". Нельзя было явиться перед ним без трепета: " Знаете ли, кто он, - говорили священники, - зверь лютый, медведь или волк? "...

" В челобитной, поданной государю на Никона, говорилось: " Видишь ли, свет премилостивый, он возлюбил стоять высоко и ездить широко". Указывая на его вмешательство в мирские дела, духовные выражались: " Он принял власть строить, вместо Евангелия - бердыши, вместо креста - топорки на помощь государю, на бранные потребы". Русские архиереи, участвовавшие вместе с Никоном в преобразованиях, также не терпели его за гордое обращение. Была у Никона одна сильная подпора в царе, но скоро он потерял и ее. "

Глава 4. ПАТРИАРХ НИКОН Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

 

" Ты, великий государь, - писал он, - через стольника своего Афанасия Матюшкина прислал свое милостивое прощение: теперь же слышу, поступаешь со мной не как с прощенным, а как с последним злодеем. Ты повелел взять мои вещи, оставшиеся в кельи, и письма, в которых много тайного, чего не следует знать мирянам. Удивляюсь, как ты дошел до такого дерзновения. Если тебе, великий государь, чего нужно было от нас, то мы бы для тебя сделали все, что тебе подобает. Все это делается, как мы слышали, лишь для того, чтобы у нас не осталось писания руки твоей, где ты называл нас великим государем. От тебя, великий государь, положено было этому начало. Так писал ты во всех твоих государевых грамотах; так писано было и в отписках всех полков к тебе и во всяких делах. Этого невозможно уничтожить."

Глава 4. ПАТРИАРХ НИКОН Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.